Новый вид спорта

В нашей стране прошло первое орнитологическое ралли

Рано или поздно большинство любителей офф-роуда начинает осознавать, что возиться в грязи исключительно ради «рубилова» неинтересно. Причиной этого «открытия» зачастую становится то, что участие в соревнованиях перестает дарить новизну ощущений. И тут начинаются поиски офф-роуд смысла. Отсюда и GPS-охота за виртуальными кладами, внедорожное краеведение, повторение знаменитых в прошлом маршрутов и тому подобная «культурная навигация». А совсем недавно появился еще один способ приложения нерастраченных сил: в середине сентября в России прошло первое «орнитологическое» ралли!

Вы когда-нибудь замечали, что в лесу помимо грязи, джиперов и комаров водится множество самых разных других существ? Бегающих, ползающих, летающих... Если «да», то вы очень наблюдательный человек. Сколько раз на моей памяти, рассматривая съемку после очередной внедорожной вылазки, ее непосредственные участники недоумевали: «А это где? Неужели я там был? Странно, совершенно не помню…» И ладно, если бы речь шла только о большом спорте с его извечной гонкой на секундомер. Но ведь такие разговоры заходят и после клубных выездов! Возможно, это профессиональное, но мне каждый раз обидно за тех, кто в пылу борьбы с тросом не увидел сочной красоты осеннего болота, не заметил, как в воде всякий раз по-разному отражается небо, и пропустил мимо сознания журавлиный клин. В общем, когда в московском клубе спортивных орнитологов «Птицы и люди» выдвинули идею провести тематическое автомобильное соревнование и спросили, каково мое мнение, я сразу же поддержал мысль. Задача – не просто проехать, а проехать, увидеть и сфотографировать.

О спорте

Спортивная орнитология, или бёрдинг (англ. birding, от bird – птица) не входит ни в одну олимпийскую программу (как, впрочем, и автогонки). Но при этом она весьма популярна среди любителей природы, путешествий и приключений по всему миру. Суть соревнования сводится к тому, чтобы на определенной территории за отведенное время найти и запечатлеть как можно большее число видов птиц. И не просто запечатлеть, а еще и определить. Как и на трофи, грань между участниками и зрителями тут весьма условна, а сами соревнования по большей части проходят в стороне от цивилизации.

До сих пор в нашей стране состязания орнитологов проводились только в пешем, наиболее простом с точки зрения организации, формате. И это при том, что в Европе и США, где бёрдингом увлекаются гораздо больше и дольше, регулярно устраивают не только автомобильные турниры, но и даже регаты! Кстати, правила различных бёрдинг-ралли с «гоночной» точки зрения порой различаются довольно сильно. А потому организаторы «Полета» не стали загонять себя в рамки подстрочных переводов и сделали гонку так, как им это казалось лучше в наших условиях.

Время и место первых в России автомобильных орнитологических соревнований были выбраны не случайно. В середине сентября в лесах, на болотах и лугах Мещёры откармливаются перед дальним перелетом на юг самые разные птицы средней полосы. Тут же делают промежуточную остановку северные гости, уже начавшие свой путь в дальние края. Да и те пернатые, что прилетают из Арктики на зимовку к нам, тоже подтягиваются. В общем, это лишь на первый взгляд кажется, что осенью птиц в лесах мало. Просто их не так слышно, как весной.

И вот еще заблуждение. Некоторые считают, что спортивная орнитология – занятие исключительно для профессиональных фотографов с супердлиннофокусной оптикой. Для видового определения птицы обычно бывает достаточно даже «мыльницы» с умеренным «зумом». Скажу больше: для «зачетных» кадров не слишком важны композиция и резкость (лишь бы жюри, состоящее из профессиональных орнитологов, смогло понять, кто на снимке изображен). То есть фактическое влияние оптики на спортивный результат в бёрдинге куда меньше, чем может показаться. Не более, чем мощности двигателя в трофи… Другое дело, что любому взявшему в руки фотоаппарат сразу хочется снять шедевр. Но и тут одно лишь наличие профессиональной техники еще ничего не гарантирует. В общем, по оптике решено было никого ни в чем не ограничивать – ни «сверху», ни «снизу». Мало того, для большей демократичности в зачет решено было принимать не только фото, но и видео.

О маршруте

Изначально организаторы рассчитывали сложность маршрута пусть на стандартные, но все же внедорожники. Но жизнь внесла коррективы: идея бёрдингралли оказалась близка не только полноприводным орнитологам, но и «легковым» любителям природы. Как следствие в адрес оргкомитета посыпались просьбы «не игнорировать маленьких». И «маленьким» решено было пойти навстречу. Что, в общем-то, и правильно, поскольку в отличие от трофи идея преодоления бездорожья в данном случае все-таки вторична, а «первым делом – самолеты» (то есть птицы). Выход был найден простой и изящный. Так как изначальный грунтовый маршрут общей протяженностью 300 км местами выходил на асфальт, то на этих пересечениях грунтовок и шоссе были выставлены обязательные КП. В остальном же путь для всех участников был свободен. Кратчайший (и наииболее интересный с точки зрения орнитологии) пролегал лесами и полями, а более простой огибал «засадные» места по твердым дорогам. При этом, чтобы поддерживать необходимый темп продвижения по длинной трассе, время работы каждого КП было ограничено. Не успел отметиться – получай штраф.

Старт полуторадневной гонке за «птицей удачи» был дан ранним субботним утром на рыборазводных прудах под Егорьевском (это место известно огромной колонией серых цапель и обилием других птиц). А поскольку самое лучшее время для наблюдения птиц – вскоре после восхода солнца, то брифинг начался прямо с рассветом. После команды «Старт!» увешанные биноклями и фотоаппаратами участники побежали в сторону… берега. И то правда: зачем куда-то ехать, когда тут и без того полным-полно всякой летучей живности?! Над водой тучами носились ласточки и разнокалиберные чайки; маскируясь тростником, по колено в воде стояли цапли, по сырой вязкой отмели суетливо бродили кулики, где-то на верхушках переговаривались два ворона, а тем временем в небе появились силуэты крупных хищников.

Причем это были даже не обычные в здешних местах канюки, а намного более редкие птицы… Честно говоря, я даже не верил, что под Москвой можно встретить скопу и орлана-белохвоста! В общем, вопреки скептикам, утверждавшим, что из-за холодной и дождливой погоды птицы попрячутся и гонка не состоится, уже с первых минут соревнования стало ясно, что фотоохота удалась. Одно плохо – погода действительно выдалась самая что ни на есть несъемочная. Хорошо еще хоть дождь, непрерывно «готовивший трассу» на протяжении нескольких суток перед соревнованиями, прекратился за час до старта.

Тем временем секундомер гонки продолжал тикать. И вот уже первые экипажи, поглядывая на часы, вернулись к автомобилям и рванули в сторону первого КП. Заметив «пропажу» соперников, вдогонку бросились и остальные. Как и предполагалось, внедорожники (среди участников ралли этот тип автомобилей превалировал) отправились по грунту, а легковые – по асфальту. Но при этом в моноприводном классе нашелся один отчаянный экипаж, пустившийся покорять офф-роуд, – трое опытных орнитологов на ВАЗ-2104. Это был мужественный поступок. Особенно если учесть, что от непрерывных дождей многие некогда легко проезжие места превратились в коварные «засады». И если во время разведки трассы большая часть грунтового маршрута при некотором навыке была без проблем преодолима на моноприводной машине, то теперь эта задача стала невыполнимой. В общем, несмотря на все мастерство пилота, внушительную часть пути штурман и фотограф «моноприводного вездехода» проделали пешком, помогая «четверке» пробираться по размокшим лесным дорожкам. Впрочем, наиболее эффективным способом преодоления труднопроходимых мест для этой команды стала помощь полноприводных участников. Лишь после второго КП наши «легковые» герои офф-роуда окончательно поняли, что «планка» высоковата, и переключили GPS-навигатор на асфальтовый маршрут.

О сложности

Надо сказать, отдельные места трассы оказались сложны и для внедорожников. Особенно трудно пришлось экипажам, допустившим ошибки в навигации. Хотя маршрут планировался как ралли-рейдовый, иные участники вдруг обнаруживали себя в качестве действующих лиц самого настоящего трофи. А ведь еще надо успевать смотреть вокруг и фотографировать! Темп гонки сильно снизился, и судьи, опасаясь того, что ни один экипаж не уложится в график, приняли решение продлить время работы всех КП. Это тем более было необходимо, что формат автомобильной фотоохоты оказался не так прост, как представлялось. Позже многие участники рассказывали, что столько, как на бёрдингралли, дел одновременно им еще не приходилось делать.

Судите сами: вести машину, следить за навигацией, рассчитывать время движения до следующего КП, проводить автомобиль через «засады», вытаскивать себя и других из вязкой грязи, наблюдать за небом, держать в голове образы птиц, чьи сородичи уже были запечатлены, и возможные места обитания птиц тех видов, которые еще не попали в кадр, очень быстро фотографировать, листать определитель, быстро же устанавливать и записывать названия видов, а также номера кадров… И все это многообразие задач надо было как-то распределить между пилотом и штурманом! Тем, у кого в экипаже ехал третий человек, было немного проще. Но все же количеством качества не заменить: умение определять «что-то пролетевшее» с ходу без умной книжки и знание птичьих повадок существенно упрощали жизнь.

Выйдя из сырых лесов Подмосковной Мещёры, трасса сделала петлю по краю Великих озер (позволив еще раз полюбоваться на водоплавающих птиц и попрактиковаться в навигации на плотной сетке тропинок), а затем вновь нырнула в сосняки уже на рязанской стороне и пошла дальше на юго-восток правым берегом Пры. Здесь в объективы спортсменов стала то и дело попадать боровая дичь, однако снять того же глухаря, летящего через сосновый «частокол», оказалось делом почти невероятным. Вечером в промежуточном лагере многие азартно жаловались: «Стольких птиц пропустили! Вроде бы видишь ее, но как снять – непонятно. Или не видно, или не успеваешь…» Другие же, поймавшие удачный кадр, напротив, ужасно гордились «трофеями».

О журавлях

Утро второго дня гонки принесло обилие фотографических удач. Сначала прямо над лагерем возникла стая канюков. Оказывается, эти хищники – тоже перелетные и теперь собираются вместе перед отлетом на юг. А в середине первого спецучастка, когда широкая песчаная волнистая дорога с огромными лужами, идущая вдоль Окского заповедника, вывела из леса на опушку, взорам участников предстало поле, где кормилась по меньшей мере полуторатысячная стая журавлей. Нет, правда, столько этих птиц одновременно я еще никогда не видел. При этом вся светло-серая масса, похожая в бинокль на гигантский курятник, шевелилась и курлыкала. Птицы сосредоточенно что-то клевали, иногда поднимая голову и оглядываясь.

Мы попытались подобраться ближе, но сторожевые журавли были начеку. Когда двуногие с фотоаппаратами оказались слишком близко, вся стая неохотно легла на крыло, покружилась небольшими группами и перелетела на соседнее поле. Фантастическое зрелище! Завороженные их воздушными пируэтами, мы просто стояли и смотрели в небо, забыв о времени, секундомере и регламенте. Кто-то из участников восхищенно воскликнул: «Так вот ты какой, полет белого журавля!» Но более опытные бёрдеры его поправили: в воздухе были не белые, а серые журавли – обычные в нашей средней полосе, но все равно достаточно редкие и осторожные птицы. Впрочем, каких-то других журавлей здесь в принципе быть не может – представители остальных видов водятся восточнее и в наши края не попадают даже на пролете. Так что маршрут ралли несмотря на название с маршрутом стерхов не совпал. Дело в том, что первая в России орнитологическая гонка просто была посвящена охране белого сибирского журавля. Еще один повод обратить внимание на проблему сохранения этих редких и прекрасных птиц, которым для продолжения существования на Земле нужна помощь человека.

И все же без непосредственных «виновников торжества» не обошлось. Стерхи встречали раллистов-орнитологов на финише, в Окском заповеднике. Здесь уже много лет существует питомник, в котором разводят стерхов для того, чтобы по специальной методике, позволяющей им адаптироваться к вольной жизни, выпускать их в природу. Вообще же на «ферме» живут и размножаются представители всех семи видов журавлей, обитающих на территории России. Но, увы, в естественной среде большинство этих птиц находится под угрозой исчезновения.

А самым сильным впечатлением от журавлиного питомника стали даже не взрослые птицы, а ручные журавлята, в вольер к которым запустили как «раллистов», так и приглашенную по такому случаю журналистскую братию. Пернатые очень быстро нашли с двуногими общий язык, тем более что последние принесли им вкусностей. Любопытные птицы брали из рук рубленую мойву, а потом совсем осмелели и стали исследовать клювами все, что блестит – часы, пуговицы, объективы…

P.S. Вы спросите, какое отношение все это имеет к офф-роуду и спорту? Прямое и очень простое. Прежде всего подобное мероприятие заставляет задуматься о том, что на нашей планете человек – не единственное живое существо. А отсюда уже недалеко и до мыссли, что людям очень важно научиться жить в гармонии с природой. В особенности это касается тех, кто является владельцем полноприводных машин и часто выбирается на бездорожье.


текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Ирина КОРОЛЕВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты