Разведка боем

The African Off road Adventure Moscow-Carthage – разведка маршрута автопробега «Москва – Карфаген»

«Не ходите, дети, в Африку гулять!» – регулярно повторял во время пробега по Тунису мой коллега из национального внедорожного журнала «4х4 AWD Полный привод» Михаил Ласточкин, а потом обязательно добавлял: «Интересно, что они имели в виду?!» И знаете, я целиком и полностью разделяю это недоумение. Нет, действительно, почему «не ходите»? На поверку Тунис оказался весьма культурной, цивилизованной и безопасной страной. Но давайте лучше обо всем по порядку

Признаюсь, меня с детства манила Сахара. Сахара… Помню, как еще ребенком читал об испытательном пробеге на «Нивах» по сахарским пескам. Стоит ли говорить, что, получив предложение присоединиться к «разведгруппе» команды ASG, разрабатывающей маршрут внедорожного приключения по Тунису, я сразу же согласился (ввиду этого дальновидно отказавшись от другого, не менее интересного, но так и не случившегося проекта). И это того стоило: часть пути должна была пройти по Сахаре, причем двигаться предстояло отнюдь не в спортивном режиме.

Тунисский перегруз

Итак, вводная: три внедорожника, а именно Land Rover Defender последней реинкарнации, Ford Ranger предпоследнего поколения и Jeep Wrangler Unlimited Sahara отправились в путь. Место сбора определилось само собой – паром в Марселе, откуда примерно сутки пути по Средиземному морю до порта в Тунисе. Участвовавшие в рекогносцировке журналисты добирались до столицы этого африканского государства авиатранспортом, и первое, что бросилось мне в глаза, едва наша TLC 105 отъехала от аэропорта: Тунис – страна пикапов! Преобладают Ford Ranger/Mazda B-serie, затем идут Isuzu D-max, потом Mitsubishi L200 и Nissan Navara D22 (продажи этой «рабочей лошадки» недавно стартовали в России под лейблом NP300), ну а за ними все остальные. Отдельно стоит отметить пикапы Peugeot 404 – эти «старички» исправно возят любые грузы, невзирая на возраст и хронический перегруз. Где бы вы ни находились, не составит труда отыскать взглядом какой-нибудь заднеприводный Ford Ranger с горой мандаринов или фиников в кузове, высота которой достигает отметки «более трех метров от крыши кабины» (задние колеса при этом наполовину скрываются в колесных арках). Стоит ли говорить, что Toyota HiLux с кунгом, везущая шесть человек в кабине и еще 15 – в кузове, не удивляет никого, кроме туристов. Причина популярности пикапов проста. Тунис – сельскохозяйственная страна, и государство позволяет приобретать пикапы без таможенных пошлин, если вы занимаетесь, к примеру, выращиванием мандаринов.

Land Cruiser из туристического агентства Кстати, в сфере туризма государственная поддержка выражается подобным же образом. Турфирмы могут приобретать автотранспорт без таможенных очисток. Результат шокирует: например, новая TLC 105 обходится туроператорам в… 20 000 (!) американских долларов! Но при этом на нее наклеивается специальный синий лейбл, означающий, что автомобиль принадлежит турфирме, и при продаже его нужно сначала растаможить. С другой стороны, спустя 3-5 лет (а больше машины в турагентствах не выхаживают) сумма выплат существенно снижается. О! Транспорт, используемый туристическими компаниями, – это вообще отдельная тема для разговора. В «списке» только две модели: Toyota Land Cruiser 105 (см.: «От шестисот тысяч до двух миллионов рублей за «сотку». С. 88) и Nissan Patrol Y61 (см.: «Поколение 61». ORD. 2006. № 2, 3). При этом доля Toyota составляет примерно 80–85%. Другие автомобили попросту не выдерживают подобной эксплуатации. Условия, в которых приходится трудиться этим рабочим лошадкам, легко представить на примере местной «105-й», служившей пресс-каром нашего автопробега. Машина за год прошла 210 тыс. км, из них по асфальту – максимум 60%, остальное по солончакам, пескам и грунтовкам. А если эти цифры помножить на то, что, как вы догадываетесь, особого обслуживания подобные автомобили не видят (хорошо, если масло иногда меняют)…

Обычно такие машины продают через три года с пробегом в 600 тыс. км, при этом знаменитый шестицилиндровый дизельный двигатель TLC 105 все еще находится в отличном состоянии, как нам сказали местные водители. По их же словам, некоторые машины ездят и по пять лет, наматывая при этом до миллиона километров. В подтверждение вышесказанного замечу: на заправочной станции мы как-то встретили TLC 70 (в свое время машина работала пресс-каром на раллирейде Optiс 2000, и вид у нее был весьма потрепанный). Взглянули на одометр – 624 тыс. км. Так что, покупая трехлетнюю TLC 105 «без пробега по России», на всякий случай поинтересуйтесь, где она до этого ездила.

Гонщица Хенд Шауш

Но вернемся к нашей главной цели, а именно к автопробегу «Москва – Карфаген». Фактически это просто этап подготовки внедорожной экспедиции, которая пройдет в конце марта 2009 года, – своего рода рекогносцировка на местности. По возвращении в Москву полученная в ходе ее информация будет обработана, а маршрут окончательно сформирован (в частности будут определены места ночевок и культурная программа). На месте, в столице Тунисской Республики – городе Тунисе – журналисты (в числе коих был и ваш покорный слуга) оказались раньше прибытия парома, на котором переправлялись участники, и первая встреча у нас произошла с представителем тунисского автоклуба – местной гонщицей по имени Хенд Шауш. Причем она – не просто какая-то любительница. Достаточно сказать, что в свое время она без ассистанса, одной машиной, проехала знаменитый марафон «Париж – Дакар»! Все личные вещи, палатки и спальники, а также инструмент и запчасти находились в «боевой» Toyota, все ремонты – своими силами (ее и штурмана). Добавьте к этому, что ее шесть лет спонсировал концерн Marlboro. Вам это не кажется странным? Ведь насколько мне известно, кроме Хенд Шауш эта фирма спонсировала только одного автогонщика – Михаэля Шумахера...

Ворота в приключения

Тунисский морской порт отличается от тысяч аналогичных сооружений тем, что для огромного количества путешественников со всего мира он фактически является связующим звеном между Европой и Африкой. Так, встречая наших друзей из Москвы и Петербурга, мы сначала проводили группу из нескольких десятков внедорожников и мотоциклов из Франции, Германии, Ливии, Македонии, Словении, Нидерландов и т.п. Причем больше всего поразила мотоциклетная команда КТМ. Кроме двух грузовиков-техничек в составе их команды был TLC 70 с огромным двухосным прицепом, на котором разместилось аж… 15 мотоциклов! Кстати, среди транспортных средств европейских любителей офф-роуда я с некоторым удивлением увидел и подготовленный Land Cruiser 200. Знаковое событие… Похоже на то, что и на просторах нашей родины очень скоро появятся лифтованные «двухсотки» с лебедками и прочим оффроуд снаряжением. Но тут я, с вашего позволения, прерываю свои праздные фантазии.

Потому что в этот самый момент я увидел, как на африканскую землю съезжают Land Rover Defender, Ford Ranger и Jeep Wrangler Unlimited Sahara – транспорт нашей экспедиции. Совместный обед, а затем квартет автомобилей (к трем вновь прибывшим добавился вышеупомянутый «пресскар с пробегом за 200 тысяч») двинулся на первую ночевку в направлении Бизерты.

Первое лебежение

Утро встретило дождем, который сопровождал нас все три последующих дня. По плану мы должны были заехать в Табарку (туда ведет хорошая асфальтированная дорога), но на то и существует разведка, чтобы не искать легких путей. В итоге, сделав внушительный крюк, горными грунтовками мы, конечно, туда попали, но по пути нашли красивейшую дорогу, которая, несомненно, станет одной из изюминок будущей экспедиции.

Если бы еще получилось договориться с погодой... В дождь, когда все леса окутывает сплошной туман, а от размытой глины дороги становятся скользкими и рыжими, этот участок пути выглядит особенно захватывающим. Кстати, о «захватывающем»… Во время одного из маневров задним ходом Defender одного из организаторов пробега, Роберта Санакоева, снесло в промоину. На помощь ему пришел Ford Ranger Валерия Пронина, который с помощью лебедки вызволил из плена Land Rover. А за всем этим увлекательным действом наблюдали местные мальчишки, невозмутимо передвигаясь по раскисшему полю на ослах. Ну что тут скажешь: это был первый, но отнюдь не последний раз, когда нам пришлось разматывать лебедку.

Культурная программа

Недалеко от Джендубы мы наткнулись на развалины старого города. В Тунисе вы можете встретить следы различных цивилизаций, ведь в разное время здесь правили финикийцы, карфагеняне, римляне, и все они не могли не оставить своего следа в культуре этой африканской страны. Если взглянуть на туристическую карту, то станет ясно, что памятники архитектуры весьма обильно разбросаны по всей территории. Исключение составляет разве что Сахара, хотя на границе пустыни исторические объекты тоже встречаются. Нашей культурной программой было запланировано посещение раскинувшегося рядом с Кассерином заповедника. На его территории находится самая высокая точка Туниса (1540 метров над уровнем моря). Мы не смогли отказать себе в удовольствии заехать непосредственно на «пик», тем более что сделать это оказалось совсем не трудно (почти до самой вершины ведет дорога). Ну а спустившись вниз, можно оказаться на месте поселения первого века нашей эры, развалины которого, включая амфитеатр, сохранились до сих пор. Осмотрев достопримечательности, мы двинулась в Таузар. Дорога в этот крупный населенный пункт проходит через Гафсу. Вот уж где не стоит задерживаться при путешествии по Тунису. Дело в том, что в Гафсе вы получите «Африку» по полной программе: это и приставучие дети, и пробки (город немалый – 180 тыс. человек), и бескультурие на дорогах. Причем если дорожным движением нас не удивишь (столичные навыки вождения быстро вспомнились), то от детворы пришлось банально прятаться в машинах. А вот Таузар, несмотря на свою явно туристическую направленность, понравился значительно больше. Тихий и спокойный курортный город. Кстати, на стоянке гостиницы, где мы остановились на ночь, утром обнаружилась едва ли не вся линейка полноприводных Mercedes. Были здесь и совсем новые Gelaendewagen, которые я до этого видел только на фотографиях.

Судя по серьезному виду водителей и немецким номерам, идущим друг за другом, это были заводские специалисты. Вероятно, они отрабатывали очередную электронную систему в условиях песков. Окрестности Таузара вообще очень популярны у туристов, которые предпочитают отдых в стиле сафари. Все близлежащие холмы и солончаки изъезжены до состояния асфальта: туристов катают на квадроциклах и внедорожниках. Поблизости расположен другой туристический оазис – «декорации» к «Звездным войнам». Именно здесь снимали первый по хронологии (1977 год) Эпизод 4 – «Новая надежда». Использовались как построенные декорации, так и реальные берберские жилища. Но так как нашу разведгруппу интересовали немного другие достопримечательности (что-нибудь более внедорожное), то радиальный выезд было решено закольцевать через солончак. Тут, собственно, все и произошло…

Что в имени тебе… его? Defender «перебирал» передачи вниз: четвертая, третья, вторая… Все – встали. Блокировки включены, и на пониженной с большим трудом выбираемся на менее вязкую поверхность. Цепляем лебедкой нашу «стопятку», вытаскиваем ее и подспускаем на всех машинах колеса. Можно ехать, но недолго... Стоило нам попасть в «водное пространство» (на карте солончаки обозначены голубым цветом), как наши пять машин (к группе добавилась TLC местного проводника) намертво застряли на границе солончака. Причем сделали это все примерно одновременно.

Соответственно, все пять автомобилей оказались на расстоянии друг от друга. Обидней всего было за Wrangler Sahara Геры Кузнецова, который остановился по собственной воле, увидев, что идущие впереди автомобили застряли. Тронуться он уже не смог, несмотря на спущенные «35-е» колеса. Пока авангард разрабатывал, а затем воплощал план спасения (который заключался в идее закопать сендтраки и выехать при помощи лебедки), арьергард в лице Максима Григорьева, Абдеразака Азузи и вашего покорного слуги начал собирать ветки и выстилать ими обратную «дорогу». Это сработало, и спустя примерно час наша TLC 105 выбралась из плена. Затем за нее «залебедился» Defender и тоже оказался на свободе. Тем временем вытолкали Wrangler, а после и остальных. Кстати, идея с закапыванием сендтраков в качестве «якорей» оказалась неудачной, а единственным автомобилем, который мог передвигаться по солончакам, оказался Jeep Wrangler Sahara (видимо, не зря его так назвали). А что, согласитесь, – поехать в Сахару на Sahara как минимум красиво.

Хватило легкого ветерка У большинства людей пустыня ассоциируется с бескрайними песчаными дюнами. Это заблуждение. Большинство пустынь Земли каменистые! Например, в той же Сахаре пески занимают лишь около 20% территории. Конечно, все это я знал и раньше, и все же при слове «пустыня» я представляю исключительно песчаные холмы и ветер... Как бы то ни было, а увидеть настоящие дюны высотой с многоэтажный дом хотели все без исключения участники нашего автопробега.

Песчаная Сахара встретила нас довольно сильными ветрами, песок постоянно скрипел на зубах, залетал в нос и уши. А ведь это далеко не буря. Говорят, буря здесь напоминает коричневую стену высотой в несколько десятков метров, поглощающую все на своем пути. Не знаю, так ли это, но мне хватило и легкого ветерка, чтобы понять, что шутки с пустыней неуместны. Если на миг потерять идущий впереди автомобиль проводника из виду, отыскать его становится сложно. Как вы понимаете, никаких ориентиров для непривычного глаза в песках нет. Зато проводники знают каждый холм по имени, а GPS возят с собой только на крайний случай. Как они могут определить, где какая дюна, – не понимаю, ведь ветер постоянно меняет их облик.

Пустынная гостиница

По дороге к Дузу пески сменились горными перевалами. Затем – снова пески, а среди них – гостиница! На территории этого стилизованного под местный быт отеля несколько смотровых площадок с видом на... пески. Добраться до рекреационной зоны можно только на внедорожнике, но тем не менее пустынный отель пользуется популярностью. В Дузе заливаем топливо во все свободные емкости: следующая заправка неблизко, а расход солидный, особенно у Wrangler.

Кстати, Дуз – это своего рода перевалочный центр. Ни один ралли-рейд не может миновать этот оплот цивилизации. Дальше на юг – только военные и нефтяники. Соответственно мы в очередной раз встречаем много путешественников на различной внедорожной технике. Рядом с заправкой (ее витрина сверху донизу обклеена логотипами внедорожных клубов со всего мира, различных раллирейдов и тому подобным) расположился гараж «эвакуатора посахарски» – подготовленного Mercedes Unimog с лебедкой, сендтраками, генератором, дополнительным светом и еще тысячей других приспособлений. А рядом с ним – останки другого Unimog, 60-х годов. И даже пикапу Land Rover с самодельной эвакуаторной вилкой в кузове нашлось место в этом гараже ( Land Rover редки в Тунисе).

Так это что, не Африка?!!

В очередной раз заправив под завязку топливные баки, выдвигаемся к Эль-Борме. Для проезда туда уже требуются специальные разрешения, которые были предварительно оформлены на все экипажи. И снова песок, ветер, песок и... кафе! Да-да, даже в Сахаре есть кафе. Правда, единственное, чем там можно полакомиться, – это тунисским чаем или кофе. С этим мы сталкивались не только в пустыне: заведения, где предлагались только эти два напитка, нам регулярно попадались по всей стране. Никаких бутербродов или пирожных, не говоря уж о полноценной пище.

А через пару часов мы попали в настоящий оазис. И первым автомобилем, который мы там увидели, оказался шоу-кар Ford Excursion на «40-х» колесах с гидроцилиндрами в рулевом управлении и дизельным V8 под капотом (видимо, хозяин оазиса решил с помощью этого «монстра» привлечь дополнительных туристов). Но Excursion – экскурсией, а наш путь идет дальше, через Эль-Борму в населенный пункт под названием Тиарет (самая южная точка страны, которую нам было разрешено посетить).

На очередном КПП к нашей колонне приставили в качестве сопровождения армейский TLC 105 (военный контроль оставил нас только в Эль-Борме). Добравшись до Тиарета, обнаружили на нефтебазе колонку с дизельным топливом, традиционно обклеенную логотипами ралли-рейдов. С этого места мы начинаем возвращаться на север страны, тем самым «окольцовывая» Тунис. Основная задача выполнена, главная часть маршрута разведана, впереди – Джерба, Сфакс и другие цивилизованные районы. Общий пробег составил порядка 12 тыс. км, из которых 3000 – «кольцо» по периметру Туниса. Эта часть Африки оказалась не такой страшной, как поется в упомянутой в самом начале статьи песенке. Хотя, по словам жителей этой страны, Тунис – это не совсем Африка. А точнее, совсем не Африка…


текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1–2 январь–февраль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты