Полярный экспресс

POLAR EXPRESS 2006 – экспедиция в Заполярную Сибирь

Текст: Леонид МИНДЕЛЬ
Фото: Владимир ПАВЕЛКО, Олег МАЙОРОВ, Леонид МИНДЕЛЬ

Как правильно встретить Новый год? Последнюю неделю декабря этот вопрос ежегодно в той или иной степени терзает умы всего прогрессивного человечества. Но, озадачившись этой темой задолго до наступления двенадцатого месяца, мы, вне всяких сомнений, оказались прозорливей. В общем, бой кремлевских курантов застал нас не где-нибудь, а на льду Обской губы! Но лучше обо всем по порядку…

Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Пермь – Екатеринбург – Челябинск – Тюмень – Тобольск – Сургут – Кагалым – Ноябрьск – Губкинский – Новый Уренгой – Ямбург – Надым – Салехард – Белоярский – Нягань – Ивдель – Качканар – Пермь – Ижевск – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва
(общий пробег 10 000 км)

Вот только не надо голословных упреков, что, мол, провели очередное эгоистично-бессмысленное мероприятие! Ключевых задач у экспедиции было не одна, а целых четыре! Во-первых, мы рассчитывали встретить Новый год в Ямбурге (что само по себе уже знаменательно), во-вторых, планировалось выяснить, существует ли дорога на Воркуту со стороны Салехарда, в-третьих, была намечена встреча с колонной внедорожников из Новосибирска, ну и, наконец, на пути следования наша группа собиралась посетить как можно больше региональных внедорожных клубов.

Подготовка к экспедиции заняла больше месяца. И вот ранним утром 24 декабря 2005 года два внедорожника успешно пересекли стартовую ленту Московской кольцевой автодороги. Наш путь лежал на восток.

Спасибо тебе, честная девушка

Леонид МИНДЕЛЬ, штурман Land Rover Defender 110, организатор экспедиции: «На мой взгляд, Север – лучшее место для отдыха. Может, я просто загорать не люблю?»
Сразу за Казанью обнаружилась невзрачная заправка с большим плакатом «Зимнее диз. топливо 13.50». Но мы на это не купились и доехали до нормальной заправки, где солярка стоила 16 рублей. Но когда пошли оплачивать, девушка на кассе спросила:

– Вы знаете, что у нас солярка по шестнадцать рублей?
– Знаем, а что-то не так?
– Нет, все нормально, просто рядом заправка, там по тринадцать! Только там она до минус двенадцати.
Большое человеческое спасибо тебе, честная девушка...

Пермь-36

До Перми добрались заполночь. Наши часы показывали 23.00, но пермское время на два часа обгоняло московское. После долгих поисков нашли гостиницу с охраняемой стоянкой. Из Перми в Екатеринбург мы отправились по новой дороге через Чусовой и Качканар. Сделано это было по двум причинам. Во-первых, дабы миновать многокилометровые пробки из фур, возникающие во время снегопадов на перевале (снег шел с самого утра), во-вторых, чтобы посетить Кучинский мемориальный центр истории политических репрессий. Вот и Кучино. Музей «Пермь-36». Охранник открывает тяжелые железные ворота, а за ними… Ребята, да это же зона! Бараки, вышки, прострельный коридор и колючая проволока. Несколько часов мы провели среди мрачных строений, послушали рассказ экскурсовода, осмотрели экспонаты, даже увидели фильм о системе ГУЛАГ. После этого долго ехали в тишине.

Что в имени тебе моем

В Екатеринбурге нас встретили Олег и Ирина Майоровы и Михаил Вязовцев из Екатеринбургского Off road Club. Их Land Rover Defender 90 стоял здесь же во дворе клуба, уже готовый к дальнему пути (ребятам предстояло вмести с нами пройти оставшийся маршрут). Наутро в автосалоне « Land Rover Краснолесье» прошла пресс-конференция с участием местных СМИ. Пока мы отвечали на вопросы любознательных корреспондентов, механики произвели необходимое обслуживание нашего автомобиля. Пестрый от наклеек, покрытый слоем грязи «110-й» с кучей барахла в салоне и нагруженным «с горкой» багажником гротескно смотрелся на фоне вылизанных автомобильчиков, висящих на соседних подъемниках.

Владимир ПАВЕЛКО, пилот Nissan Patrol Y61, фотограф экспедиции: «Я не знаю, что ищу в этом путешествии. Знал бы – не искал».
Сразу за городом мы заехали на заправку «Лукойл» и уже было хотели платить за топливо, но тут увидели, как водитель-дальнобойщик, матерясь, трясет пластмассовой бутылкой, в которой свежезалитая зимняя солярка находится в замороженном состоянии. «Известное название не есть гарантия качества», – изрек Павел, и я с ним полностью согласился.



Закрой форточку – дует

Добрались до Челябинска. Утром решили помыть машины, ведь впереди нас ожидали дороги, покрытые чистым белым снегом без примеси соли и реагентов, так зачем же везти в Сибирь грязь из Европы? Но найти в городе мойку с высокими воротами оказалось не так просто.

После обеда выехали в Тюмень. Я открыл окно, выбросил окурок и нажал на кнопку стеклоподъемника. Ничего не произошло.

– Пашка, у нас проблемы.
– Что такое?
– Окно не закрывается.

Немая сцена. За бортом-то двадцать… Останавливаемся. Какое-то время ковыряюсь в блоке управления стеклоподъемников, механизм оживает. Принимаем решение до возвращения в среднюю полосу отменить любые процедуры, связанные с открыванием окон. К вечеру добрались до Тюмени…

Ирина МАЙОРОВА, штурман Land Rover Defender 90: «Мне нравится путешествовать в отличной компании».
Дима?! Менделеев?!

На Тобольском тракте находится село Покровское. Знаменито оно тем, что в нем родился Григорий Распутин. Не посетить такое интересное место мы просто не могли, но культурное мероприятие, увы, не состоялось. Хозяина музея не оказалось дома, и нам пришлось отправиться дальше не солоно хлебавши.

Следующая остановка – Тобольск. Едем по городу. Что-то памятник Карлу Марксу как-то не сильно похож на «первоисточник». Постойте, так ведь это же Менделеев! В общем, Тобольск запомнился нам как город богатой истории и разных конфессий. Здесь очень много исторических зданий и культовых сооружений. Даже административные здания явно недавней постройки выполнены в старинном стиле. А вот жилые дома по большей части представлены банальными панельными девятиэтажками. Такой вот контраст.

Требуются понятые

Потеплело. Летящий навстречу снег моментально замерзает на лобовом стекле и существенно снижает обзор. Похоже, двойное стекло сыграло с нами злую шутку. У второго Land Rover тоже начались проблемы с обзором – одинарное стекло обмерзло с обеих сторон. Еще через час снег усилился, а скоро и вовсе началась пурга.

На границе Ханты-Мансийского округа нашу колонну тормознул не очень вежливый инспектор и поинтересовался, есть ли обязательная страховка. Мы сказали, что есть. Он поверил на слово... Вообще сам пикет ГИБДД больше напоминал пункт таможенного досмотра, каковым он, по сути, и являлся. На выезд из округа стояла вереница машин, и всех их внимательнейшим образом досматривали. Видимо, искали черную икру и осетрину. Пока инспектор беседовал с нами, его рация ожила и бодрым голосом сообщила, что для досмотра «ГАЗели» требуются понятые. Видимо, что-то нашли...

Олег МАЙОРОВ, пилот Land Rover 90: «Я путешествую всю сознательную жизнь».
Мне дороги эти пассатижи

Паша, проведя восемнадцать часов за рулем, отправился в спальный отсек. Я же поспал днем и поэтому веду машину дальше. Спустя несколько часов въезжаем в Кагалым. А теперь начинается совершеннейший «сюр». Дело в том, что один мой знакомый, будучи здесь несколько месяцев назад, забыл в одной из гостиниц складные пассатижи. Кому рассказать – не поверят: за 4000 км от дома заехать в гостиницу за пассатижами! На помощь пришла доблестная ГИБДД в лице инспектора Сергея, который не только проводил нас по городу, но и помог найти нужный отель. Вы не поверите, но во второй по счету гостинице требуемая вещь была найдена!

Новый год на льду Обской губы

Транзит от Тюмени до Уренгоя занял полтора дня. 30 декабря. Вечер… Стоило пересечь Полярный круг, как климат резко изменился. Температура с приемлемых -25 упала до неприятных -35. Хуже того – на нашем Defender начала подмерзать гидравлика сцепления! На пикете в сорока километрах от Ямбурга нас продержали битых два часа, выясняя личности. Въехав в поселок Ямбург, мы купили у местных жителей мороженой рыбы муксуна, а затем выбрались на берег Обской губы, где и занялись разбивкой лагеря.

За 15 минут до прихода Нового 2006 года мы разместились в нашей палатке у печки и приступили к празднованию. Встречали в два этапа. Первый раз по местному времени, а второй – через два часа по московскому. Успели даже поплясать у елки, воткнутой в снег перед машинами, посмотрели большой праздничный салют (нами же и организованный), а затем с чувством выполненного долга отправились спать. Вместо ночников нам светило гало портовых прожекторов, а колыбельную пела добрая полярная метель.

Георгий РИЗВАНОВ, штурман Nissan Patrol Y61: «Это моя первая полярная экспедиция, теперь я стал настоящим «отморозком».
На ощупь

Утро встретило сильным ветром и севшим аккумулятором нашего Defender (мы забыли выключить обогрев сидений, и он высосал все электричество из автомобиля). Пока группа собирала лагерь, проблемы с запуском обесточенной машины удалось решить. И единственной неприятностью остался Webasto, благополучно «умерший» в новогоднюю ночь.

В обратный путь на Новый Уренгой мы выехали после обеда, когда уже стемнело. Изначальный замысел пройти на Новый Порт по льду не был реализован, дороги через губу не оказалось, а по снегоходной трассе мы идти не решились – местные жители, ханты, сказали, что на ней есть проталины.

Обратная дорога стала настоящим испытанием. Мало того, что мороз заметно усилился, так вдобавок еще и поднялся ураганный ветер. Видимость упала до 3–5 метров. Мы давно погасили дальний и ксенон, идем на ближнем, ориентируясь не столько по свету фар, сколько по рельефу трассы. Пошли неровности, значит, скатились на обочину и надо выбираться к центру дороги.

Сибирское гостеприимство

Из Уренгоя отправились в Надым. 200 км бетонки, и мы на месте. По дороге нас остановил инспектор ДПС за превышение скорости. Оказывается, на местных дорогах ограничение 60 км/ч, а в населенных пунктах – 40. Мы этого не знали, но инспектор ДПС довольно вежливо все объяснил. Штрафовать на первый раз не стал. Кстати, я заметил, что здесь в ГИБДД служат совершенно нормальные люди. Мзду не берут в принципе – либо официальный штраф, либо предупреждение. И так не только с нами, приезжими, с местными то же самое!

Павел РАЗИН, пилот Land Rover 110: «На таком морозе нельзя есть металлическими приборами…»
Вот и полярный город Надым. Встретили нас председатель Надымского джип-клуба «Кедр» Дима Гурьев и Александр Стародубцев. Про Сашу хотелось бы сказать отдельно. Столь радушного и гостеприимного человека я не встречал, пожалуй, никогда. Он разместил нас на своей автобазе. Натопил баню, накрыл стол и окружил всяческой заботой. Более того, он обзвонил своих друзей в близлежащих городах и собрал всю возможную информацию о наличии и состоянии дорог. А на следующий день проводил до зимника Надым–Салехард. Когда же нас отказались на него выпускать, мотивируя это тем, что зимник не расчищен, Саша позвонил в департамент дорожного хозяйства и взял на себя всю ответственность за наше передвижение! На прощание он сказал, что, если возникнут проблемы, он отправит за нами пару «Уралов» и «Трекол»!

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

300-километровый зимник прошли с одной ночевкой и без особых проблем. Хотя нет, в нашей машине от мороза (после «смерти» Webasto температура в задней части салона не поднималась выше -10) и тряски разлетелись на мелкие куски пластмассовые ящики с продуктами (пока перекладывали, потеряли пару часов). Через 200 км лес закончился, и началась тундра. Тут же появились переметы, да и работающая дорожная техника сильно осложняла движение. Специальными волокушами трактора трамбовали и ровняли дорогу, маскируя под ровным снегом глубокие колеи (с подобным мы сталкивались в ходе прошлогодней поездки). Наконец в одном особенно тяжелом месте нам удалось посадить две машины из трех. Пока решали, откапываться или подгонять «уцелевший» внедорожник, луч фонаря высветил остов ГТС, вмерзшего в двадцати метрах от дороги. За него и залебедились. Да, брошенной техники вдоль дороги хватает.

Михаил ВЯЗОВЦЕВ, видео-оператор экспедиции: «Я просто очарован Севером».
Вдоль полотна

На всем протяжении зимника дорога идет вдоль недействующего железнодорожного полотна, а на пути встречается множество полуразрушенных зон и лагерей. Как известно, после смерти Сталина строительство печально знаменитой «железки» было прекращено, и теперь лишь ржавые рельсы напоминают о великой стройке середины прошлого века. Но мосты разваливаются, шпалы гниют, и «Стройка 501» постепенно уходит в болото. Мне кажется, что пройдет еще лет двадцать-тридцать, и этот памятник человеческого труда и мук окончательно канет в Лету.

Встречного транспорта мало, по нечищеной дороге шли преимущественно трактора и снегоходы, но встречались и УАЗы. Вообще же самые распространенные здесь машины – гусеничные ТМ 120 Курганского машиностроительного завода, также много пневмоболотоходов «Трекол» и УАЗов. «Газушки» не в чести – слишком много с ними хлопот. Что же до гусеничного «Бобра», то, говорят, его как-то привозили на испытания, но дальше дело не пошло. Но вот что характерно: глядя на идущие навстречу машины, я думал о том, что поездка по зимникам Заполярья, экстремальная с нашей точки зрения, для местных жителей – обычная проза жизни.

Где зимник на Воркуту?

Глубокой ночью добрались до Салехарда. Переночевали в гостинице близ аэропорта и отправились на осмотр местных достопримечательностей. Несмотря на то, что к городу не ведет ни одна дорога с твердым покрытием (а может быть, именно благодаря этому), Салехард – столица местных газовщиков. Весь центр забит управлениями и банками! Но кафе или ресторанов нет. Точнее, есть где выпить, а вот покушать решительно негде. В конце концов, мы по совету местных жителей отправились в гостиницу «Ямал». «Турне» по городу продолжилось на базе МЧС, где, созвонившись с ответственными структурами, нам авторитетно заявили, что зимник на Воркуту официально закрыт несколько лет назад. Выходит, мы потерпели фиаско и со стороны Сибири?

У вас вилка к губе примерзла!

Вечером мы покинули город и отправились в обратный путь. Шестого января состоялась долгожданная встреча на зимнике. Мы съехались с колонной, идущей из Новосибирска. Решено было Рождество встречать вместе. Мы разбили лагерь. Ближе к ночи ребята поехали дальше в Салехард (они были сильно ограничены по времени). Утро встретило нас сорока градусами (со знаком «минус», разумеется) по Цельсию. Собрались пожарить себе яичницу, и тут выяснилось, что на таком морозе бензин в горелке напрочь отказывается воспламеняться. Вышли из положения, намочив бумагу бензином и положив на горелку сверху. Постепенно она разошлась. Потом было еще смешнее. Не знаю, как вы, но лично я первый раз видел, чтобы края сковороды, на которой в данный момент жарится яичница, были покрыты инеем. Паша тоже хорош – легкомысленно приступил к трапезе с помощью металлической вилки. В результате его нижняя губа в мгновение ока примерзла к столовому прибору. Досталось и вашему покорному слуге – упаковывая барахло в машину, я умудрился обморозить палец на ноге. С машинами тоже не все ладно – ни одна из дверей на обоих Defender не закрывается. Молодец Майоров, он просто связал двери веревкой. Но, с другой стороны, ему проще – у него их всего две… Переночевали в Надыме, а с утра отправились в обратный путь. Температура перевалила за -40. Похоже, что Сибирь на прощание решила показать себя во всей своей суровой красе.

P. S. Пройдя по зимникам больше тысячи километров и миновав населенные пункты Белоярский, Октябрьский, Советский и Ивдель, мы выехали в Свердловскую область, где простились с экипажем Олега Майорова. Дорога от Надыма до Москвы заняла около 60 часов.

Головная машина экспедиции подготовлена
автосалоном «Авто Пассаж»
(495) 363-97-79,
www.lr.autopassage.ru

Запасные части для а/м Land Rover предоставлены
«Московским Ленд Ровер Клубом»
www.arbsport.ru
Информационная поддержка –
журналы «Пятое колесо», «Тюменские дороги», «Банзай».


Редакция благодарит за помощь в проведении экспедиции:
Константина БОЛДЫШЕВА, Ларису АНУФРИЕВУ и Андрея КАМЕНСКОГО (Казань),
Александра ПОСТОНОГОВА (Пермь),
Олега МАЙОРОВА (Екатеринбург),
Евгения ШАТАЛОВА (Челябинск),
Леонида КАРАСЯ (Тюмень),
Заура ЕПХИЕВА, Александра ЕЛИКОВА и Александра УСКОВА (Новый Уренгой),
Дмитрия ГУРЬЕВА и Александра СТАРОДУБЦЕВА (Надым)


Проза жизни

Когда до Екатеринбурга оставалось около пятидесяти километров, на обочине мелькнули два человека. Лицо одного из них было в крови. Мы остановились. В кювете лежал грузовой Mercedes. На скорости лопнуло колесо, и машину выбросило с дороги. Ребятам повезло, что в этом месте оказалось болото – оно и остановило машину. Но, пока вылезали, промокли насквозь. А температура около -20. Водитель и экспедитор провели час в безуспешных стараниях остановить попутку. Мы помогли им тормознуть две «ГАЗели», водители которых согласились довезти парней до дома. Вот такая проза жизни… Уцелели в аварии и чуть не замерзли насмерть из-за людского равнодушия.


Мемориальный центр истории политических репрессий «ПЕРМЬ-36»

Бывший лагерь ГУЛАГАа ИТК-6, ставший в 70-х годах политлагерем ВС-389/36. Музей находится в поселке Кучино Чусовского района Пермской области. Шестая лесная исправительно-трудовая колония (ИТК-6) Молотовского (Пермского) управления МВД была создана в 1943 году. На своем нынешнем месте, в деревне Кучино, была дислоцирована с 1946 года. В период с 1948 по 1953 годы именовалась механизированной лесной колонией и была оснащена тракторами и автомобилями. Для их обслуживания и ремонта возле лагеря были выстроены ремонтно-механические мастерские, гаражи и административное здание отдела главного механика. В 1954 году колония была реформирована в лагерное отделение УТ-389-6, в котором содержались осужденные сотрудники правоохранительных органов, первоначально – по обвинению в организации массовых политических репрессий в годы правления Сталина. Мастерские и гаражи были включены в состав производственной зоны, непосредственно примыкавшей к жилой зоне лагеря. С 1972 по 1987 годы – исправительно-трудовая колония строгого режима для особо опасных государственных преступников ВС-389/36. Большую часть узников лагеря в этот период составляли политические заключенные – лица, осужденные по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде», а также в создании «антисоветских организаций» или за участие в их деятельности. Впоследствии все они были признаны жертвами политических репрессий и реабилитированы. Кроме политических, в лагере содержались заключенные, обвиненные в измене родине и шпионаже. С 1995 года – Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36».


Cтройка 501 «сталинка» (1947–1953 гг.)

В начале 40-х в советских верхах обсуждались варианты строительства железной дороги к берегам Северного Ледовитого океана. Для работ по строительству были созданы десятки лагерей на всем маршруте будущей железной дороги. Заключенные охотно ехали на эту стройку, поскольку участникам строительства было обещано сокращение срока заключения (обещание было выполнено). Порядок строительства трассы выглядел следующим образом: сначала укладывалась бревенчатая дорога – лежневка, затем возводилась насыпь, строились мосты, и укладывалось полотно. Приводимый на новое место контингент заключенных – колонна – строил себе лагерный пункт. Зимней одеждой заключенных были бушлаты (длинные телогрейки), серые валенки, шапки-ушанки, ватные штаны. Летом носили комбинированные ботинки с брезентовым верхом, кожаными подошвами и носками, а также робы и специфические зековские картузы. Порой выдавались накомарники. Страдая от лютого мороза зимой и от мошки, комаров и болотных испарений летом, люди строили железную дорогу, которой не суждено было заработать. 26 мая 1953 года Совет Министров СССР принял Постановление №1346-536 СС, в соответствии с которым из глубинных районов севера Западной Сибири было вывезено более 100 000 человек.

Сегодня мало что осталось от воздвигнутого за период строительства. Разрушали люди и природа. Вечная мерзлота выдавливала опоры мостов, горбатила их, ломала. Весенний лед сносил их мощью заторов. Просыпающиеся весной ручьи подмывали насыпь. Гнили от вечной сырости бараки, то, что не гнило, разбиралось на дрова и стройматериалы. Сегодня лишь ржавые рельсы на гнилых шпалах да остовы лагерных бараков напоминают об одной из величайших северных строек ХХ века. По материалам «Истории Ямальского Севера в очерках и документах» В.Н. Гриценко.


Правила подводного лова
Рассказывают Заур ЕПХИЕВ и Александр УСКОВ

Все началось со звонка на мобильный: «Говорят, вы можете помочь?» На вопрос, в чем заключается требуемая помощь, пояснили, что в 100 км от Нового Уренгоя на дне протоки находится автомобиль.

В пятницу, 26 ноября, колонна выдвинулась к месту проведения спасательных работ. По пути расспрашивали виновников торжества, как и где все произошло. Удалось выяснить следующее: по первому льду рыбаки на двух УАЗах помчались на любимую протоку. Почти добрались до места, но, заезжая в протоку, проломили лед. УАЗ начал погружение. Пассажиры покинули «судно», а автомобиль опустился на четырехметровую глубину.

В течение следующего месяца хозяева «утопленника» пытались вызволить из реки свой транспорт с помощью УАЗов, бревен и ручных лебедок. Каким-то чудом, не ныряя, они завели трос за фаркоп и приподняли на бревна кормовую часть машины.

К месту подошли к 7.00 утра, и с рассветом начали осмотр. Промерили лед возле машин: 35 см, а между тем у берегов протоки он просто трещит под ногами. Решили установить Def и TLC в 30 метрах от «объекта». УАЗ залез на берег, упершись бампером в хлипкую сосну. Заработали бензопилы, ломы, топоры и лопаты. Через три часа работы обледеневший угол крыши торчал посреди «бассейна» размером 3х4 метра. Три блока, система из бревен для подъема троса над уровнем льда, и поехали. УАЗ начал медленный подъем на поверхность. Долго возились с упирающимися в кромку льда бамперами-отбойниками и задними колесами. Только когда заднюю часть приподняли хай-джеком, река отпустила-таки свою добычу.

Дело сделано. Владельцы «утопленника», обнаружившие в салоне среди льдин и воды документы, ключи, мобильники и другие предметы снаряжения, слили водо-масляный коктейль из двигателя, коробки, «раздатки» и мостов. Солнце опустилось за горизонт в 14.00. Пора домой уже (мороз за 30).

Одели по максимуму пилота «подводной лодки», сцепили две машины (TLC и УАЗ) и привязали к ним «утопленника». На долю Defender выпало следовать в арьергарде и собирать вываливающиеся из машины трофеи. Такая вот история...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты