История пишется на песке

«Дакар-2011» глазами иностранного журналиста

Тридцать три года прошло с тех пор, как Тьерри Сабин впервые возглавил пеструю компанию авантюристов, прошедших через пески Сахары до сенегальской столицы. Гонка быстро стала известной в первую очередь благодаря тому, что является одним из самых сложных на земле испытаний человека и машины

В этом году маршрут ралли составил 9500 км, 5000 из которых приходились на спецучастки. Гонка длилась 14 дней, при этом до финиша добрались половина мотоциклов и квадроциклов и лишь треть автомобилей... По своей сложности« Дакар», как и всегда, стал абсолютной вершиной внедорожного автоспорта. Маршрут пролегал по равнинам и горным перевалам Аргентины, дюнам Чили и пустыне Атакама, одному из самых негостеприимных мест на Земле.

Непобедимый КАМАЗ

Команда « КАМАЗ-мастер» является своего рода загадкой (для автора этих строк — прим. ред.). Ее штаб дислоцируется в месте, называемом Набережные Челны... Уверен, я не один, кто не знает точно, где это находится. Зимой снег покрывает землю Татарстана на протяжении более трех месяцев, и в тех краях никого не удивляет, если термометр показывает -25°C. Но людей из этих замороженных земель по праву называют «царями пустыни». «Отец» этой «царской семьи» — Владимир Чагин, он постоянно возглавляет таблицу победителей вместе с «дядей» Фирдаусом Кабировым. Старшее поколение быстро догоняет стремительно созревающий молодой «племянник» Эдуард Николаев. Почему Царь? Чагин стоит среди легенд «Дакара» в одном ряду со Стефаном Петеранселем. Перед нынешней гонкой у Владимира было шесть побед на «Дакаре», а у Петеранселя — девять, но в одном классе Стефан становился победителем тоже шесть раз.

Тем не менее « Дакар-2011» начался для Царя не очень удачно. Он потерял время из-за частых проколов колес и ко дню отдыха томился на третьем месте, примерно на 30 мин отставая от лидера Фирдауса Кабирова. Но зря некоторые были готовы списать его со счетов. На восьмом спецучастке Владимир показал пятое время в абсолютном зачете автомобилей, оказавшись сразу за «четверкой» Volkswagen! Подобное было на 10-м и 11-м этапах, и Царь сменил получасовое отставание на такое же опережение. Теперь с 64 победами на этапах и семью победами в классе Чагин официально стал одним из самых успешных пилотов «Дакара» за всю его историю! Оставаясь почти незамеченным за спинами своих знаменитых товарищей по команде, 26-летний гонщик Эдуард Николаев свой первый « Дакар» за рулем КАМАЗа закончил на подиуме — финишировал третьим. Кстати, его первое крупное мероприятие, «Шелковый путь» прошлого года, завершилось победой — он обогнал и Чагина, и Кабирова. Как говорит сам Владимир Чагин: «Следующее поколение пилотов « КАМАЗ-мастер» начинает выходить на первый план, и Николаев во главе этого поколения!»

Но преимущество КАМАЗов не было подавляющим всю гонку. Ярко-желтая Tatra Алеса Лопрайса вырвалась на второе место после двух побед на этапах подряд, уступая 16 мин Кабирову и опережая Чагина. Чтобы оценить подвиг чешского пилота, надо понимать, что « КАМАЗ-мастер» имеет поддержку не только завода, но и самых высоких кругов российской государственной администрации, а у Лопрайса в мастерской работает только восемь человек. Увы, сломавшийся турбокомпрессор уничтожил надежды Алеса забраться на подиум. Без наддува стало почти невозможно преодолевать барханы — мотору просто не хватало мощности. Tatra смогла приехать в лагерь, но пропустила так много контрольных точек на пути, что была дисквалифицирована. С этого момента успех российской команды был обеспечен.

Volkswagen и соперники

VW выкатил четыре гоночных Touareg 3s под управлением чемпионов испанца Карлоса Сайнса и южноафриканца Жиньеля де Виллерса. Их партнерами стали экс-чемпион WRC в категории «продакшн» катарец Нассер аль-Аттиях и экс-победитель Baja 1000 американец Марк Миллер. По крайней мере теоретически синие автомобили должны были выстрелить прямо в лидеры. Конкуренцию им составил лишь Стефан Петерансель, чье имя никогда не будет вычеркнуто из истории «Дакара». До того, как пересесть на четыре колеса, на которых он завоевал еще три победы, Стефан шесть раз выигрывал « Дакар» на мотоцикле. Несмотря на то что он управлял машиной, которая не смогла бы составить реальной конкуренции новейшим «болидам» от VW, его все равно принимали в расчет. Но почти с самого начала этого спортсмена стали преследовать неприятности, принимавшие форму то проколотой шины, то навигационной ошибки, то проблем с электрикой, а затем и течи радиатора... С тех пор среди тройки лидеров были только VW, а Петерансель занял лишь четвертое место.

После первой недели гонки Сайнс шел впереди, но только 1 мин 22 с отделяли от него аль-Аттияха. Другие их потенциальные соперники, Робби Гордон и Герлен Чичери, сошли. Один — по вине крошечного подшипника Hummer, а другой — полностью уничтожив свой X-Raid Mini Countryman во время прохвата после ремонта в день отдыха.

На седьмом этапе почти у финиша Сайнс застрял в песке и был вынужден откапываться, что дало преимущество аль-Аттияху. На следующий день Карлос и Нассер сражались между собой ноздря в ноздрю: вертолеты телевидения транслировали, как они выписывали колесами переплетающиеся узоры на песчаных дюнах. В конце концов бархан не больше 2 м в высоту остановил Сайнса, и он 15 мин простоял с буксирным тросом в руке, ожидая, что кто-то его выдернет. Все накопленное на каменистых участках преимущество было потеряно, ведь история побед на «Дакаре» пишется на песке…

Последних шансов на победу Карлос лишился на следующий день, когда, едучи в пыльном хвосте за альАттияхом, не заметил небольшую яму, в которой потерял колесо. На следующих этапах катарец сохранил свое преимущество, и миллионы людей на финише в Буэнос-Айресе приветствовали его как триумфатора «Дакара». Жинель де Виллерс занял вторую ступеньку подиума, а Карлос Сайнс — только третью.

Тяжелый рок

Помимо команды « КАМАЗ-мастер», в 2011 году Россия была представлена обладателем «Трофея FIA» по бахам Леонидом Новицким, выступавшим за X-Raid BMW, и Александром Мироненко на Nart Time Nissan. В течение первых нескольких дней ситуация складывалась в пользу Новицкого, после четвертого этапа он был на впечатляющем восьмом месте. Но потом все закончилось. Сход Новицкого произошел из-за обострения травмы, полученной в ужасной аварии в Тунисе в 2009-м. Он пытался обогнать одного из соперников и в пыли влетел в яму. Автомобиль уцелел, но при ударе руль дернулся с такой силой, что поврежденная в 2009 году рука гонщика не выдержала. До финиша этапа машину довел штурман, а рентген в лагере подтвердил худшие опасения.

Мироненко тоже выступил неудачно. На том же этапе, где сошел Новицкий, он застрял в песчаной колее и четыре с половиной часа ждал грузовик техподдержки, вызволивший машину из ловушки. Затем более часа было потеряно на ремонт, после чего 260 км пришлось пробираться в темноте через огромные дюны. Штурман Сергей Лебедев вынужден был идти перед машиной с факелом. Они оказались на 38-й позиции, но продолжили борьбу. Однако после восьмого этапа экипаж сошел из-за перегрева двигателя. Александр в пятый раз на «Дакаре» и в пятый раз не финишировал! Надеюсь, рано или поздно решимость спортсмена повернет удачу к нему лицом!

Стоит отметить и китайского пилота Джоу Юна, управлявшего китайским же Great Wall Hover H3. За два этапа до финиша экипаж из Поднебесной забрался было на 15-е место, но неудачно форсировал водную преграду: мотор хлебнул воды, а затем экипаж хлебнул лиха. Продолжить гонку они смогли лишь чудом, финишировав на 12-м этапе за час до старта следующего, 13-го. Тем не менее соревнование гонщики смогли окончить на 22-м месте при том, что в классе автомобилей стартовало 140 экипажей, а финишировало 55. Для китайских производителей это лучший результат за всю историю «Дакара».

О том, какой будет следующая гонка, можно только гадать. Но она наверняка будет, и мы вновь станем с увлечением следить за этой, возможно, величайшей авантюрой в истории автоспорта.

Победители ралли « Дакар-2011»
МестоТранспортное средствоЭкипаж
Мотоциклы
1KTMМарк Кома (Испания)
2KTMСирил Депре (Франция)
3YamahaХелдер Родригес (Португалия)
Автомобили
1VW Touareg 3Нассер аль-Аттиях (Катар), Тимо Готтшалк (Германия)
2VW Touareg 3Жиннель де Виллерс (ЮАР), Дирк фон Зитцевиц (Германия)
3VW Touareg 3Карлос Сайнс, Лукас Круз (Испания)
Грузовики
1 КАМАЗ-43269Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (Россия)
2 КАМАЗ-4326Фирдаус Кабиров, Айдар Беляев, Андрей Мокеев (Россия)
3 КАМАЗ-4326Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (Россия)

Интервью на финише «Дакара»!

Российские мотоциклисты в «Дакаре» выступали неоднократно, но финишировать пока удалось только участнику нынешнего марафона Алексею Наумову. Чтобы дойти до финиша, спортсмен долго и целенаправленно готовился. В результате, стартовав с 91-й позиции, к концу гонки он уже занимал 17-ю. О том, как российскому мотоциклисту удалось добится таких результатов, он поведал нашему корреспонденту.

    — Алексей, с какими непредвиденными трудностями пришлось столкнуться?
    — В Атакаме я понял, что мой уровень по ориентированию надо тянуть и тянуть. Труднее всего сочетать три вещи: ехать быстро, глядя вперед, читать дорожную книгу и следить за GPS. «Фешфеш» готовит массу неприятностей. Едешь по ровной гладкой равнине, но под толстым слоем «пудры» таятся огромные валуны! Понимаешь, что открываться – просто самоубийство. Я видел много падений, некоторые уставали настолько, что даже мотоциклы поднять сами не могли. Вначале я и многие новички воспринимали гонку как большое эндуро – доехал до финиша и расслабился. Так было несколько дней, потом стало ясно, что эндуро это не кончается, дни слились в одну ленту, я буквально работал на автомате – только нужные действия и ничего лишнего.

    — Как вел себя мотоцикл?
    — Я ехал на Honda CRF450Х. Это проверенный и надежный эндуро, подготовленный для «Дакара» командой Honda Team Europe. Но для этого соревнования у него не хватало мощности. Обгоняя новичков, едущих на новых KTM 450 Rally на относительно прямых скоростных участках, я серьезно отставал от них в песках и дюнах, там, где нужен запас мощности.

    — Были ли поломки?
    — Да, были, и именно из-за них я получил задержку более шести часов. У меня дважды выходила из строя система зажигания. В эти дни чудом удавалось финишировать.

    — Какие планы на будущее, продолжишь путь джедая?
    — Конечно, продолжу. Сейчас готовлю программу подготовки к «Дакару», и цели уже другие: теперь я настроен на высокий результат, но для его достижения надо проехать чемпионат мира по кросс-кантри-ралли – это большая тренировка из четырех-пяти этапов. Хочу поблагодарить компанию Esta Group, которая была моим генеральным спонсором и поверила в меня.


текст: Робб ПРИТЧАРД
перевод: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Крис КОЛЛАРД, пресс-службы команд « КАМАЗ-мастер», VW, Tatra

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты