Аргентинское танго

Пятый традиционный марафон 4x4 Experience. Аргентина

На мой взгляд, пятый марафон 4x4 Experience, получивший название Tren a las nubes Quebrada de Humahuaca 2008 («Поезд к облакам ущелья Умауака»), стал самым значимым внедорожным событием года в Аргентине. И дело не только в экстремальности маршрута. Впервые на старт этого соревнования вышли и зарубежные экипажи: помимо аргентинских любителей офф-роуда на поиски приключений на северо-западе страны отправился знакомый мне по Rainforest Challenge польский экипаж Агнешки и Марека Янашкевичей, а также экипажи из Чили, Колумбии и Боливии.

ЛЕТОПИСЬ АРГЕНТИНСКОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ 4X4 EXPERIENCE

Проведением этого рейда занимаются лучшие профессионалы страны. Более того, на сегодняшний день это единственное аргентинское мероприятие такого рода, получившее статус международного. Все годы своего существования 4x4 Experience было призвано обеспечить приключение в его самом чистом виде.
2001 год
Маршрут: Ла-Квиака – Калафатэ, 6000 км
Продолжительность: 15 дней
12 команд, 24 участника
2002 год
Маршрут: Игуазу – Сан-Педро-де-Атакама (3000 км)
Продолжительность: 12 дней
13 команд (одна из Чили),
26 участников
2003 год
Маршрут: вулканы северо-запада Аргентины (6000 км)
Продолжительность: 12 дней
4 команды, 19 участников
2007 год
Маршрут: Трен-а-лас-Нубес (1500 км)
Продолжительность: 10 дней
10 команд, 20 участников

С одной стороны, это, конечно же, соревнование, а с другой, – многотрудное восьмидневное приключение, в ходе которого необходимо показать все, на что ты способен. Здесь, на южноамериканской земле, каждый должен был самостоятельно раскрыть тайну Кебрада-де-Умауака. Впереди были две тысячи сложнейших километров и великое множество испытаний. Да-да, для того, чтобы стать лучшим, требовалось не только умение великолепно управлять автомобилем на бездорожье, – не лишними были и навыки в каякинге, альпинизме и искусстве выживания. На этот раз конвой Tren a las nubes Quebrada de Humahuaca состоял из 20 пикапов Ford Ranger, за которыми следовала группа из 40 журналистов, представлявших преимущественно профильные издания. Их ждала вовсе не легкая прогулка по долинам и ущельям северо-запада Аргентины: в ходе пробега приходилось подниматься на высоту 4000 м над уровнем моря и действовать при двадцатиградусном морозе.

Хухуй, или Учимся говорить правильно

«Жужуй» или «Хухуй»? Стоит ли спорить с географическим энциклопедическим словарем (М.: Сов. энциклопедия, 1989), в котором значится: «Жужуй (Jujuy), провинция на С.-З. Аргентины и административный центр Сан-Сальвадор-де-Жужуй (San Salvador de Jujuy)»? Да и словарь прилагательных от географических названий (М.: Русский язык, 1986) уточняет: «Жужуй г. пров. (Аргентина) – жужуйский». В конце концов, никого же сегодня не удивляет традиционная передача многих названий иностранных городов, например Париж вместо «Пари», Рим вместо «Рома» или Токио вместо «Токё». В каждом случае отсутствие соответствия языку оригинала объясняется своими причинами. В частности, человеческим фактором. Так, Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона воспроизводит название этой провинции как Хухуи (Jujuy). Скорее всего, искаженная передача этого топонима обусловлена стыдливым желанием добиться благозвучия. Когда и как это случилось? Существует байка, что в 70-е годы советские дипломаты объяснили своим аргентинским коллегам, чему созвучно название их административной единицы. И хотя по правилам классического испанского оно должно читаться как Хухуй, решили именовать эту провинцию Жужуй: дескать, в буэнос-айресском говоре при желании можно услышать этот звук. Но в том-то и дело, что при переводе на русский язык имен собственных следует исходить из того, как они звучат в произношении испанцев, а не жителей стран Латинской Америки. Впрочем, вряд ли стоит во всем обвинять только наш пуризм. Француз или португалец тоже неправильно выговорит это название. Но как бы то ни было, придется постараться, если вдруг потребуется купить билет в Жужуй. Просто с людьми надо говорить на понятном им языке.

Город, откуда они стартовали…

Организаторы подготовили абсолютно безжалостную трассу с протяженными участками, требующими высочайшего мастерства внедорожного вождения. Причем все это сочеталось с серией специальных заданий («тасков»), для выполнения которых требовались отменные навыки ориентирования, полное напряжение физических сил и знание техники горного туризма и альпинизма. Главной целью было сплотить всю группу перед лицом трудностей и таким образом позволить каждому из участников раскрыть пределы своих возможностей. Стоит отметить и тот факт, что все это действо должно было происходить в величественных «декорациях» Кебрада-де-Умауака – отрезка Дороги Инков – места, признанного ЮНЕСКО выдающимся природным и историческим памятником, частью всемирного наследия и названного настоящей жемчужиной северо-запада Аргентины.

Для прохождения намеченного маршрута организаторы предоставили специально подготовленные пикапы Ford Ranger, часть которых была передана в руки участников, а остальные использовались в качестве автомобилей прессы и логистики. Конвой отправился в путь от монумента Мартину Мануэлю де Гемесу в городе Сальта, столице одноименной провинции. Далее был переезд в городок Сан-Сальвадор-де-Хухуй, где, собственно, и состоялся официальный старт экспедиции.

Трудная переправа Программа первого дня завершилась уже в темноте. Но перед этим участникам пришлось пройти первое испытание на умение работать в команде: требовалось погрузить экспедиционные Ford Ranger на понтон и переправить их через реку Сан-Лоренцо. А поскольку никакого мотора у этого плавсредства не было, понтон нужно было вручную тянуть с противоположного берега, принимая во внимание скорость течения. В итоге на эту несложную на первый взгляд операцию потребовалось несколько часов: нужно было подготовить места спуска к воде и подъема на берег. Наконец и люди, и машины успешно переправились через водную преграду. А между тем на другом берегу Сан-Лоренцо их уже ждал лагерь, заботливо разбитый командой обеспечения. Помимо собственно пикапов Ford Ranger организаторы имели в своем распоряжении два полноприводных грузовика Scania 6x6 с кунгом, в котором могли разместиться на ночевку 15 человек, и специально подготовленный для перевозки всех необходимых для соревнования материалов Iveco.

Первые часы на маршруте прошли в «декорациях» субтропического леса. Маршрут второго дня соединил расположенные на территории Национального парка «Калилегуа» города ИнгениоЛедесма и Сан-Франциско. Неподалеку от второго был разбит главный базовый лагерь, и здесь же состоялось первое зачетное испытание. Участникам нужно было найти в кажущемся абсолютно непроходимым лесу тропы, по которым они смогли бы пересечь лес и выйти к реке СанФранциско, знаменитой своими термальными источниками. Это трудная работа, но она была выполнена.

Карабкаясь по облакам

На заре следующего дня искатели приключений отправились в сторону Валле-Гранде и ВаллеКолорадо, где их ждал изнурительный 12-километровый пеший переход по горам. Причем его маршрут оказался просто фантастическим. Шаг за шагом участники перемещались из теплого мира долин (аргентинцы называют их «юнга») в суровый мир андских плато (именуемых здесь «пуна»). Воистину незабываемый опыт, ведь пришлось карабкаться буквально по облакам. Более того, немногие сумели добраться до конца маршрута без посторонней помощи. Ночь застала участников в окрестностях древнего города Умауака.

Аргентинская Сибирь

На следующий день (отрезок Умауака – Итурбе – Ируйя) приключение 4x4 Experience должно было достичь высшей точки маршрута. Едва солнце спустилось за горные хребты и силуэт прилепившейся к скалистому склону церкви стал практически неразличим, началось испытание на искусство вождения и навыки навигации. Оно продолжалось весь вечер и практически всю ночь. Ну а после сложнейшего перегона по сильно пересеченной местности, потребовавшего от водителей всей полноты навыков управления, конвой расположился на ночь в высокогорном лагере в 20 км от плато Абра-Пампа, известного как Аргентинская Сибирь. И действительно, ночью столбик термометра опустился до -22 °С, и это была самая холодная ночь за все время путешествия. Ну а чтобы жизнь окончательно перестала казаться медом, организаторы придумали ночное ориентирование, причем часть точек располагалась в русле реки.

Последний отрезок пути стал самым трудным. Более того, только усилиями всего конвоя можно было достичь успеха и добраться до конечной точки маршрута. А когда это произошло и, проделав утомительный путь по отвратительным гравийным дорогам, машины выехали на берег Лагуна-де-Позуэлос, знаменитой стаями розовых фламинго и кристально чистой ледяной водой, участники обнаружили, что здесь им предстоят… соревнования по каякингу. И лишь добравшись до Касабиндо, они наконец-то смогли вздохнуть с облегчением: здесь их ждали грузовики из службы обеспечения и короткий отдых. А дальнейший путь лежал через Куэста-дель-Липан к Салинас-Грандес-де-Хухуй, где (при температуре окружающего воздуха -18 °С) и был разбит последний лагерь этого красивого и сложного соревнования.

P.S.: Пятое по счету 4x4 Experience – Tren a las Nubes Quebrada de Humahuaca 2008 завершилось. Но на этом южноамериканские приключения не заканчиваются. Уже ведется подготовка и разведка маршрута 4x4 Experience 2009, и я очень надеюсь, что смогу рассказать вам о нем в следующем году (причем гораздо более живо, информативно и увлекательно… – Примеч. ред.).


текст и фото: Ласло ГОГ (Laszlo GOG)
перевод с английского: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1–2 январь–февраль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты