ПРОсвет

Обсуждаем нововведения в Правилах дорожного движения

Про Свет рассуждать я мог бы долго и с наслаждением. Но в данном случае, увы, речь не о них — первым делом мы испортим самолеты… Проблема автомобильного света многогранна и имеет длинную историю — от парафиновых свечек и газовых фонарей до нынешнего ксенонового рая. Наверняка в ближайшее время мы увидим очередные высокотехнологичные плоды прогресса в области внешнего освещения транспортных средств. Главное, правильно всем этим пользоваться

Вроде и до приборов наружного света дошли руки у наших властей. Причем не только у ГИБДД, но и у высших органов государства. Как раз перед темным зимним периодом, с 10.11.10 (красивая дата, правда?), вводится положение Правил дорожного движения, предписывающее круглосуточно ездить с ближним светом фар не только за городом, но и в населенных пунктах. Любопытно, что о норме двигаться с включенными фарами вне городов и деревень забывает добрая половина водителей. А в крупных и столичных городах днем и сейчас примерно та же пропорция — 50:50 сознательных и пофигистов! Но вот скоро, буквально через пару месяцев, последним, будем надеяться, придется несладко. Это зависит прежде всего от правоприменительной практики — будет ли воля сверху, от руководства страны и, в частности, ГИБДД, отлавливать и наказывать нерадивых.

Друзья, неужели не очевидно, что ваш автомобиль намного заметнее с фарами, чем без света!? Тут есть как данные многолетних исследований, доступные обычному пользователю интернета, так и простая водительская наблюдательность. Причем речь не только о том, на каком расстоянии «в чистом поле» вы заметите приближающееся транспортное средство, а о массе «пограничных» случаев — беглый взгляд в зеркало, а также через затонированные, запотевшие или грязные стекла, в просвет между потоком машин да и просто боковым зрением. Во всех этих вариантах горящие фары не просто улучшат заметность объекта, а поменяют знак с минуса на плюс — «обнаружил — не обнаружил».

Это давно поняли в самых развитых странах мира — Скандинавии, Канаде, Центральной Европе. Везде, где люди живут хорошо и долго, человеческие жизнь и здоровье ценятся высоко как в моральном, так и материальном смысле. И там, где по совпадению немало туманов, дождей и прочей «нелетной погоды». Расчеты показывают, что включенный в светлое время суток ближний свет снижает аварийность со смертельным исходом на 25–30%! В численном эквиваленте для России это семь-восемь тысяч спасенных жизней! Так что, друзья, не ленитесь и не экономьте на лампочках.

«Колхозный» ксенон

Недавно вступили в силу поправки, касающиеся применения ксеноновых лампочек на автомобилях. И пошла волна перегибов! Права отбираются, машины уезжают на штрафстоянки, цена откупа выросла на порядок! Очередная кампанейщина, или, как теперь говорят, инновация, обернулась традиционной вакханалией и борьбой одного зла с другим. В принципе правильно, что излишне яркие фары, слепящие встречных водителей, должны оказаться под запретом. Но почему именно «ксенон» имеет право быть только заводским? И отчего именно такие фары должны быть оснащены омывателями, а традиционные — нет? Разве не логично потребовать от водителя сертификат, подтверждающий грамотную установку на «обычный» автомобиль более безопасного внешнего освещения, соответствующего строгим нормам? А как быть с теми, кто вставляет в свои галогеновые фары сверхмощные «прожекторные» лампочки? Этих нарушителей почему-то так сильно не наказывают — то ли аппаратуры нет, то ли возиться лень, то ли команды «фас» не было…

Значит, те, кто принимал характерное для России «драконовское» решение, априори не верят в честность водителей, работников сервиса и даже сотрудников пунктов инструментального контроля! К сожалению, отчасти они правы. И на основании этого ГИБДД оставляет лишь за собой право быть единственным судьей нам, водителям (ах, кабы еще и неподкупным!). Но так мы вряд ли станем правовым государством и гражданским обществом. Грустно все это как-то.

Но все же есть ПРОСВЕТ в конце тоннеля. Давайте поддержим государство в благих начинаниях и укоротим его излишнюю ретивость там, где оно держит нас за дураков.

Традиционные ляпы

Их в области автосвета немало. Приведу несколько самых частых и актуальных.

1. Главным грубым и фантастически распространенным прегрешением остается использование габаритных огней вместо ближнего света. Когда-то, до 70-х годов прошлого века, Правила разрешали при наличии внешнего городского освещения ездить с подфарниками даже затемно. Может, ноги растут именно оттуда? Хотя большинство экономящих на лампочках (и сколько они ухитряются накопить, интересно?) горе-водителей получили свои права заметно позднее. Наверное, это сила традиции, инертность мышления, патриархальный принцип «делать, как все». Но до сих пор я не слышал и не замечал, чтобы «гаишники» притормозили и наказали «ездунов с габаритками» в ночи. И уж тем более днем вне пределов населенного пункта, где Правила уже несколько лет предписывают двигаться исключительно с ближним светом фар.

2. В последнее десятилетие автомобильная мода продиктовала повсеместное применение рассеивателей поворотников белого цвета. Значит, лампочка непременно обязана быть желтой! Но сплошь и рядом на самых разных моделях то ли по невнимательности, то ли из копеечной экономии водители ставят белые лампы под белые же рассеиватели, отчего сигнал поворота становится малоинформативным до безобразия.

3. Противотуманные фары давно «украшают» «лица» доброй половины автомобилей. Но их подлинное предназначение, увы, малопонятно большинству водителей. Туманы у нас, хоть и редко, но случаются. И тогда не только дальний, но и ближний свет беспомощно упирается в стену околоземного облака. Низко расположенные туманки с другим принципом рассеивания света помогают хоть как-то передвигаться. Но многие включают их «навсегда» параллельно с ближним. Ладно днем, когда ими надо бы пользоваться по принципу «или-или», но и в темноте, когда суммарная яркость четырех мощных ламп уже слепит встречных не хуже «забытого» дальнего. И, самое главное, водителю это почти не прибавляет освещенности своей дороги — лишь только значимости в глазах едущих вокруг. Именно — в ГЛАЗАХ.

4. С задними противотуманками, обязательными для всей выпускаемой автотехники уже 30 лет, все еще более запущено. Когда в них нет необходимости, каждый десятый рассекает с этими яркими фонарями, в темноте режущими глаз похлеще стоп-сигналов. Мотив — чтобы быть более заметным на дороге (хотели, как лучше!) или чтобы всякие там на «хвосте не висели» (я на дороге один!) — «рояли не играет». Итог — едущий сзади с гораздо большей вероятностью впаяется вам в багажник, потому что не заметит ваших вспыхнувших «стопов»!

Что характерно, в условиях, когда задние противотуманки жизненно необходимы, 90% про них и не вспоминает. А ведь это не формальная и скучная обязанность, а шанс в разы снизить вероятность наезда сзади. Обратите внимание, не только в сильный туман, но и в ливень, который куда как чаще случается даже днем, насколько заметнее машины, водители которых не забыли нажать клавишу заднего противотуманного огня.

5. Быстрые и юркие мотоциклисты раньше нашего брата освоили езду с ближним светом в светлое время суток. Ведь их не окружает сминаемый металлический кузов — а значит, мотивация не попасть в аварию выше. Но заодно они привыкли к тому, что яркий передний свет подчеркивает их двухколесную, более уязвимую сущность. А теперь, когда водители четырехколесного транспорта перешли на такое же перманентное использование фар, водители «моциков», чтобы выделить себя, частенько гоняют с дальним светом. Днем-то еще ладно, но ночью, ребята, будьте добры переключиться на ближний, как это принято у порядочных людей!


Про Cвет

— Здравствуйте, а Свету можно?
— Да ее и дома нет!
— Знаю, она сегодня у меня — вот я и спрашиваю, Свету можно?

***

— Дорогая, ты не против, если мы будем любить друг друга при Свете?
— Нет, милый, как ты захочешь!
— Светка, заходи!


Про свет

Был у мужика «Запорожец». И, глядя на тусклые, убогие, близко поставленные фарки, все-то его чморили и унижали. Особенно в темноте. И решился этот человек на тюнинг — купил два ксеноновых прожектора и поставил их на длинных кронштейнах по бокам кузова.

Наступил вечер. Едет усталый водила на КАМАЗе. А навстречу по всей ширине дороги яркий свет фар, одна далеко от другой. Справа объехать у него не выходит — вроде узко. Может, слева? Тоже не помещается! Куда деваться-то? Так, небось, это два мотоциклиста! И как давай между ними!!!


текст: Владимир СМИРНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты