Геометрия стиля

Наш обозреватель Денис Орлов – с Парижского автосалона

Живи стильно! Этот девиз в разных вариациях повторяют с экранов телевизоров, мы встречаем его на страницах журналов и уличных рекламных щитах. Сегодня стиль выходит на первый план, и таким образом суть и содержание отодвигаются на второй. И, стало быть, стильно оформленный автомобиль теперь имеет гораздо больше шансов на рынке, чем модель с более скромной внешностью и репутацией трудяги. В этом смысле особенно удивительным является тот факт, что на французском рынке все еще пользуется спросом Lada 4x4 (старая добрая « Нива»). Ну а в целом хочется отметить, что очередной Парижский салон дал немало поводов поразмыслить о том, в какой мере внешний облик нового автомобиля определяет его будущий коммерческий успех. То есть сегодня наш разговор пойдет о… вездеходах подлинных и мнимых.

Франция встретила 110-летие Парижского автосалона грандиозным падением интереса к автомобилю как таковому. Например, в 2007 году интересующее нас производство снизилось по сравнению с результатами 2006 года на впечатляющие 4,8%. Это даже больше, чем у американцев с их перманентным кризисом (-4,5%). Примечательно еще и то, что из крупнейших автомобильных держав только эти две страны закончили 2007-й фактически с сокращением выпуска четырехколесной продукции. Итак, результат французов – 3 015 854 автомобиля. А теперь попробуем разобраться в том, что же происходит. Но для начала нужно отметить, что французская автомобильная индустрия практически не выпускает моделей наиболее «проблемных» по современным меркам сегментов – полноценных внедорожников и больших пикапов. К тому же «большая французская тройка» удивительно быстро сориентировалась и оперативно освоила, пусть и не без посторонней помощи, производство кроссоверов. Выходит, уважаемая организация OICA противоречит сама себе, фиксируя рост производства групп Renault- Nissan и PSA Peugeot-Citroen и одновременно выводя «красные» цифры по Франции в целом. Впрочем, все это не отразилось на настроениях, царивших на старейшей автомобильной выставке мира.

Хотя и тут при желании можно было бы отыскать тревожные симптомы. Например, ни в один из дней прессы на салон не приехал Николя Саркози. С другой стороны, ну и что? Скорее всего президент Франции посетил выставку в один из обычных дней, чтобы чувствовать себя ближе к избирателям, а не к тысячам разомлевших от дармовых фуршетов иностранных журналистов. В этот раз не оказалось на салоне и ставшей уже традиционной военной экспозиции. Возможно, и за этим нет никакой драмы. Просто площади Экспоцентра у Версальских ворот ограничены, и Armee de Terre (сухопутным войскам) отказали в пользу коммерческого использования площадки.

Словом, в этом году Парижский автосалон блистал, как всегда. И внедорожников на нем ничуть не убавилось по сравнению с теми временами, когда этот тип автомобиля еще не был подвергнут остракизму. Во Францию привезли даже Hummer H2 в удлиненной версии пикап. Вот только вопрос: кому он в Париже нужен-то? Впрочем, произнося слово «внедорожник», мы должны понимать, что почвы во Франции по большей части каменистые, а климат довольно-таки мягкий. И как следствие там, где русскому, канадцу или шотландцу потребуются тяговое усилие четырех колес, демультипликатор и лебедка, француз обойдется геометрической проходимостью и соответствующим… стилем.

Поэтому «в зачет» условно принимаются и машины с одной парой ведущих колес, но достаточно легкие, чтобы пройти сложный участок ходом. Хотя человеку, сталкивавшемуся с настоящим бездорожьем, кажется смешным, когда реклама начинает расхваливать вездеходные свойства кроссоверов. Ведь по большому счету они уступают в проходимости и внедорожникам, и французским «имитаторам». Ну и, наконец, легковые модели «под внедорожники». Всякие там накладки, бамперы из стойкого к царапинам пластика, увеличенный клиренс. А теперь о том же самом, но более подробно…

BMW X1 Concept

Компания BMW AG так стремительно организовала релиз своего перспективного кроссовера X1, что забыла подготовить пресс-релиз. Только на второй день выставки журналистам начали раздавать наспех распечатанный на «слепеньком» принтере текст. А фотографий в пресс-дни никто так и не дождался. Более того, события разворачивались настолько быстро, что и некоторые сотрудники отдела компании по связям с общественностью оказались, как говорится, «не в курсе». Меж тем, по заявлению доктора Клауса Дрэгера, отвечающего в совете директоров за разработку, младший в семействе баварских Sport Activity Vehicle автомобиль поступит в продажу уже в начале следующего года. А это значит, что с нами опять «сыграли в подкидного». «Икс-первый» преподнесли нам как концепткар, но таковым он на самом деле не является. Хотя бы потому, что за полгода автомобили не рождаются. Серийная машина уже готова и ждет удобного момента для дебюта. Выпустив с 1999 года свыше 1,2 млн кроссоверов серии Х, компания BMW AG сегодня рассчитывает закрепиться в сегменте рынка, называемом «премиум-компакт». Это, так сказать, «параллельная сегментация», постепенно начинающая оттеснять прежнюю, где машины подразделяются по физическим параметрам: массе и габаритам. «Фишка» в том, что в одной группе могут оказаться совершенно разные типы автомобилей при условии, что все они нацелены на определенную покупательскую аудиторию. А теперь собственно об автомобиле: длина BMW Concept X1 – 4457 мм (то есть он на 108 мм короче X3). Впрочем, этот параметр, возможно, и изменится (например, если установят иные бамперы), но база 2760 мм скорее всего будет и у серийного кроссовера. Вот, собственно, и все: увы, «геометрия» – это единственное, что фирма сообщила о новинке.

Lantana 644T

Интерес к прогулочным багги вновь набирает силу. «Вновь» – потому что в конце 60-х и в начале 70-х годов прошлого века мода на так называемые beach-buggy из Америки докатилась до Европы. В прежние времена донором агрегатов для багги служил Volkswagen Beetle («жук»). Ужесточившиеся требования к безопасности и удорожание комплектующих на долгое время охладили пыл баггистов. Теперь же, оказывается, стало выгодно выпускать эти примитивные машинки в Китае и привозить в Европу. Так поступает, например, компания RBE Importation «RouteBuggy». Директор и основной вдохновитель проекта Фил Гресуорд рассказал, что производство его багги Lantana 644T развернуто на шанхайском заводе Lingai Engine, выпускающем по миллиону водяных насосов в год. Теперь там организован цех, где 35 сотрудников занимаются еще и выпуском автомобилей. На машину устанавливается известный 644-кубовый 28-сильный мотор (лицензия Mitsubishi), позволяющий ей разгоняться до 95 км/ч. В 2009 году компания намерена изготовить 350–450 машин (зависит от спроса). С апреля нынешнего года, когда фирма впервые заявила о себе во Франции, уже удалось продать 130 багги.

Kiff

Импортер China Automobile France прокрался на родину европейского автомобиля по-китайски бесцеремонно, заимствуя приглянувшиеся идеи западных производителей. И дебютировавшее на Парижском автосалоне багги Kiff – отличное тому подтверждение. Да-да: Kiff – это вылитый концепт-кар Jeep Hurricane, показанный несколько лет назад! Только не с четырьмя управляемыми колесами и двумя моторами. И размеры значительно меньше: длина – 3130, ширина – 1575, высота – 1565 мм. Машина адресована молодежи, и тут легендарный облик, безусловно, сыграет свою роль. Выпускает Kiff шанхайская фирма Xingyue Power Machinery Co Ltd. Багги оснащен двигателем от малолитражки Chery (812 «кубиков», 3 цилиндра, 52 л.с.), работающим в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Силовой агрегат расположен поперечно позади двухместного салона. Багги весит всего 530 кг, отсюда – вполне приемлемая динамика. Правда, в пресс-досье сообщается о скорости 85 км/ч, а в рекламной листовке – 90 км/ч. В Европе Kiff омологирован как легкий квадроцикл. Импортер просит за него 10 000 евро. Интересная деталь: размер шин багги целиком приводится в дюймах: у передних это 27х8–14, а у задних – 27х11–14.

Mini Crossover Concept

Внешне этот автомобиль очень похож на пятидверный универсал Mini Clubman, однако построен он на платформе, которую, по-видимости, разделит с BMW X1. Машина создавалась совместно с таким признанным австрийским авторитетом в области полного привода, как Magna Steyr (скорее всего, выпускаться она будет также в Австрии). Кстати, это первый Mini, который вовсе и не «мини» (его длина – более 4 метров). Двери концепта с пассажирской стороны открываются традиционно, а с водительской... передняя часть двери распахивается, как обычно, а задняя сдвигается. На приборной панели внимание привлекает сферический пульт управления второстепенными функциями, в котором кнопки распределены по «меридианам» и «широтам» (это существенно облегчает ориентирование). А верхняя часть прибора – полусферический монитор на основе лазерных проекционных технологий.

Santana

Этой испанской марке сегодня отведена откровенно региональная роль. А ведь еще совсем недавно ее версии Land Rover на рессорной подвеске вызывали у джиперов всей Европы воспоминания о временах настоящих вездеходов. Однако одной ностальгией не проживешь, и на Парижский автосалон свой Anibal фирма даже не привезла. Да и выпускают ли его еще? По крайней мере сотрудник на стенде был крайне неразговорчив и только всучил проспект Santana 300/500 (в «прошлой жизни» – Suzuki Vitara). Кстати, этот проспект сам по себе диковина, поскольку уже появилась информация о намерениях итальянского концерна Iveco прибрать к рукам «испанское наследство» в городке Линарес. Тем более что Anibal выпускается на агрегатах Iveco. Отметим, что Santana, выкупленная в 1994 году у Suzuki правительством провинции Андалузия, с тех пор оставалась в несколько подвешенном состоянии, поскольку чиновники спали и видели, как бы поскорее избавиться от откровенно невыгодного актива.

Estech Crystalys

Компания Estech была основана в 2001 году. Сегодня она занимается цифровым дизайном, постройкой прототипов и расчетом поверхностей. Одним словом, всем тем, до чего у автомобильных инженерных центров чаще всего не доходят руки. Для демонстрации своих возможностей мастерская привезла на салон оболочный макет кроссовера в натуральную величину. Дизайн экспоната выполнил Дан Абрамсон, проработавший до этого 22 года на Citroen. Предполагается, что на Crystalys установлены электрические моторколеса. Необычен и размер шин. Покрышки узкие и непривычно большого диаметра. То есть, сохраняя несущую способность, они обеспечивают меньшее сопротивление качению и улучшают аэродинамику. А поскольку это не первый прототип с такого рода колесами, то можно говорить о наметившейся тенденции. Впрочем, когда я поинтересовался размером шин, то получил неожиданно пространный ответ. «Парень, который их создавал, ездит на Citroen 2CV. Помните такой? Так что наружный диаметр шин здесь в точности такой, как у «гадкого утенка», – неожиданно ответил мсье Абрамсон... А еще Crystalys задуман как кроссовер со сменными модулями салона. Захотел – получил пикап, передумал – организовал спальное место или приспособил кузов под перевозку животных. Примечателен и тот факт, что на передних сиденьях машины размещаются три человека.

Wallyscar Izis

А вот, собственно, характерный пример автомобиля, только внешне напоминающего вездеход. Причем вездеход не абы какой, а легендарный Willys! И даже название похожее. Только вот прорезей в радиаторной решетке не семь, а шесть: судя по всему, создатели небольшой франко-тунисской компании не хотят повторения истории, когда Chrysler судился с General Motors из-за сходства «фирменных» признаков. Причем создан Izis на агрегатах Peugeot, в частности, использует 1,36-литровый четырехцилиндровый мотор Tu 3A с двумя клапанами на цилиндр, развивающий мощность 75 л.с. (это «старинный», появившийся еще в 1988 году на Peugeot 205 двигатель). В основании Izis лежит рама с лонжеронами прямоугольного сечения. Подвески – как у малолитражек Peugeot: спереди – типа McPherson, а сзади – на скручивающейся поперечине и продольных рычагах. 14-дюймовые шины задают автомобилю дорожный просвет в 230 мм. Кузов – стеклопластиковый. Подобные машины в средиземноморском регионе пользуются небольшим, но устойчивым спросом. Главное – найти подходящую мастерскую для их сборки. В случае с Wallyscar выгоднее всего оказалось перенести производство в... Тунис. Так что в каком-то смысле это первый африканский автомобиль на Парижском автосалоне. И еще. Машина несет на себе факсимиле конструктора Николя Кюньо – однофамильца военного инженера, который в 1769 году построил первую в мире паровую самодвижущуюся телегу. Не правда ли, символичное совпадение?

Mitsubishi

Компания привезла на салон прототип Racing Lancer, созданный для участия в «Дакаре» 2009 года. Конечно, признать в данном экспонате «базовый» автомобиль проблематично. А с другой стороны, если существует «заряженная» версия с индексом Evo, то почему бы не сделать заодно и «дакаровскую» серию? И не важно, что от базовой модели в данном случае сохранилось разве что лобовое стекло, в основе машины пространственный трубчатый каркас, а сверху установлен стеклопластиковый кузов... Что же касается силового агрегата, то в этом качестве используется трехлитровый турбодизель V6, благодаря двухступенчатому наддуву выдающий 280 л.с. и 650 Нм. Полноприводная трансмиссия оборудована самоблокирующимся межосевым дифференциалом. Подвеска – длинноходная, на двойных поперечных рычагах. По сути, это тот же багги, только с колесной формулой 4х4.

Dangel

Самый известный производитель полноприводных автомобилей во Франции – Automobiles Dangel S.A. из города Сентхейм. Фирма была основана в 1980 году и с тех пор выпустила порядка 30 000 машин. В большинстве своем это «конверсии» переднеприводных моделей Peugeot, Citroen, Fiat. А поскольку сохранение максимальной унификации с оригиналом является делом принципа, то поток мощности на пути к задним колесам совершает умопомрачительные «кульбиты». Например, фирма по-прежнему использует для перераспределения крутящего момента между мостами проверенную вискомуфту. Цена на переделку, скажем, Peugeot Expert начинается от 6790 евро. Если же ты покупаешь готовый автомобиль, то придется заплатить от 29 490 до 35 652 евро. Очевидно, что Dangel находится в жесткой зависимости от ассортимента, предлагаемого партнерами. Возможно, поэтому фирма особенно гордится своей новинкой – пикапом на шасси Peugeot Expert. Ведь такой модели нет в основной производственной программе! Машину спроектировал Этс Жоскен.

SsangYong

Компания отказалась наконец от дизайнерских экзерсисов Кеннета Гринли. Мастер он, бесспорно, авторитетный, но уж больно странно мыслящий. Во всяком случае, никто из производителей не собрал больше титулов «самый уродливый автомобиль», чем SsangYong. Скажем, пикапу Actyon Sports 200XDi BVM не помогло и вмешательство тюнинговой мастерской. Бэтмобиль! И всего за 32 641 евро. А выпускай корейская фирма машины посимпатичнее, глядишь, и не попала бы в лапы китайского дракона Shanghai Motor, до этого поглотившего региональный завод Nanjing Auto вместе с остатками британской фирмы MG Rover. Зато новые хозяева тотчас обратились к ItalDesign Giugiaro (все китайцы обретаются в итальянских дизайн-студиях), и та быстренько подогнала макет кроссовера C200 к усредненному японоевропейскому стилю. Машину обещают оснастить двухлитровым турбодизелем мощностью 175 л.с. в сочетании с шестиступенчатой автоматической коробкой передач.

Chevrolet Orlando

Европейцы начинают забывать, что изначально Chevrolet – все-таки американская марка... Да они же все корейские! Кстати, вскоре аналогичным образом начнут относиться и к Buick. А может, и того хуже, – ведь General Motors перемещает центр активности этого бренда в... Китай. Более того, корейские инженеры подготовили для Парижского автосалона сюрприз в виде кроссовера Orlando – помеси SUV, минивэна и универсала. Он базируется на унифицированной платформе Delta II, и уже потому его можно расценивать в качестве заявки на серийное производство. Эта «тележка» создавалась в Европе как развитие успешной платформы Delta, впервые примененной в 2003 году на Saturn Ion. На ней также выпускались несколько моделей Opel. Модернизированное в 2005 году основание планировалось главным образом конструкторами Opel как база для Global Compact Car Architecture. Перспективы далекие: на этой же платформе в 2012 году планируется построить Saab 9-3 нового поколения. Словом, мыслят топ-менеджеры GM и впрямь глобально. Интересно, что имперские замашки проявляются у американцев даже в автомобильном бизнесе, однако это не больно-то помогло им избежать кризиса. Характерная деталь: в меркантильный Париж дебютант прибыл с экономичным двухлитровым 150-сильным турбодизелем из семейства Ecotorque. Да и вообще, сегодня до 80% легковых автомобилей используют именно моторы с воспламенением от сжатия.

Ichiban Raider Extreme Serie 4

«Еще один китайский производитель!» – подумал я, но ошибся. Оказалось, что «ичибан» – слово сугубо японское и означает не что иное, как «номер один». В том смысле, что «лучше всех». Причем на поверку стало понятно, что к Японии фирма имеет весьма опосредованное отношение: для своего самого мощного багги Ichiban Raider Extreme Serie 4 компания использует лицензионный двигатель Suzuki (1,05 л, 4 цилиндра, 53 л.с.). А основали фирму в городе Сусе-ан-Жарэ французские энтузиасты Ален Шапель, Даниэль Делаво и Сесиль Жоли. А что, выиграли несколько «домашних» автокроссов – и дело пошло! Кстати, за Ichiban Raider Extreme Serie 4 просят 10 990 евро, то есть примерно столько же, сколько за малолитражку.

Peugeot Prologue

Похоже, компании оказалось недостаточно одного японо-французского кроссовера Peugeot 4007. И вот директор пресс-департамента Peugeot (который, между прочим, является прямым потомком основателей этой всемирно известной фирмы) Кристиан Пежо представил публике еще один кроссовер, которому в скорой серийной жизни, вероятно, дадут обозначение Peugeot 3008. Судя по его размерам, автомобиль будет соперничать, например, с Nissan Qashqai и Renault Koleos. Кроссовер оснащен маршевым 200-сильным дизелем и вспомогательным электромотором. Это сочетание позволяет удерживать выбросы углекислого газа на среднем уровне 109 г/км. В общем, ждем Женевского автосалона в марте, где дебютирует серийный образец.

Microcar Highland

Microcar – один из ведущих производителей «бесправных» автомобилей (которым запрещено выезжать на автострады, развивать более 100 км/ч и иметь двигатель рабочим объемом свыше 600 кубических сантиметров). То есть, конечно, не запрещено, просто в противном случае от владельца потребуют водительской лицензии. А так – сойдут и мотоциклетные «права». Собственно, основным резоном для приобретения подобных машин является невозможность по какой-либо причине получить полноценное удостоверение. Среди клиентов – глубокие старики и... завзятые алкоголики. Подобное обстоятельство ничуть не смущает фирму, которая была основана в 1984 году как отделение верфи Beneteau Group по постройке маломерных судов. Переднеприводный Microcar Highland (он же MC2) оснащен двухцилиндровым 523-кубовым дизелем Lombardini/Yanmar мощностью 20,5 л.с. в сочетании с бесступенчатой трансмиссией. В основе автомобиля лежит легкая пространственная рама из алюминиевых профилей, а вся «наружка» выполнена из стеклопластика. При снаряженной массе 390 килограммов MC2 способен перевозить еще почти столько же со скоростью до 95 км/ч.

Citroen Hypnos

Лучшим ответом нападкам экологов на большие SUV стал концепт-кар Citroen Hypnos – 4,9-метровый автомобиль, который возвращает величие французской автомобильной индустрии. Это первый проект Карло Бонзаниго в должности шеф-дизайнера перспективных разработок Citroen. Непосредственно над машиной трудились дизайнеры Эмануэль Риуз и Домагож Дучек. Амбиции фирмы Citroen сегодня простираются до прямого соперничества с известными германскими марками. Hypnos создан на перспективной гибридной платформе, которая будет использоваться в том числе и на топ-моделях Peugeot. Пока о ней известно следующее. Используется 2-литровый турбодизель HDi мощностью 200 л.с. вкупе с установленным отдельно у задней оси электромотором мощностью 50 л.с. Такая схема позволяет отнести Hypnos к полноприводным автомобилям лишь условно (как Lexus RX), зато существенно уменьшает выбросы вредных веществ и сокращает расход топлива. Напомним, что с 2012 года Евросоюз вводит для легковых автомобилей планку в 120 г/км по выбросам углекислого газа. Владельцы машин, уже сегодня вписывающихся в это требование, получают единовременный бонус в 700 евро, тогда как тех, кто приобретет автомобиль с превышением, ждет своего рода «экологическая десятина». Кстати, ни один из современных внедорожников вводимому параметру не соответствует.

Renault Ondelios

Автор этого автомобиля, Стефан Жанэн, попытался расширить наше с вами представление о кроссовере. В результате у него получился некий туристический автомобиль высшего класса, с четырьмя индивидуальными ложементами. Внешне машина кажется длиннее главного потенциального соперника Citroen Hypnos, однако это оптический обман. Длина Ondelios – 4,8 м. Под капотом – двухлитровый турбодизель dCi мощностью 205 л.с., оснащенный системой «старт-стоп», сзади – электромотор и пакет литий-ионных накопителей. Что ж, будущее автомобиля очерчено предельно ясно. Только вот подъемные двери на серийных машинах все равно не приживутся – с этим, немного поколебавшись, соглашаются даже разработчики.


текст и фото: Денис ОРЛОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты