Штормовое предупреждение

«Карелия-трофи. Limited Edition»

В то время как на столицу Карелии Петрозаводск надвигалась буря и в городе было объявлено штормовое предупреждение, на головы участников экспедиции «Карелия-трофи. Limited Edition», пробиравшихся через заснеженный лес парой сотен километров севернее, в Заонежье, в буквальном смысле свалился снежный ком.

К утру сугробы практически смыло ночным дождем, но на третий день пути снег повалил вновь. Не иначе все это дело рук Николы Чудотворца, к старинной деревянной часовне которого и направлялась экспедиция. Но давайте лучше обо всем по порядку. Итак, в субботу, 22 ноября, из Петрозаводска стартовало двадцать пять внедорожников. В их числе было несколько «боевых» машин, среди которых и автомобили самой отчаянной команды – «Авиатор», но основной костяк экспедиции, как ни странно, составили именно «полированные» автомобили. Но самое главное – большинство экипажей последних, похоже, не вполне представляли, с какими трудностями им вскоре на деле предстоит столкнуться. Более того, среди стартовавших были замечены и два совершенно новых тест-драйвовских внедорожника, выступавших «под флагом» главного спонсора мероприятия компании СТК-city (их экипажи еще сыграют свою роль в происходящем). Впрочем, до настоящего офф-роуда было еще ехать и ехать – внедорожная часть маршрута начиналась от деревни Черкасы, а до нее было несколько часов пути.

Очень коротко о предстоящих задачах

Когда автомобили покинули асфальтовое покрытие, солнце уже давно прошло зенит. Двигаясь по разбитой грунтовке, машины с переменным успехом форсировали не успевшие толком замерзнуть лужи. И некоторые команды уже начали задумываться о том, что пора бы спустить колеса. А тем временем в пока еще широких просветах между наползавшими со всех сторон внушительными тучами горел красивейший золотой закат. Кто бы мог подумать тогда, что для участников экспедиции солнца больше не будет…

К трем часам дня мы добрались до точки старта основного маршрута на берегу Ладомозера недалеко от деревни Черкасы. К этому моменту низкое ноябрьское солнце окончательно ушло за горизонт, и прибывавшие автомобили буквально плыли в стремительно сгущающихся сумерках.

Здесь организаторы «Карелия-трофи» наконец рассказали собравшимся о предстоящих задачах. Чтобы добраться до Мелойгубы (нежилой деревни на берегу губы Малой – Мелойгубы – которая, в свою очередь, находится в Уницкой губе Онежского озера, где и стоит церквушка), нужно около пятнадцати километров прорубаться по заросшей дороге.

Тактика изготовления просек

Первый километр дался достаточно легко, и все приободрились. Но вскоре «блицкриг» закончился: в ход пошли пилы, и чем дальше забирались «первопроходцы», тем больше приходилось пилить и растаскивать.

Причем процесс обновления просеки шел в несколько этапов. Первыми проламывались «боевые» машины. Их экипажи пилили особо толстые лесины, а деревья поменьше просто валили автомобилями. За ними шли подготовленные, но все же вполне городские (в смысле по городу их владельцы на них же и ездят) внедорожники. Экипажи этих машин подпиливали особо высокие пни и убирали с дороги толстые поваленные бревна. Ну и в арьергарде двигались совершенно стандартные автомобили. Но вот что характерно – практически на всей длине экспедиционной колонны регулярно слышались возмущенные возгласы: «Ну что вы там, сразу пониже пни пилить не можете?!». А когда очередное спиленное дерево чуть было не упало на впереди идущий экипаж, было решено: все, привал! Пройденный путь отмечали, как водится, весело, а между тем удивительно яркие звезды одна за другой исчезали с черного неба…

Далеко они не пробились

Хмурое утро было необычайно ленивым и сонным. И к тому моменту, когда колона двинулась, уже совсем рассвело. Ободряло одно: две «боевые» машины уже уехали вперед несколькими часами ранее, о чем свидетельствовали с корнем выкорчеванные (валили их, надо полагать, бампером) ели. Но первопроходцы далеко не ушли – сначала обнаружился петрозаводский Land Cruiser (его экипаж был занят заменой погнутой рулевой тяги), а еще через несколько десятков метров стоял Nissan Patrol с поднятым капотом.

А между тем снегопад заметно усилился, и на головы и крыши первопроходцев с потревоженных елей то и дело ухали целые сугробы. И если люди еще как-то уворачивались, то сгребать снег с машин порой приходилось при помощи лопат. Впрочем, не думайте, что шедшим следом приходилось намного легче. Помните? Они подпиливали пни и разгребали бревна!.. Дальше мы «перепрыгнули» через канаву с категорически не желавшим замерзать ручьем на дне и наконец выехали на то, что некогда было дорогой. И тут уже знакомый нам экипаж Nissan Patrol стал совершать обходной маневр с целью объехать колючее (а значит, царапающееся) дерево… Мгновение – и он уже в кювете на противоположной стороне дороги.

Одного дня явно недостаточно

Экспедиция уходила все дальше и дальше. Но не без приключений. Похоже, что заросшая дорога не всегда точно совпадала с обозначениями на картах, вследствие чего, дойдя практически до берега Онеги, мы повернули не в ту сторону и окончательно сбились с маршрута. Выход был один: возвращаться в точку сбоя, а затем продолжать «рубиться» в верном направлении.

Стемнело… Дорога становилась все более заросшей. Кроме того, снега за день навалило больше чем по колено. И некоторые машины стали поворачивать в сторону лагеря. Среди них были и два спонсорских внедорожника. Но сразу они не уехали: один человек из спонсорского экипажа собрался дойти до цели пешком. К нему присоединились еще трое. Так, вчетвером, они и пошли к часовне.

А дальше произошло непредвиденное: спустя некоторое время, когда стало ясно, что путь предстоит неблизкий, собственно инициатор похода вернулся в лагерь, а остальные упорно продолжили путь, а ведь от места нахождения машин до часовни было еще около пяти километров. И что там, и какие это километры – одному богу известно. В общем, очень скоро всем участникам экспедиции стало окончательно ясно, что одного светового дня явно недостаточно, и, чтобы добраться до цели, потребуются еще как минимум сутки.

Ушли вперед и не вернулись…

За этими размышлениями шедшие впереди два экипажа «Авиаторов» в очередной раз потеряли дорогу, оказавшись вместо нее на просеке. И тут Land Cruiser Сергея Кирилловского угодил в засыпанное снегом болотце. Вроде бы и промоина небольшая, но рыхлый сугроб вкупе со скользкой жижей под колесами не позволяли автомобилю двигаться. Прежде чем удалось достать его из засады, прошло немало времени, но, главное, была «сожжена» лебедка, и вышел из строя генератор… Так что «Авиаторы» остались в лесу ремонтироваться в надежде продолжить путь на следующий день, а остальные (с той же целью: продолжить путь утром) повернули в лагерь.

Договорились встретиться на этом же месте в 6 утра, но следующим утром на квадроцикле приехал только руководитель экспедиции Денис Кузнецов. И тут выяснилось, что трое из ушедших вчера пешком к часовне до сих пор не вернулись…

На заброшенной дороге

Пока штурман второго экипажа занимался заменой генератора, пилоты «Авиаторов» Сергей Кирилловский и Максим Кирилловский отправились вперед пешком, на разведку. А поодаль, буквально в сотне метров, их ждала… потерянная дорога! Чтобы попасть на нее, нужно было спуститься к берегу Онеги.

Но, несмотря на то что заросшая дорога нашлась, двигаться по ней становилось все труднее. Залитые водой колеи и заросли, которые с каждым пройденным километром становились все гуще, уменьшали шансы добраться до цели. Все чаще путь преграждали буреломы, причем зачастую поваленные деревья достигали толщины в несколько обхватов. А когда до храма осталось около километра, путь преградил разрушенный мост через реку. Было ясно, что силами двух экипажей за один день здесь не прорубиться… Но к часовне Сергея двигало только одно: вперед уходил человеческий след. Может быть, это те трое, в числе которых была его жена и штурман Татьяна? Ведь о них уже второй день ничего не известно.

Трое у часовни

Между тем трое участников «Карелия-трофи», а именно штурман экипажа «Авиатор» Татьяна Кирилловская, председатель офф-роуд клуба «Лапландия» из Мончегорска Анатолий Еремеев и фотограф Василий Петухов до заброшенной деревни все-таки дошли! Пешком…

А дело было так. Отправив весточку с возвращавшимся в лагерь участником, они пошли к часовне, чтобы хотя бы сфотографировать цель, до которой экспедиция, судя по всему, пробиться на этот раз не сумеет. Добрались туда только к ночи. На их счастье в деревушке обнаружился рыбацкий дом, в котором оказался запас дров, спички, картошка, кофе и еще какая-то еда. Во всяком случае, участники наконец-то смогли согреться и высушить насквозь промокшую одежду. Утром они сфотографировали часовню, поставили там свечку (ее они тоже нашли у рыбаков), оставили в домике благодарственную записку и двинулись обратно.

P. S. Знаете, что главное в этой истории? Большинство участников неудавшейся экспедиции к заброшенной часовне намерены вернуться сюда еще раз и пройти намеченный маршрут до конца.


текст: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Василий ПЕТУХОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1–2 январь–февраль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты