Восточный фронт

Есть такая страна Китай, и там делают лебедки T-Max

Началась эта история около 60 лет назад. В те далекие годы еще мало кому известные американские производители только осваивали массовый выпуск электрических лебедок, а машины, на которые их устанавливали, хранили отчетливый запах пороха Второй мировой. Тогда никто не мог себе представить возможность нового противостояния. Но как бы там ни было, на рубеже веков над монополией первопроходцев лебедочного бизнеса нависла нешуточная угроза. Открылся «Восточный фронт»…

Разбираться в причинах происходящего и разведывать перспективы было решено, что называется, на месте. И вот мы в стане главного «противника» производителей американских внедорожных лебедок - Китае. Но сперва небольшое отступление - слишком уж много в последнее время писалось о китайских товарах, чтобы еще раз начать с объяснения причин разнообразия, количества и качества выпускаемой здесь продукции. Впрочем, коснуться этой темы нам все равно придется, но сделаем мы это чуть позже. Лебедка Т-Мах EW15000 (6800 кг) - четырехступенчатый планетарный редуктор и мотор 6 л.с. Но вернемся собственно к нашей поездке... Задача была поставлена достаточно четко. Требовалось понять, кто и что (речь идет о тяговых офф-роуд устройствах) производит в Китайской Народной Республике и соответственно откуда берутся эти удивительные брэнды на нашем многострадальном рынке. Также неплохо было бы попробовать обрисовать перспективы для «взрослых» производителей. Но поскольку Китай - страна, мягко говоря, немаленькая, и облазить ее в поисках нужной информации за неделю не получится, требовался какой-нибудь тактический ход. В конце концов было принято решение начать с выставки, где ожидалось присутствие всех крупных игроков китайского рынка внедорожных лебедок.

Ставка на внешнее сходство

Гигантская даже по китайским масштабам выставка-ярмарка достижений китайской же индустрии была развернута на колоссальной площади в городе Гуанчжоу. Несколько тысяч компаний представляли такой ассортимент продукции, что устроители даже «побоялись» выпустить бумажный каталог и ограничились электронной версией. Более того; непосвященному зрителю могло показаться, что лебедки делают едва ли не в каждой китайской деревне. Но это лишь на первый взгляд. Опуская подробности исследования, можно утверждать, что реальных производителей можно пересчитать по пальцам одной руки. Впечатление массовости создают мелкие фабрики, предлагающие разного рода копии, как правило, ограничивающиеся лишь внешним сходством. Такие лебедки отличаются более низкой ценой и непроработан-ной конструкцией. Что уж тут говорить о надежности? Разумеется, это создает изрядные проблемы для компаний, вкладывающих немалые средства в разработку новой продукции, технологии производства и поддержку своего имени. Но об этом чуть позже. Задача, как вы понимаете, упростилась. Но в силу того, что только один китайский производитель выпускает лебедки под известной всему миру маркой, мы, закончив первую (вводную) часть исследования, приступаем к главному блюду.

Китайская хитрость

Сотрудники компании, сопровождавшие меня на выставке, торопили: «Давай, лети скорее -может, успеешь на переговоры с Superwinch». Правда, у меня тут же возникла мысль, что хитрые китайцы по секрету поделились со мной самой обычной... дезинформацией, направленной на повышение собственного имиджа. Подозрения усилились после того, как уже на заводе мне сказали примерно следующее: «Вот, если бы вы приехали часом раньше...» Ну да ладно, оставим в покое Superwinch и поговорим лучше о китайской составляющей мифических «переговоров». Итак, полное название фирмы Т-Мах (Hangzhou) Industrial Company Ltd. известно лишь в Китае и говорит оно, с одной стороны, о географическом положении завода в живописнейшем городке Гуанчжоу, а с другой, наводит на мысль о наличии каких-то еще Т-Мах. И вы не поверите, но так оно и есть! Фирма представляет собой целый холдинг, включающий производственные мощности трех заводов (выпускающих разнообразное оборудование, в том числе предмет нашего исследования) и крупную торговую компанию (экспорт промышленного оборудования во многие страны мира). Вообще-то Т-Мах была основана в 1992 году, и, по словам его генерального директора господина Жанг Зон-га, первые 10 лет ушли на то, чтобы подойти вплотную к репутации одного из мировых лидеров в производстве автомобильных лебедок. Кстати, свой рассказ о компании директор начал еще по дороге из аэропорта, куда он приехал лично встретить представителя российского внедорожного журнала...

Музей лебедки

Завод расположен в удивительно красивой... промзоне, окаймленной с одной стороны современным автобаном, а с другой - горным массивом. Десятки тысяч квадратных метров строений включают в себя респектабельный офис, просторные цеха, исследовательский центр и даже общежитие для персонала. Но первое серьезное удивление ожидало меня в огромном зале для переговоров, где разместился небольшой «музей», знакомящий гостей с историей и сегодняшним днем... лебедки. И что же вы думаете - после знакомства с экспозицией версии о происхождении той или иной «известной» модели, выдвигаемые отечественными «специалистами», отсеялись, и в результате стала вырисовываться достаточно четкая картина.

Вообще-то известная лишь в узких кругах аббревиатура О.Е.М. (Original Equipment Manufacturer) раскрывается здесь весьма красноречиво, но это «раскрытие» лишь подтверждает множественные догадки пользователей... Да, очень многие лебедки производятся на этом заводе по специальному заказу весьма влиятельных в офф-роуд мире компаний. И тут я не мог не вспомнить один из опусов, прочитанных мною в одной из Интернет-конференций. А вспомнив, я поделился его содержанием с господином Зонгом. Суть его состояла в следующем: «Т-Мах - копия лебедок одного из известных американских брэндов». Мы как раз стояли у данного экспоната. Жаль, автор не видел реакции директора...

Для американцев мощнее

Основное производство Т-Мах занято выпуском нескольких хорошо известных российским любителям бездорожья серий лебедок. «Off-road» - классическая лебедка с тяговым усилием от 6500 до 12 500 фунтов. «Outback» -последняя генерация лебедок, получившая модернизированный блок управления, пришедший на смену обычным соленоидам и имеющий, по словам производителя, 10-кратное преимущество по ресурсу (в этом году к серии добавилась самая мощная представительница семейства- EW15000). Кстати, обе эти серии хорошо известны не только в Китае и России, но и в Европе и США. К слову, объем продаж исчисляется десятками тысяч лебедок Т-Мах в год. И вот еще какой момент -война за умы и кошельки на просторах мирового бездорожья, помноженная на массовое «перевооружение», дала право американскому дистрибьютору вносить изменения в конструкцию лебедок. И вот что я имею в виду: для американского рынка обе серии поступают с моторами 6,6 л.с. и соответственно с большим тяговым усилием. В результате лебедка EW 9500 в США уже значится как EW 10000.

Серия рок-кроулинг

Также для специфических нужд американцев была выпущена серия «Competition», особо востребованная среди адептов рок-кроулин-га. Основное отличие - синтетический трос и алюминиевый клюз (до сегодняшнего дня лебедки комплектовались уже в США силами дистрибьютора). Кроме того, лебедки этой серии получили яркую узнаваемую внешность за счет корпуса желтого цвета. И вот еще информация к размышлению: нежелание руководства завода рисковать качеством троса привело к покупке технологической линии по производству синтетического троса непосредственно на заводе(пусконаладочные работы, проводимые испанскими специалистами, ваш покорный слуга наблюдал в первый день визита). Обещают, что в других странах (включая Россию) эта серия лебедок появится уже в текущем году.

Секретная лаборатория

В лаборатории исследовательского центра, которую мне с очень большим «скрипом» (то есть без права вести фото- и видеосъемку) все-таки разрешили посетить, заняты не только контролем собственной продукции, ной... испытанием аналогичных изделий компаний-конкурентов. Причем, по словам сотрудников лаборатории, через их руки (а вернее, стенды) прошли лебедки всех известных марок.

Хочется упомянуть и вот еще какой момент. В силу особенностей (а вернее, мягкости) китайского законодательства в области патентного права копирование лебедок Т-Мах другими китайскими компаниями сегодня, увы, является чуть ли не нормой. А вот «заимствование» мировых достижений для самой Т-Мах неприемлемо по причине международного статуса компании и строгости законов вне Китая. С другой стороны, может, оно и на пользу. По крайней мере 15 лет работы в таком стиле не преминули сказаться на нынешнем положении вещей.

P.S. «Партизанское офф-роуд движение» на Дальнем Востоке сегодня превратилось в настоящий «Восточный фронт». Наступление идет по всем направлениям, и, судя по всему, прежние флагманы вскоре будут вынуждены потесниться. Станет ли и этот фронт решающим? Увидим...

текст и фото: Денис КОЛОДКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты