Две дороги, два пути

Новогодние приключения двух Land Rover Discovery по дороге от Москвы до Архангельска

Новогодние каникулы — традиционное время для путешествий и экспедиций, а любители внедорожных приключений, как известно, не любят долго засиживаться за праздничным столом. Вот и на этот раз выбор двух экипажей был прост: на Север, но с оговоркой — маршрут «лайт», без разматывания лебедки и работы лопатой. Но все вышло немного иначе…

Первого января экипаж в составе Михаила Фролова (широко известного в узких кругах как UnMike) и Елены Богданович (Шпионка) стартовал на Land Rover Discovery 2 из Москвы в Санкт-Петербург по делам, чтобы потом рвануть в Вологду на встречу с Игорем Антошкиным (Igant) из клуба 4x4trek и его верными друзьями — Денисом Славутским (Денимент) и Ильей Чубинским (Хомяк) на Land Rover Discovery 3. Оттуда оба автомобиля и должны были начать совместный маршрут.

Однако по ряду причин ни второго, ни третьего, ни даже пятого числа второй экипаж выехать из Москвы не смог. Было принято решение, что Discovery 2 из Питера отправится через Вытегру в Каргополь, проведет там два дня, благо это того стоит, а потом поедет в Архангельск, где и будет ждать товарищей.

Чем же интересен Каргополь?

Первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1380 году: Никоновская летопись говорит о том, что каргопольский князь Глеб привел свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве. Город (в старинных актах его называют «Карго поле») упоминается и в 1447 году. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо раньше: берега реки Онеги, одного из водных путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV в Каргопольском крае появились монастыри. К XIX веку Каргополь превратился в рядовой город с населением чуть больше 2500 человек. С тех пор о его былом величии напоминают только белокаменные церкви и памятники деревянного зодчества. В одном из храмов расположился краеведческий музей, на входе в который гостей встречает… медведь! Сам музей небольшой, но коллекция экспонатов поражает обилием и разнообразием. Тут вам и походные самовары, и кованые замки, и предметы старинного интерьера…

Осмотрев город, вдоволь находившись и надышавшись свежим морозным воздухом (а температура на улице — минус 23), Михаил и Елена вернулись в гостиницу. На следующий день предстояла поездка по окрестностям, их ждали 200 км зимних дорог. В ней было все — и потрясающие пейзажи, и деревянные храмы, простоявшие 300–400 лет, и дороги. Дороги всякие: ровные и прямые — на такие вполне можно сажать самолет, и лесовозные тропы, к которым по весне без лебедки опасно даже приближаться. Уже в сумерках путешественники подъехали к Сретено-Михайловской церкви. Ей 350 лет. Только представьте себе: темнеет, сосны склонились под тяжестью снега и практически полностью заслоняют небо, временами как бы попадаешь в ночь и тут… огромная равнина, а посередине — свечка храма, и больше ничего в радиусе 20 км. Ни домов, ни-че-го… Что тут можно сказать? Это надо видеть своими глазами. Еще 15 лесовозных километров — и Discovery 2 на шоссе.

Архангельский регион поражает своим отношением к зимним дорогам. Чувствуется, что снег здесь не стихийное бедствие, а совершенно нормальное для этого сезона явление. Если дороги не прочищены до асфальта, то они представляют собой ровный укатанный снежный грейдер, и проехать по нему не составляет никакого труда.

Тем временем второй экипаж в связи с задержкой старта в корне меняет маршрут и идет на Архангельск через Великий Устюг — Котлас — Коряжму — Яренск — Усогорск — Кослан — Нюхчу — Пинегу. Что ж, это возможность проверить выносливость машины и экипажа практически в режиме «нон-стоп». Преодолев 960 км за 11 ч, Discovery 3 прибыл в Великий Устюг.

В гостях у Деда Мороза

Это один из древних русских городов. Начало Устюгу положили ростовосуздальские князья. Первое поселение они основали в XII веке на высокой горе в 4 км от современного города у слияния Сухоны с Югом. Так как с этой горы можно было далеко видеть окрестности, городище получило название Гледен (Глядень). Однако оно просуществовало недолго. Чудские племена часто осаждали и жгли городище, а воды рек, подмывая и затопляя берега, приносили населению немало бед. И уже в XII веке посадские люди стали перебираться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, по устью реки Юг названное Усть-Югом, или Устюгом.

Первым делом все, кто приезжает в этот город, идут к Деду Морозу. Экипаж Discovery 3 не стал исключением. Отдав 500 руб. за вход, вы попадаете на Тропу Сказок, где веселые аниматоры в обличье Бабы-яги, Лисы, Серого Волка, Мудрой Совы и 12 месяцев не дадут вам и вашим чадам замерзнуть. Если вы устали ходить, можно прокатиться на УАЗе-«полбатоне» в тюнинге от Емели или на «паровозе».

Нагулявшись, затарившись сувенирами, вдоволь насмотревшись «на честный отъем денег у населения», далеко за полдень путешественники покидали сказочный город, предварительно заехав в шиномонтаж. Как выяснилось, у их внедорожника лопнул кованый диск. Неожиданная неприятность — ведь температура за бортом была всего минус 8, и в ямы машина не попадала. Купили камеру от «Газели» — вот и весь ремонт. А дальше их ждали интересный перегон Котлас — Яренск и ледовая переправа в Коряжме через Вычегду.

А в то же время Миша, не доехав 200 км до Архангельска, чинил свой Discovery 2. На этот день, 5 января, был запланирован длинный перегон от Каргополя до Архангельска. Полностью пройти весь маршрут не удалось. Английская техника выдержала, но сломалась немецкая — лопнул шланг антифриза на Webasto. Ремонт отнял довольно много времени, а мороз градусов под 25 ускорению процесса никак не способствовал. Но вот проблема побеждена, и экипаж снова в пути. На ночь остановились в Холмогорах.

Однако вернемся к другому экипажу. Чем же их так манили Коряжма и переправа через Вычегду? В 2009 году в составе экспедиции «Полярный экспресс» ребята столкнулись с ситуацией, когда реки не встали и зимники не были накатаны. В результате в этом месте они тогда развернулись и ушли на Сыктывкар, так как перегон Коряжма — Яренск был закрыт, а по реке Вычегда еще ходил паром при температуре минус 14. С тех пор и не давал им покоя этот красивейший перегон — очень хотелось его пройти.

Отдав на переправе 100 руб., путешественники переехали по льду на противоположный берег Вычегды. Игорь отправился спать на заднее сиденье со словами: «В Яренске уходим на Жешарт… и поднимаемся на Усогорск…» Когда он проснулся, то увидел размотанную лебедку, лопату в работе, разборт колеса… Осмотрелся: «Где это мы?» Чищеный грейдер превратился в колею, вокруг — снег почти по пояс. В ответ прозвучало: «Увидели на карте срезочку через Яренск — Усть-Очея — п. Вышка — Усогорск». Короче не значит быстрее — это аксиома! Срезочка не далась, и команда вернулась в Жешарт. В итоге потеряли 10 часов и в Пинегу приехали в 4 утра. А хотели сходить в пещеры... Теперь возможность их увидеть появится только осенью.

Воссоединение

В 7 часов приехали в Архангельск, поспали до полудня. Ура! Вот и долгожданная встреча со вторым экипажем! После обмена впечатлениями решили: Discovery 3 едет в Малые Корелы, а Discovery 2 — в Северодвинск. Встретиться договорились в Архангельске.

Малые Корелы — это Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России под открытым небом. Расположен в Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 28 км к югу от центра Архангельска. Территория музея занимает 140 га. Он основан в 1964 году, открыт для посетителей в 1973-м. С 1983 года является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996-го включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Экспозиция разделена на Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский и Пинежский секторы. В настоящее время создаются Поморский и Важский.

После осмотра достопримечательностей экипаж вернулся в Архангельск и встретился с товарищами на второй машине. Почти в полночь с 8 на 9 января оба внедорожника выехали в сторону Москвы. В Вологде Миша свернул на Питер, а Игорь с товарищами уже в 19 часов были в Москве.

За три дня экипажем Discovery 3 было пройдено 3700 км, из них 1020 по зимникам. Discovery 2 за десять дней замкнул кольцо вокруг Питера длиной в 4400 км. Путешественники снова дома, но они мечтают вернуться на Север, ведь его красоты неисчерпаемы, и там столько всего интересного и загадочного!


История дорог Архангельской области

Первые сведения о сети дорог Архангельской губернии относятся к 1850 году. Протяженность почтовых трактов тогда составляла 2038 верcт. Санкт-Петербургский длиной 310 верст и 695 саженей был проложен от Архангельска через Холмогоры. На нем располагалось 14 почтовых станций, на которых содержались 182 почтовые лошади. Вдоль него было 118 деревянных мостов, их длина составляла 4 версты 546 саженей, 6 перевозов в 2 версты и 301 сажень, 48 гатей в 7 верст и 431 сажень, 149 деревянных труб общей длиной 170 саженей. Московский почтовый тракт длиной 320 верст начинался от станции Сийская, пролегал через 14 почтовых станций до границы с Вологодской губернией.

По данным на 1913 год, дороги Архангельской губернии составляли 7979 верст, из них 2769 — земско-почтовые и 5210 — проселочные или зимники. Однако практически все они были непроезжими в весеннюю и осеннюю распутицу. В 1930 году среднее значение доступности для автомобильного сообщения всей основной сети дорог было принято в процентном отношении в таких цифрах: проезжаемых для автомобиля участков дорог — 6,5%, труднопроезжаемых — 28,5%, непроезжаемых — 65%.

До 1957 года дороги с покрытиями, обеспечивающими круглогодичный проезд, не строились. Подразделениями МВД было начато строительство трассы Архангельск — Мезень, но после смерти Сталина в 1953-м стройка была закрыта, а освободившаяся техника переправлена в центр России. Лишь в 1970 году открыто устойчивое автомобильное сообщение между Архангельском и Северодвинском, и только в 2008-м жители Мезени получили долгожданную связь с областным центром.


текст: Игорь АНТОШКИН, Михаил ФРОЛОВ, Олег КИРИЧЕНКО
фото: Игорь АНТОШКИН, Михаил ФРОЛОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты