Изгой

Наш специальный корреспондент искал офф-роуд на... Канарских островах. В качестве автомобиля разведки Леонид Фалкенберг использовал Jeep Wrangler

В начале апреля 2007 года я, с молчаливого согласия главного редактора, отбыл со специальной миссией на славящийся необычайной суровостью климата Канарский архипелаг. Семь часов лета, и вот я на юге острова Тенерифе. Кстати, эта часть острова отличается особенной неприветливостью: 360 солнечных дней в году плюс рельефообразующие последствия вулканической деятельности. Ну чем не выездной полигон для российских любителей езды по бездорожью? Думаете, шучу? Напрасно. При нашей нынешней скученности в России-матушке джиперу и с асфальта-то толком съехать негде. То ли дело Канары! Сел за руль и кати, куда глаза глядят – вон сколько здесь оффроуд пригодных земель пропадает…

Для проведения широкомасштабной офф-роуд разведки острова нужно было перво-наперво найти подходящий транспорт с колесной формулой 4х4. Впрочем, в городке Лас Америкас это не составило труда. Десятки прокатных контор, 15 минут оформления, и, пожалуйста, новенький Jeep Wrangler за 50 евро в сутки в моем распоряжении. Непонятно одно – куда, собственно, ехать. Отправиться в долгий путь по кромке прибоя в поисках зыбучих океанских песков (береговая линия Тенерифе составляет более полутора тысяч километров), или же сразу рвануть в горы навстречу «большой пересеченке» (обозначенные на картах дороги уходят на высоту выше трех километров и пересекают остров в нескольких направлениях)? Начал с гор…

Попробуем забраться повыше

В отличие от уже знакомых мне горных систем (Алтая, Урала и Кавказа), на Тенерифе все было иначе. Во-первых, отличная асфальтовая дорога, уходящая крутыми серпантинами к самой вершине. Во-вторых, дорога здесь, если она есть, то по определению с твердым покрытием. А поскольку в мою задачу входила именно внедорожная разведка, то для начала требовалось найти съезд на грунтовку. Но вот же странное дело: несмотря на удаленность острова от центров цивилизации, все встреченные мною грунтовые ответвления были перекрыты шлагбаумами с висящими на них замками. Ладно, попробуем забраться немного повыше…

Ландшафт и окружающая растительность менялись через каждые 200–300 метров подъема. Первые тридцать километров скалистые горки сплошь были покрыты двумя разновидностями кактуса и еще каких-то кустов с причудливыми толстыми ветками, затем стали попадаться лиственные деревья. Причем, зачастую они цвели огромными белыми или розовымишапками. А еще через 50 километров начался сплошной сосновый лес, растущий прямо на голых камнях. Это канарская сосна. Она способна закрепляться корнями даже на голой вулканической породе и легко восстанавливается после пожаров (ее древесина практически не горит).

Миллион лет до нашей эры

В какой-то момент мне удалось съехать с асфальта, но скоро дорожка уперлась в огромный каменный желоб, по которому с огромной скоростьюнесся поток (таким оригинальным способом жители побережья острова обеспечивают себя пресной водой от тающих снегов пика Тейде). В общем, и эта лазейка в офф-роуд оказалось банальным тупиком. Пришлось вновь возвращаться на асфальт и продолжать карабкаться вверх. Но буквально через 20 километров и лес, и подъемы, и серпантинынеожиданно закончились. И тут моему ищущему взору предстал образовавшийся около полутора миллионов лет назад кратеркальдера Лас Каньядас (его диаметр – 17 километров). В северной части края кратера почти обрушились, зато на юге высота скалистых стен достигает 500 м. А в центре этой долины, состоящей из нагромождения причудливо застывшей лавы и полей вулканического песка, возвышается вулкан Тейде. С какой бы стороны вы ни подъезжали к вулкану, дорога будет проходить через ландшафты, напоминающие Луну, Марс или, на худой конец, нашу планету времен динозавров. Кстати, именно здесь в свое время снимались такие фильмы, как «Миллион лет до нашей эры» и «Звездные войны». Признаюсь, что, оказавшись в столь необычном месте, я на какое-то время забыл про цели и задачи своей оффроуд миссии. А, забыв, начал просто крутить головой, двигаясь по прямой, как стрела, дороге через кратер.Между тем, здесь действительно было на что посмотреть: на Тенерифе встречаются растения, которые нигде в мире больше не произрастают. К примеру, синяк тейдский – егофиолетовые колосовидные соцветия достигают двухметровой высоты. Только на Канарах сохранились легендарное драконовое дерево (символ архипелага) и канарский лавр, вымершие в других районах Средиземноморья.

Другая планета

Наконец мне повезло, и я свернул на едва заметную дорожку, которая змейкой извивалась по полю из черного гранулированного пепла, уходя в сторону вулкана. Бездорожье было налицо, но межтем ни о каком офф-роуде речи пока не шло (по этой черно-пепельной дорогеможно было двигаться даже на обычном легковом автомобиле). Однако очень скоро «поле» оказалось позади и начался подъем на склон, буквально усыпанный весьма увесистыми следами прошлых извержений. Я ехал, постоянно рискуя порезатьшины об острые куски лавы. Через пару километров дорога из двухколейной превратилась в пешеходную тропинку, а оба склона стали настолько круты, что во избежание провала миссии в целом я принял решение повернуть назад. И что же вы думаете, при развороте Jeep попал на диагональное вывешивание и принялся беспомощно вращать колесами. Пришлось попотеть, таская острые камни и засыпая их гранулами пепла. В общем на такой, казалось бы, простой маневр как разворот, у меня ушло примерно полчаса. Пока я блуждал среди скал без карты и GPS, солнце село, но небо все еще подсвечивалось. И вот перед моим взором развернулась совершеннофантастическая картина. Глядя на зубчатые силуэты скал на фоне синего неба, я уже не был уверен, что нахожусь на Земле…

Отчаянный


В последующие дни мною были совершены еще несколько разведывательных поездок по побережью. Обнаружилось много интересного – например, скалы Лос Гигантос обрываются в море с высоты 600 м! Местами, напротив, остров контактирует с океаном посредством неожиданно уютных, по меркам этого сурового края, пляжей смягким и чистым песком. Правда, и здесь не обошлось без ложечки дегтя, или, говоря точнее, щепоточки пепла. На ряде пляжей этот самый песок вулканический и черный (днем без обуви ходить по нему невозможно). Но самуюэкстремальную вылазку я предпринял в восточную часть острова к заброшенному маяку Тино. Кстати, проезд и проход по дороге, ведущей кмаяку, категорически запрещены, о чем информируют знаки и плакаты на въезде. Но самые отчаянные, как вы догадываетесь, нарушают… Здесь нужно отметить, что дорога эта прорублена по практически отвесному скальному склону и с него (со склона) периодически катятся камни (мне то и дело приходилось их объезжать, а порой и откатывать к обочине). Особенно напрягал один момент: крыша у арендованного Jeep была брезентовая, и, соответственно, ехать я старался как можно быстрее, непроизвольно втягивая голову в туловище. Расслабиться удалось лишь в 800-метровом узком туннеле с черными корявыми стенами.

Шесть километров страха

И под занавес своей внедорожноразведывательной миссии на Тенерифе я, отчаявшись найти на острове более-менее адекватное бездорожье (торфяных болот почему-то захотелось), отправился в совершенно уникальное место. В горах, на высоте 700 м над уровнем океана, находится пиратская деревняМаска, прилепившаяся прямо на крутых склонах в одном из ущелий. Ранее связь с миром этого населенного пункта осуществлялась только по тропам. Автомобильнуюдорогу в деревню проложили не так давно, причем ее сразу же окрестили как «шесть километров страха» из-за крутых подъемов и поворотов, конфигурация которых ничем не отличается от знаменитых «американских горок».

В начале пути высота над уровнем моря составляла два километра, и ехать пришлось почти вслепую... В ярких солнечных лучах машина буквально вонзилась в очередное белое облако, а через несколько сотен метров она, как самолет, вынырнула из него непосредственно на входе в очень крутой поворот, проходящий по кромке двухкилометрового обрыва…Впрочем, в этой, мягко говоря, напряженной обстановке Wrangler показал себя с самой лучшей стороны. Например, откровенно «зажатая» подвеска, которая в свое время подвела при диагональном вывешивании, позволила хорошо чувствовать автомобиль на серпантине.

Что же касается самой пиратской деревни, то она раскинулась по склону, заросшему пальмами и гигантскими кактусами. Постройки располагаются на террасах. Там же (на террасах) местные жители держат коз и выращивают сады. А теперь главное – от деревни идет пятикилометровая тропа к океанской бухте, где в свое время и укрывались пиратские корабли. Одна беда, и тут никакого офф-роуда… Но я не успокоился – были совершены поездки и на заросший север острова, и в чащи эвкалиптовых лесов на востоке. Более того, искал я настоящий офф-роуд и на других островах архипелага. Но об этом как-нибудь в следующий раз. Тем более что его там, в сущности, практически и нет. В общем, похоже, что российским любителям езды по бездорожью придется искать какой-нибудь другой выездной полигон…

текст и фото: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты