Ни слова об обуви

Репортаж с ежегодной выставки SEMA Show. США, Лас-Вегас

Так уж получилось, что в самый разгар проходивших в США выборов я отправился в Лас-Вегас. Но ехал я туда не для того, чтобы играть в рулетку. Моей целью была SEMA Show, самая большая в мире ежегодная выставка достижений мирового автомобильного афтемаркета*. И пока большинство американских телеканалов транслировало дебаты между претендентами на место в Овальном кабинете Белого дома и комментировало экономический кризис, я бродил в мире сверкающего хрома и краски, осматривая последние новинки современного автооборудования. Одно плохо – после посещения SEMA Show мне пришлось задуматься о замене сношенных до дыр ботинок.

* Аftermarket (англ.) – продукция, предназначенная для послепродажного обслуживания, ремонта и доработки автомобиля

На выставку я приехал вместе со своим старинным приятелем, владельцем небольшого магазина, торгующего оборудованием и аксессуарами для автомобилей Jeep. Понятно, что для него ежегодное посещение SEMA Show стало не просто традицией, но и деловой необходимостью. На этом мероприятии всегда есть на что посмотреть, даже в условиях мирового финансового кризиса. И все же должен признать, что наблюдающийся в США экономический спад коснулся и выставки.

Да, количество посетителей осталось прежним, но число участников, выставляющих свои новинки, несколько сократилось, а те, что остались, заняли стенды меньшей площади. В особенности это касается небольших частных компаний. Хуже того: наиболее четко эта тенденция прослеживалась именно в залах, посвященных продукции внедорожного направления. По крайней мере пустующих стендов и незанятых площадей было заметно больше, чем в прошлом году. Помимо всего прочего, резко сократилось число автомобилей с уже смонтированным оборудованием внутри выставочных залов и на открытых площадках. И особенно ощутимо уменьшилось количество внедорожников, демонстрирующих возможности экстремального тюнинга. У меня даже создалось впечатление, что появилась тенденция к демонстрации великолепно отреставрированных стандартных олдтаймеров и к насыщению таких образцов автомобильной классики современными технологиями.

Бойцы выходного дня

Главная цель SEMA Show – ознакомить продавцов с последними новинками рынка специального оборудования. Но если внимательно осмотреться вокруг, то можно увидеть и собственно автомобили. Естественно, в рамках этой статьи я ограничусь только внедорожниками и теми образцами, что были построены на их основе.

Начнем с корейской марки Kia, показавшей концепт Soul Burner – дальнейшее развитие модели Soul. Объявлено, что модель Soul Burner должна встать на конвейер уже весной 2009 года. Вторым концептом фирмы стал Borrego Limited. На самом деле этот автомобиль сложно назвать по-настоящему концептуальным, поскольку он представляет собой версию серийной машины, оснащенную постоянным полным приводом с системой TOD (Torque On Demand – «момент по требованию»).

На стенде General Motors я обнаружил три специальных версии Hummer H3. Первая из них, носящая имя Weekend Warrior concept («Боец выходного дня»), построена на базе пикапа H3T и оснащена двигателем мощностью 370 л.с. Два других концепта, H3X и H3 Alpha Trailhugger, основаны на обычном Hummer H3 и оснащены 300сильными моторами. Причем Alpha Trailhugger представляет собой долгосрочный проект американского внедорожного журнала Fourwheeler, и если вы всерьез занимаетесь офф-роудом, он определенно придется вам по душе. Alpha Trailhugger оснащен раздаточной коробкой с понижающей передачей 4,03:1 и блокировкой заднего дифференциала.

Хочется возвышенного

Весьма забавной новинкой оказался спортивный пикап Pontiac G8 Sport Тruck, и хотя это не совсем полноприводный автомобиль (точнее, совсем даже не полноприводный) и не имеет никакого отношения к езде по бездорожью, я решил все-таки сказать о нем несколько слов. Представьте себе исчезнувший с американского рынка около двух десятилетий назад Chevrolet El Camino, но только получивший современную внешность. Собственно говоря, именно это и представляет собой выпускающийся в Австралии пикап под названием Holden Ute (Holden – это австралийское подразделение GM). Двадцатилетняя эволюция на Зеленом континенте привела к тому, что модель оказалась готова вернуться на родину в совершенно неузнаваемом виде. Pontiac G8 Sport Тruck действительно представляет собой Holden Ute с облицовкой радиатора в стиле Pontiac. Оказалось, что автомобиль выглядит настолько современно, что фанаты буквально упросили производителя вновь начать продавать его в Америке. И вот свершилось – в конце следующего года он должен дебютировать на рынке США. По всей видимости, автомобиль будет оснащаться двумя моторами – базовым 3,6-литровым V6 и могучим V8 объемом 6 литров и мощностью 361 л.с. А между тем в Интернете уже сформировалось сообщество поклонников машины, которые теперь бомбардируют руководство GM просьбами… сменить прозаическое название G8 Sport Тruck на что-нибудь более возвышенное и вдохновляющее.

Хорошо знакомые «старички»

На стенде компании Ford я увидел две версии пикапа F-150. Одна из них, под названием DeWalt, показалась мне довольно обычной. Зато другая, концептуальный «электрический» пикап под названием Hi-Pa, надолго привлекла мое внимание. Ford построил этот приводимый в движение электричеством автомобиль в сотрудничестве с фирмами PML и DST Industries. Машина оснащена четырьмя мотор-колесами, причем каждый из электродвигателей имеет мощность по 150 л.с. (в сумме это составляет 600 л.с.). Кстати, поскольку электромобиль с мотор-колесами по определению не нуждается в отдельном двигателе под капотом, трансмиссии, коробке передач и раздаточной коробке, то внутри нашлось достаточно места для аккумуляторной батареи большой емкости и системы рекуперации энергии при торможении.

Самым значимым экспонатом на стенде Chrysler стала армейская версия Jeep JK. Остальные экспонаты представляли собой хорошо всем знакомых «старичков». Nissan постарался привлечь внимание к модели Pathfinder LE, а Subaru попыталась проделать то же самое со спасательным вариантом своего Forester.

Ну а на стенде Toyota стоял пикап Tacoma, над которым основательно поработали специалисты спортивного подразделения TRD ( Toyota Racing Development). Помимо достаточно серьезной прибавки в мощности, обеспеченной механическим нагнетателем, этот автомобиль получил еще и высокотехнологичную систему спортивной подвески, включающую в себя независимую подвеску задних колес (в мире пикапов такое решение встречается нечасто). Ну а по соседству красовался компактный пикап, построенный небольшой фирмой на шасси внедорожника Scion (12) (насколько мне известно, в Европе эти машины продаются под маркой Daihatsu).

Хотите сделать Hummer из Jeep?

Кстати, если вам надоел внешний вид вашего старого Jeep TJ, то вы можете обратиться на фирму Landrunner Conversions (13). Небольшая пластическая операция, и ваш Jeep получает более глубоко вырезанные колесные арки (это неплохо, если вы планируете установить колеса увеличенного размера и длинноходную подвеску), а также капот с интегрированной облицовкой радиатора, делающий Jeep похожим на Hummer H1. Честно говоря, в последней операции я особого смысла не вижу, если, конечно, вы не считаете, что в мире нет ничего красивее носовой части Hummer.

Фирма SportChassis показала целое семейство импозантных, огромных и… явно не предназначенных для тяжелой работы пикапов. Эти автомобили существуют в вариантах пикапа и шасси с кабиной. Их даже можно использовать для перевозки чегонибудь! Ну, скажем, запасного колеса... Вне всяких сомнений, в США эти «монстры» найдут своего покупателя, но вот в Европе машины такого размера автоматически попадают в сегмент коммерческих грузовиков.

Пятнадцатый рыцарь

Одним из наиболее примечательных событий выставки стал дебют модели под названием Knight XV. Разработавшая эту машину канадская компания Conquest Vehicles Inc утверждает, что Knight XV – это… самый большой и самый роскошный бронированный автомобиль ручной сборки. Он построен на базе Ford F-350 и оснащен работающим на биотопливе V10 объемом 6,8 л. Предполагается, что мотор развивает мощность порядка 400 л.с. и выдает 675 Нм крутящего момента. Размеры «Пятнадцатого рыцаря» впечатляют: 6096 мм в длину, 2489 мм в ширину и 2540 мм в высоту! При этом (видимо, из-за наличия «рыцарских лат») даже пустой Knight XV весит более 4,5 т, а полная масса груженой машины доходит до 6 т! Естественно, водить его по обычным дорогам будет совсем не просто, да и аппетит у машины, скорее всего, изрядный (тут пригодится топливный бак емкостью 151 л). Как и положено настоящему рыцарю, Knight XV полностью одет в броню из упрочненной стали и баллистического фибергласа (из него сделаны крылья). А все окна машины (включая два прозрачных сдвижных люка в крыше) имеют пуленепробиваемые стекла, толщина которых может доходить до 64 мм! Под кузовом прячутся колеса Mickey Thompson LT40X13.5OR20, оснащенные специальной системой баллистической защиты. В общем, если причиной прокола шины станет выстрел неприятельского снайпера, то эта система позволит продолжить движение, выбраться из опасной зоны и доехать до… хорошо охраняемого шиномонтажа. Изнутри броневик отделан самыми роскошными материалами, включая ковровое покрытие Wilton Wool из натуральной шерсти, а сиденья обтянуты кожей фирмы Andrew Muirhead. Два отдельных «капитанских» кресла для VIP-пассажиров расположены в задней части салона (их можно разворачивать лицом друг к другу). Причем каждое из кресел имеет собственную рабочую компьютерную консоль. Предполагается, что объем ограниченной первой партии составит 100 автомобилей.

Тема пикапов неисчерпаема

И все же главной темой SEMA Show были и остаются аксессуары, компоненты для тюнинга и дополнительное оборудование. И, разумеется, огромная часть из них предназначена для установки на американские «народные автомобили». Вы, наверное, уже поняли, что я имею в виду пикапы. Разнообразие этих изделий просто потрясает. Хотите перевозить в вашем пикапе ценные или просто мелкие вещи? К вашим услугам система DU-HA (16) (Down Under-Holding Apparatus), представляющая собой длинные выдвижные ящики, которые размещаются под задним сиденьем практически любого пикапа с полуторной или сдвоенной кабиной, причем каждый ящик можно разделить на несколько независимых отсеков. Ящики снабжены надежными запорами, так что закон разрешает перевозить и хранить в них охотничье оружие (и это обстоятельство особо подчеркнуто в инструкции по установке и эксплуатации), а любой вариант имеет в комплекте съемные зажимы для дробовика.

Хотите возить мелкие предметы не в кабине, а в кузове? Тогда обратите внимание на емкости под названием Swing Case, предлагаемые фирмой Undercover. Эти запирающиеся ящики из особо прочного пластика устанавливаются над арками задних колес. Можно выдвинуть и пользоваться ими, не поднимая крышку кузова. Другим эффектным (и эффективным) решением может стать поднятый пол грузовой платформы. Под ним расположены направляющие со специальными замками, по которым скользят выдвигающиеся плоские емкости.

Устройство SpaceKap предлагает совершенно другой подход. Это готовая многофункциональная емкость, которая просто ставится на грузовую площадку (аналогичный подход реализован во многих моделях внедорожных кемперов). Вам кажется, что SpaceKap будет сильно ограничивать вам задний обзор? Тогда обратите внимание на систему JackRack. Это устройство выглядит как обычная жесткая крышка на багажную платформу, причем вы можете размещать грузы как под этой крышкой, так и непосредственно на ней. Но если нужно перевезти что-то крупногабаритное, то специальные гидравлические подъемники позволяют поднять ее, не прикладывая мускульных усилий и не снимая уже погруженный сверху багаж! Более того, крышка снабжена специальными выдвижными опорами для перевозки длинномерных грузов. Хотите оснастить пикап дополнительной дверцей, открывающей доступ к передней части грузовой площадки? Пожалуйста! Хотя, на мой взгляд, пользы от такого устройства будет не много. А вот багажная корзинка, которая монтируется на задний борт и которую можно использовать не только в качестве дополнительной емкости, но и как ступеньку, облегчающую доступ к грузу при откинутом борте, или как удлинитель грузовой площадки для перевозки длинномеров, показалась мне весьма полезным.

Что же касается устройства, названного PupHut («Щенячий домик»), то европейцу оно, скорее всего, покажется бесполезным курьезом. «Домик» представляет собой некую конструкцию, которая крепится к бортам грузовой площадки, позволяющую соединить борта некоей стропой и повесить сверху мягкий тент. Дело в том, что мы в Европе не перевозим гавкающих четвероногих членов наших семей в кузовах пикапов. А вот в США это самое обычное дело. Поводок собаки цепляется к стропе, а тент предохраняет пса от солнечного удара. В общем, тема «Пикапы и SEMA Show» просто неисчерпаема.

Много для Jeep и мало для Toyota

И вот еще о чем надо сказать: если в прошлом году в центре внимания производителей афтемаркета находились Jeep JK и Toyota FJ Cruiser, то сегодня интерес к FJ Cruiser заметно ослаб. И, видимо, в порядке компенсации, в этом году вы могли покататься на этом оригинальном автомобиле по небольшой внедорожной трассе, построенной прямо рядом со зданием Convention Center. Ну а единственным действительно новым продуктом, предназначенным для установки на FJ, оказались сделанные из труб двери фирмы Metaltech 4x4. Ну что тут скажешь? Жителям стран с устойчиво теплым климатом новинка, безусловно, придется по душе, поскольку обеспечивает лучший обзор и дает ощущение свободы, но нам, обитателям переменчивоумеренного климата, она вряд ли пригодится. Слишком уж большую работу нужно проделать, и ради чего – чтобы пару месяцев в году наслаждаться свежим воздухом?

А вот поклонникам марки Jeep повезло больше: они, как и прежде, могут найти в залах SEMA Show целую россыпь тюнинговых компонентов для своих машин. Например, силовых бамперов... Пожалуй, наиболее практичные изделия предлагает фирма Omix-Ada. Их модель экстремального усиленного бампера может быть модифицирована 22 способами, что позволяет установить ее и на CJ, и на YJ и на TJ. Кстати, этот бампер получил главный приз в номинации «Лучший новый продукт для офф-роуда», и, на мой взгляд, совершенно заслуженно.

А теперь о более «приземленных» вещах – усиленные мосты для серьезного офф-роуда сегодня предлагают многие компании. Например, если вы установите на ваш автомобиль мосты фирмы Solid Axle Industries, изготовленные с использованием фирменной технологии SpynTec, то у вас по-прежнему будут работать системы ESP и ABS. В той же зачетной категории выступают и мосты ProRock Dana 44, изготовленные фирмой Dynatrac Products. Они значительно превосходят по надежности, прочности и выносливости штатные мосты автомобилей Jeep, и к ним существует целый набор взаимозаменяемых внутренних компонентов.

Лучший продукт для офф-роуда

Главной новостью в царстве автомобильных лебедок стало решение компании Superwinch комплектовать всю свою продукцию исключительно синтетическим тросом взамен стального. Mile Marker начал оснащать некоторые свои модели системой управления нового типа, в которой более не используются реле, а скорость намотки троса можно изменять по собственному желанию. Как известно, главным врагом лебедки является перегрев; так вот, старейший производитель электрических лебедок фирма Warn (в этом году компания отметила свое 60летие) продемонстрировала на SEMA Show не только свои юбилейные лебедки серии 8274, но и универсальное решение проблемы высоких температур! Предлагаемое устройство представляет собой специальный кожух, который надевается на электромотор лебедки. К кожуху присоединяются два гибких шланга-воздуховода, которые выводятся и закрепляются в каком-нибудь относительно прохладном месте, откуда специальный вентилятор и гонит прохладный воздух, охлаждающий лебедку. Ну а горячий воздух, забравший жар работающего мотора, отводится по второму воздуховоду. Решение кажется настолько простым, что совершенно не понятно, как это до него никто раньше не додумался. По моему мнению, это устройство также было достойно звания «Лучший новый продукт для офф-роуда».

Продукты года

На первый взгляд может показаться, что, поскольку вся промышленность автомобильного афтемаркета делится на множество направлений, в каждом из которых присуждаются свои собственные призы, получить награду на SEMA Show достаточно просто. Но это не так: ведь и претендентов на каждый из них хватает... Так вот, награды «Лучший новый продукт для автомобильных гонок» на этот раз был удостоен распределитель зажигания фирмы Professional Products. На первый взгляд, самый обычный распределитель, причем с весьма доступной ценой. Но его корпус имеет специальный фиксатор, позволяющий выставить угол опережения зажигания с точностью до 0,5 градуса.

Достаточно интересными показались мне и свечи зажигания Pulstar фирмы Enerpulse. Каждая свеча имеет встроенный конденсатор, накапливающий электроэнергию и производящий очень мощный и быстрый разряд в нужный момент. Более того, на сделанных независимой исследовательской лабораторией снимках хорошо видно, что при использовании этих свечей факел горящей смеси распространяется быстрей и имеет больший размер. Более энергичное и эффективное сгорание приводит к повышению мощности мотора при одновременном уменьшении расхода топлива.

Ну и в завершение… Очень забавную новинку показала фирма Bestop. С одной стороны, это просто мягкий тент для Jeep Wrangler, который можно натянуть на штатный каркас, а с другой – «оно» же может использоваться в качестве… одежды! Впрочем, удивляться тут нечему: экспонаты SEMA Show могут быть «полезными и забавными», а могут «забавными, но совершенно бесполезными». Я даже составил весьма обширный список таких бесполезных аксессуаров. С моей точки зрения, право стоять в нем на первом месте оспаривают два экспоната: оленьи рога с кронштейном для установки на крышу автомобиля и расширители крыльев с торчащими из них макетами пулеметных стволов. В общем, на SEMA Show можно найти абсолютно все, ну, разве что, кроме обуви. А жаль – ведь пока бегал из зала в зал, ботиночки-то мои совсем сносились…


текст: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
Мартин БРИНК
перевод с английского: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1–2 январь–февраль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты