Здравствуй, бездорожье!

Как попасть в грязь и не застрять

Как вести себя на бездорожье, какие приемы и оборудование существуют для того, чтобы преодолеть засадный участок без потерь? Как собственными силами вызволить автомобиль, если вы все-таки застряли? Попробуем ответить на эти вопросы в кратком мастер-классе от наших экспертов

Всегда надо помнить главное правило — нырять в бездорожье, как в омут с головой, не стоит. Во-первых, надо оценить размеры и тяжесть участка, который вам предстоит преодолеть. А для этого лучше всего прогуляться ножками и понять, проходимо ли это место теоретически. В противном случае поищите пути объезда. Если все же решились, то независимо от того, на каком автомобиле вы это будете делать, в первую очередь желательно снизить давление в шинах. Причем, как бы это крамольно ни звучало, его можно смело понижать до 0,9 кг/см, а если у вас высокопрофильная внедорожная резина, то и до 0,5–0,6 кг/ см. Проходимость от этого значительно увеличится. Секрет прост: у приспущенной шины значительно увеличивается пятно контакта, соответственно понижается давление на грунт. И не стоит бояться это делать — заводские рекомендации, конечно, верны, но только для твердого покрытия и достаточно высоких скоростей. Правда, прежде чем смело приступить к процедуре снижения давления в шинах, желательно убедиться, что в вашем арсенале имеются компрессор и манометр. Чаще всего компрессор уже укомплектован манометром, но эти приборы нередко изначально показывают неверное давление или достаточно быстро выходят из строя в процессе жесткой эксплуатации. Так что дополнительный прибор не повредит. Стравливать давление можно по-разному — быстро и медленно. Когда вы давите на ниппель подручным инструментом, периодически замеряя показания манометром, — это медленный способ. Кроме того, накачивать шину через ниппель — тоже небыстрая процедура. Особенно если манипуляции подвергнуть все четыре колеса с размерностью более 30 дюймов. Просто выкрутить ниппель, чтобы «сдуться», гораздо быстрее.

Если вы регулярно съезжаете с дороги, процедуру по выкручиванию-закручиванию ниппеля придется выполнять часто. Скорее всего на вашем автомобиле не будет специальных колпачков, с помощью которых это можно сделать (их лучше приобрести заранее и оснастить этими деталями каждое колесо). Однако есть еще более удобный инструмент, которым пользуются шиномонтажники: он похож на обычную отвертку с ответной частью на конце, повторяющей форму золотника. Пользоваться ей гораздо удобнее. Наиболее продвинутые оффроудеры спускают шины на слух. Так, при понижении давления примерно до 0,8 звуковой тон вырывающегося из шины воздуха резко меняется (чаще всего раздается характерный свист). По нему и определяют, что нужное давление достигнуто. После нескольких подобных процедур вы скорее всего овладеете этим навыком, даже не обладая музыкальным слухом.

Обратный процесс

Чтобы вернуть шины в «асфальтовое» состояние, как раз и понадобится компрессор. Для внедорожника важна его производительность. Обычный компрессор не рассчитан на накачивание четырех огромных колес подряд — от такой нагрузки он может перегреться, выйти из строя и долго мучить своего владельца, страстно желающего наконец-то покинуть бездорожье. Приобретая компрессор, обратите внимание на его производительность — она должна начинаться с 75 л в минуту. Современные переносные компрессоры способны выдавать до 160 л в минуту. Такой агрегат, как правило, тяжел и громоздок, зато в состоянии не только качать шины, но и стойко выдерживать все тяготы и лишения жизни в багажнике вашего джипа.

Итак, шины приспущены, вы весело влетаете в сугроб, как в нашем мастерклассе, или в грязную колею. Если вы правильно оценили возможности свои и вашего внедорожника, то уверенно продолжаете движение, в противном случае только что бодро перемещающийся автомобиль весело, но бесполезно крутит колесами в воздухе. Что делать? Если есть вторая машина, проще всего призвать на помощь ее экипаж. Для вызволения авто, прочно сидящего в грязевой ловушке, существует специальная динамическая стропа (ее еще называют «рывковая»). Иметь ее в своем арсенале не то что желательно, а просто необходимо. В отличие от обычных буксирных строп динамическая гораздо эффективнее при эвакуации машины, так как способна удлиняться под нагрузкой и амортизирует рывок. Не стоит использовать недорогие стропы за 200–300 рублей — при рывке они могут просто порваться и нанести серьезные повреждения автомобилям.

Однако бывают ситуации, когда вы остаетесь с бездорожьем один на один. И наличие динамической стропы в этом случае вас, конечно, не спасет. Для выхода из такого положения придумано не очень много решений, но все они достаточно эффективны. Грамотно оборудованный внедорожник, как правило, имеет минимальный набор приспособлений, позволяющих забраться далеко от дорог с твердым покрытием.

Лебедка

Наиболее популярное и эффективное изделие для самоэвакуации — электрическая лебедка. Сегодня благодаря богатому ассортименту подобный механизм можно легко подобрать для любого внедорожника. На рынке есть как дорогие лебедки очень известных брендов, так и более дешевые, произведенные в странах Востока. Недавно появились изделия и среднего сегмента с достойным соотношением цены и качества. Чтобы не потеряться в этом изобилии, необходимо изучить предложение. Главное — не покупать первую попавшуюся и в незнакомом месте. И необходимо помнить, что внедорожников, на которые можно установить лебедку в штатный бампер, становится все меньше — это примета времени. Так что прежде убедитесь, что понравившийся механизм подойдет вашему автомобилю.

В нашем мастер-классе мы учились пользоваться двумя типами лебедок: стационарной и съемной. Принцип их работы не меняется в зависимости от способа монтажа. Съемную можно использовать как в передней, так и в задней части автомобиля, куда ее монтаж осуществляется на фаркоп американского типа «квадрат». Во многих серьезных внедорожниках подобное прицепное устройство может быть штатным элементом. Если вы планируете установить его спереди, придется обратиться в специализированный сервис. Выбирать лебедку следует по тоннажу автомобиля. Значение ее тягового усилия должно превышать массу машины в 1,5–2 раза.

Итак, у вас есть лебедка, и — ура! — вы застряли. Приключение начинается. Первым делом надо надеть перчатки, затем найти место, за которое можно зацепить трос (это не только дерево, которое, кстати, прежде чем лебедиться за него, чтобы не убить, необходимо обернуть корозащитной стропой), — другой автомобиль или любой прочный объект, способный сопротивляться весу вашей машины. Если после включения лебедки опора начинает двигаться к вам, а не вы к ней, оставьте это занятие и найдите что-то покрепче и понадежнее. На лебедочный трос рекомендуется накинуть старую куртку или что-то подобное — это испытанный джиперский прием, благодаря которому в случае обрыва троса он не «стрельнет» и не ударит, как хлыст, вас или автомобиль.

Хай-джек

Бывают ситуации, когда вы застряли, а лебедки нет или она не работает. Тогда может помочь реечный домкарт — его чаще называют по имени компании-производителя — хай-джек или хай-лифт. Это тяжелая металлическая рейка с ручкой и механизмом, который передвигается вверх и вниз по рейке. Что же может домкрат?

Первая важная функция — вывешивание одного или даже двух колес одновременно, чтобы подложить под них что-то твердое и «зацепистое», например, специальные сенд-траки всевозможных конструкций или подручные материалы в виде досок, веток и т.д. Часто это бывает эффективным. Вторая, более сложная, функция — перемещение автомобиля из колеи на более твердую поверхность. Прием непростой и требующий навыков. Его суть в поднятии передней и затем задней частей автомобиля на максимально возможную высоту домкрата и перемещение путем заваливания набок. Чем выше поднимется автомобиль, тем дальше он сместится в момент заваливания. Хай-джек можно дооборудовать специальными полезными приспособлениями, такими, как Lift Mate. С его помощью автомобиль приподнимают за колесный диск (при отсутствии силовых бамперов и порогов). Есть также Bumper Lift — специальные крючки, позволяющие захватить крепкий родной или силовой бампер без специальных захватов для домкрата. Полезно иметь и основание для домкрата для большей площади опоры. Хочется отметить, что отличие реечного домкрата от штатных и гидравлических — в большой высоте подъема. Как правило, она составляет 1200 и 1500 мм. Домкрат можно использовать и в качестве лебедки. Если освоить работу с веревочным такелажем, он может помочь в безвыходной ситуации, но для этого необходимы большой практический опыт и наличие нужного количества шаклов — жестких нетянущихся тросов, блока и терпения.

Мы рассмотрели далеко не все приемы и приспособления для эвакуации автомобиля. Лучший способ научиться мастерски пользоваться джиперским оборудованием — периодическое посещение мастер-классов, на которых вы узнаете, какое оборудование и в каком количестве вам действительно необходимо, получите практические навыки по его использованию, чтобы избежать досадных ошибок и травм.

Благодарим Андрея Сазонова за проведенный мастер-класс для новичков. Дополнительная информация по вопросам обучения по тел. 8(916)685-78-85.

текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: автор из архива редакции


№5 май 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты