Объять необъятное

GoodYear Wrangler Duratrac — испытание волоком

«Лучшая АТ-шка — это МТ-шка!» — гласит джиперская народная мудрость. Похоже, что инженеры, дизайнеры и маркетологи шинного концерна GoodYear, создавшие Wrangler Duratrac, восприняли ее как руководство к действию, заявив модель в качестве универсальной повседневной «обуви» для настоящих внедорожников. «Что ж — сказали мы в начале сезона, подобно таможеннику Верещагину, — сейчас мы поглядим, какой это Сухов». И поставили комплект новеньких шин на экспедиционный TLC79. К концу лета след GoodYear Wrangler Duratrac размерности 285/75R16 за кормой «Серого Волка» растянулся уже на добрых двадцать с лишним тысяч километров.

Любая универсальная шина — это всегда компромисс и попытка объять необъятное. Особенно в нашей географической реальности. Смена времен года и климатических зон, состояние дорог и разнообразие грунтов — все это настолько контрастно и противоречиво, что добиться от одной модели результата «всегда и везде хорошо» невозможно. К этому можно лишь стремиться, что и попытались специалисты GoodYear. Рисунок протектора Duratrac с развитыми плечевыми зонами и крупными, но плотно посаженными шашками находится на границе классов АТ и МТ: он агрессивен, но недостаточно разрежен по центру беговой дорожки. При этом в блоках протектора имеются ламели и разметка отверстий под шипы, которые намекают на пригодность для использования круглый год.

Это далеко не первая в мировой истории модель внедорожных шин на стыке разных классов. Создатели ProComp Xtreme AT тоже отталкивались от идеи улучшить грязевые свойства при сохранении всех достоинств всесезонки. Нынешнее поколение Cooper Discoverer STT стало попыткой исправить поведение предыдущей модификации на твердых дорогах. Над грязевыми покрышками на все случаи жизни в свое время работали ярославские шинники — модели Я-471, 569 и 409 успешно делили между собой диапазон от продвинутого АТ до умеренного MT. Именно на последнюю модель, как это ни странно, новинка Goodyear наиболее похожа внешне. Но, в отличие от ЯШЗ с их убогим ассортиментом типоразмеров, Duratrac выпускается в огромном числе вариаций, среди которых можно подобрать подходящую практически на любой серийный внедорожник. При нынешней ситуации на рынке редкие в грязевом классе типоразмеры из

Обратная сторона мягкости боковин — уязвимость для проколов. Я так до сих пор не понял, что послужило причиной тоненькой, как будто от шила, сквозной дырки во внешней стороне правого переднего колеса, полученной на полузатопленной лесной гати.

О преимуществах

Долгая и тщательная работа конструкторов и испытателей над асфальтовым поведением Duratrac чувствуется сразу. Возможно, на более мощной, динамичной и низкой машине мне удалось бы найти предел шин по траекторной устойчивости и сцеплению с сухой дорогой, но для экспедиционной «семидесятки» их запас кажется бесконечным. Да и на мокром асфальте поведение Duratrac достойно похвалы, в том числе в режиме экстренного торможения. Чуть большего внимания шины требуют на входе в глубокие лужи — аквапланирование при переборе со скоростью возникает совершенно закономерно, хотя и абсолютно неожиданно. В остальных асфальтовых условиях, в том числе и в глубоко продавленных в полотне колеях, поведение шин вызывает положительные эмоции

Но еще ярче и удивительнее Duratrac проявил себя на песчаных грейдерах. Было такое ощущение, что именно они и есть настоящая стихия этих шин. Грейдер перестал быть скользким по ощущению! Скорость начала срыва в скольжение поднялась по сравнению с ожиданием, выработанным прошлым опытом, настолько, что сначала даже показалось, что дело в локальных особенностях песка. Под Архангельском я просто удивился! Но когда поведение машины осталось неизменным на грейдерах всей европейской части страны, пришло очевидное понимание: дело в шинах. Тем более что высокие способности к преодолению любого песка, даже рыхлого и глубокого, выявились быстро. Честно говоря, я их предвидел заранее: зубастый, но плотный рисунок в песке наиболее уместен. Благодаря нему шины при пробуксовке не закапываются, а их тяговые способности максимальны. В общем, для пляжной или дюнной гонки Duratrac — серьезная заявка на победу, если не брать в расчет всякие мелочи вроде мощности мотора и мастерства пилота.

На этих шинах я захватил только кусочек ранней весны — с оттаивающими зимниками и ледяными колеями. И во всех этих условиях, разве что кроме совсем голого льда, поведение шин стало неожиданно приятным открытием. При этом, судя по остающемуся в глубоком снегу следу, полноценно работают не только шашки беговой дорожки, но и треугольные выступы на боковинах.

Чем пожертвовали

Если хочешь улучшить одно, чем-то другим приходится поступиться. В данном случае во имя комфорта, безопасности и управляемости на дорогах пожертвовали способностью шин к самоочистке протектора. Это видно сразу, по ширине и форме канавок между блоками. А потому свои вездеходные достоинства Duratrac проявляет тогда, когда грунт из канавок беговой дорожки либо высыпается сам, либо вымывается большим количеством воды. Первый вариант — это упомянутый выше песок. Второй — глубокие лужи и колеи. Пока в них достаточно жидкой воды, Duratrac гребет изо всех сил и в общем-то справляется. Но как только вязкая грязь становится гуще, канавки забиваются и движение куда бы то ни было прекращается. В этот момент радует только то, что шины не особенно активно копают вглубь. Разумеется, все сказанное выше относится к тяжелому офф-роуду, прежде всего — к лесовозным дорогам на пропитанных влагой суглинках и глинах. Впрочем, торф и чернозем в период проливных дождей даются этим шинам ничуть не лучше. Пожалуй, они оказываются даже еще коварнее из-за своей мягкости — здесь Wrangler Duratrac становится способен к быстрому самозакапыванию.

Для дальних дистанций

Вы помните рожденного в зоопарке юного верблюда, который интересовался, зачем ему нужны горбы на спине и мозоли на ногах? Среди джиперской братии найдется немало тех, кто, подобно ему будет удивляться набору качеств Wrangler Duratrac. При чем тут дюны и каменистые осыпи? Какие еще сотни километров грейдера за день? Те, кто искренне задает подобные вопросы, потому что из всех видов бездорожья знаком лишь с заиленной лужей возле дачи, с большой долей вероятности будут разочарованы. Именно в самой распространенной среднерусской грязи эта резина показывает самые скромные результаты. Впрочем, что значит «скромные»? По вездеходным возможностям шины Goodyear вполне сопоставимы с неэкстремальными грязевыми моделями распространенных конкурирующих марок.

Я вижу сразу несколько категорий джиперов, которым Duratrac подойдет. Во-первых, шины красивы, а потому их можно рекомендовать любителям внедорожной эстетики, особенно тем, кто редко съезжает с проторенных дорог. Во-вторых, модель может пользоваться спросом у спортсменов для песчаных гонок. В-третьих, благодаря отмеченным выше достоинствам, Duratrac может быть востребован в отдельных регионах, где условия позволяют эти достоинства максимально реализовать. И, наконец, в-четвертых, я бы посоветовал обратить на них внимание автопутешественникам-марафонцам. Для них Wrangler Duratrac ценен своей способностью сочетать вполне приемлемый комфорт на дорогах, позволяющий отдыхать за рулем на дальних перегонах, невзирая на качество покрытия под колесами, с уверенностью в благополучном исходе при прохождении участков бездорожья за тысячи километров от дома. При этом минимальный, практически незаметный износ резины после двадцати тысяч пройденных километров обещает отличную для грязевых шин долговечность. По крайней мере, чтобы эту «обувь» сносить за пару сезонов, придется очень постараться. А если уж очень захочется, то сэкономленный бюджет можно будет потратить еще на один комплект шин — специально для экстремальных, но ближних покатушек. И его тоже в таком случае хватит надолго.


Перепады давления

Новинка Goodyear сильно реагирует на изменения внутреннего давления. Дело в уже упомянутых мягких боковинах. При загрузке автомобиля резина заметно проминается, визуально требуя подкачки. И это имеет смысл делать. Можно вообще держать давление выше на 0,2— 0,3 атмосферы, чем обычно. Но при этом сдувать на бездорожье их придется так же, как и любые другие. Как бы ни казались шины просевшими от массы автомобиля, сцепление с грунтом у них начинает заметно расти только при давлении от 1,2 атмосферы и ниже. При этом на твердой поверхности пятно контакта увеличивается лишь вдоль по беговой дорожке. Боковина, даже прилично сплющившись, не достает до земли и вступает в дело только когда шашки целиком погружаются в грунт. Это хорошо видно на отпечатках: при снижении давления с 2 до 0,7 атмосфер след вытягивается в полтора раза, но расширения пятна контакта не происходит. Если же смотреть на отпечатки шин и ширину колеи на местности, видно, что на низких давлениях плечевые зоны и боковины работают в полной мере.


текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ, Наталия ЧЕРНЫШЕВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты