Предсерийный образец

В поселке Новозавидово Тверской области начато мелкосерийное производство перспективного снегоболотохода «Атлант». Нас пригласили на «обкатку» машины

Кажется, еще совсем недавно главными покорителями арктических широт и зыбких просторов клюквенных болот были построенные вручную в гаражах энтузиастов самобеглые коляски с мотоциклетными моторчиками от «Урала» или «Ижа» и колесами, сооруженными из камер грузовика. Но сегодня многое изменилось – вездеходы на шинах низкого давления шагнули далеко вперед. Во-первых, их выпускают практически серийно, а во-вторых, производители позиционируют свою технику не только как транспорт для Крайнего Севера, но и как машины, которые могут пригодиться охотникам, рыбакам, геологам и почтовикам на всей территории нашей необъятной Родины. На встречу с одним из таких предсерийных вездеходов, носящим имя мифологического гиганта, поддерживающего небесный свод, мы и отправились в Тверскую область.

Было около девяти утра, когда, пробившись сквозь дачно-суббот-ние пробки, наш тестовый «десант» наконец добрался до поселка Новозавидово Тверской области. Поиски оказались недолгими, и буквально через несколько минут мы уже въезжали на территорию бывшего Завидовского завода металлоконструкций, а ныне Завода экстремального транспорта, или, проще говоря, ЗЭТ... Машину было видно издалека снегоболотоход «Атлант» поджидал нас возле сборочного ангара. Причем в первый момент мне показалось, что перед нами... бронетранспортер БТР-152 на шасси ЗиЛ-157, который по недоразумению вместо хаки выкрасили в синий «металлик». И действительно, конструкция несущего кузова «Атланта» повторяет конструкцию корпуса бронеавтомобиля. Правда, взамен бронестали здесь использован листовой алюминий толщиной 1,5 мм, а вместо сварки - заклепки. Внутреннее пространство корпуса машины поделено на два отсека перегородкой, в которой прорезано большое окно. Вход в передний салон осуществляется через две двери, расположенные по бортам, а в заднее «купе» можно попасть через большой откидывающийся вверх люк. В переднем отсеке без проблем размещаются четыре человека, включая водителя. За рулем вполне комфортно, все перед глазами и под рукой. И даже «жигулевская» панель приборов вполне удачно вписалась в интерьер.

Хоть папаху надевай

Между сиденьями проходит высокий короб, закрывающий карданный вал передней оси и привод коробки передач, а задний диван установлен прямо на туннель среднего моста. Тем не менее сзади очень даже просторно. Между коленями и спинками передних сидений есть достаточное пространство, диван мог бы вместить и троих, если бы этому «третьему» было куда поставить ноги, а в бортах имеются ниши, которые можно использовать как подлокотники. До потолка тоже далеко, хоть папаху надевай. Сразу за перегородкой во всю ширину кузова раскинулся моторный отсек; прикрытый плоским «капотом» из шестимиллиметрового листа фанеры,оклеенного теплоизоляцией. Кстати, несмотря на эпические размеры мотоотсека, за ним еще осталось место для двух откидных скамеек, установленных по бортам. В общем, два человека разместятся там без труда, а при необходимости можно «утрамбовать» и четверых. Что же касается «капота», то его вполне можно использовать для перевозки груза. Вот только крепить последний не к чему. И еще одно замечание из той же области: в салоне совершенно нет ручек, за которые экипаж мог бы держаться при езде по ухабам! Зато в полу заднего отсека, под откидной лавкой, обнаружилась ниша, очень удобная для хранения инструментов. Но радость вскоре сменилась недоумением - после преодоления первой же водной преграды внутрь «инструментальной» набралась вода, которая так там и осталась! Я уж не знаю, что и думать. То ли герметизация плохая, то ли эта ниша не для инструмента, а для живой рыбы...

Из элементов «роскоши» в базовой комплектации вездеход оборудован лишь отопителями. «Печек» целых три, но претензий нет только к передней. А вот место для «газелевского» отопителя заднего отсека выбрано очень неудачно - он установлен под левой скамьей. Когда дополнительное сиденье откинуто к борту, обогреватель, во-первых, мешает размещать груз, а во-вторых, его можно просто-напросто сломать. Для переднего отсека также предусмотрен дополнительный автономный подогреватель. Он расположен в моторном отсеке и через отверстие в перегородке дует аккурат в район... седалищной мышцы правого заднего пассажира! Кстати, аналогичной мускульной доле пассажира, сидящего слева, приходится тоже несладко. Здесь «образованию хрустящей золотистой корочки» способствуют ничем не прикрытые трубки переднего отопителя.


Николай НИКУЛЬШИН
Координатор Проекта «Z». Участник подъема на Эльбрус на Land Rover Defender

Транспорт для экстремальных экспедиций

Началось это еще в восьмидесятые годы, когда я, работая на Чукотке в геологии, задумал доехать на серийном УАЗе до Москвы, что с успехом и проделал в 1988 году. Тогда же родилась идея проехать через Берингов пролив на Аляску. После этого появился проект «Триконт», идея которого состояла в том, чтобы проехать на «Нивах» по трем континентам. А далее было участие в проекте Чукова «Полярное кольцо» на подобной технике на пневматиках низкого давления. Мы прошли с ним два первых этапа. На основании опыта этой экспедиции и родился наш первый вездеход. Потом было сделано несколько машин для заказчиков с Ямала и Чукотки. А вскоре появился небольшой вездеход, который можно считать предком «Атланта». Возникла идея наладить производство, и, естественно, появились финансовые трудности. Обратился в «Автодом», который был нашим спонсором при подъеме на Эльбрус, к Костину Андрею Борисовичу. Он очень заинтересовался, так три года назад появился Проект «Z». Был разработан экспериментальный вездеход, пока носящий рабочее название Проект «Z», работы над которым продолжаются. А теперь вот выкуплен Завод экстремального транспорта и в планах - производство до трех тысяч вездеходов в год. Сейчас на базе экспериментального цеха ЗЭТа начинаем пробный выпуск параллельного проекта вездехода «Атлант». Для меня же самое главное в этом проекте - это создание транспортного средства, пригодного для участия в дальнейших экспедициях в экстремальных условиях.


А может быть, это Ford?

В движение вездеход приводит ся установленным сразу за сред ним мостом 1,8-литровым «атмосферным» дизелем Ford. Крутящий момент от двигателя передается на пятиступенчатую коробку передач от переднеприводного Ford. Причем этот агрегат с принудительно заблокированным межколесным дифференциалом в данном случае выполняет и функцию распределения момента между задним и двумя передними мостами. То есть крутящий момент с КПП через карданные валы передается непосредственно на межколесные редукторы (они также взяты с различных Ford). Ну а венчают все это «великолепие» удлиненные приводные валы и колесные редукторы (на сей раз оригинального производства). Есть в трансмиссии и агрегат, сделанный специально для «Атланта». Дело в том, что выходов из коробки переднеприводного автомобиля всего два, а осей целых три. Чтобы решить эту математическую задачу, применили следующую конструкцию: передний и задний мосты подключили напрямую к главной передаче, а средний через дополнительный редуктор -к валу передней оси. Но, как показали пробные заезды, это решение на «троечку». Впрочем, по-другому и не могло быть. Такая схема устанавливает неразрывную и, что самое неприятное, жесткую связь между всеми мостами, а это, в свою очередь, неблагоприятно отражается не только на управляемости вездехода, но и на его... экологических свойствах. Ведь кинематическое несоответствие, возникающее при качении колес разных мостов, должно компенсироваться их проскальзыванием по грунту, а это ведет к повреждению крайне ранимого почвенного покрова тундры.

Новая ветвь эволюции

А теперь перейдем к самому интересному. Шины, устанавливаемые на «Атланты», в сущности, представляют собой новую ветвь эволюции «пневматиков» низкого давления. В своей основе они имеют два слоя синтетического корда, протектор отформован в специально изготовленной пресс-форме, а не нарезан вручную, как «треко-ловский». Несколько слов необходимо сказать и о тормозах. Все исполнительные механизмы - дисковые, но установлены они только на колесах среднего и заднего моста. Спереди их нет. Пока нет. Конструкторы в скором времени планируют установить на машину довольно простую, но эффективную систему имитации блокировки переднего моста. На выходные валы дифференциала вскоре будут смонтированы дисковые тормоза, которые могут приводиться в действие по отдельности для правой и левой стороны рычагами с места водителя.

Национальные особенности доводки

Здесь нужно сделать небольшое отступление, чтобы пролить свет на положение дел в... отечественном автопроме. Как вы думаете, куда деваются предсерийные образцы, собранные, как правило, «на коленке», но практически неотличимые от серийной продукции? Ездят до изнеможения на испытаниях, чтобы потом быть разобранными до винтика и досконально изученными? Верно. А еще? Гниют на задворках заводов? Совершенно правильно. А еще? Как это - больше некуда? А розничная продажа? Понимаю, что не укладывается в голове. Но чтобы все встало на места, просто вспомните, каковы особенности ведения бизнеса в России. Да-да, это я все к тому, что с нашим подопытным произошла аналогичная история. Являясь, по сути, опытным образцом, он уже имеет владельца, который вместе с фирмой почти год доводит его до ума. Именно с учетом данного факта мы и не стали делать упор на недостатки, которые являются следствием «несерийности»...

Промежуточные овраги

Ездовую часть теста было решено начать с водных процедур. Сев на водительское место, сразу же отмечаю, что без прокола по части обзорности не обошлось. Передняя стойка настолько широкая, что за ней без труда «прячутся» не только передний габарит кузова, но и человек, стоящий прямо перед передним колесом. В общем, нужно быть повнимательнее, тем более что нам пора выдвигаться в сторону озера для заплывов... Но только мы отъехали от базы, как дорогу нам «перебежал» очень «аппетитный» овражек. Просто взять и проехать мимо мы, естественно, не смогли. Первая передача, газ в пол, и машина пикирует вниз. Без «потрясений» упав на дно (спасибо подвеске), начинаем подъем. Газ, и мы почти наверху! Но в самый ответственный момент, когда нос машины уже был готов перевалить через край оврага, колеса предательски сорвались в пробуксовку. Делать нечего, пятимся... на дно. Вторая попытка, и непокорная «высота» взята! А если попробовать в обратную сторону и к тому же задним ходом? Тоже получилось...


Андрей ПЕРЕСКОКОВ
Заказчик вездехода

Транспорт для тундры

Первую машину я взял для выездов на рыбалку. У меня к этому времени был вездеход ГАЗ-71, но сейчас на нем проблематично выезжать в тундру - надо брать разрешение. А на этой технике можно. После двух лет эксплуатации выявились следующие минусы. В первую очередь - размеры. Машина слишком узкая и низкая. И, во-вторых, узкие колеса (весной они проваливаются). Так что основные требования связаны с изменениями размера машины и установкой больших колес. Собственно, «Атлант» стали строить под эти колеса. И старую свою машину я бросать не собираюсь, буду переделывать, в первую очередь менять колеса на более широкие.


Врожденное умение плавать

Добравшись, наконец, до воды, «Атлант» показал себя во всей красе. Сход в воду и выход из нее он выполнял играючи. На «полуплаве» (когда машина уже не едет, но еще и не плывет) можно было включать любую передачу и двигаться на любой скорости! Камышовые заросли податливо расступались в стороны и ложились ковром под плоское днище. Сразу видно, что здесь «Атлант» в своей стихии. Главное, за буйки не заплывать... Поскольку скорость на плаву не превышает 2-3 км/ч, то в реках с хорошим течением или при сильном ветре дальние заплывы могут окончиться выносом в «открытое море». Я уж не говорю про почти стопроцентную вероятность того, что придется искать выход на берег совсем не в том месте, где планировалось.

Продолжение достоинств

Далее наш путь лежал через поле. Скорость - около 30. И тут неожиданно машина начинает прыгать с возрастающей амплитудой. Гасим скорость и начинаем анализировать. Под колеса нам попались поперечные неровности, расположенные с равными интервалами между ними и по форме напоминающие растолстевших «лежачих полицейских». Видимо, это следы работы какой-то сельскохозяйственной техники. Причем кочки оказались расположены с таким интервалом, что машина просто вошла в резонанс. И виной тому не плохой подбор амортизаторов (установленных на всех колесах), как это часто бывает, а низкая жесткость и большой внутренний объем шин. Амортиза-торы здесь бессильны. Что поделать, недостатки есть продолжение достоинств. Мало того, несмотря на то, что неровности были расположены перпендикулярно направлению движения, при их прохождении вездеход активно перемещался не только вертикально, но и горизонтально. Но при этом машина не теряла курсовой устойчивости!

Он слишком мягкий...

При движении по полю открылся еще один серьезный недостаток. Корпус вездехода имеет очень низкую жесткость на кручение. Причем это можно определить даже на слух. Сразу после трогания с места в машине оживает целый «оркестр»: «играют музыканты» так громко, что порой заглушают рев мотора за стенкой. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. В конструкции корпуса нет ни одного элемента, который можно было бы назвать полноценным усилителем! Ну не считать же таковым перегородку между передним и задним отсеками (она не только выполнена из тонкого алюминиевого листа, но и имеет здоровенную прорезь - окно). Даже передние стойки, являю-щиеся элементом жесткости, передающим нагрузку на крышу в любом несущем кузове, здесь открытого сечения, без усилителя. Взяв за основу конструкцию БТР, конструкторы не учли,что в варианте бронемашины все нагрузки воспринимают толстые стальные листы. Кстати, в том же «Арктик-трансе» к вопросу подошли более творчески,взяв как источник вдохновения фюзеляж самолета со всеми его стрингерами и шпангоутами. Некоторые могут возразить, мол,скручивание кузова увеличивает артикуляцию мостов, тем самым улучшая проходимость. Да, увеличивает. Но в данном случае не настолько, чтобы это было заметно. А вот ресурс кузова подобная податливость снижает катастрофически! В общем, сколько он протянет на ухабах средней полосы России, одному богу известно.


ОБРАТНАЯ СТОРОНА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ НА ГРУНТ

Как уже было сказано в основном тексте, шины вездехода - это новая ветвь эволюции пневматиков низкого давления. Правда, и здесь не обойтись без неприятных мелочей. Но на сей раз это не конструктивный недостаток, а обратная сторона достоинств пневматиков низкого давления. Как известно, низкое удельное давление на грунт позволяет сберечь хрупкий плодородный покров тундры и значительно повысить проходимость в болоте. Но на раскисшем глиноземе низкое удельное давление скорее помеха. Такие колеса не способны продавить мягкий и очень скользкий слой и докопаться до твердого. В результате машина становится беспомощной. К тому же для того, чтобы шина могла беспрепятственно реализовать преимущества низкого давления, она должна быть очень гибкой, а значит тонкой. Но вслед за толщиной уходит и механическая прочность, что, собственно, и подтвердилось в ходе теста. Мы умудрились порвать покрышку, в общем-то, в безобидной ситуации...


Подражая Сперанскому

И вот еще какой момент. Не секрет, что излишняя податливость несущего кузова оказывает влияние на управляемость. Вернее, на полное ее отсутствие. При попытке изменить траекторию «Атлант» после продолжительной паузы сперва начинает поворачивать с тем радиусом, который задал ему водитель, но в какой-то момент машина самопроизвольно начинает распрямлять траекторию! Но на этом история не заканчивается: спустя мгновение «Атлант», как будто спохватившись, снова возвращается на заданную дугу! Вы не поверите, но за время прохождения одного поворота «настроение» у вездехода может смениться несколько раз! А какой крендель он выпишет в следующем вираже, не взялся бы предсказать даже Нострадамус. Виной всему, как я уже сказал, низкая жесткость на кручение кузова и... вышеописанная схема трансмиссии. Как следствие, успех маневров зависит не от действий пилота, а от постоянно меняющегося соотношения коэффициентов сцепления в пятне контакта каждого колеса каждой из осей. Если бы «Атлант» имел иную схему трансмиссии (например, жестко связанные средний и задний мосты и дифференциал в приводе передней оси, или, например, управляемый задний мост), то и при существующем кузове все было бы гораздо лучше.


Алексей Никульшин
Конструктор вездехода «Атлант».

Машину делали практически без чертежей

У нас была маленькая машина, сделанная с белорусами, а потом в соответствии с требованиями заказчика мы ее увеличили: кузов увеличили, колеса увеличили... Пришлось все переделывать, ставить бортовые редукторы. Подвеску на нее мы делали вместе с ребятами - делали, ломали, снова делали. Машину собрали практически без чертежей. Фордовские двигатель и агрегаты выбраны, так как они считаются «неубивае-мыми». На предыдущей машине у нас стоял мотор 1,6 л, и его не хватало, поставили 1,8 с большим крутящим моментом на низких оборотах. Сейчас будем дорабатывать бортовые редукторы.


Лес и... зеркало

И вот еще какое наблюдение: при проезде по лесной дорожке (ее ширина позволяла с легкостью пройти и подготовленному УАЗу) мы то и дело были вынуждены «косить» кусты и мелкие деревья. И в отместку потревоженная растительность нещадно молотила ветками по кузову и зеркалу, которое, как выяснилось, тоже оказалось не без греха. Точнее говоря, не без маленького недостатка... Это самое визуально-информационное устройство установлено на выносном кронштейне из толстого прутка, но закреплено не с внутренней стороны кронштейна (как это обычно делают на магистральных грузовиках), а с наружной. Результат подобного решения не заставил себя долго ждать: сам кронштейн держался в лесу молодцом, а зеркало сложилось после первого же удара и всю оставшуюся дорогу показывало стойку лобового стекла. Кстати, и кронштейн, и зеркало были только слева. С чего бы?..

Движение в аварийном режиме

А потом у вездехода «Атлант» развалился плохо затянутый привод коробки передач. Для тех, кто не в курсе: у машин такого типа он чаще всего представляет собой некую тросово-штанговую комбинацию, включающую несметное количество вилочек, пластиночек, гаечек и шайбочек. Поэтому даже в штатном режиме включение нужной передачи походит на попытку продеть нитку в игольное ушко. А в аварийном режиме все выглядит и вовсе экзотически... Водитель, пытаясь переорать ревущий мотор, сообщает механику, сидящему в заднем отсеке (вот она - обещанная польза от проема), какую передачу он хочет включить в данный момент. Тот, в свою очередь, проворно ныряет под «капот», после чего оба начинают синхронно орудовать тремя руками и двумя ногами. Клац! Вторая. Клац! Третья. Ну, и так далее...

Отсутствие блокировок

Надо сказать, что погода в день теста (особенно в его второй половине) выдалась довольно пасмурная. Но, увы, это не помогло нам найти хорошо заболоченный участок. Все пересохло в предыдущие засушливые недели... Единственное, что нам удалось отыекать, - это небольшой ирригационный канал с некой жидкой субстанцией на дне и рукотворную канаву, как бы поделенную на три части небольшими брустверами, в которой тоже что-то плескалось. Первое препятствие не вызвало никаких вопро-сов и было неоднократно преодолено под всеми возможными углами сходу и с места, как передним ходом, так и задним. А вот второе...

Расстояние между стенкой ямы и первым бруствером оказалось примерно равно наружной колесной базе вездехода. И когда «Атлант» съехал вниз под небольшим углом, переднее правое колесо уперлось в бруствер, а заднее левое все еще опиралось на стену. В результате в воздухе оказались сразу четыре колеса! Диагональное вывешивание... Если бы к нашему приезду на машину успели поставить хитрые тормоза передней оси, то вездеход просто перемахнул бы через насыпь и поехал дальше. Но увы. Отсутствие блокировок и недотянувшийся до земли средний мост заставили включиться в работу... с десяток человек. Минут через пятнадцать их труд увенчался успехом. Но мы на этом не остановились и решили повторить попытку. «Атлант» спрыгнул в яму, взмыл над злополучным бруствером, и в ту же секунду из-под днища раздался очень неприятный удар. Диагноз был скор и неутешителен -душа одного из колесных редукторов среднего моста отправилась в лучший мир. Пришлось разматывать лебедку... Благо на «Атланте» она - штатное оборудование.

Позвольте мне приобрести вседозволенность

А теперь по поводу произошедшей поломки... Справедливости ради надо сказать, что испытания «Атлант» прошел уже с неисправным редуктором. У механизма был громадный люфт, вызванный повреждением ступичных подшипников на предшествующих тестах (тогда эту машину заставляли даже прыгать). Добавьте сюда и боковые нагрузки, возникающие при повороте и при преодолении сложного рельефа. А, как известно, именно боковые нагрузки вызывают запредельные напряжения в сдвоенных конических подшипниках. И потом, на подобных препятствиях кратковременно возникает одновременный отрыв и передних, и задних колес («Атлант» как бы переваливается через среднюю ось). В этот короткий промежуток времени всю нагрузку вос-принимают детали трансмиссии среднего моста. Но даже этих мгновений хватило, чтобы окончательно вывести из строя поврежденный колесный редуктор. В общем, как видите, все достаточно просто и, увы... прогнозируемо. И вот еще какой момент: прочитав статью, вы, наверное, скажете, что я придираюсь к мелочам. Отнюдь. Задумайтесь, что мешает назвать наши «тазики» полноценными автомобилями? Правильно, те самые «мелочи». А ведь с проектировщиков вездеходов спрос особый. Если обычная легковушка встанет посреди дороги со срезанным ШРУСом, то водитель просто вызовет эвакуатор и отвезет машину в сервис. А случись такое посреди тундры - это уже вопрос жизни и смерти. Здесь мелочей быть не может. Тем более нужно учитывать то, что владелец такой техники, как правило, человек бескомпромиссный. По меткому выражению нашего обозревателя Дмитрия Ляховенко, среднестатистический покупатель вездеходов, насмотревшись рекламных роликов и «показательных выступлений», уверен, что приобретает не просто вездеход, а... вседозволенность.


КУЗОВНОЙ handmade

Как известно, в любом деле нет ничего важнее мелочей. И снегобо-лотоход «Атлант» - яркое тому подтверждение. Взять хотя бы корпус. Принципиально его конструкция аналогична корпусу БТР. Он прост в изготовлении и предоставляет широчайшие возможности по организации внутреннего пространства. К тому же имеются все предпосылки для полной герметизации (согласитесь, для болотохода это весьма актуально). Вот только одна мелочь. Листы, из которых собран корпус «Атланта», не толстенные стальные, а тонкие алюминиевые! Мало того, они не сварены, а склепаны. При этом во всем корпусе нет ни одного элемента, который можно было бы назвать полноценным усилителем! Сколько ухабов сможет пережить такой кузов до начала усталостных разрушений? Практика покажет, но думаю, что немного. Да и качество изготовления корпусов, мягко говоря, небезупречно. При попытке наклеить фирменный логотип нашего журнала на борта машины мы столкнулись с непредвиденными трудностями: на левый борт наклейка вписалась так, будто для нее там специально было предусмотрено место, а вот симметрично пристроить на правый борт такую же наклейку оказалось сложнее. Ее пришлось подрезать почти на два сантиметра! Объяснение такой «точности» изготовления нашлось быстро. В ангаре, в котором, собственно, и собирают вездеходы, мы не обнаружили ни одного чертежа! Как объяснили представители фирмы, строить по чертежам - себе дороже. Деталь, выполненная с соблюдением всех размеров и допусков, гарантированно не встанет на место, так как детали, с которыми она сопрягается, выполнить и установить точно в кустарных условиях невозможно. Проще вырезать по месту! Одним словом, handmade. После этого мы уже восприняли как должное, что по левому и правому борту расстояние между верхним рычагом подвески и резиновым отбойником различается сантиметра на два. В условиях штучного производства изготавливать полноценный стапель нерентабельно.



О ПРОЕКТЕ «Z»

Результатом работы ОАО АВТОРОС по расширению своей деятельности, нахождению и исследованию новых направлений, инвестиции средств в инновационные технологии стало создание нового автомобиля. В 2005 году в компании родился новый проект - создание и производство серийного вездехода Проект «Z». Была изучена и проанализирована ситуация в области автомобилестроения для условий бездорожья. Производимая для этих целей техника в России отличается в настоящее время рядом недостатков - конструкционных и эксплуатационных. Существующие мелкие производства увлечены созданием разнообразных собственных конструкций и ориентированы на использование узлов серийных автомобилей, производимых в России. В основу идеи положено создание абсолютно нового, не имеющего аналогов вездехода, вобравшего в себя новейшие отечественные технологии и научно-технические разработки. Цель Проекта «Z» - решение транспортных проблем в регионах с отсутствующей сетью дорог. Потенциальные потребители - геологи, нефтяники, газовики, военные, МЧС. Благодаря модульной конструкции и использованию разрабатываемых унифицированных агрегатов вездеходы будут оснащены колесными схемами 4x4, 6x6, 8x8. Мы придаем огромное значение продвижению Проекта «Z». С четкими целями, хорошими специалистами, сильной командой, гибким взаимодействием с потребителями и осознанием нашей ответственности мы имеем все возможности для прорыва наших технологий и становления нашей организации на передовые рубежи науки, техники и бизнеса.


Работа над ошибками

Ну что тут скажешь, по итогам нашего экспресс-теста вывод напрашивается невеселый. Машина откровенно «сырая» и требует доводки буквально по всем пунктам. То есть на сегодняшний день «Атлант» не самым лучшим образом приспособлен для перевозки людей и грузов, имеет трудности при преодолении сложного рельефа, отвратительно управляется и не обладает должным ресурсом. Хотя повод для оптимизма все же имеется. Собираясь уезжать, мы зашли в цех попрощаться и застали там «консилиум», по «горячим следам» проводивший «разбор полетов». Более того, на столе уже лежали несколько эскизов с возможными вариантами устранения недостатков. Похоже, что работа над ошибками уже начата...

Технические характеристики вездехода «Атлант» (данные производителя)
Грузоподъемность на плотных грунтах850
Грузоподъемность на слабо несущих грунтах600
Мощность дизельного двигателя70
Максимальный крутящий момент130/2500
Емкостьто пливного бака (основной+дополнительный)100+30
ШиныAVTOROS X-TRIM 49х23,5-21 LT 90F
Диапазон бочих давлений, кПа (кг/см20,02 – 0,5
Минимальное давление на грунт, кПа0,02
Максимальная скорость на шоссе /наводе (с установленным подвесным двигателем)50/5

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лабораторию «Русские вездеходы» МГТУим. Баумана (e-mail: aerolab@bmstu.ru)


Алексей ИСАЕВ, обозреватель и технический эксперт 0RD

ГЛАВНОЕ - ЭТО ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

При создании транспортных средств, предназначенных для движения по грунтам с очень низкой несущей способностью, перед их авторами всегда стоит задача максимально возможного снижения удельного давления на почву. Для этого, безотносительно к принципу движения: хоть на гусеницах, хоть на воздушной подушке, хоть шаговый механизм, надо, во-первых, увеличить площадь опоры, и, во-вторых, снизить массу транспортного средства при обеспечении достаточной прочности и энерговооруженности. Одним из способов решения первой части задачи является применение шин со сверхнизким давлением воздуха. При их создании очень трудно обеспечить их достаточную надежность при минимальном весе и сопротивлении деформации. Решение этой задачи сопряжено с целым рядом трудностей технологического характера. Надо отдать должное авторам Проекта «Z» и, как его производному, «Атланта». Они первые, кто стал создавать основу любого вездехода на пневматиках. Колеса снегоболотохода выполнены промышленным способом по нормальной технологии шинной промышленности, формируя протектор в пресс-форме. Другие производители используют обходные технологии, имеющие те или иные недостатки. До сих пор ближе всего к этому стоял «Трэкол», но они упустили лидерство в этой области, продолжая вручную нарезать протекторы своих покрышек практически кустарным способом, а получить таким образом при больших трудозатратах хорошо самоочищающийся рисунок протектора с удовлетворительными сцепными свойствами нереально. В связи с этим шины AVTOROS X-TRIM 49x23,5-21 LT 90F НС2 AVTOROS вкупе со специальными алюминиевыми дисками с фиксирующей борта вставкой являются большим шагом вперед к появлению вездеходов на пневматиках как действительно серийной продукции. Остается только надеяться, что ОАО АВТОРОС сможет сделать и следующий шаг в этом направлении и создаст полноценное конструкторское бюро и производственные мощности, которые смогут в полной мере реализовать заложенный на первом этапе потенциал. Главное, чтобы вектор развития и конструкции, и организации производства был правильный, а эта возможность пока не утрачена. Хочется надеяться, что опыт, полученный при конструировании и на испытаниях вездехода Проекта «Z», приведет к созданию жизнеспособной машины, которая будет в себе сочетать высокую проходимость, надежность, удобство и простоту в эксплуатации -качества, необходимые для действительно народнохозяйственного серийного вездехода.


текст: Михаил ИГНАТОВ
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты