Конфедерация

Репортаж нашего специального корреспондента Дениса Орлова с международного женевского автосалона

В этом году в Женеве было очень мало концепт-каров. Более того – кое-кто из производителей привез в Швейцарию модели годичной давности! Выходит – «с небес на землю»? Нет, устроители никогда бы не приняли для своей выставки столь уныло звучащий лозунг. «От грез к реальности». Ну это, пожалуй, уже лучше...

Только не подумайте, что реальность, тем более в представлении граждан Швейцарской конфедерации, есть нечто окрашенное исключительно в блеклые потребительские тона. Фокус в том, что во всех категориях автомобилей (от самых роскошных до малолитражных) реальное предложение буквально изобилует вариантами. Не нравится Russo-Baltique? Закажите Stola или SLR McLaren 722 Edition. Но, чур меня, чур – что это я все о дорогом да непрофильном. Сегодня (как, впрочем, и всегда) речь пойдет о секторе полного привода. Да, и чтобы дорожный просвет был побольше, побольше, побольше…

Женевский автосалон против парникового эффекта

Начнем с того, что две наиболее знаменитые на внедорожном поприще компании, Jeep и Land Rover, на этот раз обошлись без принципиальных новинок. И между прочим напрасно – мне, например, очень хотелось посмотреть на концептуальный Jeep Trailhawk с Детройтского автосалона, а посмотрев, задать вполне уместный вопрос: «Означает ли название машины изощренную форму индейского томагавка, или же речь идет о какой-то особой ястребиной поступи?» Но куда там, американцы (или все-таки немцы?) решили не перебивать аппетит швейцарцев перед локальной премьерой Dodge Nitro и европейской – Jeep Patriot. А что о них писать – все и так давным-давно написано. Land Rover тоже хорош – «отстрелялся» новинками на прошлогоднем Париже и все, затишье. Впрочем, сей почтенный британский производитель объявил о начале CO2 Offset Program – акции, компенсирующей излишние выбросы углекислого газа машинами фирмы. Заявлено, что еще ни одна британская автомобильная компания ничем столь масштабным не занималась. Это что же получается, мы-то со своей стороны опасались, что жесткий экологический налог приведет к отмиранию внедорожников как класса. А они предлагают реальный обходной маневр. Если нельзя снизить выбросы непосредственно из выхлопной трубы этого самого внедорожника, то можно заплатить, чтобы они снизились… где-нибудь в другом месте! В числе первых проектов – строительство гидроэлектростанции в Таджикистане и возведение ветровых генераторов электричества в Китае. По предварительным расчетам это предотвратит выбросы в атмосферу более чем 250 тысяч тонн СО2 за три года. Ход, прямо скажем, неглупый. Одна беда – осуществляться это благое начинание (стоящее ни много ни мало миллиард фунтов стерлингов) станет, естественно, за счет будущих покупателей автомобилей марки Land Rover. Нам же остается надеяться, что материально пострадавших за чистоту планеты освободят хотя бы от выплат экологического налога.

На мой взгляд, столь трепетное (оно, наверное, и правильно) отношение европейцев к окружающей среде в очень большой степени происходит от территориальной тесноты. С нашим размахом этого просто не понять. Однако, в итоге, им (объединенным европейцам) почему-то всегда удается добиться превосходящих результатов: и автомобили у них лучше, и воздух чище. А еще они (объединенные европейцы) подсчитали, что если, к примеру, облегчить конструкцию дизельного автомобиля на 60 кг, то в год ему потребуется примерно на 80 л солярки меньше, а, следовательно, годовой выброс в атмосферу «парниковых» газов уменьшится на 200 кг! Это что же выходит, стань все зарегистрированные в 2006 году в Европе автомобили легче на вышеприведенное значение, экономилось бы 7,4 миллиона баррелей солярки в год? А между прочим, это почти трехдневная норма ее потребления всей европейской конфедерацией! Что в свою очередь означало бы сокращение выброса в атмосферу 3,1 миллиона метрических тонн главного «творца» парникового эффекта – газа с немудренойформулой СО2.

Жилище из земли, шкур и китового уса Автомобиль, построенный в соответствии со всем вышеперечисленным, привезла вЖеневу компания Hyundai. Правда, он пока что концептуальный и к тому же носит имя… QarmaQ. Вот же странные люди, знают ведь, что в Европе само название этой южнокорейскийфирмы пишут с запинкой, так они еще и имена заковыристые концепт-карам придумывают! По мне, звучит как пародия на Qashqai от компании Nissan. При попытке легкого лингвистического анализа выясняется, что QarmaQ – это всегонавсего жилище из земли, китового уса ишкур убиенных животных, используемое неким народом по имени lnuit (оксфордский словарь решительно запротестовал при попытке выяснить его русское название). Ну да ладно, Бог с ним, со звучанием. Вот уже более десяти лет корейцы вывозят на международные выставки свои концепткары, и только теперь их машины перестали быть абстрактными упражнениями в формообразовании. Более того, QarmaQ – наиболее интересная концептуальная разработка в интересующем нас секторе автомобильного рынка! Пробую разобраться в первопричинах, и вот что у меня получается. Серьезными предложениями, способными появиться на серийных моделях Hyundai в 2008–2012 годах, этот концепткар помог насытить филиал известной корпорации General Electric – фирму GE Plastics. Посудите сами, если сделать крышу из лексана (зарегистрированная GE марка поликарбоната), она выйдет наполовину легче. При этом покрытие Exatec не даст ее поверхности истереться от дорожной пыли и не пропустит внутрь ультрафиолетовые лучи. Если к тому же заменить оплетку электропроводки с сегодняшнего поливинилхлорида на Noryl, на проводах можно будет выиграть до 25% их первоначальной массы. Я уж не говорю о том, что «дружественные» природе пластики Xenoy iQ и Valox iQ заменили в QarmaQ обычные пластмассы(реверанс в сторону вторичной переработки). Эффект от внедрения этих материалов равносилен использованию 900 бутылок из полиэтилена вместо обычной тары… Ну что, вы уже поняли, что «парниковая боязнь» в Европе порой обретает форму всеобщего помешательства? Впрочем, наверное, это не так плохо, когда действиям, направленным на улучшение условий существования, придаютформу громких акций. К проблеме сразу приковывается общественное внимание, подтягиваются пресса, политики и спонсоры. И помимо всего прочего, это развивает заинтересованность публики в продукции той или иной фирмы. Правда, порой кажется, что отделы общественных связей только и делают, что ищут такие «крючки», которые в состоянии зацепить бредущего мимо их стенда полусонного журналиста. Помните, как в свое время всех увлекали тесты EuroNCAP? А что сегодня? Большинство автомобильных компаний вписались в означенные требования, и комиссия EuroNCAP сразу же почувствовала охлаждение внимания к себе. Что делать? Правильно – пешеходы!.. Публике напомнили, что в Европе каждый пятый погибший в ДТП (7000 человек ежегодно) – пешеход. А потому Hyundai QarmaQ получил энергопоглощающий передок, представляющий собой отливку из податливого пластика, объединяющую передние крылья и бампер.

Французско-японские «пикники»

Самой многообещающей серийной новинкой салона стала парочка Citroen C-Crosser / Peugeot 4007. Обе машины сделаны на той же платформе, что и Mitsubishi Outlander, Jeep Compass, Jeep Patriot, а если копнуть глубже, то и Hyundai Santa Fe. Впрочем, и без отколовшихся в самом начале корейцев (не поделили что-то с концерном Daimler-Chrysler) масштабы мезальянса впечатляют. Конечно, в богатой событиями истории Citroen и Peugeot были легковые и коммерческие модели со всеми ведущими колесами, но обе представленные французские модели будут изготавливаться в… Японии, на одном заводе с Mitsubishi Outlander. При этом само рождение семейства окутано тайной в лучших традициях средневекового католицизма. Помнится, еще три года назад глава Peugeot Фредерик Сен-Жур в ответ на мой прямой вопрос о возможности создания кроссовера развил целую теорию о невыгодности подобных проектов для его компании из-за недостаточно широкой целевой аудитории покупателей. Причем, насколько я понимаю, планы сотрудничества с японцами к тому времени уже были сверстаны (никогда не прощу месье Сен-Журу столь откровенного лицемерия).

Кстати, для двух ветвей группы PSA Peugeot-Citroen всегда было непростым делом поделить клиентуру. Вот почему Citroen C-Crosser идет в продажу только с дизелем (2,2 л, 156 л.с.), тогда как гамма двигателей Peugeot 4007 заметно шире.

Говоря о том, как воспримут «двойняшек» в России, нельзя не вспомнить, что кроссовер всегда считался отличной стартовой площадкой для рыночной экспансии. Так, московское представительство DaimlerChrysler намеревалось дождаться кроссовера Smart, чтобы с ним официально вывести эту достаточно непростую марку на российский рынок. Но произошел сбой – вШтутгарте решили повременить с такой моделью. А между тем секрет популярности этого класса машин достаточно прост – в силу своей маргинальности и пограничного положения в «автомобильном обществе», кроссоверы оказались востребованы не только в откровенно сложной для драйва Москве, но и в куда более дружелюбных к автовладельцам европейских столицах. Универсальность и изрядный запас пространства под полом – вот сильные стороны кроссоверов. Например, в Citroen C-Crosser нижнюю часть двустворчатой задней двери можно использовать как сиденье или ступеньку (выдерживает до 200 кг). В салоне предусмотрены целых 22 емкости для хранения вещей, а 30-гигобайтный жесткий диск информационноразвлекательной системы не только вмещает карту Европы, но и предоставляет достаточно места для хранения музыки (2500 файлов в формате MP3). По-моему, превосходная машина для загородных пикников.

Новый X-Trail, или Панель возвращается…

Интересно, но разработчики новогоNissan X-Trail, несмотря на то, что модель заметно подросла (длина увеличена на 175 мм), что-то не торопятся встраивать внутрь третий ряд сидений.Амежду тембаза кроссовера (2630 мм) вполне позволяет это сделать. Создана новинка на платформе Nissan Qashqai. Кстати, напротив, на стенде Renault, стоял почти готовый к серийному производству кроссовер Koleos. Так вот, имейте в виду: он слеплен на той же «тележке».Но вернемся к X-Тrail. Перемены в салоне весьма существенны и, я бы даже сказал, принципиальны. Словно позабыв, как несколько лет назад подводилась фундаментальная база под центральное расположение приборного щитка, сегодня этот японский производитель радостно рапортует о том…какой большой навигационный экран им удалось разместить на центральной консоли после того, как щиток «уехал» на привычное место за рулевым колесом. А еще ровно посередине торпедо (у самого лобового стекла) устроили широкий и глубокий отсек, куда влезает, например, стандартная упаковка бумажных салфеток или с десяток дисков CD. Мне лично, правда, этот замечательный бокс чем-то напомнил ящик на передней панели…«Газели». Но на этоманалогии с отечественным грузовичком заканчиваются.

Знаменитая система полного привода All Mode (в ее основе – трансмиссия спорткара Nissan Skyline 15-летней давности) теперь дополнена программами DDS и USS. Первая обеспечивает съезд с горы без участия водителя на скорости 7 км/ч, а вторая помогает тронуться вверх по холму, придерживая машину тормозами. Впрочем, злоупотреблять ездой по плохим дорогам, а уж тем более по бездорожью и особенно с бесступенчатой трансмиссией CVT я бы не советовал.

Насколько мне известно, прежний X-Тrail Европа принимала очень даже хорошо. Достаточно сказать, что из 615 тысяч проданных за шесть лет машин в европейской конфедерации осело 275 тысяч. Кстати, на сегодняшний день именно Nissan является компанией с самой широкой линейкой CUV и SUV – их у нее семь.

Особая теплота шведского климата

Если говорить о системах безопасности, то равных в этом фирме Volvo найти, мягко говоря, трудно. К тому же новые шведские машины (не без поддержки партнеров по корпорации Ford) серьезно подтянулись и по механической части. Достаточно привести в пример уникальный в своем роде поперечный силовой агрегат в составе рядной 3,2-литровой «шестерки» и шестиступенчатой автоматической трансмиссии Geartronic. А поскольку монтажная база такого агрегата существенно ограничивается колеей, навесное оборудование двигателя (насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера) размещены поверх трансмиссии. Перенесен на тыльную часть блока и привод газораспределительного механизма. Генератор интегрирован в картер, туда же встроен и гаситель колебаний коленчатого вала. Ставиться такие моторы будут, в том числе, и на Volvo XC70.

Жаль, что ограниченные размеры стенда Volvo наЖеневском автосалоне помешали представить технические новшества в виде препарированных демонстрационных макетов (как делают это многие конкурентышведов). В противном случае можно было бы наглядно увидеть, что в кузове Volvo XC70 применено больше, чем раньше, упрочненного, высокопрочного и сверхвысокопрочного стального листа. А еще спереди предусмотрен дополнительный стальной буфер, при лобовом столкновении препятствующий «подныриванию» под более высокий кроссовер низкого легкового автомобиля (правда, это ухудшило геометрическую проходимость XC70). Внедрен и целый комплекс мер активной безопасности – индикаторыпредупреждают о присутствии в «слепой зоне» попутного автомобиля, а радарная система следит за дистанцией (и в случае необходимости притормаживает) до идущего впереди автомобиля. Онаже дает идущимследом автомобилям сигнал, что началось торможение. Если же скорость на трассе падает ниже 30 км/ч, включается аварийная сигнализация. А еще система IDIS (Intelligent Driver Information System) берет на себяфункции своеобразной «секретарши»: если компьютер оценивает поведение водителя как напряженное, то автоматически блокируется информация, способная отвлечь внимание, – телефонные звонки, S M S .

На мой взгляд, шведам всегда удавалось наполнять салоны своих автомобилей какой-то особенной теплотой. Возможно, причина такого подхода кроется в особой суровости скандинавского климата и перманентном желании жителей холодного северного полуострова согреться. Возможно. Но в данном случае дизайнеры Джонатан Дисли и Бьел Херманссон (создатели интерьера XC70) вдохновлялись (по их же словам) – чем бы вы думали – работой под названием «Хаос» великого шведского мастера дизайна Вигварда Бернадотта. Как следствие, «источник вдохновения» проявляется и в «рассеченной» текстуре алюминиевых вставок, и в нарочито неаккуратных стежках обивки. Заднее сиденье XC70 можно заказать с изначально интегрированными детскими сиденьями. Их левая и правая подушки подстраиваются по высоте под рост.

Итальянцам нравятся индийские пикапы

Согласитесь, после всего услышанного как-то совсем без энтузиазма рассказываешь о простом индийском пикапе Tata Xenon. Но здесь тоже все далеко не просто – например, перспективность этой модели на европейском рынке уже успел оценить итальянский концерн Fiat, предложивший индийцам продавать этот автомобиль под их маркой. Правда, это вовсе не обещает, что дизайн машины станет более привлекательным(Fiat намерен провести рестайлинг). Итальянцы хотят выпускать у себя неменее 20 тысяч таких пикапов со своим common rail 2,3-литровым дизелем мощностью 134 л.с. бразильской сборки (оригинальныймотор 2,2 л, 140 л.с., тоже «реечный», создан фирмой Delphi и выпускается в Индии).Машина разработана по заказу индийской стороны британской фирмой Concept Group Consulting. Кстати, при всем уважении к британской инженерной школе, полный привод с вискомуфтой для пикапа выглядит сомнительным решением.

Немного грустное послесловие

Подводя итог прошедшему Женевскому автосалону, в очередной раз приходится констатировать тот удручающий факт, что с каждым прожитым днем количество моделей настоящих внедорожников, таких как MercedesBenz G-Кlasse, Land Rover Defender, ну и, наконец, УАЗ продолжает ощутимо снижаться. И тут уж ничего не поделаешь – реалии клиентских предпочтений толкают производителей в сугубо «асфальтовое» русло. Новинки выглядят, что называется, «в лучших традициях», но при этом, как показывает практика наших тестов, они грозны скорее на вид, чем по сути. Достойный компромисс между управляемостью и проходимостью если и возможен, то неоправданно дорог. Вот и получается, что наибольшим интересом у посетителей выставки пользуются «заряженные» версии SUV на шоссейных «блинах» и с отвисшими до асфальта «челюстями» спойлеров. Знаете, если подобное «объединение» классов и дальше пойдет такими же темпами, то очень скоро единственным серьезным внедорожником на автомобильном рынке европейской конфедерации останется опереточный вояка Hummer...


текст и фото: Денис ОРЛОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты