Гонка вокруг озера

Внедорожный супермарафон «Ладога-трофи – 2007»

В начале июня в одиннадцатый раз состоялся культовый трофи-рейд российского бездорожья. Кстати, в этом году лишившееся пивного спонсора соревнование вернуло себе исконное название. «Ладога»… На старт вышли две сотни экипажей из 18 стран. Участникам предстояло, преодолев более тысячи километров, обогнуть одноименное озеро.

За годы безуспешных попыток посетить это приключение (сначала в качестве участника, затем в качестве зрителя, а после в качестве... кого-угодно) я смирился с мыслью, что для меня трофи-рейд «Ладога» так и останется чем-то далеким и нереальным... В общем, примерно такие воспо-мина-ния приходили мне в голову, когда я стоял напротив Исакиевского собора и наблюдал поистине интернациональный подбор участников, терпеливо и не очень ожидающих своего старта. И вот уже первые впечатления: удивил уровень подготовки автомобилей. Дело в том, что последнее время я по большей части снимал соревнования Чемпионата России и привык, что все участвующие автомобили более или менее похожи, технические решения отработаны и безумных полетов фантазии не наблюдается. А здесь, у Исаакия, напротив, царил дух эксперимента, и большинство автомобилей отличалось друг от друга как идейно, так и технической реализацией этих самых идей. И еще один характерный момент: в этом году был введен запрет на транспортировку спортивных автомобилей. Вследствие чего монстроподобные трофические «котлеты» отправились из центра Петербурга к месту старта... своим ходом. Исключение составляли только ATV. Их повезли к старту первого СУ на прицепах.

Переименуем болото?

На выезд участников из Питера ушло часа два толчеи в субботних пробках. Впору растерять весь спортивный азарт, но не время... В этом году гонка двигалась вокруг озера по часовой стрелке, и это означало, что в качестве первого СУ будет знаменитое болото «Неодолимое». Несколько лет назад значительная доля участников провела там не одни сутки кто в ожидании эвакуации, а кто в тщетных попытках самостоятельно выбраться из вязкого плена. Непосредственно со старта экипажи зачетов ТРЗ и «Прото» ушли на брод глубиной выше капотов. Таким образом, все гонщики сразу же вымокли до нитки. Вряд ли бы мне это пришлось по душе, будь я участником, но для фотографа это было то, что доктор прописал! Прямо по курсу болото «Неодолимое», которое для спортсменов за последние годы постепенно превратилось в болото «Одолимое» и большинству экипажей его прохождение не создавало серьезных трудностей. То есть засевшие экипажи остановило не болото, а технические поломки. Хотя нашлись и те, кто до сих пор считает, что чем больше газу, тем меньше троса разматывать на лебедке. Они разгонялись, ныряли в жижу, тут же застревали, разматывали заднюю лебедку, вытаскивали себя на берег и повторяли попытку (и так раз по восемь), постепенно продвигаясь на полметра-метр вперед! Но самое интересное началось, когда в силу удаленности от «берега» отработанное возвращение стало невозможным. После изрядной пробуксовки (наверное, чтобы окончательно сесть), начались экзерсизы с сенд-траками и хай-джеком. А между тем прототип Юрия Зуева (см.: Независимый кандидат. 0RD. 2006. №11-12), казалось, вовсе не заметил «Неодолимого». Вы не поверите, но экипаж не только ни разу не размотал лебедку, они еще и разгонялись!

Вне очереди

Постепенно гонка все больше удалялась от цивилизации в виде Санкт-Петербурга и приближалась к столь любимой мной Карелии. В лесу стали появляться камни, порой образующие скальные гряды высотой с пятиэтажный дом, тянущиеся на сотни метров. По одному такому творению сошедшего миллионы лет назад ледника и был проложен СУ-2. Кстати, на «Ладоге» этого года трассы всех классов (кроме «Гранд Туризм») были проложены по одному маршруту и различались только коридорами прохождения. Да и то отличия были лишь в болоте и лесных колеях. На камнях же все находились примерно в равных условиях. В общем, налицо был тот редкий случай, когда на первый план выходит мастерство пилота и его со штурманом взаимопонимание. И даже возможности автомобиля за редким исключением почти не имеют значения. Таким «исключением» стали « Нива» и Suzuki Vitara - параметры геометрической проходимости этих автомобилей отчаянно мешали взбираться на камни. Тем не менее оба экипажа, хотя и не без потерь, преодолели этот спецучасток. Ну а кульминацией дня был КП, расположенный на ЛЭП. Чтобы получить отметку на электронных чипах, выстроилась огромная очередь. Среди них оказался и известный гонщик Олег Романов... Так вот, изящно объехав очередь по совершенно немыслимой траектории (казалось, что «уши» там просто гарантированны), он сумел взять КП и заехал внутрь ЛЭП. Разумеется, этот трюк не прошел незамеченным. Вскоре очередей стало две. То есть самые отчаянные решили повторить опасную траекторию, но Олег к этому времени был уже далеко.


Маленькое, но коварное

Через несколько часов по этой же трассе пустили ТРЗ и «Прото». Но для них главным препятствием стало болото шириной около 30 м и длиной порядка 80-ти. Казалось бы, ничего серьезного, но при попытке разделить количество участников на ширину коридора становится ясно, что легко будет только первым десяти спортсменам. Так, собственно, и случилось. Надо заметить, журналисты особенно ждали два автомобиля: Юрия Зуева и Дмитрия Рузгуляева на автомобиле-копии. Возник спор - потребуются ли им лебедки. Потребовались, но как-то... необычно. Дело в том, что их механические лебедки работали примерно на 3-4 скорости и тем самым не давали прототипам времени на «погружение». В результате оба «одномарочных» болида проскочили болото на очень приличной скорости, тогда как конкуренты отчаянно продвигались буквально по сантиметрам. И тут произошло непредвиденное: очередной порвавшийся синтетический трос сработал хлыстом и ударил пилота другой машины! Причем последний сложился пополам и после еще минут десять приходил в себя. Хорошо еще, что трос не был стальным... Кстати, несмотря на то, что гасители были у всех экипажей (таково требование регламента), большая часть их покоилась в районе лебедки и не выполняла возложенных на них функций...

Огни большого лагеря

Закончился второй день «Ладоги», и уставшие участники потянулись в лагерь, который традиционно раскинулся почти на 1,5 км2. Кстати, это еще одна из особенностей трофи-рейда «Ладога» - лагеря, которые перемещаются вдоль озера вместе с гонкой. То есть за исключением двух «дневок» все остальные дни лагеря соревнования образуются каждый раз на новом месте. По признанию бессменного организатора соревнования Юрия Овчинникова, проблема экологии в гонке наиболее остро стоит именно в лагерях, а не на спецучастках. Представьте себе 200 экипажей участников и почти к каждому прилагается автомобиль технической поддержки, а еще машины гостей, журналистов и организаторов. Запросто может «набежать» 500 транспортных средств. А теперь попробуйте обустроить всех в одном месте и вообразите, что каждый второй разожжет костер. После снятия лагеря его территория скорее напоминала бы пепелище. Этим и объясняется категорический запрет на разжигание костров (в первый же день один экипаж был оштрафован на величину стартового взноса за нарушение этого правила). При этом можно свободно разжигать огонь в мангалах, если вы действительно хотите приготовить пищу на огне. К чести организаторов нужно сказать, что в большинстве мест стоянок так же был обеспечен вывоз мусора. Добавьте сюда бесплатный походный душ и туалеты, и станет понятно, почему многие участники приезжают на «Ладогу» всей семьей.

Брод через реку Стикс

На третий день участники приключения под названием «Ладога» пересекли границу Карелии. И сразу же изменились названия населенных пунктов: Ланденпохья, Сортавала, Пяткаранта... На этом СУ экипажи группы «Туризм» настолько быстро закончили гонку, что уже в 11-12 часов дня были на финише в лагере, но, как оказалось, машина секретариата, фиксирующая результаты... не смогла так оперативно добраться до места финиша. Из-за этого выстроилась огромная очередь. А тем временем на трассе ТРЗ и «Прото» произошел очень неприятный инцидент. Чудом не погиб пилот эстонского экипажа. Как рассказали очевидцы, при преодолении брода его прототипу потребовалась помощь лебедки. Штурман побежал цеплять трос и в это время услышал, как взревел мотор, и так как для этого не было никакой причины, а обороты по-прежнему были максимальные, он быстро вернулся к автомобилю и увидел, что пилот без сознания. На счастье рядом находился английский экипаж, члены которого быстро оказали первую медицинскую помощь эстонцу. Говорят, когда пострадавшего гонщика извлекли из автомобиля, он делал только два вдоха в минуту. Через некоторое время пилот очнулся, но не мог никого узнать и только через час его состояние нормализовалось и он стал рваться дальше в гонку. Конечно, его никуда не пустили... В общем, история повторяется. Уж сколько статей было написано в нашем журнале на эту тему (0RD. 2004. №1; 2005. №7; 2006. №9-10; 2007. №4, серия материалов «Брод через реку Стикс»), а воз и ныне там. А между тем все очень просто. Перед тем как преодолевать брод, обязательно обеспечьте доступ свежего воздуха в салон!

Дикие «туристы»

Следующие два дня гонки изобиловали водными препятствиями. Это и водопад Гремячий (его высота по последним измерениям достигает 17 метров), и знаменитый брод через реку Укса. Особенно тяжело пришлось автомобилям группы «Туризм» и ТР1. Многие из них были явно не готовы к бродам такого уровня, а у некоторых просто отсутствовали шноркели. Выходили из положения оригинальным способом: доезжая до глубокого места (а это там, где штурман начинал плыть), глушили двигатели и на электрических лебедках перетаскивали машины до берега или мелководья. Затем следовала сушка воздушного фильтра, а некоторые бензиновые машины смогли завести только благодаря эфиру. И еще один момент: поскольку в нескольких местах русло реки было довольно узким, не удалось избежать грубой контактой борьбы. Причем больше всего ее было отмечено в группе «Туризм», где вообще не предполагается соревновательная часть. Но так как каждый вечер на табло вывешивали время каждого экипажа, то иногда дело доходило почти до драк. Хотя, чтобы исключить подобные инциденты, достаточно было просто писать «зачет/незачет» без указания времени. Да и вообще, надо сказать, что группа «Туризм» оказалась, на мой взгляд, самой сомнительной. Дело в том, что многих не устраивал жесткий регламент группы ТР1 и эти спортсмены выбрали «Туризм». При этом единственная заводская команда УАЗ и вовсе поехала «соревноваться» вне зачета в «Туризме» на 35-х колесах и с двумя лебедками. И улья-новцы были далеко не одиноки в таком подходе. Таким образом, столь разношерстной компании людей с различной мотивацией и разноклассовыми автомобилями, как в «Туризме», не было ни в одной другой группе. Борьба накалялась все больше, и под занавес один УАЗ сорвался на подъеме и придавил руку штурмана к дереву. Результат - перелом. Отдельно хочется отметить дух взаимопомощи у квадроциклистов. По регламенту машины обязаны двигаться парами. Но помогали друг другу и соперники. По крайней мере, я ни разу не был свидетелем некорректного поведения у квадроциклистов, а их было не так уж мало - 22 участника.

Учитесь плавать!

Любопытный казус произошел и в группе ТРЗ. Первое препятствие представляло, казалось бы, самый обычный брод, но первая же машина едва успев стартовать, сразу же ушла под воду вместе с крышей. Удивленный пилот только успел заглушить двигатель и вынырнуть. Оказалось, уровень воды вместо того, чтобы упасть, как происходило все прежние годы после майской разведки, наоборот поднялся... Пришлось организаторам переносить место старта, исключив еще один интересный спецучасток.

Тем временем группы «Рейд», ТР1, ТР2 и «Туризм» преодолевали брод через ту же Уксу, но в другом месте. Бывалые участники знают, что эту реку не стоит пересекать по прямой, так как в центре находится высокая ступенька, которую очень сложно преодолеть, а те, кто не знает, -потратили не один час на эвакуацию утонувших и сломавшихся автомобилей с середины бурной реки. Трудно поверить в такое совпадение, но в какой-то момент в этом броду одновременно стояло пять (!) обездвиженных TLC 70! Кто-то схватил воды через воздушный фильтр, кто-то пробил бак и «глотнул» воды через топливо, а кто-то просто заглох. Конечно, дело не в ненадежности Toyota, а скорее в ее популярности среди участников.

Долгая дорога в дюнах

Постепенно «Ладога» дошла до своей «визитной карточки» - дюнной и пляжной гонок, проводимых в одном из красивейшей мест на всем побережье. Представьте себе дюны с сухими остовами деревьев и пляж с зыбучими песками. Но из-за технических проблем старт был перенесен на вторую половину дня и выступавшие последними участники ТРЗ и «Прото» стартовали уже в сумерках (насколько это возможно во время белых ночей). На этот раз они «отжигали» явно уверенней и быстрее обычных фаворитов этих гонок - стандартных автомобилей. А вот квадроцикли-сты осторожничали, боясь залить своих «железных коней». Что же касается всех прочих участников, то они регулярно глохли или застревали на довольно простых участках, и работы службе эвакуации хватало.

За Зуева обидно...

Последние два дня гонки прошли, как один. Отчасти это было связано с дополнительной дисциплиной - ночным ориентированием. Бесчисленные лесные грунтовки стали отличным полигоном. Степень подготовки автомобилей не имела никакого значения. В последний день выяснилась ситуация с экипажем Юрия Зуева и Сергея Волкова. Всю гонку они уверенно лидировали и, имея запас в 2,5 часа от ближайшего конкурента, берегли машину и ехали вполсилы. Но на седьмой день выяснилось, что за нарушения коридора в один из предыдущих дней их пенализоровали, и теперь их экипаж на втором месте. Конечно, в последний день Зуев постарался спасти ситуацию, но ему удалось отыграть только полчаса. Со стороны организаторов была признана задержка в проверке треков и оглашения результатов, но так как объявление результатов задержали всем, то протест Зуева был отклонен...

P.S. В этом году впервые за все время проведения трофи-рейда «Ладога» награждение победителей прошло не на Исаакиевской площади, а в последнем лагере. Знаете, это всех устраивало. И организаторов, и участников, и гостей. Что же касается меня, то, глядя на пламя прощального костра, я подумал: «Прошло каких-то восемь дней, и большая гонка вокруг озера, бывшая долгие годы моей несбыточной мечтой, закончилась. А вместе с ней закончилось, пожалуй, очередное самое интересное офф-роуд приключение в мире...»

текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7-8 июль-август 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты