Ледяные капканы

Как правильно преодолеть замерзший брод

Зима подходит к концу, скоро весна, а значит, любителей бездорожья ждет снежно-грязевая каша на промерзшей земле, лужи, ручьи половодья и, конечно же, лед. О том, какие опасности таит в себе замерзшая вода и как их преодолеть, и пойдет речь в этой статье

Пригрело весеннее солнышко, и днем температура поднялась выше нуля, как следствие, начал активно таять снег, заполняя колеи водой, но, как только солнце скрывается за горизонтом, лужи сковывает лед, и утром следующего дня дорога снова имеет вполне зимний вид. Однако не стоит доверяться этой обманчивой картине, на самом деле перед вами не твердый зимний тракт, а ледяная ловушка, способная не только обездвижить ваш автомобиль, но и повредить его.

Ломать или не ломать

Подъехав к замерзшей луже, обратите внимание на рельеф местности. Если «берега» пологие и цвет льда равномерен, скорее всего «водоем» неглубокий и промерз до дна или имеет небольшую глубину и ничем вас не побеспокоит. Если цвет льда в середине лужи отличается и заход крутой, велика вероятность того, что, проломив лед, вы провалитесь глубоко, и выехать будет весьма непросто. Если лед белого цвета, он имеет пористую структуру, а значит, хрупок и ненадежен. Поэтому, если есть возможность объехать опасное место, лучше так и поступить. Если же объезда нет, двигайтесь медленно и желательно на спущенных колесах. Не стоит разгоняться изо всех сил, надеясь пролететь по тонкому льду за счет скорости. Если ледяной покров недостаточно прочен, чтобы выдержать вес внедорожника, то он гораздо скорее проломится под быстро двигающимся автомобилем. Но, если вы будете ехать медленно, он станет ломаться под колесами по мере движения начиная от края лужи, и у вас появится возможность в случае необходимости выехать обратно. Залетев на полном ходу, машина проломит лед на некотором расстоянии от берега и окажется в ледяной ловушке.

Если глубина лужи выше центра колеса, скорее всего наступит момент, когда машина упрется в край ледяной толщи и остановится — промерзшее и обледенелое дно не обеспечивает достаточного сцепления с дорогой, и машина начнет буксовать. Отъезжать назад и с разгону пытаться разбить лед не стоит. Единственное, в чем вы преуспеете, это отделение бампера от автомобиля и изменение формы рулевых тяг. Даже если на вашем внедорожнике установлен силовой бампер, так делать не надо. Подавляющее количество «железок» как австралийского, так и российского производства имеет один недостаток. Прекрасно сопротивляясь лобовым нагрузкам, они идут «винтом» при сильном давлении снизу на боковины, а именно такая нагрузка и создается, когда машина наползает бампером на толстый лед. Если же мятые и порванные передние крылья вас не пугают, конечно, можете поэкспериментировать, но это вряд ли поможет освободиться — в отличие от ледокола вы не раздвинете лед в стороны, а нагребете его под днище и застрянете окончательно.

Чтобы выехать, действовать следует иначе. Самый верный способ — сломать лед перед началом движения. Для этих целей вполне подойдут топор, штыковая лопата, а лучшим решением является бензопила. Можно разбить лед и хайджеком, но только его верхним концом, предварительно зафиксировав подвижную часть. Если же стучать чугунной опорной площадкой, то она довольно быстро расколется, и ваш реечный домкрат превратится в бесполезную палку.

Тем, у кого машина оборудована лебедкой и имеются сенд-траки, можно воспользоваться универсальной технологией извлечения машины — пролебедиться через лужу, предварительно положив трапы под колеса таким образом, чтобы машина двигалась вперед и вверх.

Броды и припай

Припай — это лед, образующийся по берегам. Вода на мелководье промерзает до дна, и река с пологими берегами на зиму превращается в ванну с вертикальным заходом и выходом. Пытаться взять такое препятствие ходом себе дороже. При аккуратном и вдумчивом движении скорее всего удастся занести на противоположный берег переднюю ось, но дальше этого дело не пойдет. Мокрые колеса на скользком льду припая забуксуют, а задний мост, упертый в ледяную ступень, не позволит продолжить движение. Лучшим решением будет воспользоваться лебедкой или помощью другого автомобиля. Ситуацию, в которой вы устремились форсировать обледеневшую реку, не имея ни лебедки ни страхующей машины, мы не рассматриваем, так как это внедорожный журнал, а не руководство по получению премии Дарвина.

Однако мы отвлеклись. Итак, машина задними колесами стоит в реке, а передними на берегу — более благоприятной диспозиции для лебежения, чем сейчас, у вас уже не будет. Если водоем неширокий, то тем более не надо делать вторую попытку — отъезжать назад и пробовать забраться с разгону. В реку-то вы спуститесь, а вот забраться на берег, не имея первоначальной инерции, уже не сможете, и автомобиль окажется зафиксированным между двумя отвесными берегами. А работать с лебедкой в холодной воде среди плавающих кусков льда совсем не так удобно, как на берегу.

На весеннем бездорожье, как и на любом другом, голова должна быть включена, а эмоции выключены, это правило — главный залог того, что внедорожное приключение завершится благополучно.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты