Баланс по-американски

ProComp Xtreme M/T: две страны, четыре штата и 12000 миль

Мы называем свои машины внедорожниками. Но если быть до конца честными, то нужно признать: их колеса по большей части молотят асфальт. В общем, выбирая резину, нужно помнить: вашему автомобилю по большей части предстоит передвигаться по дорогам с твердым покрытием. Но при этом все равно остается вопрос: а что там у нас со сцеплением с грунтом при высоком и низком давлении, каковы свойства резинового компаунда, прочность боковых стенок, способность протектора к самоочистке? Вот примерно с такими мыслями я и ехал за комплектом ProComp Xtreme M/Ts (XM/T) размерностью 33x12.5R15.

Прошло больше года с того момента, как я установил вышеупомянутые шины на свой пикап Toyota по имени «Тако – Две Недели» (см.: ORD. 2007. №1–2). Но до того, как разразиться возгласами «Вау! Классная резина!», или, наоборот, пробормотать нечто вроде: «Господи, это же ни на что не годная ерунда», было бы честно проехать несколько тысяч миль и попробовать покрышку как на асфальтовых трассах, так и на внедорожных маршрутах. В общем, нужно было испытать новые шины в условиях реальной эксплуатации машины среднестатистическим поклонником офф-роуда. Это и стало стартовым импульсом нашего теста протяженностью 12 000 миль (19 200 км).

Мы называем это работой

Прямо из шиномонтажного бокса мы отправились на большую прогулку по мексиканскому полуострову Байя-Калифорния. Маршрут протяженностью 4800 км состоял в основном из изобилующих трамплинами грунтовок (их мы преодолевали на предельно возможной скорости), песка и скальных участков. Затем я направился в Моаб, на фестиваль Easter Jeep Safari 2007, и в течение недели вволю накатался по знаменитому американскому «сликроку» (отполированному ветром и водой песчанику). Дальше – больше: в поисках настоящего песчаного сумасшествия в дюнах (мы называем это работой) нам пришлось пересечь штат Невада и добраться до городка Дельта в штате Юта. Там расположена Мекка всех любителей дюнных покатушек – зона отдыха Little Sahara площадью почти 320 квадратных километров. Ну а по возвращении в родное «стойло» на тестируемые шины легли вполне приземленные обязанности по езде в автомобильных пробках и перевозке огромного количества тяжелого снаряжения, а в перерывах (в порядке «каникул») – поездки по гранитным скалам Сьерра-Невады и возможность помесить грязь у их подножий. В общем и целом надо сказать, что резине пришлось пройти через все испытания, которые могут выпасть на долю шин, назвавшихся «универсальными».

И в пир, и в мир, и в добрые люди

Ну и к каким же выводам мы пришли? Первые впечатления сводились к восторженным возгласам. По сравнению с агрессивными и рваными в паре мест РroComp XT, которые мы заменили, машина пошла просто как по маслу. Но настоящие испытания начались, когда я повернул флажки на муфтах свободного хода передних колес (произошло это неподалеку от городка Сан-Фелипе в Мексике) и направил машину на изобилующий трамплинами скоростной отрезок трассы ралли-рейда Baja 250. Мы сбросили давление до одной атмосферы, и в стремительных крутых поворотах слышали, как воют, ложась на грунт, грунтозацепы на боковых стенках. Это было здорово! И это была единственная моя поездка по полуострову Байя-Калифорния, в которой удалось обойтись без единого прокола колеса о высохшие иглы кактуса или осколки берцовой кости какого-нибудь бычка. А затем начались камни…

За пять дней на скалах Моаба мы убедились, что рисунок протектора с узкими бороздами улучшает сцепление с грунтом при самом разном давлении. В дюнах парка Small Sahara я, конечно же, не решился соперничать с песчаными багги и пытаться взлететь на двухсотметровые барханы по крутой подветренной стороне. Вместо этого я снизил давление до 10 рsi и, аккуратно выбирая маршрут по пологим наветренным склонам и боковым гребням, все-таки заставил повернуться в нашу сторону некоторое количество голов с удивленными глазами. И поверьте, взглянуть было на что: мой пикап стоял на вершине рядом с багги и ATV, оснащенными шинами с песчаными лопастями!

Конечно, Extreme M/T нельзя сравнивать со спортивной резиной для рок-кроулинга, изготовленной из специального «липкого» компаунда, называемого SRC (Stick Rubber Compound) и обеспечивающего сверхвысокое сцепление со скальным субстратом. Но мы и не будем этого делать. В состав резиновой смеси XM/T входит силикон, серьезно увеличивающий ресурс и снижающий скорость истирания шин. С одной стороны, это неплохо (комплект резины для внедорожника стоит несколько сотен долларов), но у этого явления есть и оборотная сторона: XM/T не отличаются такой цепкостью, как, например, модель XTerrain от того же производителя. И все же работу, для которой они предназначены, новые шины делают действительно хорошо. Плотный посадочный бортик и мягкие, но прочные боковины с заходящим на них протектором позволяют снижать давление до 0,7 атмосферы, не опасаясь разбортирования. При таком давлении шины становятся мягкими, как пастила, заходящий на боковые стенки протектор улучшает сцепление, а трехслойная конструкция корда уменьшает риск повреждений.

P.S. Невозможно создать шины, которые покажут лучший результат в любых условиях. Скалы, песок, грязь, асфальт – все эти покрытия требуют порою противоположных качеств. Но стиль, предлагаемый Extreme M/T, обеспечивает отличный баланс.

текст и фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Алексей ИСАЕВ
Обозреватель и технический эксперт журнала ORD

Удачный компромисс для жителя юга Соединенных Штатов
Создание любого элемента автомобиля является поиском компромисса между потребностями и возможностями. И определяющим фактором здесь является реальное видение условий последующей эксплуатации изделия. Главное - усилить наиболее важные для данных условий качества и при этом не допустить резкого ухудшения второстепенных свойств. Естественно, нельзя сделать шину, одинаково хорошо работающую на песке, глине и асфальте (правда, можно сделать одинаково плохо работающую). Например, классический рисунок протектора - «расчлененная елка» - лучше всего работает на вязкой глине и безобразно ведет себя на песке. И наоборот, песчаные рисунки плохо самоочищаются в других условиях. Причем и те, и другие не лучшим образом ведут себя на асфальте и льду.

А теперь пару слов о конструктивных особенностях... Каждый дополнительный слой каркаса увеличивает прочность и грузоподъемность шины, тем самым снижая вероятность ее повреждения, но при этом ухудшает способность к деформации при низком давлении и, главное, равномерность распределения удельного давления в пятне контакта, что в свою очередь отрицательно влияет на проходимость по слабонесущим грунтам, а также увеличивает потери и тепловыделение в толще каркаса, приводящее к внутреннему перегреву шины и ее расслоению. Конечно, можно применить (правда, в ограниченных пределах, определяемых сегодняшним развитием технологии) более прочные и теплостойкие материалы, но это приводит к резкому опережающему росту стоимости. Так что, возвращаясь к теме статьи нашего американского корреспондента, хочу сказать, что я искренне рад, раз Крису удалось-таки найти вполне приемлемый для него компромисс.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты