Триал по-итальянски

«Евротриал-2007». Республика Сан-Марино

Шаг, еще один – такое ощущение, что склон усыпан не мелким гравием, а шариками от подшипников. И как только они здесь ездят?.. Кстати, говорят, за гребнем горы Монте-Титано, на площади около старинного замка закованные в доспехи мужчины время от времени разыгрывают «средневековые» поединки. Но мне не судьба это увидеть. На кроссодроме «Кольцо Бальдасеррона» сто восемьдесят экипажей со всей Европы выясняют, кто из них лучше ездит там, где и ходить-то непросто.

В качестве неофициального чемпионата Европы по джип-триалу соревнование «Евротриал» кочует по континенту уже почти два десятка лет, но российская команда участвует в нем только во второй раз. В прошлом году соревнование принимала Финляндия, и наши парни ехали в гости к северным соседям с шапкоза-кидательскими настроениями: «Сейчас всех на тряпочки порвем!» «Порвать», конечно, никого не удалось, но кое-какой опыт наши спортсмены получили. В этом году подобных мыслей у российских триалистов уже не было. А вот определенные надежды присутствовали. И тому были определенные основания.

Состав десантной команды

Российский десант в Сан-Марино получился весьма представительным. Но давайте лучше по порядку... В «Евротриале» машины делятся на пять зачетных категорий. В самой младшей, Original, нашу страну представлял опытный Николай Назаров ( Mercedes G). В следующем классе, Standard, честь российского триала должны были отстаивать целых четыре экипажа: Олег Сухорукое и Виталий Семенов ( Jeep Wrangler), Сергей Щетинин ( Mercedes G), Дмитрий Ситников и Денис Савинкин (Suzuki Escudo) и Андрей Егоров на своей неизменной «Ниве». В категории Modified у нас выступал только один участник - первый официальный чемпион России Иван Евдокимов на знаменитом «Пырзике» (модифицированном Jeep Sahra) с Татьяной Сухачевой в роли штурмана. Два российских экипажа были заявлены и в категорию Pro-Modified: Сергей Ерохин и Александра Фалина ( Jeep Cherokee) и действующий чемпион России Виталий Гавинский на «построенном» в Америке Jeep CJ-7. Можно было надеяться на приличные результаты и в «высшем классе», категории Prototype. Здесь у нас были заявлены три автомобиля и четыре очень опытных экипажа: Антон Филимонов и Алексей Луцкий, Юрий Самодуров и Владимир Казак (в качестве пилота должны были ездить и Казак, и Самодуров), и семейный экипаж Дмитрия и Сергея Лысаковых (они наконец закончили превращение своего Nissan Patrol в «монстра» с управляемой подвеской). Но, увы, ни ваш покорный слуга, ни российские спортсмены даже представить себе не могли, с чем именно им придется столкнуться на солнечном Апеннинском полуострове.

Первая проба грунта

Отправляясь в Сан-Марино, все знали, что скал и камней практически не будет, то есть секции будут грунтовыми. К тому и готовились. Но когда в пятницу я (с целью аккредитоваться и посмотреть на тренировочные заезды) приехал из курортного Римини на «Кольцо Бальдассерона», то сразу понял; что всем - и спортсменам, и журналистам - будет очень трудно... Кроссодром «Кольцо Бальдассерона» представляет собой котловину, расположенную на склоне горы Монте-Титано. Над котловиной нависает огромная скала, за перегибом которой и скрываются знаменитые замки Сан-Марино: Ла-Рокка-о-Джуаита, Цеста-о-Фрат-та, Монтало... Так вот, по склонам котловины прихотливым клубком извивалась огороженная сеткой змея мотокроссовой трассы, а на свободных участках были размечены триальные секции. Соответственно почти во всех секциях был значительный перепад высот. Но самое неприятное было даже не это. Гораздо сильнее поразил «грунт», состоящий из мелкого гравия типа «сыпуха». И первые же тренировочные заезды подтвердили мои опасения. Было видно, что далеко не у всех участников получается подобрать «ключик» к этому коварному покрытию. Можно, конечно, штурмовать склоны ходом, но ведь нужно еще и в ворота попадать. Плюс ко всему высокая скорость на неровном склоне - это прямой путь к перевороту. А случись переворот в верхней точке склона, лететь триали-сту, аки булыжнику, аж до самого подножия... Причем было отчетливо видно, что не все идет гладко не только у наших парней, но и у их европейских соперников. В том числе самых сильных.

Кстати, о соперниках... В этом году в «Евротриале» приняли участие 179 экипажей из 15 стран. То есть Республика Сан-Марино собрала всех сильнейших триалистов Европы, в том числе практически полный состав чемпионов и призеров прошлого года. Считалось, что в «младших» классах (Original, Standard и Modified) наиболее высоки шансы на победу у команд Германии, Швейцарии, Чехии и Австрии, а в «старших» (Pro-Modified и Prototype) - у «северян»: шведов, финнов и норвежцев. Но и команды Италии и Сан-Марино никак нельзя было сбрасывать со счетов, ведь дома, как известно, и стены помогают!


Все секции одновременно

Российские экипажи без особых проблем преодолели горнило технических и административных инспекций, но лица вернувшихся с тренировки спортсменов были серьезными и озабоченными. Общий вывод таков: технически (по рулежке) секции не очень сложные, но вот ездить в них будет исключительно трудно. В общем, «ушей» на трассах будет сколько угодно... И вот на следующий день ровно в восемь утра на кроссодроме «Кольцо Бальдассерона» открылись все 16 секций. Но каждому экипажу предстояло пройти лишь восемь: одни секции были предназначены только для «старших», а другие -только для «младших» классов. Все секции работали одновременно, и никакого заданного графика перемещения из секции в секцию не существовало. У такой организации есть два следствия. Во-первых, то и дело возникала ситуация, когда в одни секции стояли длиннющие очереди, а в других судьи откровенно скучали и, похоже, были готовы зазывать спортсменов в стиле старого доброго «Макдоналдса»: «Свободная касса! Свободная касса! » Ну а во-вторых, на таких соревнованиях очень трудно работать журналистам. Ведь невозможно разделиться на 16 частей, чтобы увидеть происходящее на всех трассах.

Подойти в секцию номер 11 мне посоветовали Дмитрий Ситников и Денис Савинкин. Они рассказали, что только что чуть-чуть в ней не перевернулись. «Очень коварное место. Там обязательно «уши» будут!» Я последовал их совету, и действительно «уши» не заставили себя ждать. Да какие! Честно говоря, я даже испугался, когда увидел, как Suzuki Samurai, выступавший в категории Standard и скорее всего не оснащенный полноценным каркасом безопасности, кувыркается вниз по склону. Один, два, три... Я насчитал шесть полных оборотов! Да и в дальнейшем эта секция обеспечила еще немало эффектных кадров. По ее центру шла длинная промоина, и ворота стояли так, что заставляли проходить этот «овраг» по диагонали. Малейшая ошибка, и машина ложится на бок (именно это и произошло с Mercedes Сергея Щетинина). Но это - если повезет. Ну а если не повезет, то катиться вниз метров семьдесят-восемьде-сят...

Оскольчатый перелом

Тем временем и на левом фланге произошли драматические события. Буквально в течение получаса из дальнейшей борьбы выбыли сразу три сильнейших российских экипажа. Сначала после жесткого удара о грунт сломалась балка портального моста у прототипа Viking, и соответственно оба его пилота - и Юрий Самодуров, и Владимир Казак - превратились из участников в зрителей. А минут тридцать спустя перевернулся Jeep Виталия Гавинского, причем в ходе этого инцидента Виталий получил травму, очень серьезную. Поначалу казалось, что все ограничится сломанным пальцем, но рентген показал, что у Виталия очень сложный оскольчатый перелом предплечья. В Сан-Марино ему сделали операцию, но понадобится как минимум еще одна. В общем, на сегодняшний день совершенно непонятно, сможет ли он продолжать выступления в триальном сезоне 2007 года.

А между тем день еще только начинался... Солнце поднималось все выше, и температура воздуха в тени достигла сорока градусов. Машины штурмовали сыпучие склоны, оставляя длинные шлейфы пыли и то и дело кубарем скатываясь вниз. Временами то один, то другой поврежденный болид покидал поле боя на буксире у трактора или собрата по команде... Кстати, что-что, а эвакуация в Сан-Марино была поставлена просто идеально. Около каждой секции дежурил или предназначенный для работы на горных склонах гусеничный трактор, или экскаватор, или вильчатый погрузчик. Так что лишившиеся способности к самостоятельному передвижению спортивные снаряды эвакуировались практически мгновенно.

Итоги первого дня

К двум часам дня очереди в секции начали потихоньку рассасываться, а к четырем практически все участники вернулись к своим бивуакам. К вечеру стали известны и результаты первого дня соревнований. Положение российских спортсменов особых восторгов не вызывало. В категории Original Николай Назаров обосновался на 26-й позиции (из 34). В категории Standard лучшими из россиян стали Сухорукое и Семенов (153 очка штрафа). Но парни при этом занимали лишь 30-ю позицию при 47 участниках. Примерно на том же уровне или даже чуть лучше ехали и Дмитрий Ситников с Денисом Савинкиным. Но они очень неудачно выступили в секции номер один и откатились на 37-е место. Строчкой ниже расположился Андрей Егоров, тоже не справившийся с одной секцией. Что же касается Сергея Щетинина, то таких неудачных секций у него было три, и в результате он оказался на 44-м месте с 458 очками штрафа.

Ну что, продолжаем «перечень»?.. Иван Евдокимов и Татьяна Сухачева (категория Modified) закончили день с 26-м результатом при 32 участниках, Сергей Еро-хин с Александрой Фалиной (единственные представители России, оставшиеся в категории Pro-Modified) - на 28-м месте из 31. Кстати, последнее было особенно обидно: ведь четыре секции из восьми ребята прошли чисто, но 258 штрафных очков, заработанных в пятой секции, сразу отбросили их в конец таблицы. В категории Prototype управляемый Антоном Филимоновым и Алексеем Луцким Protozavr приехал на 15-ю позицию при 32 участниках. Самый большой штраф они тоже получили в пятой секции, где зубастое заднее колесо их машины зацепило слабо натянутую ленту ограждения. Судьи засчитали это как пересечение границы секции. Что же касается семейства Лысаковых, то они еще явно не научились управляться с их новым монстром и стабильно набирали по 30- 50 очков штрафа в каждой секции. В итоге - 25-я позиция.

Чертов триал!

Некоторым утешением для российской команды мог служить тот факт, что у фаворитов прошлых лет дела шли ненамного лучше. Победитель прошлого года в классе Original немец Доминик Кюпер оказался лишь на 10-м месте. А в категории Prototype и вовсе происходили удивительные вещи: лучший из норвежцев Терье Венг показал четвертый результат, Томми Олсен был четырнадцатым, а прошлогодний чемпион Торе Хансен - восемнадцатым. При этом Хансен уступил три позиции и набрал на 50 штрафных очков больше, чем экипаж Антона Филимонова! Похоже, северяне тоже оказались не слишком готовы к такому грунту. Недаром Иван Евдокимов рассказал мне, что каждый раз, встречаясь на площадке с финном Самуэлем Суоминеном, он обменивался с ним одной и той же фразой: «Ну что за чертов триал!» Особенно мучительной процедурой оказался для спортсменов осмотр секций перед заездами. Правила «Евротриала» разрешают экипажу перед выступлением зайти в секцию в пешем строю и ознакомиться со стоящими воротами. Вот только делать это можно исключительно в полном гоночном облачении (про перепады высот в секциях я уже написал). И вот представьте, каково карабкаться во всем этом по крутому склону в сорокаградусную жару... Зато совершенно потрясающую езду продемонстрировал швед Ларе Дахл: на своем прототипе Yellow Spider он сумел чисто пройти все восемь секций! К радости «хозяев» соревнования, вплотную за ним шли два итальянских экипажа.

Итальянская неожиданность

Оставался еще один день, который мог внести в турнирную таблицу самые серьезные изменения. Но начался он с этакой «итальянской неожиданности»... Еще с вечера субботы организаторы предупредили, что на следующий день спортсменам будут предложены те же самые секции, но в несколько видоизмененной конфигурации, и проходить их нужно будет в обратном направлении. Для справки: в общих правилах «Евротриала» и в частном регламенте триала в Сан-Марино записано, что «ворота проходятся в порядке возрастания номеров. Флажок с номером ворот должен находиться слева по ходу движения, а цветной маркер, соответствующий зачетной категории, - справа». Таким образом, все, что было нужно сделать организаторам, - это переставить клипсы флажков с номерами и цветные маркеры. Каждая из работающих в секциях судейских бригад могла это проделать максимум минут за пять. Но тут итальянцы доказали, что по лени и разгильдяйству они могут опередить даже наших соотечественников: утром было объявлено, что сегодня ездить нужно будет по новым по сравнению со вчерашним днем правилам. Во-первых, ворота нужно будет проходить в порядке убывания номера. А во-вторых, теперь флажок с номером должен быть справа! Ну вот скажите, вы можете себе представить, чтобы на гонке «Формулы 1»объявили, что до того все ехали по часовой стрелке, а после двадцать пятого круга все должны будут ехать против? И чтобы предупредили не всех участников?.. Вот и я не могу. А тут получилось, что многие спортсмены начали свой день с попытки ехать так, как уже успели привыкнуть и как это прописано в документах! В результате чего они немедленно огребли по 250 очков штрафа за... неверное прохождение секции. Собственно, и в течение дня многие из участников забывались и въезжали в ворота «по-старому». За что немедленно получали 150 очков штрафа. Если честно, то я вообще не очень понимаю, почему ни одна из команд не подала протест с требованием аннулировать результаты второго дня. Основание? Заезды проводились по правилам, противоречащим регламенту!

Летают все!

Но, может быть, в том и состоит один из феноменов триала по-итальянски, что на судей и организаторов здесь совершенно невозможно. .. обижаться. Настолько они доброжелательны и незлобивы. А вот что действительно серьезно мешало, так это незнание маршалами какого-либо другого языка, помимо родного итальянского. И что еще меня удивило, так это почти полное отсутствие зрителей. Я считал, что в такой «повернутой» на автоспорте стране, как Италия, вокруг ограждения каждой из секций должна стоять плотная толпа поклонников автоспорта (именно такую картину я наблюдал в Финляндии). Но здесь ряды зрителей состояли в основном из приехавших с командами членов групп поддержки и механиков. Конечно, можно сказать, что во всем виновата небывалая жара, но, увы, и в национальной спортивной газете «Каррера спортива» я не нашел ни одного упоминания о прошедших соревнованиях.

Между тем бои в опаленной солнцем котловине «Кольца Баль-дассерона» продолжались. А стало быть, продолжалась и вакханалия переворотов. Но если в прошлом году в Финляндии кувыркались в основном машины категории Modified и Pro-Modified (с одной стороны, их трассы достаточно сложные, а с другой, у них не было таких чудовищных ходов подвески и управляемых задних мостов), то здесь, в Сан-Марино, все было иначе. Казалось, какой-то безумный ди-джей провозгласил в микрофон: «Летают все!» У меня вообще сложилось впечатление, что за два дня соревнований каждый второй участник как минимум один раз положил машину на бок или на крышу. Иногда эвакуационные мероприятия по возвращению опрокинувшихся автомобилей в нормальное положение одновременно шли в трех секциях. И больше всего кувыркались автомобили категорий Standard и Original. Собственно, наиболее лихие (и соответственно самые опасные) «уши» исполнил выступающий в оригинальном классе итальянский экипаж Андреа Паселли и Маттиа Лоренцини. Их Samurai перевернулся на склоне десять, да-да, десять раз! А произошло это все в той же одиннадцатой секции с идущей вниз по склону промоиной. И лишь наличие пусть неполного, но все же каркаса безопасности уберегло итальянцев от серьезных травм. Там же чудом удержал балансирующий на двух левых колесах автомобиль и Николай Назаров. У меня вообще сложилось впечатление, что дизайнерам секций из San Marino Fuoristrada Club элементарно не хватило триального опыта. Ничем другим тот факт, что во многих секциях ворота для «младших» классов оказались объективно сложнее, чем створы для «старших», я объяснить не могу.

Проявил чудеса эквилибристики и Иван Евдокимов. После исполнения «танца» на задних колесах у подножия вертикальной стены он все-таки сумел удержать машину от переворота. Вот что рассказывает об этом эпизоде сам председатель комиссии РАФ по джип-триалу: «Я честно пытался запрыгнуть на эту стенку, но у меня отрубилась передняя блокировка. И все же в одной из попыток «прыжок» у меня почти получился. Но машина соскользнула назад, встала на задние колеса, и толпа охнула в предвкушении «ушей». Но я к этому был готов и заранее включил «реверс». И тут у меня заглох мотор! Jeep замер на долю секунды в положении неустойчивого равновесия, я выжал сцепление, и он просто откатился вниз».

Очень страшная секция

И тут как-то неожиданно пыль над котловиной осела, и стало ясно, что большинство спортсменов уже прошли свои восемь секций. Но оставалась одна секция, обязательная для прохождения зачетом Prototype, и в нее не заезжал еще ни один участник. Секция действительно пугала, точнее, не вся секция, а установленные на остром наклонном гребне первые ворота. Первыми на штурм последней цитадели вышли немецкие пилоты Дирк и Марлон Леван-довски. Оба - не слишком удачно. Несколько лучше получился заезд еще у одного немецкого экипажа, Себастьяна Бультемейера и Йор-га Дриза на прототипе Fliewatut. Но вот и очередь Антона Филимонова. А что, неплохо, хотя могло бы быть и лучше. Антон предпочел не рисковать и откровенно сбил одну стойку ворот на гребне, а затем, чтобы вписаться в лимит времени, не стал упорствовать в бесплодных атаках третьих ворот. В итоге - 53 очка штрафа. Примерно с таким же результатом, 25-70 штрафных очков, прошло эту секцию большинство пилотов зачета. Но кто поразил всех, так это экипаж итальянского прототипа Range Proto. Они все-таки сумели взять, казалось бы, абсолютно не берущиеся первые ворота, пройдя секцию с нулем штрафных очков! По всей видимости, именно это и позволило им, к бурному ликованию и итальянцев и сан-маринцев, занять по итогам двух дней первое место в самой престижной категории. Финны и норвежцы тоже подтвердили свой класс, отлично выступив во второй день: второе место - у финна Сеппо Луканена, а третье -у бывшего владельца Protozavr Терье Венга. А вот его нынешний хозяин Антон Филимонов, увы, финишировал лишь восемнадцатым.

Особая атмосфера

Ну а вечером настало время шампанского, пива, национальных флагов и подведения итогов. Церемония награждения прошла на Борджо- Маджоре, главной площади Сан-Марино. Награды вручал не кто-нибудь, а сам президент республики. То ли старинные камни, видевшие и латников Цезаря Борджиа, и солдат Наполеона, и гарибальдийцев, то ли традиционное итальянское дружелюбие придали церемонии совершенно особую атмосферу. Если в прошлом году, в Пойвияр-ви, можно было видеть этакий апофеоз спортивного национализма (тогда каждая команда пыталась доказать, что именно она лучшая), то здесь все было совсем иначе... Вот награждают венгерского гонщика, а немцы радуются, кричат и машут флагами ничуть не меньше, чем венгры. Награждают чехов - а крики и ликование за столами норвежцев, финнов и россиян... Ну а потом и вовсе началось массовое братание с обменом командной формой. И через полчаса после окончания официальной части внешние признаки типа футболок, бейсболок, бандан и даже национальных флагов в руках уже категорически не позволяли определить, представитель какой именно команды лихо отплясывает на сцене зажигательный рок-н-ролл.

Воспоминание о будущем

Подводя итоги, нужно признать: российская команда опять выступила слабее, чем ожидалось. На то есть много причин: непривычные правила, климатические условия, грунт и... элементарное спортивное невезение. И все же кое-кто из наших ребят показал (пусть даже и в отдельно взятых секциях), что в принципе может ездить не хуже грандов европейского триала. Им бы опыта и натренированности побольше. Но опыт, к счастью, дело наживное.

И мне очень хочется верить, что пусть не в следующем году, но в ближайшем будущем я все же смогу написать репортаж о победе наших триалистов на этом интереснейшем соревновании. Кстати, может быть, для этого и не придется никуда ехать: у меня есть все основания считать, что через несколько лет российский джип-триал вполне дозреет до того, чтобы принять триал европейский.

Baja Madrid - Aragon 2007 - II этап Международного кубка FIA по внедорожным бахам
МестоЭкипажСтранаАвтомобильВремяОтставание
1ПЕТЕРАНСЕЛЬ Стефан/КОТТРЕ Жан-ПольFPajero Evo08:53'30"00:00'00"
2РОМА Хуан/КРУЗ ЛукасЕPajero Evo08:5845"00:05'15"
3МАКРЕЙ Колин/ТЕРНЕР ТинаGB/CHBMWX-309:09'22"00:15'52"
4ГАМЕЙР0 Педро/ФИГЕЙРЕДУ ПедроР Nissan Navarra09:49'57"00:56'27"
5М0НТЕРДЕ Хосе-Луис/ЛУРКЕН Жан-МариЕ/В Nissan Navarra09:5448"01:01'18"
«Евротриал-2007»
Категория Prototype »
1 БРАНДИ Примо / КОРАЗИНИ СимонИталияRange Proto37
2ЛУУККАНЕН Сеппо / ХАКАЛА ЭсаФинляндияSuzuki65
3ВЕНГ Терье / РОЗЕНЛУЙЯ ОйвиндНорвегияDirty Tricks66
18ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ АлексейРоссияProtozavr608
22ЛЫСАКОВ Дмитрий /ЛЫСАКОВ СергейРоссия Nissan Patrol1137
31САМОДУРОВ Юрий / КАЗАК ВладимирРоссияViking7565
Категория Pro-modified»
1КЛАЗМА Иржи / ПРОВАЗНИК ИржиЧехия Jeep CJ50
2СЕДЛАЧЕК Милан / ГРИГАРЧИК РобертЧехияMidisema 456
3БЛЕСВИК ПолНорвегияuzuki59
28ЕРОХИН Сергей / ФАЛИНА АлександрРоссия Jeep Cheroke1180
30ГАВИНСКИЙ ВиталийРоссия Jeep CJ-77105
Категория Modified»
1ПАУЛСЕН Иорген / ПАУЛСЕН Йан ХаральНорвегиSuzukiSJ 413115
2ТЕРЕКЕ Михаэль / ВАЛЬТЕР ТимоГерманSuzukiSJ 413119
3ФАТТОРИ Лорис / СЕВЕРИНИ АлессандроИталияSuzuki Samurai 126
28ЕВДОКИМОВ Иван / СУХАЧЕВА ТатьянаРоссия Jeep Sahra1005
Категория Standard»
1 БЕРТШ Хайнц / БАУМАН Антон ГерманиSuzuki LJ 806
2РИТМЮЛЛЕР Андреас / БУРКХАРДТ ТимГерманияSuzuki LJ 811
3ПЕРФЕТТИ Фабио / МЕДОРИ ФабиоИталиSuzukiSJ 41318
31СУХОРУКОВ Олег / СЕМЕНОВ Виталий Россия Jeep Wrangle555
32ЩЕТИНИН Сергей Россия Mercedes G 230563
37СИТНИКОВ Дмитрий / САВИНКИН ДенисРоссиSuzuki Escudo710
44ЕГОРОВ АндрейРоссBA3-21213 « Нива»2310
Категория Standard»
1БЕРТШ Хайнц / БАУМАН АнтонГерманияSuzuki LJ 806
2РИТМЮЛЛЕР Андреас / БУРКХАРДТ ТимГерманияSuzuki LJ 8011
3ПЕРФЕТТИ Фабио / МЕДОРИ ФабиоИталияSuzukiSJ 41318
31СУХОРУКОВ Олег / СЕМЕНОВ Виталий Росси Jeep Wrangler555

текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Андрей СУДЬБИН
Евгений КОНСТАНТИНОВ


Иван ЕВДОКИМОВ
Председатель комиссии РАФ по джип-триалу, на «Евротриале» - пилот, категория Modified, 28-е место

Ничего красивей я не видел

Ничего лучше Сан-Марино по красоте местности, по отношению людей, по общему климату соревнования я никогда и нигде в жизни не видел. Все очень хорошо организовано. И отношение очень доброжелательное, не только организаторов и судей, но и вообще местных жителей. Великолепно! Что не понравилось? Дело в том, что я всегда выступал за то, чтобы спорт был спортом, а спорт - это прежде всего равные возможности и условия. Трасса соревнований должна изменяться минимально, а здесь мы встретились с тем, против чего я много лет боролся в российском джип-триале. Я всю жизнь мечтал выступить на «Евротриале», и вот наконец попал... в этакое гигантское Пущине с сыпучими склонами. Трасса к вечеру полностью меняется: утром одни спортсмены едут по одной трассе, а к вечеру другие спортсмены в той же секции - по совсем другой, а потом мы их результаты сравниваем. Что понравилось - судейство. Мне вот, например, не насчитали ни одного лишнего штрафного очка. Хотя кое-какие «косяки», конечно, были. Например, судьи давать старт так, как это принято в автомобильном спорте, с обратным отсчетом и отмашкой рукой вверх, - не умеют. Ты еще стоишь, к старту не готов, тебе уже машут рукой, мол, езжай - а у тебя даже мотор не заведен. Но судьи-то секундомер уже пустили. Первый день получился очень рулежным, но простым. А вот во второй день... Зачем было принято решение проезжать ворота в обратном порядке нумерации и с флажком с другой стороны -совершенно непонятно. Это противоречит правилам «Евро-триала», это противоречит тому, как привыкли ездить триалисты во всех странах. Изменение внесло огромную путаницу. Триал получился очень «ушастым». Во многих секциях было как будто запрограммировано, что при ошибке участника происходит многократное опрокидывание. Это, конечно, зрелищно, но двое попавших в больницу - это уже плохо. У нас попал в больницу действующий чемпион России, а у немцев - президент «Евротриала» Юрген Вагнер. Мы, конечно, понимаем. что джип-триал - это опасный вид спорта, но создавать секции так, что автомобиль может укатиться по склону, сделав не два и не три, а до десяти оборотов, - это уже ненормально. Нужно понимать, что в спортивных машинах сидят люди, и что мы организуем праздник для спортсменов, а не похороны. В целом по команде результат мог бы быть чуть выше, если бы наши ведущие спортсмены не сошли в самом начале. Но -ненамного. На самом деле мы показали тот результат, к которому готовы. И это - в силу многих причин. Во-первых, непривычная идеология начисления штрафных очков. Мы не привыкли к тому, что нельзя реверсировать. У нас в триале цена невзятых ворот несопоставима с задним ходом, а здесь действует система «Forza, Forza!», когда в сложных ситуациях нужно просто валить вешки, но ни в коем случае не включать задний ход. В этом плане здесь, на «Евротриале», правила такие же, как те, что были у нас несколько лет назад. Наши нынешние правила все же побуждают бороться с трассой, а не только за очки.


Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты