Система «ниппель»

Китайский Great Wall SUV G5 на российских просторах

На российском рынке представлено не так уж много бюджетных внедорожников. Фактически покупатель вынужден выбирать между Chevy Niva и «китайцами». Меж тем автомобили повышенной проходимости востребованы не только и не столько на селе. Редкий житель мегаполиса, имеющий дачу или домик в труднодоступной деревне, откажется от недорогого «вездехода» как второго транспортного средства в семье. В состоянии ли машины КНР стать альтернативой отечественному Chevrolet Niva? Проверим в деле Great Wall SUV G5

Испокон веку китайцы выращивали рис, употребляли его в пищу и жили в гармонии с собой. Затем они сделали ядерный заряд, и, ощутив волнительную пульсацию конструкторской мысли, пошли дальше. Венцом инженерного прогресса в Поднебесной, без сомнения, стал автомобиль. Многие острословы называют машины Китайской Народной Республики самым настоящим средством массового уничтожения. Так ли это?

Несколько лет назад один из коллегжурналистов демонстрировал фотографии, сделанные им в сборочном цеху одного из китайских автопроизводителей. Признаться, меня бросило в дрожь: на одной из иллюстраций я увидел раму внедорожника, лонжероны которой были сварены — стык в стык! — из трех секций, а ширина шва в некоторых местах достигала сантиметров четырех. Вспомнились слова Евгения Оскаровича Патона: «Из рассматриваемых сварных соединений лучше и надежнее то соединение, в котором нет сварных швов». Ироничному высказыванию академика можно верить: всю жизнь он только и занимался, что улучшал и оптимизировал методы и технологии сварки.

Впрочем, разнообразие фауны китайского автопрома (по слухам, каждый пятый населенный пункт выпускает транспортное средство под оригинальным брендом) не позволяет подходить ко всем производителям с одной меркой. Есть те, что бездумно «срисовывают» конструкцию моделей европейских или японских фирм, совершенно не вникая в функциональную сущность отдельно взятого элемента. Но есть компании, идущие по пути выпуска лицензионных автомобилей, ряд узлов и агрегатов к которым зачастую изготавливают те же ОЕМ-поставщики, что когда-то работали на качество оригинальных машин. К последней, немногочисленной, группе автопроизводителей КНР и относится фирма Great Wall Motor, а ее SUV G5 — герой настоящего материала — представляет собой возрожденную версию Toyota 4Runner образца 1990 года.

Напрасные страхи

При оценке потребительских качеств лицензионных автомобилей всегда следует отталкиваться от того, что машина морально устарела, по этой причине она и была в свое время снята с конвейера компанией-разработчиком. Другое дело, что требования рынка в некоторых его сегментах далеко не всегда базируются на новизне агрегатной части, свежести дизайнерских изысков и актуальности эргономических решений. Если бы, к примеру, Volkswagen надумал выпускать на своем калужском заводе Passat B4 (как это делается в том же Китае), то машина на долгие годы стала бы одним из лидеров российского рынка. Правда, бренды, под которыми выходят восставшие из пепла машины, уступают по «звучности» оригинальным: Great Wall звучит пока еще не так гордо и весомо, как Toyota, но нашему отечественному «оффроудеру» по большому счету все равно, какой на фальшрадиаторной решетке шильдик, лишь бы аппарат грязь мешал как следует.

К слову, коробку передач SUV G5 производит совместное китайскояпонское предприятие Tangshan Aisin Gear, раздаточную коробку — «родной» BorgWarner, системы питания и зажигания — Delphi, воздушный фильтр — Mahle. Цементирует всю эту разношерстную компанию гжельский завод «Электроизолятор», на территории которого и осуществляется крупноузловая сборка Great Wall SUV G5.

Итак, этот автомобиль фактически представляет собой Toyota 4Runner 1990 года. Ясно, что к конструкции почти двадцатилетней давности не следует подходить с меркой требований сегодняшнего дня, тем более конкурентов у «китайца» на российском рынке раз, два и обчелся. И основным, безусловно, является Chevrolet Niva.

Вращать медленно!

Сравнительным анализом цен и опций этих двух машин займемся позже, а пока отметим одно неоспоримое преимущество Niva — наличие межосевого дифференциала. SUV G5 не может похвастать таким механизмом, поскольку на 4Runner трансмиссия multi-mode 4WD с дифференциалом в раздаточной коробке да еще и с возможностью отключения переднего моста появилась только в 1999 году. И «копировать» с нее SUV было бы накладно, да и не логично — «китаец» сразу вылез бы в более дорогой сегмент.

Управлять режимами трансмиссии на SUV G5 куда проще, чем в Niva: водителю нет нужды бороться с «тугим» рычагом раздатки, достаточно лишь выбрать интересующую программу поворотным селектором, размещенным на центральном тоннеле. Помимо режима 2Н, в котором тянут только задние колеса, предусмотрены и два полноприводных: 4H и 4L.

Езда по асфальтированным дорогам со всеми четырьмя подключенными колесами на SUV G5 может кончиться плачевно: из-за рециркуляции мощности рано или поздно в трансмиссии сломается какая-нибудь железяка — не выдержит нагрузки. Поэтому в городе в зимнее время года, а особенно в межсезонье, водителю можно порекомендовать удвоить бдительность и во столько же раз снизить привычную для него «летнюю» скорость движения — не ровен час на каком-нибудь коварном перекрестке или в скоростном повороте задний привод «даст слабину», и тогда крути–не крути рулем, а машину «не поймаешь». Вообще на виражах ее сильно кренит, а в большинстве случаев требуется изрядная корректировка курса. Соль в том, что «заднеприводный» Great Wall и в порожнем состоянии показывает недостаточную поворачиваемость, а с набитым тяжелыми чемоданами багажником, когда передние колеса разгружены, явление это перерастает в настоящее стихийное бедствие.

Другое дело, что SUV G5 совершенно не располагает к динамичной езде и не провоцирует «пилота» на резкие движения. От упора до упора руль оборачивается за 3,8 раза, и водитель, будь он даже высокой квалификации, банально не успеет совершить нужное количество движений.

В тесноте, да не в обиде

Салон SUV G5 по ширине такой же, как и у современной легковушки В-класса. По высоте же водитель выше среднего роста будет ощущать недостаток места — скорее всего упрется головой в полоток, особенно если он под 190 см и выше. Положение осложняется тем, что регулировка «капитанского» сиденья по высоте не предусмотрена — можно лишь изменять угол наклона подушки. Узковаты спинки сидений: в их профиль скорее всего не впишется не только грузный индивид, но и человек плотной комплекции. Зато поджарому водителю сидеть в кресле одно удовольствие — боковые секции спинок обеспечивают хорошую поддержку. Жаль только, что нет поясничного подпора.

Обитателям заднего дивана будет не слишком комфортно: и места для головы и коленей в обрез, и жесткая подвеска чересчур отчетливо передает особенности дорожного рельефа. Дело усугубляется тем, что и подушки и спинки заднего сиденья практически плоские, правда, в базе — два подголовника. Да-да, спинка складывается не в привычном соотношении 60:40, а пополам.

Самым оригинальным изыском, доставшимся Great Wall в наследство от Toyota, является механизм открывания багажной двери. Сначала следует опустить ее стекло — для этого на центральной панели предусмотрена «специальная» клавиша. Затем придется выйти из машины, подойти к корме и, просунув руку в салон, дернуть за рычажок. Система «ниппель», как говорится…

Большинство отделочных материалов не вызывает отторжения, и ткань дверей и пластик центральной панели вполне практичны, а выделке кожи рулевого колеса позавидует иной обладатель современной машины D-класса! Конечно, идеализировать SUV G5 не стоит: и комфорт и эргономика далеки от совершенства, но не будем забывать об основном функциональном назначении машины — уверенно преодолевать бездорожье.

Самым слабым элементом Great Wall с офф-роудных позиций является двигатель, а точнее, его тяговые возможности. Хотя максимум крутящего момента — 190 Нм — приходится на 2400 — 2800 об/мин, этого все же недостаточно для уверенного движения внатяг. Положение спасает понижающая передача в раздатке. Без нее водителю пришлось бы безжалостно жечь сцепление, чтобы преодолеть участок с глубоким мягким верхним слоем грунта.

А вот трансмиссия не подкачала: жесткая связь между мостами — лучшее средство в размокшей после дождя жиже или на снежной целине. Вообще если машину не планируется таскать по трофи-рейдам, то никакой серьезной подготовки для эксплуатации в сельских условиях она не требует. Геометрия днища позволяет играючи перескакивать через кочки, бревна и другие единичные препятствия. Да и глубокая колея Great Wall не помеха.

Рублики-копейки

Понятно, что для потенциального покупателя «вездехода», не слишком отягощенного дензнаками большого достоинства, наряду с возможностями машины на бездорожье большую роль играет функциональное наполнение. За 519 тыс. руб. владелец SUV G5 получит кондиционер, парктроник, электроприводы дверных стекол и зеркал заднего вида, релинги, подогрев передних сидений, «кожаный» руль, колеса 16-го диаметра и даже CD-проигрыватель с радио. Опций для SUV G5 не предусмотрено, только т.н. аксессуары, установка которых не влияет на гарантию, а сами устройства не фигурируют в списках продукции фирмы — изготовителя автомобиля. Выделяется « фаркоп сборный» за 7400 «рэ» — механизм, с позиций слабых тяговых возможностей двигателя SUV G5 практически бесполезный, и мультимедийный центр с навигацией за 15,9 тыс. руб. Это устройство кажется куда более подходящим: машина относительно надежна и местами даже «неубиваема», поэтому наверняка найдется немало желающих поколесить на «китайце» по российским городам и весям.

Отметим, что этот же штатный набор предлагается и в Chevrolet Niva GLS за 459 тыс. руб. Причем «в нагрузку» потребитель получит еще и супермодный очечник на потолочной консоли и куда более широкий перечень аксессуаров.

В результате за «китайскую» Toyota 4Runner нужно выложить на 60 тыс. руб. больше, чем за отечественную, пусть и с «крестиком» Chevrolet, «Ниву». Думается, что японские гены Great Wall SUV G5 в несколько раз перекрывают эту разницу.

Возвращаясь на уровень брендов, обнаруживаем, что Great Wall почти полностью закупорил ниши в секторе бюджетных внедорожников российского рынка. С небольшими отклонениями от цены SUV G5 предлагаются Hover, Sailor и пикап Wingle. Прорвать такой «лицензионный» фронт прочим производителям будет трудновато.

Технические характеристики Great Wall SUV G5
Модификация2.2
ДвигательБензиновый
Рабочий объем, см32237
Расположение/количество цилиндровРядный/4
Мощность, кВт(л.с.) при об/мин 77,2(105) при 4600
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 190 при 2400-2800
Коробка передачМеханическая, 5-ступенчатая
Передаточные числа
    I3,928
    II2,333
    III1,452
    IV 1,000
    V0,851
Задний ход4,743
Главная передача4,220
Передаточные числа в РК1,000/2,480
ПриводПодключаемый полный
Подвеска передняяНезависимая, торсионная
Подвеска задняяЗависимая, пружинная
Тормозные механизмы спередиДисковые вентилируемые
Тормозные механизмы сзадиДисковые
Максимальная скорость, км/ч 140
Время разгона 0–100 км/ч, с Н.д.
Расход топлива город/трасса, л/100 км13,5/9,0
Топливо/емкость топливного бака, лАи-92/74
Тип кузоваУниверсал
Количество дверей/мест5/5
Длина/ширина/высота, мм4560/1780/1820
Колесная база, мм2615
Колея спереди/сзади, мм1515/1520
Дорожный просвет, мм205
Шины спереди/сзади235/75 R 16
Снаряженная масса, кг 1760
Полная масса, кг2135
Объем багажника, лН.д.
Цена От 517 000 руб.

Конкуренты

Chevrolet Niva

Самый серьезный конкурент SUV G5. Машины близки по потребительским качествам (комфорт, управляемость, отделочные материалы), проходимости и мощности мотора. Niva с тем же набором оборудования обойдется дешевле примерно на 60 тыс. руб.

Great Wall Hover

Еще одна лицензионная модель китайского производителя — бывшая Isuzu. Машина обладает лучшими характеристиками в том числе и на бездорожье. Предлагаются два бензиновых более мощных, чем у SUV G5, мотора. Правда, и цена машины больше на 150 тыс. руб.

Tagaz Road Partner

Минусом таганрогской машины является небогатое наполнение, худшие потребительские качества. Но Тagaz ощутимо дешевле (479,9 тыс. руб.), и покупатель может выбрать модификацию с автоматом, что улучшит свойства машины на бездорожье

UAZ Patriot

Главные преимущества «уазика» — цена и проходимость. При покупке нашего вездехода можно сэкономить до 50 тыс. руб., а вот расходы на эксплуатацию будут выше. Минусы: меньшая надежность автомобиля, худшие комфорт, отделочные материалы.

текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО


№9 сентябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты