Внедорожники чувствуют себя увереннее

Анализ и перспективы рынка полноприводных автомобилей

В 2010 году авторынок в России вырос на 30%. Для многих это оказалось выше ожиданий, но не будем забывать, что две трети роста обеспечили масштабные программы господдержки. При этом надо понимать, что речь идет не только об утилизации и субсидировании кредитных ставок, но и о льготных кредитах, госгарантиях автозаводам и закупках по госзаказам

Что касается российского рынка внедорожников, то он показал себя еще большим молодцом и вырос почти на 38%. Это позволило не только продать физически больше машин, но и увеличить рыночную долю с 25,82% в 2009-м до 27,31% в 2010 году. Наибольшая доля продаж пришлась на компактные внедорожники, которых было реализовано втрое больше, чем средне- и полноразмерных. Абсолютные лидеры среди моделей (Lada 4x4 и Chevrolet Niva) значительно упрочили позиции с помощью программы утилизации.

Чтобы дать представительную картину рынка, мы свели в единую таблицу данные продаж по 42 моделям, которых в прошедшем году было реализовано свыше 2000 единиц, а также их показатели по итогам 2009 года. Обратим внимание на общие показатели и самые важные изменения.

17 моделей улучшили свою ситуацию, поднявшись в списке, восемь сохранили позиции и 17 ухудшили, при этом по семи наименованиям машин продано меньше, чем в 2009-м. Такой расклад говорит о неопределенности перспектив рынка, т.к. на нем все еще присутствует неуверенность.

17 моделей улучшили свою ситуацию, поднявшись в списке, восемь сохранили позиции и 17 ухудшили, при этом по семи наименованиям машин продано меньше, чем в 2009-м. Такой расклад говорит о неопределенности перспектив рынка, т.к. на нем все еще присутствует неуверенность.


Цена — главный фактор

Татьяна АРАБАДЖИ,
директор Russian Automotive Market Research (НАПИ)

В сегменте 4х4 продажи компактов в 2008–2010 годах были выше, чем средне- и полноразмерных машин. В предыдущий период они тоже обгоняли большие внедорожники, и логично предположить, что ситуация сохранится. Это объяснимо, так как стоимость компактов ниже, следовательно, дешевле обслуживание кредитов, страховки, из-за меньшей мощности ниже транспортный налог, да и с парковкой в городах не так много проблем.

В 2011 году продажи внедорожников будут расти вслед за общим оживлением рынка. В 2009-м снижение продаж в сегменте компактных (-42,2%) и больших иностранных внедорожников (-46,4) было меньше, чем в целом в сегменте иномарок (-51,6)%, в 2010-м оба сегмента продемонстрировали рост более активный, чем продажи всех иностранных авто.

За год рыночная доля внедорожников выросла с 24,4% в 2009-м до 25,7% в 2010-м.

Востребованность марок в 2011 году прежде всего будет зависеть от вывода на рынок новинок или обновленных моделей, планируемого повышения цен и акций со скидками.

Однозначно можно сказать, что у Lada 4х4 и Chevy Niva есть шансы сохранить лидерство просто потому, что это самые дешевые внедорожники.


Горячая десятка

Теперь сфокусируем внимание на топ10 самых продаваемых на российском рынке в 2010 году внедорожников: в нем два субкомпактных, семь компактных и один полноразмерный. Четыре из них ( Nissan Qashqai, Kia Sportage, Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan, Toyota Land Cruiser Prado) были обновлены производителями осенью 2009-го или в течение 2010-го, при этом они также получили большее количество предлагаемых версий, включая монопривод и удлиненные кузова. Двум моделям помогла увеличить продажи госпрограмма утилизации (Lada 4x4 и Chevrolet Niva). Девять из десяти моделей показали рост выше авторынка, а одна была на среднерыночном уровне в 30%.

Первой по объемам продаж среди всех внедорожников стала Lada 4x4 (темпы роста за год +67%) — самая антикризисная модель АвтоВАЗа (все месяцы 2009 года динамика ее продаж была положительной). Она сильно увеличила отрыв от идущего на втором месте Chevrolet Niva (темп роста +44%), чему способствовали прежде всего госпрограмма утилизации и, конечно, цена самого доступного в России внедорожника. Если Chevrolet Niva еще не вернулся к докризисному уровню, то Lada 4x4, напротив, показывает максимальные результаты за пять лет.

По поводу того, сможет ли Lada 4x4 сохранить набранный темп в этом году, есть определенные сомнения. Они связаны с окончанием программы утилизации во второй половине года и повышением цен, которое неизбежно, если автопроизводитель не договорится с металлургами. Кроме того, имеется проблема, связанная с ограниченными производственными мощностями раздаточных коробок и мостов, рассчитанными на 100 000 единиц в год (в СССР максимум производства «Нив» составил около 70 000 штук). Этот объем сегодня поделен между АвтоВАЗом и ДжиЭм-АвтоВАЗ. Таким образом, сложив продажи двух моделей, мы увидим запас всего около 20 000 единиц, которым и будет ограничен сверху рост продаж обеих машин.

Самым неожиданным является появление в «горячей десятке» Toyota Land Cruiser Prado (9-е место по итогам продаж), показавшей феноменальный прирост в 129% (с 5517 штук в 2009-м до 12 652 в 2010-м) и поднявшегося сразу на семь ступеней в рейтинге продаж. Новый Prado вышел на рынки в октябре 2009-го и за год продемонстрировал очень хорошую динамику, далеко оторвавшись от конкурентов. Недавно появилась версия с новым трехлитровым турбодизелем, что дает основания бренду надеяться на сохранение достигнутых позиций и в 2011-м.

Вторым по темпам роста в «десятке» стал Volkswagen Tiguan (+82%, 8-е место по итогам продаж). В этом ему помогли прежде всего запуск в производство осенью 2009-го на заводе Volkswagen в Калуге, а также наличие большого числа вариантов, включая моноприводные. В начале нынешнего года на конвейер должен встать обновленный вариант, это поддержит набранный темп продаж.

Третьей по темпам роста в топ-10 оказалась Toyota RAV4 (+80%, 5-е место по итогам продаж), чему способствовали вывод на рынок в 2010-м обновленной модели, появление моноприводной версии и с удлиненным кузовом. Посмотрим, сможет ли бренд удержать позиции в текущем году. Этому сильно помогло бы производство модели в РФ, но пока о таких планах ничего неизвестно.


Опять дефицит специалистов

Татьяна ГРИГОРЬЕВА,
генеральный директор автомобильного консалтингового агентства «Автокадр»

C точки зрения спроса на персонал 2010 год был разделен на две части: до мая все напряженно ждали, что будет, некоторые компании готовились к очередной волне сокращений, а после мая, когда пошли продажи, начался ажиотажный спрос, особенно на технических специалистов. Холдинги один за другим решили в спешном порядке достраиваться, открываться, и механики, диагносты, маляры первыми почувствовали, что они опять востребованы. Зарплаты стали подниматься, хотя обычно летом наблюдалась стагнация. К осени спрос на технических специалистов практически достиг докризисного уровня. Крупные компании опять начали рассматривать варианты вахтового метода работы для механиков (например, из Смоленска, Рязани и т.д.), некоторые не брезговали и открытым переманиванием персонала от конкурентов целыми бригадами.

Что касается прогнозов на следующий год, то тенденция к росту спроса на квалифицированный техперсонал однозначно будет сохраняться.

Потребность же в продавцах автомобилей за последний год особо не изменилась, идет обычная ротация — желающих достаточно много, так что дефицита в этой сфере нет.


Шестнадцать «долгожителей»

Теперь «копнем» немножко глубже по времени и посмотрим, что происходило с шестнадцатью моделями за пять лет на российском рынке. Мы взяли те, которые показывали наиболее стабильные и высокие результаты продаж и все это время присутствовали на отечественном рынке. Такой взгляд позволяет пронаблюдать, как модели росли до кризиса, что было с ними в кризис, и как они теперь восстанавливают свое положение. Кроме того, можно увидеть их суммарные продажи и оценить потенциал модели, сравнивая среднегодовые продажи с выбранным годом, чтобы понять, как она чувствует себя сама по себе, а не в сравнении с другими.

В нашем списке преобладают компактные внедорожники (из них три субкомпакта и пять компактов), но есть четыре среднеразмерных (UAZ Patriot, Mitsubishi Outlander XL, Kia Sorento, Lexus RX) и четыре полноразмерных ( Toyota Land Cruiser 200, Toyota Land Cruiser Prado, Volkswagen Touareg, Volvo XC90). Самые представленные в списке бренды — это Toyota/ Lexus (четыре модели), УАЗ (две модели) ну и «кузены» — Chevy и Lada. В списке — четыре отечественные модели, девять японских и по одной немецкой, корейской и шведской.

Как по суммарному, так и по среднегодовому объему продаж пока никто не приближается к Lada 4x4 и Chevrolet Niva. Их позициям ничто не угрожает, и в обозримой перспективе эти модели будут спорить за лидерство в сегменте внедорожников только между собой.

Вторая группа находится с третьей по шестую строчку ( Toyota RAV4, Nissan X-Trail, Suzuki Grand Vitara и Mitsubishi Outlander XL). Это чисто японские «разборки». Модели близки по размерам (Vitara чуть короче конкурентов) и стоимости, все они еще не восстановили докризисный уровень. Лучшие шансы опередить конкурентов у Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander XL, сборка которых налажена в России, но ситуацию X-Trail портит родственный Qashqai, который более успешен и популярен при близких параметрах и чуть меньшей цене.

На седьмой строчке UAZ Hunter, продажи которого третий год снижаются. Тенденция вряд ли изменится, но в нашей стране машина такого плана необходима, а заменить ее нечем.

Восьмая — Honda CR-V. Показав феноменальный результат в 2008-м, модель уже два года находится в «нокдауне», и перелом тенденции пока не просматривается. Жаль, потенциал ее существенно выше, чем текущий результат.

Полноразмерный внедорожник Toyota Land Cruiser занимает девятую строчку. Модель в данный момент показывает положительную динамику, но к докризисным результатам ей еще идти и идти (всего 53,6% от уровня 2008-го), а потенциал ее роста пока представляется весьма умеренным.

На десятой строчке UAZ Patriot, чьи показатели в 2010 году превзошли результат 2008-го. Этому способствовало как расширение модельного ряда, так и участие в программе утилизации и госзакупках.

Одиннадцатой оказалась Toyota Land Cruiser Prado, которая тоже превзошла результат 2008-го. Ее перспективы кажутся более оптимистичными, чем у родственной Toyota Land Cruiser, особенно с «приходом» нового дизельного двигателя.

Volkswagen Touareg расположился на двенадцатой строчке списка. После кризиса модель никак не может восстановиться и показывает отрицательную динамику. Но со сменой поколения должна будет улучшить позиции.

На тринадцатой строчке Subaru Forester, который с годами становится все стандартнее, теряя шарм и превращаясь в обычный городской кроссовер. Пока посткризисного восстановления не видно, что характерно для всего бренда Subaru, и поэтому перспективы не ясны.

Идущий четырнадцатым Kia Sorento показывает уверенное посткризисное восстановление благодаря новой модели, продающейся с осени 2009-го, но уровень 2008 года еще не достигнут. Текущие продаж соответствуют потенциалу модели, увеличение их темпов вряд ли возможно, скорее небольшое снижение.

Пятнадцатый — Lexus RX, единственный представитель премиумбрендов в этом списке. Пик его продаж пришелся на 2007 год. Хотя кризисное падение было более чем двукратным, однако модель довольно быстро восстанавливается и уже по итогам 2011-го может превзойти самый успешный для себя год.

Замыкает список полноразмерный Volvo XC90. Показав удвоение продаж в 2007-м и немного прибавив в 2008-м, модель резко сдала свои позиции в 2009-м, «съежившись» почти в три раза, и теперь постепенно оживает. Потенциал ее существенно выше текущих продаж, вполне можно ожидать продолжения роста в 2011 году.


Рост пока неустойчивый

Алексей ЗАХАРОВ,
аналитик ФИНАМ.ру

На текущий год из бюджета выделено 13,5 млрд руб. В эту сумму включены средства, «не освоенные» в 2010-м. Можно предположить, что программа утилизации привлечет на рынок еще 220–230 тыс. покупателей — меньше, чем было в прошлом году. Сейчас процедуры покупки «в обмен на утиль» отлажены, кроме того, появились привлекательные для потребителя продукты (VW Polo Sedan и Hyundai Solaris). Можно предположить, что рынок потеряет поддержку со стороны программы утилизации с сентября, а скорее всего еще раньше. Программа льготного кредитования на 2011-й продлена, заметных изменений по сравнению с прошлым годом ожидать не стоит. Число автомобилей, покупаемых в кредит, в течение года будет плавно расти. Минпромторг оценивает рост российского производства легковушек в 2011-м в 1% — «в связи с удовлетворением первоначального спроса». Нетрудно догадаться, что под этой формулировкой скрывается спад продаж АвтоВАЗа после прекращения действия программы утилизации.

Незначительные потери понесут и зарубежные автопроизводители, имеющие производства на территории РФ. Прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ на следующий год — 2,24 млн единиц продаж (+17% к 2010-му). По сценариям PwC, продажи в 2011 году составят 2,1–2,4 млн. Схожие цифры дают и производители. Но скорее всего рынок будет на уровне 2,1 млн единиц. Кроме того, развитие рынка в 2011-м с высокой степенью вероятности будет неравномерным. В первой половине года можно ожидать роста на уровне последних пяти-шести месяцев, с прекращением программы утилизации спрос заметно снизится, и автопроизводителям, участвующим в ней, придется привлекать покупателей, в том числе скидками. Но рост цен на прокат приведет к увеличению стоимости автомобилей в первом полугодии и соответственно к снижению спроса. Правда, эксперты отмечают, что цены на металл сейчас растут «необъективно». Летом-осенью можно ожидать коррекции рынка проката, однако результаты этого процесса на автомобильном рынке в лучшем случае отразятся ближе к концу года.

Сегмент внедорожников в 2011-м будет развиваться достаточно динамично — на уровне 2010 года. Исключение составит Lada 4х4, продажи которой во второй половине года начнут замедляться из-за потери поддержки программы утилизации. Опережающего роста можно ожидать в сегменте небольших/ дешевых внедорожников. Однако существует вероятность того, что машины этого класса получат конкурентов в виде полноприводных версий «обычных» автомобилей. Кроме того, не исключено, что в этом сегменте могут проявить активность китайские автопроизводители. Рост продаж дорогих внедорожников будет более сдержанным: «индекс уверенности» покупателей все еще невысок и в рассматриваемый период вряд ли восстановится до предкризисного уровня.

Предлагаемые прогнозы реализуются только при стабильной макроэкономической ситуации. В случае осложнений рынок может отреагировать достаточно резко, поскольку, несмотря на рост продаж, его устойчивость все еще не слишком высока.


Что впереди?

Сложно делать точные прогнозы об авторынке в условиях общемировой неуспокоенности, вызванной кризисом 2008-го. Благодаря существенным программам господдержки наш авторынок пока находится в самом начале восстановления. Что происходит, если их резко прекращают, наглядно показывает Европа, падающая девять месяцев подряд. Нам предстоит это проверить на себе во второй половине 2011-го.

Что касается сегмента внедорожников, то он снижался меньше (–39,47%), чем весь рынок (–49,41%), и восстанавливается быстрее (37,88% против 30,35%). В течение же последних трех лет он все время рос: в 2008-м доля внедорожников составляла 21,58% (625 141 штука при общей емкости рынка в 2 897 459), в 2009-м — 25,82% (378 398 штук из 1 465 742), в 2010-м — 27,31% (521 739 из 1 910 573). Поэтому 2011 год должен быть для внедорожников неплохим. Скорее всего они еще немного расширят свою долю в общем «пироге», традиционно показывая рост несколько выше общерыночного прежде всего благодаря продажам компактных моделей (соотношение между компактными и средне/полноразмерными выросло с 2,38:1 в 2008-м до 3,05:1 в 2010-м).

Таким образом, если новых катаклизмов в мировой экономике не случится, то в течение двух-трех лет доля сегмента внедорожников в России достигнет 30% и превзойдет таковые автомобилей В- и С-классов. Это примерно в три раза больше европейского уровня, но для наших географических и климатических условий, а также при текущем качестве отечественных автодорог доля внедорожников должна быть ведущей. Решающим фактором для достижения этой цели будет увеличение объема производства внедорожников на российской территории, прежде всего иностранных брендов, т.к. отечественные производители вряд ли сумеют существенно нарастить свои мощности или радикально поменять производимую гамму моделей.

Итоги продаж 2010 года
Модель автомобиля2010 г., шт. (позиция)2009 г., шт. (позиция)Динамика продаж, %
Lada 4x444 635 (1)26 726 (1)67  
Chevrolet Niva35 380 (2)24 520 (2)44  
Nissan Qashqai21 489 (3)16 058 (3)34  
Kia Sportage20 280 (4)13 717 (4)48  
Toyota RAV416 479 (5)9167 (8)80  
Suzuki Grand Vitara16 457 (6)12 679 (5)30  
Nissan X-Trail16 158 (7)11 505 (6)40  
Mitsubishi Outlander XL15 600* (8)10 415 (7)50  
Volkswagen Tiguan13 062 (9)7177 (11)82  
Toyota Land Cruiser Prado12 652 (10)5517 (17)129  
UAZ Patriot10 930 (11)6914 (13)58  
Suzuki SX48966 (12)6851 (14)13  
Toyota Land Cruiser 200 8699 (13)7606 (10)14  
SsangYong Kyron8060* (14)5798 (16)39  
UAZ Hunter8044 (15)8935 (9)–10  
Honda CR-V6095 (16)7070 (12)–14  
Volkswagen Touareg 5764 (17)5882 (15)–2  
Hyundai Santa Fe5613 (18)5366 (18)5  
Kia Sorento5547 (19)4123 (23)34  
Lexus RX5324 (20)2983 (27)78  
Audi Q55070 (21)4477 (21)13  
Mitsubishi Pajero Sport4550* (22)3032 (26)50  
Renault Koleos4260* (23)3203 (25)33  
Mitsubishi Pajero4100* (242755 (28)49  
Mazda CX-74059 (25)4833 (19)–16  
Land Rover Freelander 23946 (26)3356 (24)18  
Subaru Forester3888 (27)4616 (20)–16  
Volvo XC903592 (28)2493 (31)44  
Chevrolet Captiva3307 (29)4161 (22)–21  
Opel Antara3140* (302639 (30)19  
Nissan Murano2980 (31)1493 (39)100  
BMW X62942 (32)2232 (33)32  
Mercedes-Benz GLK2770 (33)1481 (40)87  
Peugeot 40072658* (34)2215 (34)20  
Mercedes-Benz GL2639 (35)1585 (41)66  
Volvo XC602565 (36)614 (42)318  
BMW X52536 (37)2023 (35)25  
Lexus LX 572503 (38)1690 (37)48  
BMW X32492 (39)2239 (32)11  
Mercedes-Benz M2392 (40)1689 (38)42  
Land Rover Discovery2347 (41)2640 (29)–11  
Audi Q72258 (42)1968 (36)15  
В таблицу включены модели, продажи которых превысили в 2010 году 2000 шт.
* Оценка, бренд не предоставил информацию


текст: Константин ПРОХОРЦЕВ
фото: фирмы-производители, из архива редакции

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты