Очень большое животное

Второй всероссийский внедорожный фестиваль «Алтай-2007». Чтобы добраться до базового лагеря мероприятия, нашему корреспонденту потребовалось преодолеть пять тысяч нескучных километров

Любое путешествие для меня всегда начиналось с предвкушения… возвращения. То есть, планируя какой-либо маршрут, я уже за полгода до старта представляю, с каким чувством удовлетворения буду возвращаться домой. А находясь непосредственно на маршруте, стараюсь не терять время (оно этого не любит) и планирую, куда стоит отправиться в следующий раз. Таким образом, постоянно находишься в движении, а где движение, там и жизнь.


Есть у меня одна теория. Так вот; согласно ей на нашей планете осталось так мало уникальных (и что самое главное - нетронутых) мест, что путешественники со всего мира просто обязаны встречаться со своими единомышленниками на одних и тех же маршрутах. Нынешнее путешествие на Алтай лишний раз подтвердило эту теорию. Но об этом ниже.

Не путать с Алтайским краем

Моему стремлению оказаться в Республике Алтай (только не путать с Алтайским краем) не менее шести лет. И каждый раз что-то мешало реализации этого замечательного путешествия. И действительно, тут есть о чем задуматься: километраж из Моск-вы и обратно составляет 10 000 (десять тысяч) километров, поэтому на дорогу уйдет минимум 10 дней. Для посещения хотя бы части интересных мест нужно иметь в запасе еще по меньшей мере неделю. Я уж не говорю о финансовых затратах: топливо, питание и неизбежное последующее ТО дизельного автомобиля. Так что на подобное мероприятие стоит заранее выделить тысяч пятьдесят рублей и 17-20 дней вашего отпуска. Но это не все - есть еще и «отягощающее» обстоятельство. Дело в том, что, проделав прошлой зимой путь до Якутии (см.: А мы уйдем на север. 2007. №1-2), я вполне отчетливо представлял себе дорогу до Новосибирска: скучная, монотонная, в основном прямая и без какого-либо рельефа (если, конечно, ехать через Пермь, а не Уфу). Глазу там просто не за что зацепиться. Так вот, примерно такая же дорога идет до самого Горноалтайска. Но потом все кардинально меняется. Возникает такое ощущение, словно пересек невидимую границу. Неожиданно начинаются горы, бурные реки, камни и леса, а потом еще и степи. Удивительно, но рельеф меняется буквально каждые 20-30 километров. И это не преувеличение: Республика Алтай напоминает мне гигантское животное, которое постоянно находится в движении.

Немецкие мотоциклисты

Рассуждая об изложенной выше теории пересекающихся маршрутов, я неожиданно увидел на обочине голосующего мотоциклиста. Остановились. Выяснилось, он с приятелем сейчас живет в Германии (детьми их увезли родители с алтайских поселений немцев). И вот спустя 14 лет они решили навестить родные края, проехать вдоль границы с Казахстаном и Монголией и выйти в Ташанту-деревню на границе с Монголией, которая находится буквально в 100 километрах от цели моего путешествия (села Курай)! На одометрах мотоциклов BMW русских немцев на данный момент восемь тысяч километров, а голосуют они из-за банально закончившегося бензина. Но проблема в том, что рядовые автомобилисты канистры уже давно не возят, и простоять, голосуя у дороги, можно долго.

Решаем помочь ребятам и съездить до ближайшей заправки, что в 20 километрах. Но когда мы вернулись с топливом, рядом с мотоциклистами увидели припаркованный полноприводный Magirus с кемпером и... швейцарскими номерами! В это трудно поверить, но Томас и Марина действительно приехали на своем грузовике из Швейцарии (те же восемь тысяч километров). Их дальнейший путь лежал на Байкал, а затем, если решится проблема с визами, и в Монго-лию. Кстати, хозяин грузовика Томас уже проделал на нем путешествие в Индию, проехав такие страны, как Иран и Пакистан. Мы попросили его сравнить уровень развития России с другими государствами. И что же вы думаете, в качестве аналога был назван Пакистан!

Меню №23

Приняв приглашение выпить чаю в «швейцарском» грузовике, мы спешно прощаемся с нашими новыми друзьями - надвигается непогода, и они торопятся обогнать дождевой фронт. И неспроста -их тяжелые мотоциклы пока еще обуты в шоссейную резину. Да-да, поскольку весь дальнейший путь «русских немцев» лежит по грунтовкам и лесным дорогам, их внедорожные шины ждали своего часа в багаже. На прощание и в знак благодарности за привезенное топливо мы получаем... две упаковки американских пайков, выпускаемых для ограниченного контингента войск, базирующихся в Ираке. Кстати, они (пайки) заслуживают отдельного рассказа. Герметичные пластиковые пакеты, внутри которых блюдо (например, курица) плюс гарнир, добавьте сюда миниатюрную горелку, работающую на химическом топливе, чтобы разогреть блюдо. И конечно, такие пайки не имеют срока годности. При этом на одном пайке написано «Меню 23», а на другом - «Меню 22». Похоже, что в меню американского контингента входит немалое количество наименований.

Четверть века не возраст

После того как мотоциклисты уехали, австриец Томас знакомит нас со своим грузовиком. Его история тоже интересна. Машине 25 лет, и раньше этот полноприводный грузовичок развозил хлеб по швейцарским деревушкам (вероятно, в горных районах). В его базовую комплектацию входит гидравлическая лебедка с 80 м троса, работающая вперед и назад. Томас приобрел грузовик за пять тысяч евро, после чего своими руками сделал жилой модуль с кроватью, кухней, холодильником, специальным отсеком для бензогенератора и огромным количеством прочих атрибутов комфорта. Сзади на случай непреддвиденных ситуаций к модулю прикреплен мотоцикл эндуро. Это двухколесное транспортное средство используется и для поездок в магазин за продуктами. Оно и понятно - мотоцикл заведомо мобильней грузовика. Кстати, возраст мотоцикла тоже немалый. В прошлом году ему тоже исполнилось 25 лет! И еще швейцарцы рассказали нам, что несколькими днями ранее они «поймали» своим грузовиком камень и загнули рулевую тягу. А теперь представим, что в такую ситуацию попал бы среднестатистическии кроссовер (в последнее время они все больше вытесняют настоящие внедорожники из модельных рядов всех производителей) - удар, и путешествие закончилось...

Здравствуй, лагерь!

Простившись с гостеприимными швейцарцами, мы продолжили путь в направлении Омска. И тут навстречу нам попалась группа из нескольких десятков ретро-автомобилей (в основном начала XX века), участников ралли «Париж - Пекин». Самое любопытное, что технички мы увидели только у двух или трех экипажей. Нет, это действительно странно. Пару раз я снимал подобные мероприятия, проводимые в России, и помню, что все эти хваленые Buggati и Mercedes только и делали, что заправлялись и ремонтировались, а ведь там были более «молодые» модели 40-60-х годов! Но на этом необычные встречи не закончились. Спустя некоторое время мы увидели Mercedes Unimog с жилым модулем и... московскими номерами.

После Барнаула наш экипаж въехал на Чуйский тракт - артерию, соединяющую Россию с Монголией, Китаем и Казахстаном. А стало быть, наша цель - село Ку-рай - была уже совсем близко.

Базовый лагерь фестиваля находится посреди степи в 12 км от села. Надо же, всего лишь пять дней пути, 4,5 тысячи километров, и мы на месте... Завтра нас ждет открытие Второго всероссийского внедорожного фестиваля. Стоит напомнить, что идея проведения такого фестиваля возникла два года назад, и ее результатом стало мероприятие, прошедшее год назад на озере Байкал. Тогда организатором выступил иркутский клуб «Протектор». Причем формат несколько отличался от выбранного нынешними организаторами фестиваля - барнаульским клубом «Алтай Off road». Дело в том, что год назад не было организовано постоянно действующего лагеря мероприятия на протяжении всего фестиваля, вместо этого палаточный город перемещался на новые территории. Барнаульский клуб, напротив, решил от этого отказаться, и лагерь сделали единым. И получился не просто бивуак. Тут были сцена, баня, кафе и прочая инфраструктура.

24 тысячи километров на ГАЗ-69

Фестиваль собрал в общей сложности 150 участников со всей России и не только. К сожалению, в мероприятии не смогли принять участие сахалинские джиперы. Да и команда из Якутии также не доехала до Алтая, но по техническим причинам. Из-за постоянно греющегося двигателя на одном из автомобилей якутяне были вынуждены развернуться в Чите. Новосибирцы планировали к началу фестиваля завершить экспедицию через Китай и Монголию.

Кстати, народ подтягивался и после открытия мероприятия. Так, через несколько дней после начала фестиваля рядом со своей стоянкой я обнаружил севастопольский ГАЗ-69! Самое удивительное, что ребята участвовали в новосибирской экспедиции, но из-за технических проблем откололись и поехали сами по себе. В итоге 37-летний горьковский вездеход,стартовав в Севастополе, преодолел шестнадцать тысяч километров! И еще около восьми тысяч километров ему нужно было пройти, чтобы вернуться домой. Иркутская команда добиралась до Курайской степи двумя группами: одна выбрала путь через Россию, а другая через Монголию. Обе группы благополучно добрались до лагеря. Приехала и команда из Владивостока. А еще организаторы встретили на Чуйском тракте путешественников из Польши и Финляндии, и те с удовольствием приняли приглашение погостить несколько дней на внедорожном фестивале.

Девушки джиперам, пивоводолазам!

Как и положено любому массовому мероприятию, открытие фестиваля сопровождалось музыкой и танцами, а на следующий день были проведены первые соревнования. Правда, учитывая, что большинство участников проделало немалый путь, мероприятия носили скорее развлекательный, нежели спортивный характер. Так, например, нужно было проехать с завязанными глазами примерно 100 метров, руководствуясь командами штурмана. Затем штурман стрелял из пневматической винтовки по целям, после чего пилот... целовал приглянувшуюся девушку и ехал обратно. Но это еще не все. После всего этого штурман бежал к милым дамам, раздающим пиво; и выпивал полулитровую кружку с... водолазной маской на лице!

Экскурсионная программа

Параллельно с проведением спортивной программы организаторы предоставили и программу экскурсионную. В нее входили и «асфальтовая» прогулка ко ртутным озерам, и перевал Кату-Ярык, и более экстремальная поездка на ледник Актру, и многое другое. Но о перевале Кату-Ярык, наверное, стоит рассказать особо. Перевал настолько крут, что подняться по серпантину можно только на полноприводном автомобиле. И это сказано не для красного словца: спустившиеся «легковушки» обратно возвращались на буксире.

В целом же дороги в Республике Алтай оставили двойственное впечатление. С одной стороны, почти идеальный асфальт Чуй-ского тракта, с другой - бесчисленные степные дороги и тропы. Такая дорога, например, совершенно неожиданно может разделиться на несколько «направлений».

Прощание у костра

Фестиваль подходил к концу. После вручения призов был зажжен огромный костер. А под занавес прошел конкурс бардовской песни. Подводя итог мероприятия, можно с уверенностью сказать, что барнаульский клуб «Алтай Off road» не уронил планку, заданную иркутянами. Где пройдет следующий внедорожный фестиваль, сегодня доподлинно неизвестно, но по непроверенным слухам следующей принимающей стороной может оказаться Красноярск.

PS. Подъезжая к Москве, мы встретили колонну «экспедиционных» Porsche Cayenne. Машины отправлялись в Улан-Батор. Как же я завидую - их возвращение еще впереди.

текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты