Смотри, небо становится ближе

«Космос-трофи». II этап серии Off-road Challenge. Окрестности Можайска

...С каждым днем растет активность отечественных любителей бездорожья после сезонного затишья. Так, в середине апреля под Можайском прошел второй этап серии Offroad Challenge. Ну а поскольку организаторы приурочили это соревнование к Дню космонавтики, то и названо оно было по-межпланетному – «Космос-трофи». Кстати, будь нынешняя зима нормальной, все эти многочисленные ручьи и речки стали бы труднопроходимыми. Но в этом году снег к середине весны уже полностью растаял, и даже половодье прошло.

В первый день «Космос-трофи» на старт вышли порядка 40 внедорожников и десяток ATV. Броды были проходимы, лесные дороги не слишком плутали, и большинство экипажей благополучно преодолели три «разминочных» спецучастка засветло. Причем, машины возвращались на базу, покрытые удивительными узорами, – черная грязь лесных ручьев вперемешку с более светлой глиной образовывали на кузовах затейливый лесной камуфляж.

Занимательная хиромантия

Но это еще что…По внешнему виду финиширующих машин с немалой долей вероятности можно было догадаться, что с ними происходило на трассе. Даже контрольной карты не надо! Если на капоте нет размытой грязи, значит, броды оказались не слишкомглубокими.Между прочим, о преодолении серьезных водных преград в принципе могут свидетельствовать свисающие смостов водоросли или залитые водой фары. А если на бортах какой-нибудь из машин вы не видите крупных комьев грязи, то, скорее всего, долго возиться ее экипажу в колее не пришлось. Царапины на боковых поверхностях говорят, что лес долго «не пускал» этот автомобиль, а ветки на крыше, как необходимое уточнение, – борьба шла «низовая». Понятно, что, как и все приметы, эти признаки могут подвести, но чаще всего они оказываются достаточно точными. Вы спросите: к чему я развел эту кузовную хиромантию? А к тому, что после первого дня, проведенного участниками в «безвоздушном пространстве» окрестностей Можайска, номера на бортах автомобилей можно было разобрать без отколупывания грязи! Более того – в лесу осталась только одна машина! Согласитесь, что по обычным «партизанским меркам» все это невероятно, как…космос.

Джиперское учение о травах

Второй день «Космос-трофи» обещал быть заметно сложнее. Участников даже специально предупредили о четырех бродах. Ну, а все остальное должно было стать приятным сюрпризом. Но кое-какие сведения все-таки просочились: ожидалось, что главная «битва» начнется в лесовозной колее. Между тем, по рассказам рабочих, занимавшихся лесопосадками, выходило, что по этим «автобанам» они и на гусеничных тракторах стараются не ездить! А теперь попробуйте представить, как должна выглядеть лесная дорога, на которой время от времени устраивают тракторные «покатушки»!

Первый брод на самом деле оказался мойкой для колес. И хотя речка в этом месте образовала заводь, а рядом красовался мост, никаких сложностей для машин здесь не было. Ну, может быть, кроме одной – после брода не забыть получить отметку в контрольную карту. Зря смеетесь: некоторым особо окрыленным легкой победой над водной преградой экипажам пришлось возвращаться. А пара и вовсе уехала без отметки.

Однако почти сразу после брода начиналась грязевая «засада»… Километровый отрезок колеи, в которой портальные мосты запросто садились на горб «отдохнуть», бултыхая 40-дюймовыми колесиками в жиденькой грязи, казалось бы, был просто обречен стать наиболее «узким» местом этой линейной гонки. Проблема решалась в данном случае наличием крепкого обвеса на носовой части автомобиля. Правда, здесь спортсменам приходилось решать – не нанесет ли такой маневр ущерб лесу. Не секрет, что в правилах всегда присутствует пункт, запрещающий валить деревья. Но не мне вам объяснять, что на каждое правило есть своя «поправка». Так вот, по негласному джиперскому закону все, что можно свалить машиной, – это…трава! Конечно, встречались мне и приверженцы«чистой» езды. Например, несколько экипажей достаточно долго протягивали машину на лебедке по колее. Результат – потерянное время. Конечно, если бы за технику прохождения давались дополнительные очки, то это могло бы компенсировать задержку. Но пока такой практики нет.

В поисках якоря

Наконец машины добрались до самого серьезного брода. В этом месте река делала петлю, и участникам предстояло сперва проехать вдоль береговой линии по мелководью, а затем пересечь русло и выбраться на берег. Причем, последний в точке выхода был достаточно крут, а деревья наблюдались только у самой воды, и, стало быть, не представляли практической пользы для «винчевания». Требовалось проявить трофическую смекалку. Самым очевидным способом являлось взаимное вытягивание. Но это в дружеском рейде, а на соревнованиях нравы, как вы догадываетесь, совсем другие…Как следствие – вскоре река оказалась запруженной полудюжиной машин, стоящих с солидным креном (стоило несколько раз буксануть, чтобы выкопать в рыхлом дне «могилу» для еще нескольких минут гонки). С другой стороны, образовалась практически идеальная ситуация для зрителей. Ходишь себе по берегу и смотришь, кто и что предпринимает. Например, трофисты из «Российских дорог» принялись закапывать хай-джек. На высоком берегу поперек траектории выхода была выкопана яма глубиной около полуметра. В нее уложили домкрат, закрепив за него трос лебедки, для которого тоже прорыли траншейку. И, надо сказать, этот способ сработал на все пять баллов – их тяжелый Land Cruiser 80 без проблем выбрался из брода. А выбравшись, вытащил еще и Nissan Patrol.

А другой экипаж успешно винчевал более легкий Suzuki Samurai за бревно, вкопанное вертикально в неглубокую лунку. При этом два штурмана, из последних сил упираясь в верхнюю часть бревна-рычага, удерживали его в ямке, а пилот управлял лебедкой. Удивительно, но обошлось без самого известного способа – закапывания колеса. Но первое место и приз зрительских симпатий вне всяких сомнений получили бы участники, сумевшие скоординироваться с другим экипажем еще до входа в воду. Одной машине следовало просто объехать петлю, помочь выбраться другой, а потом вернуться и переехать брод самой! Причем в нарушении правил их никто бы не обвинил, поскольку отклонения от 50-метрового коридора фактически не было, как не было и дополнительного ограничения коридора разметочной лентой.

Я думал, что это ошибка

Кстати, когда лидеры уже прошли, мне довелось наблюдать совершеннофеерическое зрелище.Женский экипаж на «Ниве» успешно помог выехать на берег УАЗу! Для этого им пришлось не только намертво заблокировать тормоза, но и положить под колеса бревно, оставленное предыдущими участниками.Мало того:штурманы обоих экипажей упирались в «Нивуякорь» и изо всех сил толкали ее прочь от берега. Так что при умелом обращении с техникой разница в весе становится не так уж и принципиальна.

С лихвой насмотрелся я и на ошибки. Самая распространенная – слишком настойчивые попытки выбраться своим ходом. Если задние колеса буксуют в иле, то на одних передних на крутой склон не забраться (это хорошо видно со стороны). Зачем же десять раз раскатывать и углублять колею – непонятно. Стоит подумать хотя бы о следующих экипажах, штурманы которых будут проваливаться по грудь в нарытые тобой ямы! Сплошь и рядом присутствуют и штурманские недоработки – порой участники слишком торопятся «нырнуть» в гущу событий. Если бы штурман лишний раз ногами прошел брод, поискал альтернативную траекторию, заранее размотал лебедку и закрепил трос на противоположном берегу, у нас было бы меньше…красивых кадров. Быстро, но не спеша – вот проверенный ключ к победе над бездорожьем.

Так или иначе, все участники в конце концов преодолели самый сложный брод соревнования. Замечено, что на «Партизане» в последнее время перестали топить машины. Кстати, за это можно сказать спасибо квадроциклистам, которые всегда с удовольствием приезжают на гонки Андрея Слепушкина. Зачастую и трассы размечаются на квадрике. Отсюда и самое заметное изменение – отказ от глубоких бродов. Но вот что мне кажется – тенденция прокладки «несмертельных» трасс на самом деле целительна для трофи-движения в целом. Сейчас есть два основных формата проведения соревнований – линейная гонка или GPS-ориентирование. Причем их потенциал на сегодня практически исчерпан. И вот уже второй год мы надеемся стать свидетелями рождения нового формата. Вероятнее всего, линейные гонки постепенно эволюционируют в полноценные рейды со спецучастками. А чтобы «синхронизировать» прохождение маршрута машинами разных классов, для высших категорий могут быть устроены дополнительные спецучастки в стороне от «канала» рейда. Этот сценарий позволит исключить и продолжительные прогоны по асфальту.

Проблема шоссейных «лиазонов» еще более актуальна в GPSориентировании, особенно если соревнование проходит вблизи крупных городов, где есть разветвленная сеть проселочных и лесных дорог и почти не осталось «нерасчлененных» лесных массивов. Вариантов решения проблемы два: во-первых – уход в отдаленные области, а во-вторых – отказ от заданий, непреодолимых для ТР2 или даже ТР1.

Одним из возможных форматов развития ориентирования по второму варианту видится и «джип-квест». Нет, правда, поиск не просто точки, а тайника с сюрпризом (по образцу геокэшинга) может стать поворотным моментом трофи-темы. А ее дальнейшее развитие ограничено только фантазией организаторов и щедростью спонсоров. Тут и поиск суперприза длиной в целый сезон, и противоборство сражающихся за «сокровище» кланов, и вычисление следующего шага по подсказкам в Интернете…

Вот только где та граница, перейдя которую мы выходим за пределы внедорожной гонки и попадаем в мир ролевых игр? И как гарантировать выполнение заданий именно на машинах повышенной проходимости? Как исправлять ошибки в сценарии? Как обеспечивать информационную безопасность? Таких моментов пока слишком много, чтобы новый формат появился в обозримом будущем. Но курс на создание интеллектуальных игр на бездорожье уже начинает вырисовываться. Или я слишком оптимистичен?

«Космос-трофи». II этап серии Off-road ChalIenge
ТР1КАЗАКЕВИЧ Владимир/ МАЛЬЦЕВ Денис/ БЕЛОВ АлексейSuzuki Samurai
ТР2.1НИКОЛАЕВ Александр / КАЛИНИН ДмитрийTLC70
ТР2.2КАЗАКОВ Алексей / ЖАРОВ МихаилTLC80
ТР3.2КОЗЛОВ Александр / НОВИКОВ Алексей УАЗ
ТР3.3ИВАНОВ Андрей / КАЛИЧАВА Коба УАЗ
ATVЕРШОВ Кирилл YamahaGrizzly

текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты