Праздник непослушания

«Весенний призыв», или самое массовое мероприятие на российском бездорожье. Тульская обл.

Помните, как вы были детьми и как строгие родители запрещали вам возиться в грязи? И какое это было наслаждение – ускользнуть от их надзора, промокнуть, перемазаться, но все-таки выстроить из мягкой после дождя глины запруду и фантастический замок? А если не помните, то приезжайте на любой из «Призывов», и то детское восприятие мира вернется к вам во всей яркости красок.

Когда осенью 2002 года в клубе «Товарищество альтернативного офф-роуда» задумывали провести первое мероприятие, главной целью которого было привлечение новичков во внедорожный спорт, они, конечно, не предполагали, что «Призыв» станет не только ежегодным, но и самым массовым мероприятием на российском бездорожье. Они просто выдумали антураж и правила. Мы хотим набрать новых рекрутов? Значит, мероприятие будет называться «Призыв». А поскольку армейские призывы, как известно, бывают весенние и осенние, то пусть и у нас будет так же. Новичков на стандартных автомобилях назовем «призывниками» или «детьми», а ветеранов бездорожья с их подготовленными «монстрами» в соответствии с армейской традицией – «дедами». И тех и других выпустим на трассу ориентирования, а на следующий день – на полосу препятствий. Успех самого первого «Осеннего призыва» превзошел все ожидания. Дальше все пошло по нарастающей… И вот – юбилейный, десятый, «Призыв». Тульская область, пойма речки Осетр, окрестности Веневского монастыря...

В пойме реки Осетр

До лагеря я добрался безо всяких проблем и приключений. Вот и последний поворот, пыльная грунтовка, ведущая вдоль лесополосы, и две штабных палатки. Последние несколько сот метров я ехал очень медленно: вдоль лесополосы длинной вереницей стояли машины, а около них то и дело попадались знакомые лица. Со многими из этих людей я не виделся достаточно давно, так что просто не мог проехать мимо, не перекинувшись несколькими словами. Около штаба изнуренная жарой организаторская команда принимала заявки и проводила техническую инспекцию. Сколько экипажей уже заявилось? Более двухсот. И конца участникам пока не видно... А ведь инспекции будут продолжаться и утром первого дня соревнований…

Надо сказать, что место для лагеря (точнее – лагерей) парни из ТАО(б) нашли просто потрясающее. Террасы поймы речки Осетр пестрели разноцветными палатками. Чтобы попасть к месту базирования, нужно было спуститься по бугристому грунтовому склону и пересечь неглубокий бродик с каменистым дном. Кстати, спускаясь на второй передаче вниз, к броду, я радовался стоявшей в течение последних дней жаркой солнечной погоде. Пара дождливых дней – и выбраться обратно на асфальт было бы весьма непросто не только для многочисленных легковушек, но и для стандартных внедорожников. Впрочем, впоследствии оказалось, что у хорошей погоды есть не только положительные стороны.

Стартуем с… финиша

Первый день соревнований начался с казуса. Я как раз приехал на старт второй «детской» трассы. Конечно, начинать соревнования в срок – отнюдь не в традициях «Призывов», но тут первая машина отправилась на трассу точно в оговоренное регламентом время. Я снимал уходящие машины и радовался тому факту, что организаторы подумали о фотографах и поставили баннер с эмблемой «Призыва», как ту избушку на курьих ножках: «к лесу передом, к судьям – задом»…

Кстати, состав участников в категории «дети» получился совсем даже не детский. В этой категории стартовали многие участники «Трофея России», в том числе – семейный экипаж Мартьяновых, опытный Михаил Борисов на глубоко модифицированном УАЗе, лишившемся кузова, зато получившем двигатель V8 (правда, на этот раз он поставил своего монстра на кажущиеся крохотными колесики штатной размерности). Одним словом, среди «призывников» оказалось множество людей, давным-давно не явля-ющихся новичками.

Ну, так вот, возвращаясь к вопросу «заботы о фотографах»… После того, как на трассу отправилось уже десятка три машин, я услышал отчаянный крик: «Парни, да что же вы делаете? Вы же их с финиша отправляете! У них же легенда «биться» не будет! Вот же коридор, совсем в другую сторону!» В этот момент на старт с недоумением начали возвращаться первые из стартовавших. Конечно, мне было интересно узнать, чем все закончится и как выкрутятся организаторы – но времени уже не было. Пора было ехать на точку сбора, к штабным палаткам. Оттуда пресс-конвой должен был стартовать к точкам «дедовской» трассы.

Я разочарован

Конвой действительно получился внушительным: более десятка машин с телевизионными съемочными группами, фотографами, представителями местной прессы… Мы ехали по полевым дорогам, и пылища стояла, как на «Дакаре». Но вот и первая точка. Телевизионщики тут же пристроились писать «стэнд-ап» с полным пафоса текстом про «героических покорителей бездорожья», я расчехлил фотоаппарат… и тут же его опустил. Дело в том, что фотографировать было… нечего.

Представьте себе: узкий овраг, через овраг лежит поваленное бревно, а на бревне – отметка. Когда организаторы размечали трассу, подобраться к самой точке, не используя лебедку, было просто нереально. Но «великая сушь» сделала склоны овражка твердыми, как камень, и участникам оставалось просто съехать в овраг, сделать снимок и выехать. Ладно, движемся дальше…Еще одно болотце в лесу. Здесь та же картина – да, есть некая грязь глубиной по колесные диски, но подготовленные машины здесь просто едут… Последняя точка все-таки позволила мне сделать несколько снимков: хотя ее взятие не представляло никаких сложностей, чтобы подъехать к стоящей на излучине ручья березе, нужно было преодолеть пару бродов. В результате в лагерь я вернулся, буквально пропитанный пылью и очень разочарованный. Если по всей трассе дела обстоят так же, как в тех местах, где я был, то трофи-рейд автоматически превращается в ралли-рейд, и вскоре в лагере должны появиться разочарованные «деды», пролетевшие дистанцию за какие-нибудь час-другой.


Инна МАРТЬЯНОВА
Девятикратный участник «Весеннее-осенних призывов»

Это требует чудовищного мужества

Великолепные парни из ТАО(б) в очередной раз, не пожалев сил и ресурсов, собрали здесь совершенно невероятное количество народа. Собрали, развлекли, дали возможность покататься. Я понимаю, что спортивная составляющая не совсем удалась. Например, «детсткие» трассы были отлично проложены, но «отсужены» кое-как. Предварительные результаты потому никого не интересуют, что они не имеют никакого отношения к реальности. Результаты в «дедах» тоже не без промашек, но они хоть более-менее нормальные. И все же от этой толпы народа я хочу выразить товарищам организаторам невероятную по масштабам благодарность. Так или иначе, «Призыв» - это большой слет единомышленников. Собрать их всех здесь, взять на себя ответственность, сказать: «Ребята, вы можете здесь гулять, веселиться и даже поездить по лесу», - само по себе это требует чудовищного мужества. 400 экипажей для такого рода события -огромная цифра. И все же мне понятно, что в таком виде «Призыв» делать не нужно. Его надо делать так, как проходил сегодняшний день, а все эти профанации с большими ориентированиями пора отменять.


Шоу начинается

Я перекусил в полевом кафе и начал думать, что, собственно, делать дальше. Выпросить у кого-нибудь из организаторов легенду и ехать по «детским» трассам? Надеяться на второй день и «полосы препятствий»? И тут кто-то посоветовал мне подъехать на старт «детской» трассы № 1. Я отправился по указанному адресу и, как выяснилось, не зря...

Диспозиция такая: сразу после старта - брод через речку. Преодолевать его можно не абы как, а только в пределах ограниченного ленточками коридора. Причем проходить брод можно либо в лоб, либо слева, по бровке. У обоих способов есть свои достоинства и недостатки. Въезд на бровку можно было осуществить по достаточно пологому, но очень скользкому склону. Здесь нужно исключительно точно работать и газом, и рулем. Малейшая ошибка - и все, автомобиль на боку. Что же до штурма в лоб, то он может просто не получиться. Наверное, первые участники проехали здесь достаточно легко, но они накопали ям под невысоким обрывчиком. Как следствие, положить машину стало возможным и в этом месте.

Когда я подъехал, шоу было в полном разгаре! Вот экипаж Land Rover Discovery выбирает левый (в смысле, по левой бровке) вариант действий. Секунда - и машина уже лежит на боку, а кто-то из зрителей галантно подает руку барышне-пилоту, выбирающейся из окна, как из люка танковой башни. Но это было только начало - за то время, что я провел на пятачке около брода, этот «подвиг» повторили еще как минимум пять или шесть экипажей!

Но вот некоторые действия участников меня просто поразили. Как вам, например, такая картинка. На максимальных оборотах одна из «Нив» обрушивается в брод и со всего маха... впечатывается в отвесный обрыв, а ветровое стекло буквально вспухает сетью трещин. Естественно, штурман не был пристегнут, и это его непутевая голова стала причиной разрушений. Итог - легкое сотрясение и резаные раны... Нет, я понимаю, что «праздник непослушания» и все такое, но голова нужна не только для того, чтобы выбивать ею стекла. Хорошо хоть, что с медицинским обеспечением мероприятия был порядок. В лагере, например, развернули мобильный госпиталь медицины катастроф Службы спасения Красного Креста! И, как оказалось, не зря. Этот эпизод был не единственным.

Веселые старты

Второй день «призывной кампании» был обозначен в регламенте как «соревнования по отдельным дисциплинам» (в обиходе он получил название «Веселые старты»). Ровно в полдень начались заезды на полосе препятствий для «дедов». Собственно говоря, главным препятствием стал тот самый брод, где вчера столь задорно кувыркались «призывники». После брода участникам предстояло подняться на склон, развернуться и спуститься к тому же броду по другому коридору, но, как оказалось, это было уже то, что называется «доезд». Все решал именно первый брод. Первым стартовал Range Rover тверской команды «Мощщ». Парни проскочили водную преграду легко и непринужденно. «Вот и все», сказал кто-то позади меня. «Мы видели заезд победителя». Так оно и вышло - больше с первого захода через брод никто не прошел. Кому-то понадобилась целая серия штурмов обрывистого бережка, кому-то пришлось разматывать лебедку, кто-то и вовсе положил машину набок... А вот выступлений на «детской» полосе я практически не видел. Дело в том, что организаторы решили провести еще одно короткое ориентирование, в котором приняли участие десять лучших (по результатам первого дня) экипажей «из дедов». Победитель этого мини-ориентирования получал почетное звание «су-пердед». И кто же его заработал, как вы думаете? Правильно, экипаж все того же тверского Range Rover!


Андрей КАРАЕВ
Победитель «Весеннего призыва-2007»

Победа здесь -это нечто особенное

«Призыв» мы катаем давно, но вот победить тут нам удалось впервые. Это такое сложное дело, мне кажется, что даже участникам Чемпионата тут будет непросто. Очень уж много машин, и многие сложности здесь -это результат количества участников. Машины разделены всего на два класса, а уровень в пределах классов очень разный. Но мы сейчас на машине уровня ТР2 выиграли у ТРЗ и «Прото», причем с приличным отрывом - полтора часа от второго места. Последние 10 точек мы просто летели. Слава Toyota! Мы реально долго стремились к этой победе. Нужно отдать должное организаторам. Мы ожидали столпотворения и очередей на точках, но ничего этого не было, организаторы всех очень правильно развели. Мне вообще организация понравилась, и легенды «бились». Нет, выиграть десятый, юбилейный «Призыв» - это действительно очень почетно. Нам доводилось побеждать на «Партизан-Трофи», в серии Offroad Challenge, но здесь - это нечто особенное. Нет, мы понимаем, что это не серьезный спорт, а большая тусовка, но и тусовку из 400 машин организовать - это настоящий подвиг.


Спасибо организаторам

А вот потом в лагере начался полный «раздрай». По идее, результаты первого дня должны были быть объявлены в четыре часа дня. Естественно, ни в какие четыре часа никаких результатов еще не было. Не было их в шесть, в семь и в восемь... Участники мотались по лагерю и пытались найти хоть кого-нибудь, кто сможет сказать, когда наконец будут объявлены результаты. Солнце неумолимо катилось к горизонту, когда на одной из организаторских машин появились предварительные итоги. И тут же выяснилось, что к реальному положению напечатанные на бумажках циферки имели отношение, мягко говоря, весьма опосредованное. Например, в графе «количество взятых точек» вполне мог оказаться стартовый номер. Или экипаж, проехавший все трассы с приличным временем и взявший все точки, мог обнаружить себя... на 169-й позиции. Оказалось, что в этом случае судьи просмотрели на сданной ими флэш-карте только одну папку со снимками взятых точек. В итоге результат удалось оспорить, и экипаж переместился со 169-й на... вторую позицию. И историй таких - не счесть.

Казалось бы, на награждении организаторам должна была противостоять озлобленная толпа разочарованных спортсменов. Ан; нет! Атмосфера на вручении призов осталась все такой же дружеской и благожелательной. Причина проста - на «Призыв» люди едут не столько за спортивными результатами, сколько для отдыха. Кстати, основную тональность обсуждения итогов соревнования в Интернете проще всего выразить одной фразой: «Спасибо организаторам!» И, тем не менее... Совершенно права Инна Мартьянова (она и ее постоянный штурман Константин Мартьянов оказались единственными, кто участвовал в девяти «Призывах» из десяти), говоря, что ТАО(б) нужно сохранить дух мероприятия, но менять формат. Слишком уж трудно справедливо судить ориентирование, в котором участвуют сотни экипажей. Вместо него стоит организовать несколько коротких и зрелищных СУ (вроде того самого брода в начале первой трассы).

P.S. Что-то мне подсказывает, что буквально через несколько месяцев состоится очередной «праздникнепослушания», но это будет уже осенью...

Константин ТРОШИН
Член оргкомитета

Людям нравится формат

Я являюсь членом клуба ТАО(б) с 2003 года и вместе со всеми принимал участие в организации весенних и осенних «Призывов». На этом мероприятии занимался в основном хозяйственной частью: размещением участников, обеспечением порядка в лагере, организацией старта и финиша. Сейчас вот будем думать по поводу уборки мусора - после нас все должно остаться чисто. Этот «Призыв» собрал рекордное количество участников, в районе 400 экипажей. Вот даже из Книги рекордов Гиннесса приезжали... Вообще удивительно, что у нас в клубе очень разные люди, и все же в течение пяти лет нам удается поддерживать вполне дружеские и рабочие отношения и из года в год проводить эти соревнования. Общее ощущение от этого «Призыва» у меня очень хорошее, и именно потому, что у участников впечатления по большей части положительные. Конечно, были определенные накладки. Людям понравился формат, то, что были дополнительные зрелищные заезды, причем практически прямо в лагере. Главное, чтобы те, кто к нам приезжает, были довольны. Что касается «Осеннего призыва», то я все же думаю, что он состоится. Да, сейчас вся команда организаторов очень устала, и от многих можно услышать: «Все, это последний раз». Но так было и раньше, а потом мы собирались и делали очередное соревнование.


текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты