В поисках снега

Похоже, что у организаторов серии WAT Challenge сложились весьма своеобразные отношения с небесной канцелярией. Например, назвал Илья Савельев свою мартовскую гонку «Глобальным потеплением», и пожалуйста – участники паяльными лампами отогревают примерзшие к дискам тормозные колодки. А стоит ему выбрать для соревнования незатейливое название «Снег», как оказывается, что во всей декабрьской Мещере этого самого снега не найти днем с ксеноновым огнем.

Проводимые с 2004 года соревнования WAT Challenge завоевали устойчивую репутацию в общей системе внедорожных состязаний Центральной России. Формат – хорошо всем знакомое трофи-ориентирование. Трассы – сложные, но не настолько экстремальные, чтобы гарантированно «убить» машину. Плюс возможность участвовать на автомобилях любого уровня подготовки (от практически стандартно-полированной категории «Челлендж» до прототипов «чемпионатского» уровня). И вот еще что нужно отметить: из трех проводимых клубом WAT гонок, входящих в популярную серию Off-Road Challenge, одна фактически открывает внедорожный сезон, а другая его закрывает. Ну а если сложить все вышеперечисленное, то становится ясно, почему WAT Challenge пользуется стабильной популярностью и просто у любителей помесить грязь, не претендующих на спортивные победы, и у серьезных спортсменов, реально борющихся за обладание кубками и титулом чемпиона России.

О геологии и геоморфологии

Не секрет, что соревнования, которые проводят московские клубы, сегодня потихоньку «убегают» из Московской области, а жители столицы вовсю осваивают окрестности таких городов, как Тула, Ярославль, Тверь, Владимир... Причин этого бегства много. Чем дальше от столицы, тем легче найти места, где можно кататься, не опасаясь случайно заехать на охраняемую территорию престижного коттеджного поселка, да и решать всякого рода организационные вопросы не в пример проще. Вот и команда WAT выбрала для своей гонки замечательный край – Мещеру. А точнее, ее кусочек, расположенный к северо-востоку от Рязани.

Для тех, кто не в курсе: Мещера – это типичное полесье, возникшее в результате последнего большого оледенения. Тогда, 10 тысяч лет назад, возле южной границы ледника образовался обширный проточный водоем, питаемый талыми водами. После отступления ледника он распался на огромное количество озер. Отсюда все и пошло. Близко залегающие водоупорные юрские глины, находящиеся под песками, способствуют заболачиванию. Именно поэтому современная Мещера – это край обширных болот, занимающих около 45% ее площади. И вот еще что: я не случайно уделил такое внимание геоморфологии и геологической истории Мещеры. Все это будет иметь самое прямое отношение к происходившим на трассе соревнования событиям.

Куда все подевались?

Старт состоялся у древних стен стоящего в центре Солотчи Рождественского монастыря. Ровно в полдень участникам были розданы листочки с координатами точек, я занял съемочную позицию напротив надувных стартовых ворот. Но дальше случилась пауза – еще как минимум полчаса на площади ровным счетом ничего не происходило. Экипажи забивали точки в приборы GPS, а я развлекался тем, что играл в шпиона и фотографировал пролетающие над самыми головами стратегические ракетоносцы (на расположенной неподалеку авиабазе «Дягилево» шли учебные полеты). Но вот, наконец, все приготовления были закончены, и один за одним через стартовую арку проехали 28 внедорожников и 7 команд из двух квадроциклов. Все, можно ехать на трассу… В путь я отправился в компании заместителя руководителя гонки Тихона Красовского. Собственно, поначалу сопровождать прессу собирался Илья Савельев, но ему пришлось срочно отъехать в Рязань для решения административно-организационных вопросов. Не знаю, может быть, Илья с его спортивным опытом лучше сумел бы угадать стратегию, которую выберет большинство спортсменов. Тихон часа три честно катал меня по лесным дорожкам, но на всех точках, к которым мы подъезжали, было пусто. Дорожки, несмотря на обилие луж, были вполне проезжаемы на обычных «Жигулях», но вот расстояния между точками оказались преизрядными. Из участников мы встретили только пару промчавшихся навстречу и тут же свернувших на какую-то лесную тропку ATV...

Поближе к «кухне»…

Пришлось ждать полуночи, когда около здания базы отдыха заработала точка «Еда» (участники должны были посетить ее в обязательном порядке). Впрочем, никаких ужасов про утонувшие по крышу в болоте машины никто не рассказывал. А на мой вопрос: «Ну, как едется?» – практически все, к кому я обращался, отвечали: «Нормально!» Отмечалась, правда, большая разбросанность точек и длинные перегоны. Кстати, по поводу «Еды»: больше всех наваристому супу, горячему чаю и теплу от горящих в мангале дров (все это было на точке) радовались пилоты квадроциклов. Оно и понятно, ведь время после старта они провели в открытых всем ветрам седлах своих машин. Столбик термометра хотя и не упал ниже нулевой отметки, но и намного выше не поднялся, и воздух был сырым и промозглым. В общем, соревнование катилось по своим рельсам, без особо критических ситуаций. Правда, один квадроциклист на крутом выезде из глубокой лужи опрокинул на себя свой аппарат, и если бы не шлем и защита, все могло кончиться намного хуже. Да один из экипажей внедорожников приполз на базу с оторванной рулевой тягой. Впрочем, на трофи-рейдах такие ситуации в порядке вещей.

Заплывы на Лысой горе

Но самые зрелищные события разыгрались утром, на «зрительских» точках (участники должны были взять их строго с 9 утра до 12 дня). Точки эти были расположены компактно, на высоком берегу старицы Оки и в самой старице. Это место хорошо известно местным жителям под названием «Лысая гора». Для экипажей внедорожников взятие расположенных посередине старицы точек не составило особых проблем. Разве что штурманам для того, чтобы сделать «зачетную фотографию», приходилось выбираться из кабины и бродить по пояс в ледяной воде. Но в наши дни, когда даже начинающие трофисты могут обзавестись комбинезонами из мембранной ткани, это перестало быть чем-то вроде подвига. А вот квадроциклистам опять досталось... Они смело въезжали в воду, но в какой-то момент их железные кони начинали... всплывать, а значит – терять сцепление с грунтом. Затем моторы неизбежно глохли. В общем, обратно на берег «квадрики» приходилось вытаскивать, используя исключительно собственную мускульную силу.

В актовом зале

Как всегда на соревнованиях в формате GPS-ориентирования, подсчет результатов занял довольно много времени. Но собравшиеся в актовом зале базы отдыха участники ждали терпеливо, ведь в итоге награды должны были получить не только победители состоявшейся гонки, но и всей серии Off-road Challenge. Когда же наконец результаты были объявлены, они не вызвали особого удивления.

В категории ATV гонку выиграла команда в составе двух Александров, Заболотского и Белогубова. В категории ТР1 победили Владислав Борисов и Елена Воронцова, выступавшие на Toyota Land Сruiser 70 (им же досталась и награда в серии). В ТР2.1 лучший результат показали Алексей Яськов и Сергей Серегин (также TLC 70), в малочисленном на этот раз зачете ТР2.2 – Дмитрий Дмитриев и Эдуард Кухновец на Nissan Patrol. Ну а в категории ТР3 уверенную победу одержали Срджан Зечевич и Алексей Гаранин (впрочем, в их первом месте никто и не сомневался). В командном зачете лучшей стала команда «Хмурое утро», причем к ее участникам перешел и главный трофей – переходящий командный кубок Off-road Challenge. Более того, многим ее членам при-шлось выходить на сцену по нескольку раз: например, семейный экипаж Инны и Константина Мартьяновых получил награды за третье место на этапе, за первое место в серии, и дважды – за победу в командном зачете (на этапе и в серии).

Трассу мы размечали на автомобиле

Гонка задумывалась как финальная в серии, и я думаю, что у нас все получилось: соревнование состоялась, все финишировали, сильнейшие победили. Мы сделали акцент на красивых «зрительских» точках и на разнице грунтов. На трассе был рельеф, были болотистые участки, поля, длинные броды. Ну а победили те, кто нашел правильную стратегию прохождения трассы, хорошо ориентировался, верно выбрал среднюю скорость. То, что мы все рассчитали правильно, показывает количество найденных экипажами точек. Их у нас было чуть более 80, и в ТР1 лидеры взяли 75. Это очень хороший процент. Ну а победитель в ТР3 взял все точки, кроме одной. Дело в том, что всю трассу мы размечали на автомобиле, и поэтому могли точно оценить ее сложность и время, нужное для прохождения. Во всяком случае, гораздо точнее, чем те организаторы, которые делают трассу «ногами» и оценивают ее умозрительно, исходя из своих представлений о том, как они бы тут проехали на том, на чем они когдато ездили или предполагают ездить. В итоге у нас и норма времени оказалась вполне реальной, и не потребовалось ни одной эвакуации с трассы. Ну а в целом, конечно, главную оценку нам выставят те спортсмены, которые приезжают к нам на гонки. Что же касается погоды, то мы очень переживали за брод. Я опасался, что будет мороз, и на старице встанет лед, который не даст почувствовать всю красоту этого препятствия. Так что неожиданное тепло оказалось нам только на руку. Квадроциклистам, конечно, пришлось непросто, но они всегда были на редкость крепкими и упорными парнями.


текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1–2 январь–февраль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты