Между Москвой и Питером

Легкий офф-роуд по Тверской губернии

Для не слишком обстоятельного путешествия в Тверскую губернию вполне достаточно трех дней. За это время можно осмотреть старинный русский город со знаменитым Путевым дворцом, поездить по окрестностям да и заглянуть в Торжок, чтобы отведать знаменитых пожарских котлет

На нашем маршруте в основном дороги с хорошим асфальтовым покрытием. И симпатичный автомобиль Suzuki SX4 для такой поездки вполне подходит: машина довольно компактная — нет проблем с парковкой на городских улицах. Но подлючаемый полный привод и относительно большой дорожный просвет позволяют без труда двигаться по грунтовым дорогам и добраться, например, до какой-нибудь понравившейся церквушки в глухой деревеньке, то есть туда, где нет хорошей дороги, а также устроить пикничок, съехав с трассы на проселок. А еще у этого автомобиля довольно умеренный аппетит — при движении по шоссе уходит всего 7 л на сотню, а это, естественно, существенно сэкономило наши средства.

Дорогу до Твери найти очень просто. Выезжаем на Ленинградку (М10) и, потолкавшись в районе Химок в ставших уже привычными пробках, движемся по направлению к Питеру — как известно, город расположен между двумя столицами, правда, к Москве он ближе. Проехав около 170 км, оказываемся на окраине Твери, о чем и свидетельствует придорожная стела.

Тверское княжество

Чем же так привлекателен этот провинциальный город? Прежде всего своим архтектурным обликом и, естественно, историческим прошлым — ведь первые поселения здесь появились еще в IX веке. А в 1247 году Тверь стала столицей, говоря современным языком, успешного Тверского княжества.

Его процветанию способствовали близость судоходной Волги, перекрестье нескольких торговых путей, в том числе легендарного «из варяг в греки». Тверские купцы продавали изделия местных ремесленников не только внутри княжества, но и за его пределами. Продолжая традиции, и сегодня здесь проходят торговые пути: на трассе мы заметили большое количество фур с товарами. Ведь современная Тверь и сейчас находится в выгодном географическом положении — между двух столиц.

Однако свой столичный статус город утратил в далеком 1485 году в результате княжеских междоусобиц. Тогда же Тверское княжество присоединилось к Московскому, но и после этого город продолжал развиваться и строиться.

Его архитектурный облик очень интересен: на центральных улицах удачно сочетаются дворцы XVIII века, купеческие особняки конца XIX — начала XX, постройки в стиле сталинского ампира и вписанные в уже существующий ансамбль современные здания из стекла и бетона.

Масштабная реконструкция

В исторической части Твери довольно легко ориентироваться — здесь регулярная планировка улиц. Местные жители рассказали, что она сохранилась с XVIII века — как раз в это время и началась масштабная реконструкция города.

До этого, как и все русские поселения, Тверь была в основном деревянная и, как и многие русские города, в результате сильнейшего пожара почти вся выгорела. Это произошло в 1763 году. Но, как говорится, нет худа без добра. Восстановлению города активно способствовала Екатерина II, поручив архитектурной группе под руководством Петра Никитина разработати осуществить план его реконструкции. Тверь обрела новое архитектурное лицо (естественно, в камне) с парадным трехлучием в центре. Подражая Северной столице, улицы застраивали «единой фасадою». Это был первый провинциальный город, который возводился по регулярному плану, к тому же весьма успешно — проект финансировался из царской казны. Отрадно, что в сегодняшней Твери сохранен не только план застройки того времени, но и сами здания.

Всю эту красоту можно увидеть, и прогуливаясь по городу, и объезжая его на автомобиле, и с Волги — из прогулочного теплохода.

Царский дворец

Все достопримечательности описывать не стану, расскажу об одной. Своеобразная визитная карточка города — Путевой дворец, в котором когда-то останавливалась царская семья, путешествуя из Санкт-Петербурга в Москву. Сейчас внешний вид здания утратил свой лоск и помпезность, но мощь и былая красота, заложенные талантливым архитектором М. Казаковым, сохранились. Сегодня в нем находится картинная галерея. Помимо живописных полотен, во дворце собрана богатая коллекция фарфора и старинной мебели, так что почти два часа, проведенные нами в музее, пролетели незаметно.

Вдали от шумной суеты

Имея уже некоторое представление о Тверской земле, на следущий день отправляемся в Торжок, что в 65 км от места нашей дислокации. Если в Твери заметны отголоски шумной столичной жизни, то этот городок полон очарования настоящей русской провинции.

Торжок был заселен в IX веке. Одно из его нескольких названий — Новый Торг — говорит о том, что когда-то здесь кипела жизнь и шла торговля, ведь река Тверца тогда была судоходной. А сегодня после столичной суеты тут есть возможность насладиться неспешным провинциальным ритмом. «Большого торга» нет и в помине, зато можно получить удовольствие от любования почти первозданной природой, а также памятниками архитектуры — здесь есть на что посмотреть.

Дороги очень плохие, но это нас не испугало. Без проблем преодолеваем довольно глубокие ямы и рытвины, благо Suzuki SX4 имеет приличный для своего сегмета дорожный просвет. Да и наличие полного привода, которым мы все-таки воспользовались, внушало определенную уверенность при преодолении разбитых грунтовок.

Городок небольшой, и его не спеша, останавливаясь для коротких пеших прогулок, можно объехать часа за два. Очень приятно пройтись по набережной Тверцы, где отреставрированные старинные особняки сочетаются с новоделом, побродить по территории древнего Борисоглебского монастыря, основанного в 1038 году. Стоит притормозить около деревянной Вознесенской церкви и заглянуть в Михайло-Архангельский собор. Вдоволь насладившись духовной пищей, мы отправляемся обедать в один из местных ресторанчиков, где, естественно, заказываем пожарские котлеты. Почему именно их? Как раз в Торжке в трактире Пожарских готовили и подавали заезжим гостям котлеты, которые впоследствии стали местным брендом. Еще Пушкин, неоднократно бывавший в этих краях (в Торжке даже есть музей поэта), рекомендовал: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай». Его совет актуален и сегодня. Возможно, рецепт и не сохранился, но те котлеты, которые довелось попробовать нам, оказались очень вкусными, да и цена приемлемая — 50 руб. за штуку.

В дворянском поместье

Возвращаясь в Тверь, по пути мы решили заглянуть еще в одно любопытное место в 20 км от Торжка. Сворачиваем у указателя «Раёк» и, проехав около 3 км, попадаем в усадьбу, принадлежавшую когда-то семье Глебовых. Надо сказать, что дворянских усадеб в этих краях было очень много. До наших дней сохранились далеко не все и не в лучшем виде. Одна из таких — ЗнаменскоеРаёк. Для придания ей первозданного вида здесь ведутся масштабные реставрационные работы. Глядя на происходящее, уже сейчас можно представить, каким был архитектурный ансамбль этой усадьбы. Там все делалось со вкусом, не чета большинству псевдодворцов современных нуворишей, ставящих задачу нанятым дизайнерам двумя словами: «чтобы вставляло». Центр композиции — главный дом, построенный в стиле классицизма. От него в обе стороны расходится колоннада со встроенными флигелями, она охватывает центральный двор и примыкает к чугунным воротам, где был парадный въезд. Заглянув внутрь главного дома, можно вообразить (из богатого убранства ничего не сохранилось), как могли выглядеть интерьеры того времени. Мы увидели только остатки росписи на потолках, частично декор из лепнины, фрагменты изразцов на печах, но даже это впечатляет. Естественно, на территории есть парк, пруд с горбатыми мостиками и липовая аллея — все в лучших традициях того времени. Для создания усадьбы хозяева пригласили известного талантливого архитектора Н.А. Львова, который, кстати, родился в окрестном имении Черенчицы. Некоторые творения этого мастера мы уже видели в Торжке.

Наша экскурсия закончилась, мы прощаемся со Знаменским-Раёк (для хозяев усадьбы это было поистине райское место), садимся в свой Suzuki и за сорок минут доезжаем до Твери. На следущий день, немного погуляв на прощание по улицам этого древнего города, возвращаемся в Москву к привычной столичной жизни. Вояж по Тверской земле оказался весьма приятным, да и автомобиль произвел в целом хорошее впечатление: неплохая эргономика салона, приличная управляемость, симпатичная внешность. Он как нельзя лучше подходит для городских путешествий с элементами легкого офф-роуда. А в Тверскую область мы планируем съездить еще раз, ведь там еще так много интересного!


Бытовые наблюдения

В Тверь можно смело отправляться на несколько дней и уже оттуда делать вылазки в окрестные города и усадьбы — найти гостиницу не составит труда, правда, лучше места забронировать заранее, чтобы по приезде не тратить время на поиски, так как в городе довольно много туристов и просто приезжих. Выбор отелей в Твери есть (в отличие от совсем маленьких городов в ее окрестностях) на любой вкус и кошелек. Например, если вы непритязательны, можно остановиться в «Центральной» (1280 руб. за номер), но есть более комфортабельные и соответственно более дорогие. За двухместный номер в «Тверской усадьбе» придется выложить 3700 руб., а в «Останбрюке» — 4500 руб. С питанием тоже особых проблем не будет — различных кафешек и ресторанов достаточно, и цены в них весьма доступные.

Кстати, ради экзотики можно остановиться и в усадьбе Знаменское-Раёк, правда, ваш кошелек похудеет на 5900 руб., если вы проведете там сутки в двухкомнатном номере, а других там и нет (в цену включено трехразовое питание). В общем, выбор за вами.


текст: Галина АНДРОНОВА
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты