Городские джунгли

Рассказ о необычной спасательной операции, проходившей в подмосковном городе Железнодорожный

Народная мудрость гласит, что вездеход – это машина, которая застревает там, куда менее проходимая техника просто не в состоянии добраться. А теперь попробуем продолжить эту мысль: получается, что сверхпроходимый вездеход застрянет в том месте, к которому обычный автомобиль и на пушечный выстрел не подъедет. Это если рассуждать логически. Но в реальной жизни логика зачастую дает осечки. В общем, когда нам сообщили, что гусеничный вездеход «Лось» (Hagglunds BV206), оснащенный буровой установкой, застрял в какой-то луже в черте города Железнодорожный, мы сильно удивились. Ведь в ходе наших тестов он вполне успешно ездил по топям знаменитых Шатурских болот (cм.: Переставка. ORD. 2006. №11–12), а тут сел, да еще прямо посередине города!.. В луже!.. Естественно, мы не могли отказаться от предложения участвовать в «экспедиции» по его вызволению.

Предыстория нижеописанных событий такова. Перед проведением серьезного строительства необходимо провести геологические изыскания на предмет определения состояния грунта под будущими зданиями. Для этого бурятся скважины и берутся пробы грунта. Чаще всего используемая для этого бурильная техника устанавливается на шасси полноприводных грузовиков, но в данном случае на месте предполагаемого строительства новых районов раскинулось... болото. Конечно, можно было использовать довольно сложную технологию бурения с насыпного основания, но в данном случае была сделана попытка осуществить бурение с вездехода, в роли которого и выступил Hagglunds BV206.

«Геоподоснова» случившегося

...Когда до окончания программы бурения оставалось всего три скважины (из более чем пятидесяти запланированных), «Лось» провалился в болото. Провалился очень даже серьезно. Положение осложнялось тем, что при этом потерялась левая гусеница на головной секции вездехода. Было ли причиной застревания то, что гусеница оказалась порвана о бревна или строительный мусор, скрывающийся в толще болота, или же «разбортирование» явилось следствием длительных попыток освободиться самостоятельно, сейчас уже трудно установить. Тем более что рассказы непосредственных участников обытий в этой части расходятся. В общем, как бы то ни было, а в результате мы имели просто-таки фантасмагорическую картину: в окружении жилых многоэтажек стоял провалившийся в топь вездеход с буровой установкой (общий вес обездвиженной машины - более пяти тонн). Необходимо было вытащить его на сухое место для ремонта. Причем, как сказано выше, машина была без одной гусеницы. Положение осложнялось тем, что, по словам водителя вездехода, вытаскивать его можно только назад. А ведь именно на «корме» второй тележки была смонтирована буровая установка с низко расположенной головкой. Что ж, похоже, все складывалось... удачно, и ситуация была идеальна для натурных испытаний автономной эвакуационной гидравлической 5,5-тонной лебедки.


Источник тяги

Эвакуационный комплекс сделан на базе 12 000-ной гидравлической лебедки Ramsey. Лебедка запитана от гидравлической станции, которая, в свою очередь, приводится бензиновым двигателем мощностью 6 л.с. Станция и лебедка связаны между собой шлангами с легкоразъемными наконечниками. Более подробно об устройстве автономной эвакуационной лебедки см.: Автономная тяга. С. 66.


Под ПОЛОГОМ мангровых зарослей

Когда спасательная экспедиция прибыла на место, выяснилось, что найти вездеход в болоте без провожатого не представляется возможным. Дело в том, что топь была покрыта достаточно густой растительностью, полностью перекрывающей оперативный обзор. Так что «Лося» мы увидели только после долгого блуждания по черной болотной жиже. Вездеход стоял с сильным креном и, судя по всему, частично находился уже на плаву. Буровая установка склонилась к ближайшим кустам. Глядя на сплошную стену болотных зарослей, было очень трудно поверить, что расстояние от этого «забытого людьми и Богом» места до ближайшего подъезда жилого дома около ста метров...

Это неправильное болото

В этой связи надо заметить, что, несмотря на относительно небольшие размеры, болото оказалось в высшей степени труднопроходимым. И если обычные для средней полосы торфяные болота чаще всего покрыты плотным сфагновым «ковром», который, за исключением так называемых «окон», обычно легко держит человека, то здесь в силу каких-то причин фактически было одно сплошное «окно», покрыто растительностью. То есть какой-либо внятный «ковер» в болоте города Железнодорожный напрочь отсутствовал, а передвигаться можно было, только хватаясь за чахлые деревья и стараясь наступать на корни.

На якоре у подъезда

После осмотра территории выяснилось, что ближайшее устраивающее нас по расположению дерево, за которое можно «заякорить» лебедку, находится более чем в ста метрах от вездехода, на полянке недалеко от подъезда жилого дома. Так что кроме 55-метрового троса лебедки нам потребовались все имеющиеся в наличии удлинители. Но когда все было собрано, картина получилась просто сюрреалистической: у подъезда обычной жилой девятиэтажки стоит лебедка, трос от которой уходит в «зеленое никуда», и тут же прогуливаются молодые мамы с колясками... Радиостанции мы, конечно же, забыли, и о том, что происходит на другом конце троса, я мог только догадываться, наблюдая за показаниями манометра и тем, как ложится трос виток за витком на барабан лебедки. А в это время в «городских джунглях» разворачивались следующие события...

Движение замедлилось

Началось все хорошо. Благодаря тому, что скорость намотки троса лебедки небольшая, масса воды не оказывала значительного сопротивления движению, и «Лось» уверенно начал продвигаться к «берегу». Но после того как буксируемый вездеход слегка подвинул целый остров болотной растительности, он намертво вцепился в него катками тележки с потерянной гусеницей. Как следствие поступательное движение замедлилось. А вскоре «Лось» и вовсе остановился. Гидравлическая станция развивала максимальное давление, масло грелось, трос звенел, но толку от всех этих усилий не было. Оказалось, что низко расположенная буровая подняла затопленное бревно, которое встало враспор. Решено было менять направление движения, а с ним и точку дислокации. Пришлось перебраться к другой девятиэтажке. Лебедку просто зацепили за Discovery и оттащили волоком на новое место.

«Лось» ВЫХОДИТ на берег

На этот раз трос зацепили через блок. Удвоив усилие и порвав попутно толстую стальную цепь, вездеход удалось вытащить на открытое место. Но поскольку к этому времени уже стемнело, спасательные работы пришлось прекратить, дабы не нарушать тишину спального района... И только на следующий день увечного «Лося» в несколько приемов удалось развернуть и вытащить по протоптанной им же колее на берег.

Ему тут же была оказана «первая помощь», после чего «неугомонное животное» отправилось бурить новые скважины. Нам же разве что оставалось пожелать ему доброго пути, семи футов под килем (шутка) и перед лицом всего честного народа признать, что до этой поездки мы к своему стыду даже не догадывались, что скромное городское болото может оказаться таким серьезным. Более того, именно в подмосковном городе Железнодорожный нам открылся подлинный (внедорожный) смысл расхожего выражения «городские джунгли»...

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала 000 «Внедорожные машины», (495) 500-9333, www.tomcars.ru


БОЛОТО ДЕРЕВНИ ОБИРАЛОВКА

Населенный пункт Железнодорожный, получивший статус города 7 августа 1952 года, большую часть своей исторической жизни провел под другим именем - Обираловка. Это название упоминается с 1799 года. Впрочем, официально образовавшаяся во второй половине XVII века на землях графа Румянцева деревня звалась совершенно иначе - Сергеевка (по имени младшего сына графа). Но вскоре это название сменилось вышеназванным прозвищем, которое позднее использовалось даже в официальных документах. Как нетрудно догадаться, славилась деревня тем, что жили тут лихие люди, промышлявшие разбоем на Владимирском и Носовихинском трактах. И действительно, место для темных дел было очень подходящим. До богатой купеческой Москвы оставалось около двадцати верст, а обе дороги шли параллельно друг другу на расстоянии десятка километров. Шли через дремучий лес и петляли между болотами. В общем, возможностей для бегства или обхода опасных мест у путников было мало. А вот разбойникам подобный ландшафт оказывался, что называется, в самый раз. Их главное пристанище находилось в той самой Обираловке, выстроенной на единственном сухом пятачке среди болот. От этих грандиозных болот и осталась та самая топь (расположена она между Юбилейной и Автозаводской улицами), где застрял шведский вездеход. В окрестностях хватало и другой воды: чуть ли не в каждой барской усадьбе, коих было немало здесь по обеим сторонам реки Пехорки, имелись системы прудов. Впрочем, назвать болото, в котором застрял Hagglunds, естественным образованием уже нельзя. Начиная с конца XIX века в окрестностях Обираловки вовсю велись мелиоративные работы: требовались земли для растущих мануфактур и дачных поселков. В советское время осушение болот на благо народного хозяйства и вовсе поставили на широкую ногу. «Наша» топь в мелиоративных проектах еще долго оставалась той самой нижней точкой, куда стекалась вода осушаемых болот. Но, увы, от этого она не превратилась в прекрасное озеро, украшающее город. Между делом в болото свозили строительный мусор. А на осушенных территориях росли новые кварталы. Несколько раз здесь уже пытались что-то построить, последняя попытка была пред-принята лет пятнадцать назад. Но дальше бумажных проектов дело не пошло. Так и осталось в городе болото, зажатое между жилыми кварталами и заводом минеральной ваты. Надолго ли?


текст: Алексей ИСАЕВ
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты