С претензией на Кубок

Международная баха «Санкт-Петербург – Северный лес» – I этап Чемпионата России по ралли-рейдам

Уже шесть лет гонка «Северный лес» открывает сезон российского Чемпионата по ралли-рейдам. Начиная с 2006 года это соревнование включено и в календарь FIA. Но организаторов не устраивает просто международный статус, и они делают все, чтобы их детище наконец-то стало этапом Кубка Международной автомобильной федерации по бахам.

История этой гонки берет начало в год, когда Северная столица праздновала свое 300летие. Тогда, на излете февраля 2003-го, с Исаакиевской площади стартовало более четырех десятков экипажей участников Чемпионата России. Соревнование пришлось им по вкусу, и на следующий год питерская снежная баха собрала рекордное число участников: 46 экипажей. Потянулись на Карельский перешеек и иностранные консультанты, причем последние в один голос утверждали, что зимнее внедорожное ралли непременно заинтересует ведущих спортсменов мира, а следовательно необходим международный статус. В 2006 году «Северный лес» был вписан в календарь FIA, но зарубежные гонщики (семь экипажей) появились здесь только через год. Правда, по непонятной причине одновременно сократилось число российских спортсменов. Казалось бы, в этом году в связи с отменой «Дакара» можно было ждать наплыва иностранных участников, тем более что баха готовилась в соответствии с требованиями, предъявляемыми FIA к соревнованиям – кандидатам на включение в международный кубок. Но, увы, число зарубежных участников в 2008-м не увеличилось. Хуже того: не приехали даже те, кто годом ранее не скупился на восторженные отзывы. Таким образом, из 22 экипажей, числившихся в списках международного зачета, только пять действительно прибыли из-за границы: по одному из Чехии, Латвии и Украины и два из Франции. Что же до имевшего лишь российские гоночные лицензии казахстанского экипажа, то он попал в зачет Чемпионата России. Всего же на «Северный лес – 2008» заявилось четыре десятка экипажей.

Все административные и технические проверки проводились под контролем технического делегата FIA Лионеля Кара. В общем, можно было надеяться, что по всем пунктам проведения техкомиссии международный наблюдатель Ронан Морган выставит «Северному лесу» оценку не меньше, чем Very good. Пространства в павильоне было вполне достаточно, а столы, стулья и подъемники имелись в необходимом количестве.

Характерная деталь, выявившаяся в ходе технических проверок: автомобили участников должны были быть укомплектованы приборами Iritrack (отслеживание передвижения по трассе и фиксация результатов) и Sentinel (предупреждение об опасности при обгонах и в условиях плохой видимости). Однако выписанные из Франции специалисты фирмы Safety Center томились в ожидании оборудования, застрявшего на таможне. Кроме них из Европы прибыло с десяток журналистов, включенный в коллегию спортивных комиссаров член внедорожной комиссии FIAМарк Руа, а также руководители ряда европейских гоночных структур. В их числе бельгийцы из Overdrive (эта команда сдала в аренду Руслану Мисикову Nissan Pick Up Navara 06),француз Андрэ Дессуд (у него приобрел свой Nissan Pick Up Борис Гадасин) и даже директор Toyota France Патрик Лардо (его клиентами стали Виктор Воликов и Артем Варенцов). Да, похоже, что Россия становится одним из самых интересных клиентских рынков для европейских спортивных внедорожных ателье.

Секунды, не имеющие значения

По традиции торжественное открытие гонки проходило в центре Санкт-Петербурга. Судя по всему, организаторы торопились: возведение стартового подиума завершилось в тот момент, когда автомобили участников уже выстроились неподалеку от домика Петра I, столь же спешно построенного солдатами Семеновского полка в мае 1703 года. Не все ладно было и с «болельщиками». Не знаю, виноваты ли в этом ветер и снег с дождем (в городе было объявлено штормовое предупреждение), но в окутавшем набережную тумане зрителей и официальных лиц, увы, не наблюдалось (я не исключаю, что по этому поводу могли возникнуть вопросы относительно Pre-event promotion). Так что с равным успехом можно было из закрытого парка следовать прямо к месту старта первого специального участка (SuperSpecial), на 2,7-километровую трассу в окрестностях Павловска. Тем более что вечером участникам предстояла 135-километровая связка через пятничные пробки.

На трассе стадиона «Техноринг», что расположен рядом с поселком Аннолово, участников ждала парная гонка. То есть по параллельным дорожкам одновременно стартовали сразу два автомобиля. Из-за оттепели трасса покрылась снежно-ледяной смесью, но тем не менее средняя скорость доходила до 60 км/ч. Впрочем, поскольку этот заезд ничего кроме порядка старта на следующий день не решал, многие фавориты откровенно не торопились. Например, показавший седьмой результат Леонид Новицкий не скрывал, что это была даже не разминка, а просто шоу: «Да, стартовый протокол первого спецучастка формировался по результатам этого «пролога», но секунды, которые мы выиграли или проиграли здесь, не имели большого значения». В итоге лучшее время в «Абсолюте» показали пилоты питерской команды Nart Time Борис Гадасин и Руслан Мисиков, а из зарубежных участников с трассой быстрее всего справился, заняв при этом третью позицию, победитель бахи «Великобритания-2007» чешский пилот Мирослав Заплетал. Как и следовало ожидать, блеснул здесь и Биньямин Джепаев, показавший на своем УАЗе седьмое время в абсолютном зачете и опередив даже фаворита «серийной» категории Т2 Константина Жильцова. Меньше других повезло Виктору Воликову, выступавшему со своим 17-летним сыном Анатолием: он предпочел более легкую резину Michelin GZL, но одно из колес разбортировалось, и опытный трофист занял последнее место.

На талый лед вызываются…

Трасса гонки, а именно 84-километровый круг, проложенный в Приозерском и Тосненском районах Ленобласти, остается по сути той же самой, что и в предыдущие годы. Неузнаваемой ее делают разве что капризы погоды. Теоретически время проведения гонки в конце февраля выбрано удачно: обычно в это время температура держится на комфортном уровне (–10 °С), и снег выпадает в достаточном количестве. Но случаются и исключения: так, если в прошлом году столбик термометра опускался до отметки –30 °С, то на этот раз по словам местных жителей «зимы не было», а нагрянувшая оттепель окончательно изменила конфигурацию снежно-ледового покрытия.

Главный «бивуак» гонки расположился на фешенебельном горнолыжном курорте «Игора». Но при этом значительной части участников пришлось искать пристанище за несколько километров, на соседних турбазах и в пансионатах (к слову сказать, не менее комфортабельных). Кстати, об участниках. В «Абсолюте» как международной гонки, так и этапа национального чемпионата легко прогнозировалось продолжение дуэли экипажей чемпионов России – 2007 Леонида Новицкого и Олега Тюпенкина ( Mitsubishi L200) и занявших второе место Бориса Гадасина и Александра Мироненко ( Nissan Pick Up). Впрочем, к серьезной борьбе были готовы практически все сильнейшие рейдовики России: Алексей Беркут и Антон Николаев (MitsubishiMPR7), Руслан Мисиков и Сергей Таланцев ( Nissan Navara), Павел Логинов и Кирилл Шубин ( Mitsubishi Pajero), Борис Букатов и Сергей Додонов ( Mitsubishi Pajero), а конкуренцию в группе Т1 (прототипов) международного зачета им составляли экипаж Мирослава Заплетала ( Mitsubishi Pajero), Яниса Наглиса ( Mitsubishi Pajero), украинцы Вадим Нестерчук и Анатолий Майстренко ( Mitsubishi L200) и два Bowler Wildcat экипажа из Франции Жан Пьер Дюкру – Филипп Лекентрэ и смешанного франко-бельгийского Гийом Балуа – Жан Госселен. Впрочем, о последних было известно только то, что они участвовали в ралли-рейде на регулярность движения Transafricaine. Бесспорным лидером в группе Т2 выглядел экипаж Константин Жильцов – Константин Мещеряков ( Mitsubishi Pajero), а в национальной группе назревала схватка между Юрием Боровиковым (ВАЗ-21230), трижды побеждавшим на «Северном лесу», и Биньямином Джепаевым (UAZ Hunter). Премьерой национальной группы стал Hуundai Santa Fe российской сборки, подготовленный к гонке Сергеем Савенко. Всего же за очки в зачете Чемпионата России собирались бороться 35 экипажей.

С миру по нитке

Основная часть дистанции приходилась на второй день соревнований и представляла собой три петли. После 47-километровой связки участники поставили автомобили в сервисный парк, организованный в поселке Громово на берегу Суходольского озера. Температура была не по сезону, и лед трассы покрылся водой. От экипажей требовалась максимальная концентрация, не говоря уж о водительском мастерстве пилота. Наименее подготовленными оказались гости из Франции, приехавшие на регламентированной французскими же правилами «гражданской» шипованной резине. Выручила их команда UAZ Sport Division, оперативно переобувшая автомобили французских гостей в «правильную» резину. Кстати, с экипировкой на нынешнем «Северном лесе» все вообще было «по-взрослому». Например, для участия требовались не только комбинезоны, но и сертифицированное термобелье, в том числе подшлемники и даже носки (бельем с французами поделилась команда «Русь-спорт»). В итоге гости из Франции по достоинству оценили не только саму гонку, но и российское гостеприимство.

После схода Гадасина

Между тем темп гонке задавал ее прошлогодний победитель Борис Гадасин. Он отличился на первом скоростном участке, но был вынужден сойти по причине выхода из строя трансмиссии (присутствовавший здесь же Андрэ Дессуд утверждал, что для ее обслуживания можно использовать только специальную смазку). После схода Бориса шедший вторым после первого круга Новицкий вышел вперед, опережая на шесть минут Руслана Мисикова, которого подвели амортизаторы его Nissan Pick Up Navara. Относительно последнего заметим, что этот автомобиль (рабочий объем двигателя – 4 л, мощность – 290 л.с.) был «построен» в мастерских южноафриканской NissanMotorsport, впервые принял участие во внедорожных гонках в 2001 году и неплохо зарекомендовал себя уже на «Дакаре-2002». Впрочем, специалисты из бельгийской команды Overdrive Racing, готовившие эту машину к «Северному лесу», не скрывали, что у них существуют определенные проблемы с субподрядчиком. Таким образом лидеру команды Nart Time еще предстояло отстаивать вторую позицию в борьбе с Алексеем Беркутом, показавшим, несмотря на переворот и потерю лобового стекла перед финишем второго специального участка, третий результат. В категории же серийных автомобилей лидерство захватил пилот из Ростова-на-Дону Александр Олейников на Nissan Patrol GR. В национальном зачете первым шел тольяттинец Юрий Боровиков на ВАЗ-21230.

Техническая смена лидеров

На следующий, завершающий, день гонки погода не сильно изменилась, но теперь гонщикам предстояло дважды проехать то же самое лесное кольцо уже в обратном направлении. А, как известно, накатанные колеи могут кого угодно сбить с толку... Так, например, Виктор Воликов, выступавший со своим сыном Анатолием, закончил гонку в деревьях. А вот быстрее всех проехавший первый круг Беркут отделался небольшой деформацией переднего бампера своего Mitsubishi. При этом опережавший его перед последним этапом Руслан Мисиков, похоже, освоился с арендованным Nissan и на завершающей секции показал лучшее время на круге за всю гонку! Впрочем, даже такой финишный спурт не помог Руслану подняться выше второго места. Имея серьезный задел, действующие чемпионы России Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин стабильно контролировали ситуацию. Причем это вовсе не значило, что они сбросили скорость. Напротив, вплоть до самого финиша они сохранили свое более чем пятиминутное преимущество. Зато последние километры «Северного леса» сменили лидеров в группах Т2 и «Национальной».

После того, как на Nissan Олейникова открутились (!) гайки и отвалилось левое переднее колесо, вперед вырвался экипаж Константина Жильцова, а ростовчанину пришлось довольствоваться вторым местом среди «серийных» автомобилей. Ну а в классе отечественных автомобилей трехлетнюю гегемонию Юрия Боровикова на этой бахе прервал ульяновский экипаж Биньямина Джепаева и Рамиля Замалетдинова. Трудно не обратить внимание и на результат чешского экипажа, впервые выступавшего на снежном покрытии: Мирослав Заплетал и Милослав Яначек закончили гонку четвертыми в «Абсолюте»! Что же касается французских гостей (заняв 16-е и 17-е места, экипажи из Франции замыкали общий зачет), то, как ни странно, они остались довольны. По их мнению, единственное, что отличает гонку «Северный лес» от европейских бах, так это гораздо более скоростная трасса, сделанная для быстрых автомобилей. Впрочем, при этом они почему-то не обещали вернуться на следующий год. Даже если «питерская» гонка и будет включена в календарь Кубка FIA по бахам...

Наблюдатель FIA оценивает четыре десятка параметров соревнования, в свою очередь разбитые на подпункты, по пятибалльной системе. В общей сложности ему нужно выставить порядка 300 оценок.

  • Excellent – не может быть улучшено, близко к совершенству
  • Very good – выше среднего и похвально
  • Average – соответствует требуемым нормам
  • Below average – нуждается в совершенствовании
  • Very bad – отсутствует либо нуждается в серьезном улучшении

Что видел наблюдатель?

Близился торжественный финиш, и организаторы делали все возможное, чтобы завлечь зрителей, но, как вскоре стало ясно, их (зрителей) не так просто оторвать от горнолыжных спусков курорта «Игора». Тем более что наконец-то похолодало, и пошел снег, напомнивший о настоящей зиме. Со сдержанной ирландской улыбкой смотрел на происходящее наблюдатель FIA Ронан Морган. О том, какие недостатки отметит он в своем отчете, можно только догадываться. Хотя по нашей информации наблюдатель прежде всего взял на заметку не слишком строгое соблюдение расписания, предусмотренного программой гонки. В частности, на расхождения с информацией, напечатанной в Rally guide, и на неоперативное оповещение СМИ о результатах, показанных на СУ. Не оставил он без внимания и не слишком удачное расположение зоны дозаправки и иные «мелочи», создающие общий имидж спортивного события.

P.S. Не пройдет и полгода, и мы узнаем, станет ли «Северный лес» этапом кубка FIA по внедорожным бахам (календарь 2009 года будет верстаться на заседании комиссии Международной автомобильной федерации в сентябре). Самое главное «но» заключается в том, что сроки проведения отечественной гонки близки к уже заслужившей кубковый статус бахе Саудовской Аравии. Которая тем не менее собрала ненамного больше европейских участников... Так настолько ли важен этот самый статус?

«Санкт-Петербург – Северный лес» – I этап Чемпионата России по ралли-рейдам
Абсолютный зачет
1НОВИЦКИЙ Леонид / ТЮПЕНКИН ОлегМосква Mitsubishi04:16'35''00:00'00''
2МИСИКОВ Руслан / ТАЛАНЦЕВ СергейСанкт-Петербург Nissan04:21'57''00:05'22''
3БЕРКУТ Алексей / НИКОЛАЕВ АнтонМосква Mitsubishi04:22'12''00:05'37''
Класс Т2
1ЖИЛЬЦОВ Константин / МЕЩЕРЯКОВ КонстантинМосква Mitsubishi04:34'27''00:00'00''
2НОВИКОВ Андрей / СОЛОВЬЕВ АлександрМосква Toyota04:38'44''00:04'17''
3ОЛЕЙНИКОВ Александр / КУЗЬМИЧ АлексейРостов-на-Дону / Моск. обл. Nissan04:41'10''00:06'43''
Класс «Национальный»
1ДЖЕПАЕВ Биньямин / ЗАМАЛЕТДИНОВ РамильУльяновск УАЗ04:48'21''00:00'00''
2БОРОВИКОВ Юрий / СЕМЕНОВ АнатолийТольяттиВАЗ-2123004:49'10''00:00'49''
3САВЕНКО Сергей / СУХНОВ ВалерийМосква / Моск. обл.Hуundai05:18'20''00:29'59''
текст: Константин КОМКОВ
фото: Николай ПАЗЮК
команда GEORAID


Филипп КАРЛ
Обозреватель Autohebdo и 4X4 Magazine, Франция

Источник наслаждения

Главная особенность этой гонки в том, что она проходит по льду и снегу. Уверен, что ралли-рейдовые автомобили соответствуют этому типу соревнования и на «правильной» шипованной резине хорошо держат дорогу. Таким образом пилоты могут получить настоящее наслаждение и продемонстрировать зрелищный спектакль. Трасса довольно быстрая, в целом интересная, но мне кажется, что она уже слишком хорошо изучена российскими гонщиками. Чтобы дать какие-то шансы на победу иностранным гонщикам, необходимо изменить маршрут. Что касается организации, то в целом она неплохая, а отношение к иностранным участникам просто потрясающее. В заключение могу сказать, что это соревнование вполне заслуживает места в международном Кубке по бахам прежде всего благодаря своей уникальности.


Маноло ОЛИВЕЙРА
Журнал 4x4 Competicao & Aventura, Португалия

Наши гонщики не умеют ездить по льду

Если со спортивной точки зрения все было на месте, то в организации еще придется шлифовать некоторые неровности, чтобы заслужить благосклонность FIA. Причем такие простые вещи, как соблюдение расписания, большее внимание к обеспечению зрелищности соревнования, особенно в кажущихся мелочах. Со спортивной точки зрения «Северный лес» удивил меня! Русские пилоты однозначно продемонстрировали, кто здесь правит бал! Признаюсь, на меня произвели сильное впечатление упорство и гармония человека и автомобиля. Это уникальное зрелище, которое не могут пропустить те кто любит автомобильный спорт и в частности внедорожную дисциплину. Точность, с которой автомобиль в скольжении входит в поворот, выход на прямую и немедленное ускорение до скорости 170 км/ч - это волнующий спектакль. Когда я попросил Леонида Новицкого объяснить мне, как можно так управлять автомобилем на льду, он улыбнулся и сказал: «Не знаю». Конечно, в Португалии есть великолепные гонщики, доказавшие свое мастерство в разных условиях, но наша страна - это страна солнца, пляжей, хорошего вина и еды, и термометр не ведет себя у нас так «аморально», как в России. Нашим гонщикам не доводилось ездить на шипованной резине, они не умеют скользить по льду, но не сомневаюсь, что потомки мореплавателей, открывавших новые миры, обязательно заинтересуются этой «лесной» бахой. Мне уже удалось переговорить с некоторыми из наших знаменитых гонщиков, и серьезными кандидатами, чтобы поэкспериментировать в будущем на холоде, мне представляются Рикардо Леал душ Сантуш (BMWX5), братья Иносенсио ( Mitsubishi), а также один из лучших португальских пилотов Руй Соуза на D.Max (Т2).

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты