Формула грунтового триала

Трасса — легче, правила — мягче

За последние пять лет соревнования по джип-триалу прошли непростой путь: несложные грунтовые дороги сменились специально построенными, на бетонных блоках, трассами. Однако это не очень нравится самим спортсменам, которые начали покидать официальные серии, и гонки стали возвращаться на естественный рельеф. В этом году несколько организаторов объединились, чтобы провести серию «Формула триала»

Автомобили для победы на трассах из бетонных блоков и на грунте должны быть разными. Такие примочки, как подъем каждого колеса в отдельности, на крутых откосах практически не нужны — гораздо важнее высокие сцепные свойства шин, малый радиус поворота и низкий центр тяжести. Кроме того, грунтовый триал не «убивает» трансмиссию, что позволяет участвовать в гонках почти стандартным машинам. Поэтому большая часть автомобилей была заявлена в стандартных классах Д-1 и Д-2. Напомним, что в классификации машин джип-триала чем больше номер класса, тем меньше конструкция автомобиля напоминает стандартную. Как правило, в Д-5 выступают прототипы свободной конструкции.

Горы и впадины

Для джип-триала важен перепад высот — ворота, через которые нужно проехать, располагаются в складках рельефа. Чем круче склон, тем сложнее на него взобраться. Кроме крутизны склонов, важно, чтобы передвижения триаломобилей не разрушали их, иначе первый и последний поедут совсем по разным трассам. Смысл триала — в грамотном, без ошибок, прохождении всех ворот, обозначенных вешками, причем в заданном направлении. Лично для меня процесс разметки ворот и установки вешек всегда был похож на шаманский ритуал — ходит по склону человек с рейкой, то тут воткнет ее в грунт, то там. Отойдет, полюбуется, вытащит, передвинет на десяток сантиметров и вновь воткнет. А когда соревнования начнутся, оказывается, что проехать через такие ворота можно только по очень непростой и непредсказуемой траектории — просто «в лоб» это сделать нереально.

На полигоне CAMEX имеется все необходимое для постройки грунтовых трасс — рукотворная гора с крутыми склонами и несколько карьеров со сложным рельефом. В них располагались три секции, работающие одновременно, — участники сами выбирали, где меньше очереди, и должны были проехать их в произвольном порядке.

Состав участников весьма разнороден — от новичков, для которых это соревнование стало первым в жизни, до чемпионов России. Как правило, неофиты участвуют в стандартном классе Д-1, однако и среди опытных участников есть любители стандартных классов.

В классе прототипов Д-5 собираются бывалые спортсмены. Кто-то, например, Юрий Самодуров, представивший купленный за границей автомобиль Dream Spider, заказывает машину у европейских строителей, а кто-то строит трофимобиль сам. Сергей Ананов несколько лет выступает на прототипах собственной постройки, и в целом машина после доводки выходит на конкурентоспособный уровень. Многие приехали тренироваться перед «Евротриалом» в Германию — «Формула триала» оказалась последним соревнованием перед важным событием в жизни этой дисциплины. Не секрет, что, как и в любом виде спорта, для победы важны тренировки. У российской команды «накат» гораздо меньше, чем у ее европейских соперников, — соревнований по триалу к западу от границы России гораздо больше, чем у нас. Если россияне тренируются от силы раз в месяц, то иностранцы имеют возможность каждую неделю сражаться с реальными противниками на различных триальных трассах.

Машины бывают разные

Один из самых харизматичных участников джип-триала, Андрей Егоров, традиционно выступает на видавшей виды «Ниве». Автомобильчик подвергается постоянному ребильдингу, однако он с трудом может соперничать с моделями иностранного производства — спасает в основном мастерство пилота. На трассе машина передвигалась с незакрывающимися дверями — их держал руками штурман.

Сергей Щетинин пытался преодолеть сложные ворота через трофический участок — топкую глину. Это ему не удалось — вытаскивать Mercedes из глубокой ямы пришлось тракторуэвакуатору.

Любимица публики — оранжевая «Тигра» Владимира и Родиона Казаков из Твери — также всегда привлекает внимание болельщиков благодаря характерной раскраске машины и гордо торчащему «трубой» тигриному хвосту. Кстати, болельщиков было достаточно — кроме тверских и московских любителей триала, команду поддержки привезли спортсмены из Ярославля.

Традиционный для соревнований CAMEX комментатор непрерывно рассказывал о ходе гонки — в ее правилах есть немало тонкостей, подчас не понятных болельщикам. Например, штрафуется задний ход, есть отличия между попыткой штурма ворот и их взятием — разница в количестве штрафных очков. Уже несколько лет в нашей стране соревнования проходят по так называемым европейским правилам, отличающимся от тех, по которым раньше гонялись в России. Новые правила проще и нагляднее.

А между заездами участники отдыхали в кафе — инфраструктура мероприятия развивается, можно поесть, попробовать холодные напитки и посидеть в теньке, наблюдая за выступлениями соперников.

Уже два прошедших этапа — первый в Вязниках и второй в Твери — показали, что новая серия привлекает большое число и спортсменов, и болельщиков. Ведь если понятен ход гонки, есть на что посмотреть и соревнование проходит недалеко от города, то и зрителей приезжает немало. Без них гонщикам, как и артистам, выступать грустно и неинтересно.

«Формуле триала» — быть!

Джип-триал как дисциплина автоспорта с появлением новой серии обрел «второе дыхание». Теперь есть надежда, что, как это было пять — семь лет назад, на соревнования будут приезжать многие десятки машин участников и тысячи болельщиков, ведь триал — один из самых зрелищных видов автомобильного спорта.

Сезон «Формулы триала» не закончен — впереди нас ждут еще три этапа. Как и на первых двух, надеемся, что на каждом из них появятся новые лица, которые со временем, наверное, начнут пробовать свои силы в официальных сериях.

Победители
Д-1
1-е место — Сергей Щетинин (Москва)
Д-2
1-е место — Владимир Казак (Тверь)
Д-4
1-е место — Кирилл Волоцкой-Глинский (Москва)
Д-5
1-е место — Алексей Луцкий (Москва)

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты