Панфиловские рубежи

Клуб UAZ Patriot повторил путь генерала Панфилова

21–22 ноября 2009 года клубом « Патриот 4х4» был проведен четвертый внедорожный военно-патриотический рейд «Панфиловские рубежи-2009». Он приурочен к 68-й годовщине победы под Москвой и проходил в Волоколамском районе по рубежам, где сражалась 316-я (восьмая гвардейская) дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова

Что же такое «Панфиловские рубежи» сегодня? Прежде всего это историческая память о героических днях обороны Москвы, отдание почестей тем, кто в суровые дни 1941 года ценой своей жизни отстоял нашу свободу и независимость.

А еще это реальный поход по местам боев колонной из трех десятков машин, основную часть которых составляют УАЗ « Патриот». Обучение новичков, обмен опытом, отработка приемов управления колонной — задачи, которые решаются в ходе рейда.

Каждый год маршрут меняется, но остается неизменным место начала рейда — деревня Гусенево, где 18 ноября 1941 года был смертельно ранен командир дивизии генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Неизменна и традиция возложения цветов у памятников на местах боев.


Для чего все это?

Борис ЧЕРНОВ, бессменный организатор рейда «Панфиловские рубежи»

Сейчас проводится очень много различных офф-роудмероприятий. В основном это трофи — соревнования, в которых активно участвует молодежь. Чтобы привлечь ее к более глубокому и детальному изучению недавней истории нашей страны, в 2006 году был проведен внедорожный военно-патриотический рейд по местам боев знаменитой панфиловской дивизии. Это и является основной задачей рейда.

По времени мероприятие было привязано к событиям ноября 1941 года (оно проходило в те же дни). Машины двигались по дорогам, которыми шли красноармейцы морозной осенью 1941-го.

Участники рейда этого года — люди разных возрастов — от семи до шестидесяти лет, разных профессий, объединенные желанием пройти по местам боев, на себе испытать условия, в которых приходилось сражаться нашим бойцам, и почтить память павших. Это и семейные экипажи с детьми, и новички, которым первый раз приходится двигаться вне асфальтовых дорог, и опытные пилоты, участники многих соревнований, играющие роль командиров импровизированных рот и взводов.

Но самое главное то, что в рейде участвуют люди, объединенные глубоким патриотическим чувством. И каждый в ответе за свой рубеж.


Невзирая на погоду

Рельеф Волоколамского района — это возвышенности, прорезанные реками, овраги, заливные луга. Глинистые поч вы в поздний осенний период даже сельские грунтовые дороги делают непростыми для прохождения.

Нюансы ноябрьской погоды держат в боевой готовности и организаторов и участников рейда. И каждый год она преподносит свои сюрпризы. В 2006-м значительно подморозило, толщина льда достигала 5 см. Первые машины, идущие по глубоким лужам, как ледоколы, ломали лед, который через капот лез на ветровое стекло. А в 2009 году в результате аномально высокой температуры воздуха и непрекращающихся дождей вода в реках поднялась почти на 40 см, броды стали труднопроходимыми, а глина раскисла так, что за день по бездорожью было пройдено всего около 15 км.

Ежегодно маршрут прокладывался по принципу «от простого к сложному». В начале маршрута — простые грунтовые дороги, неглубокие броды, а затем элементы усложняются — крутые спуски и подъемы, участки с большим боковым уклоном, узкие, в три бревна, мостики. Заканчивается рейд прохождением брода через реку Лама глубиной до 80 см и довольно сложным спуском к воде.

Но в этом году организаторы решили выстроить порядок прохождения элементов маршрута по обратной схеме — «от сложного к простому». На прохождение первого рубежа, глубокого оврага с крутыми спуском и подъемом, было затрачено довольно много времени, тем не менее все участники, в том числе и новички, преодолели его и продолжили движение. Первые броды оказались неглубокими, всего 50–60 см, были форсированы достаточно быстро и вызвали определенное оживление. Особенно радовались дети.

Дождь, хлынувший во второй половине дня, не испортил настроения участникам. Некоторым из них пришлось ремонтировать свои автомобили в полевых условиях под ливнем. Но, несмотря на все происки погоды, рейд был успешно завершен в назначенное время.

На вечернем сборе всем членам экипажей вручили дипломы участников, а особо отличившимся — памятные подарки.


68 лет назад: как развивались события

Иван ПАНФИЛОВ, генерал-майор, командир дивизии

В первых числах октября 1941 года, окружив наши части в районе Смоленска, немецко-фашистские войска начали стремительно продвигаться к Москве. Необходимо было остановить врага. Силой, сдерживающей его на волоколамском направлении, явилась 316-я стрелковая дивизия, которая прибыла на станцию Волоколамск 11 октября 1941 года. Дивизия заняла оборону на отрезке от Болычево до Лотошино. Ее командир И.В.Панфилов хорошо понимал тактику немцев, их ставку на танки как главную ударную силу и учил своих подчиненных борьбе с ними. 316-я стрелковая не только отражала яростные удары двух танковых и двух пехотных дивизий противника, но и сама переходила в контратаки, нанося урон врагу. Из-за необыкновенной стойкости и упорства советских солдат и офицеров гитлеровцы называли дивизию «дикой», хотя это было самое обыкновенное соединение, сформированное в первый месяц войны в Алма-Ате, имевшее в своих рядах воинов 33 народностей великой страны. 16 ноября 1941 года совершили свой подвиг 28 героев-панфиловцев — остановили продвижение около 50 вражеских танков. А 8 ноября погиб командир дивизии Иван Васильевич Панфилов. В тот же день за ее заслуги дивизия была переименована в восьмую гвардейскую, а 23 ноября ей присвоено имя легендарного генерала.


текст: Елена КОЛДОМОВА
фото: Сергей МИХАЙЛОВ, Борис КОСЫРЕВ, Наталья УШАКОВА, Константин СЫРЦЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты