2700 километров по Западной Австралии

Australasian Safari Rally 2008

Двадцать первый по счету ралли-рейд Australasian Safari проходил на западе континента. И это обещало восьмидесяти его участникам (на старт гонки вышли спортсмены на мотоциклах, ATV и внедорожниках) интереснейший маршрут, который держался в секрете, хотя все знали, что предстоит покорять пустынную местность между Калгорли и Пертом. Таким образом участников ждали сложнейшая трасса, высокие скорости и бескомпромиссная борьба. В общем, все те составляющие, наличие которых и позволило Australasian Safari с полным правом называться австралийским ответом «Дакару».

В организационном смысле Australasian Safari устроено так же, как и другие авторалли. Спортсмены уходят на спецучастки с заданным интервалом и ведут борьбу не столько с соперниками, сколько с секундомером. Отсчет времени ведется с момента старта на СУ до пересечения линии финиша. Показанные на отдельных СУ результаты суммируются, и спортсмен, у которого в конце гонки сумма времени окажется наименьшей, становится победителем. Зачетные спецучастки перемежаются с дорожными секциями (льязонами). Причем в режиме льязона гонщики не только добираются до старта и до ночевки после финиша, но и пересекают встретившиеся на маршруте города и поселки.

Самое тяжелое австралийское…

Маршрут Australasian Safari захватывает огромную территорию, и, естественно, значительная доля этих земель находится в частной собственности. По словам директора гонки Джастина Ханта, Safari традиционно пользуется поддержкой у владеющих землей австралийских фермеров, и это позволяет из года в год прокладывать интересный маршрут. Более того, как сказал то же Хант, «любой из гонщиков Australasian Safari может быть уверен, что участвует в самом тяжелом автоспортивном мероприятии из числа проходящих на австралийской земле».

А теперь буквально пару слов о бытовой составляющей этого мероприятия. Как вы уже поняли, это семидневное соревнование проходит в исключительно отдаленных и пустынных местах. Так вот, чтобы упростить размещение участников соревнования, организаторы «привязали» все промежуточные бивуаки к небольшим городкам (Сендстоун, Меекатарра, Джеральдтон и др.). Но если гонщикам, как правило, удается урвать несколько часов сна, то механикам это удовольствие малодоступно: преодолев фактически ту же дистанцию, что и непосредственные участники гонки, они вместо сна заправляют, отлаживают и чинят... При этом именно от качества и оперативности их работы во многом зависит победа или поражение спортивной команды в целом. Это тем более актуально, что пройти маршрут уровня Australasian Safari без единой поломки практически невозможно. Опыт подсказывает, что и с автомобилями, и с мотоциклами может случиться любая из принципиально возможных неисправностей.

К счастью, регламент соревнования рассчитан на то, чтобы сохранить в гонке как можно большее число участников, и выбывший на отдельном СУ экипаж может присоединиться к соревнованию на следующий день. Естественно, это практически выбивает его из группы претендентов на победу, что зачастую не так уж важно. Ведь далеко не для всех призовые места являются главной целью в подобном мероприятии. Подавляющее большинство любителей выходит на старт под лозунгом «главное – не победа, а участие». Для них победой является уже сам факт финиша в Перте и преодоление всего семидневного маршрута. Причем такие участники составляют на Australasian Safari подавляющее большинство.

Претенденты

Итак, Australasian Safari вновь вернулось в аутбэк, чтобы во второй раз пройти по земле Западной Австралии. После общего старта гонщикам предстояло преодолеть 2675 км сложнейших спецучастков, а общая протяженность маршрута до финиша в Перте составила 4400 км.

С самого начала фаворитом автомобильного зачета считался девятикратный победитель Australasian Safari Джон Хедерикс. В этом году он выступал за команду PWR Holden Racing, и главным оружием в его борьбе за десятое «золото» стал новый Holden Colorado. Впрочем, по сути эта машина представляла собой основательно перестроенный Rodeo, на котором Хедерикс завоевал победу в прошлом году. Но как бы то ни было, а Джон планировал возглавить гонку непосредственно со старта. «В прошлом году у меня был отлично подготовленный автомобиль, а сейчас мы сделали его еще лучше», – сказал он перед началом соревнований.

Но не стоило забывать и о других претендентах на победу. Ведь и Рег Оуэн ( Nissan Patrol), получивший в прошлом году серебряную награду, и Джеофф Ольхольм ( Mitsubishi Pajero), финишировавший на прошлогоднем Safari четвертым, также вышли на старт с твердым намерением улучшить свои результаты, а ведь ими список претендентов на подиум не заканчивался. Помимо упомянутых выше пилотов высокие шансы на победу были у ветерана Australasian Safari Брюса Гарленда, выступающего на Isuzu D-Max (см.: «Два пикапа». С. 62). Кстати, этот автомобиль Гарленд подготовил для «Дакара», и участие в австралийской гонке было для него «генеральной репетицией» перед главным ралли-рейдом планеты.

Но то все австралийцы. А между тем побороться с аутбэком прибыло и довольно большое количество гонщиков из-за рубежа. Самым именитым из них, безусловно, был неоднократный участник «Дакара» Пол Грин из Великобритании. Он привез с собой прототип под названием Desert Warrior («воин пустыни»), а опыт участия в крупнейших международных ралли-рейдах давал ему существенные преимущества. Также неплохих результатов можно было ожидать от шведского экипажа в составе пилота Пелле Валлентейма и штурмана Олле Олсона. Естественно, стоило последить и за выступлением известного кольцевого гонщика Тони Квинна. Единственное, что реально могло помешать этому действительно талантливому пилоту, так это отсутствие опыта участия именно во внедорожных ралли.

Что же касается мотозачета, то борьба там обещала быть еще более острой. Об этом говорил тот факт, что на соревнование заявились все гонщики, имена которых заняли год назад шесть первых строк итогового протокола (включая прошлогоднего чемпиона Бена Грэбхема). Что же касается его главного конкурента Джейкоба Смита, то он, оправившись после полученных в прошлом году переломов ноги и ключицы, тоже рассчитывал подняться на высшую ступеньку пьедестала.

А вот три мотогонщика, прибывшие в Австралию из-за океана, а именно швейцарец Марсель Петриг, швед Михаэль Берглунг и японец Ясуюки Оно, были своего рода темными лошадками. Но при этом нужно понимать, что им помимо всего прочего пришлось привыкать к местным условиям, к необходимости сражаться не только с трассой и мотоциклом, но и с невыносимой жарой и вездесущей пылью австралийского аутбэка.

Но все же самый большой интерес у австралийских масс-медиа вызвало участие в гонке знаменитого австралийского футболиста Тони Локетта (играл за команды «Сент-Килда» и «Сидней Свонз» и забил за свою карьеру больше любого из игроков Австралийской футбольной лиги). Попробовать свои силы в мотогонках он решил относительно недавно, и, конечно, никто не ожидал, что Локетт сумеет завоевать призовое место (для отставного футболиста главной целью было довести мотоцикл Honda CRF450X до финиша в Перте). Но сам факт его участия приковал к соревнованию внимание не только автомобильных и внедорожных, но и общеспортивных австралийских изданий и телеканалов.

Прогнозы и реалии

Шел уже третий день гонки. В мотозачете события развивались примерно так, как и ожидали специалисты. На изобилующем камнями СУ «Сендстоун – Меекатарра» (его протяженность составила 413 км) накопленное Беном Грэбхемом преимущество несколько уменьшилось, но он все еще опережал Джейкоба Смита на 20 минут. На третьем месте (и это было, пожалуй, единственным сюрпризом) шел новичок Australasian Safari Род Фэгготтер из Квинсленда, но на последнем (160-километровом) отрезке он потерпел аварию и был доставлен в больницу. Это серьезно повысило шансы братьев лидирующих гонщиков, Дамиана Грэбхема и Тодда Смита, шедших на четвертом и пятом местах. При этом легенда австралийского футбола Тони Локетт стал потихоньку подниматься с самого низа таблицы результатов и к этому моменту занимал уже тридцатую позицию.

А вот борьба в зачете внедорожников преподнесла немало сюрпризов. Вопреки прогнозам лидерство захватил Стив Райли, выступавший на Mitsubishi Pajero и опережавший Рега Оуэна, который опять шел вторым, уже на 13 минут. Однако это преимущество было очень непрочным (мотор болида Райли начал понемногу терять масло). Тем временем на третью позицию вышел шведский экипаж Пелле Валлентейма и Олле Олсона, сумевший обойти многих спортсменов, изначально считавшихся фаворитами. В зачетной группе у квадроциклистов также лидировали гости: на первой строчке протокола уверенно держался южноафриканец Викус Вандевентер на своем Yamaha Raptor.

Но главные испытания были еще впереди. На следующий день участникам предстояло стартовать в Меекатарре и, описав огромную петлю через Малую Песчаную пустыню и скалы хребта Карнаворн, вернуться к началу спецучастка. Протяженность СУ этого дня превышала 600 км!

Как и ожидалось, пустынные трассы и горные серпантины серьезно обострили борьбу в мотозачете. Нет, Бен Грэбхем сумел удержать лидерство, а вот для выступавших на Yamaha братьев Джейкоба и Тодда Смитов этот день стал несчастливым: из-за механических проблем они вынуждены были сойти. Спецучастки четвертого дня гонки вообще оказались жестоки к мотоциклистам: например, Шэйн Динер столкнулся в облаке пыли с кенгуру (обычное дело здесь, в Австралии). В результате гонщик упал и сломал ногу. Серьезные изменения произошли и в лидирующей группе в зачете внедорожников. После тринадцатого из двадцати четырех СУ Стив Райли продолжил занимать первое место, но на вторую позицию вышел Дес Харрингтон, выступающий на Nissan Patrol, а на третью – опытный Брюс Гарленд на Isuzu D-Max.

Спецучастки пятого дня, расположенные к северо-западу от Меекатарры в направлении горы Магнит, не принесли изменений в лидирующей группе автомобильного зачета: Стив Райли сохранил лидирующую позицию, Дес Харрингтон отставал от него на 17 минут, опережая идущего третьим Брюса Гарленда на пятнадцать. Впрочем, машина Стива на финише выглядела просто ужасно, а последний СУ он прошел с отказавшим гидроусилителем руля. А тем временем между мотогонщиками продолжалась отчаянная борьба. Род Фэгготтер не только сумел вернуть себе второе место, но и показал лучшее время на трех СУ (всего в этот день их было четыре), сократив таким образом отставание от продолжавшего лидировать Бена Грэбхема до 18 минут.

И все же самые драматические события произошли в стане квадроциклистов. Южноафриканец Викус Вандевентер, столь уверенно доминировавший в течение первых двух третей дистанции, разбился на СУ-19, получив тяжелый перелом ноги. Можно представить всю меру его отчаяния, ведь преимущество над ближайшим преследователем, австралийцем Джоном Марагозидисом, к этому моменту достигло полутора часов! Но и Джону, опережавшему Даррела Найта почти на три часа, было рано праздновать победу – впереди оставалось еще два сложнейших гоночных дня, и могло произойти все что угодно.

Итоги, победители, цифры…

На пятый день гонки начались дожди, перешедшие к шестому в настоящие ливни. В результате грунтовые дорожки аутбэка превратились в грязевое месиво. Между тем гонщики, выступавшие на дизельных Isuzu, читали прогноз погоды с надеждой, ведь в таких условиях они могли получить серьезное преимущество. Но упованиям не суждено было сбыться: организаторы просто отменили спецучастки, расположенные между Джеральдтоном и столицей Западной Австралии Пертом. В результате верхние строки итогового протокола выглядели точно так же, как в таблице, вывешенной двумя днями ранее в лагере около горы Магнит.

В автомобильном зачете «золото» досталось Стиву Райли и Джону Доблу на Mitsubishi Pajero. Дес Харрингтон и Сью Маккриди на Nissan Patrol были вторыми, а на третью ступень пьедестала поднялись Брюс Гарленд и Гарри Сузуки ( Isuzu DMах). В мотодивизионе «золото» и «бронза» достались братьям Бену и Дамиану Грэбхемам, выступавшим на Honda CRF 450X, а второе место отстоял Род Фэгготтер (Yamaha WR 450 F). Наконец, в самом малочисленном зачете ATV первое и второе места достались Джону Марагозидису (Polaris Outlaw IRS) и Даррелу Найту (CAN AM Renegade 800X). И под занавес – несколько достаточно любопытных цифр. Быстрее всех по трассе двигались мотоциклисты: на преодоление почти 2400 км лучшему из них понадобилось 23 часа 39 минут. Внедорожники были чуть медлительней (25 часов 37 минут). Ну а самыми неторопливыми на трассах Australasian Safari 2008 оказались квадроциклы: минимальное время составило 31 час 42 минуты.

Australasian Safari Rally 2008
МестоЭкипажМарка ТСВремя
Автозачет
1РАЙЛИ Стив / ДОБЛ Джон Mitsubishi Pajero25:37'33''
2ХАРРИНГТОН Дес / МАККРИДИ Сью Nissan Patrol25:55'53''
3ГАРЛЕНД Брюс / СУЗУКИ Гарри Isuzu D-Max26:08'36''
Мотозачет
1ГРЭБХЕМ БенHonda CRF 450X23:39'28''
2ФЭГГОТТЕР РодYamaha WR 450F24:01'13''
3ГРЭБХЕМ ДамианHonda CRF450X 24:08'47''
ATV
1МАРАГОЗИДИС ДжонPolaris Outlaw IRS31:42'23''
2НАЙТ ДаррелCAN AM Renegade 800X33:27'28''
3СМИТ ПолCAN AM Renegade X38:49'46''


текст: Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN)
фото: Фред КРИГСМАН
Xtreme Adventure
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты