24 часа Байкала

Офф-роуд на льду глубочайшего в мире озера как еще один способ попасть в книгу Гиннесса

Не так давно волею судеб я побывал в самом холодном месте Северного полушария – якутском поселке Оймякон (репортаж об этой поездке можно прочитать в февральском номере ORD). Так вот, вернувшись из Оймякона, я и предположить не мог, что совсем скоро вновь окажусь за много часовых поясов от Москвы – на этот раз уже на Байкале. И окажусь не просто так, а в составе группы, поставившей перед собой задачу пересечь глубочайшее озеро планеты с юга на север (а это, между прочим, не менее 400 км по льду). Причем, на все про все отводится ровно сутки. То есть 24 часа. 24 часа Байкала…

Изначально организаторы планировали начать пробег с поселка Слюдянка. Но из-за аномально теплой зимы (на юге озера льдина размером сорок на двадцать километров откололась от основного массива и начала дрейфовать под действием ветра) точку старта пришлось перенести к Ольхонским воротам, то есть на 220 километров севернее.

Особенности ледяного покрытия

Сейчас мне трудно в это поверить, но подавляющая часть населения нашей страны совершенно не знакома с законами движения льда в целом и ледовой обстановкой на Байкале в частности. Более того, основное множество почему-то уверено, что лед, скрывающий в холодное время года поверхность самого глубокого озера в мире, – гладкий, словно взлетная полоса, и ехать по этой бескрайней «взлетной полосе» можно с любой скоростью и куда глаза глядят. Лишь бы толщина льда была достаточной. На практике все не так просто. Ледовое покрытие Байкала постоянно находится в движении: возникают трещины, льдины налетают друг на друга и образуют торосы.

И все же главную опасность при движении по льду представляют становые трещины и наледи. Первые являются разломами льда, на которых постепенно нарастает тонкий ледяной слой, а свежий снегопад довершает «маскировку». Ну а наледи образуются в результате все того же движения льдов: большие массы воды растекаются по поверхности ледяного покрова, при этом их верхний слой быстро замерзает, создавая иллюзию крепкого ледяного основания.

Ольхонские ворота

Старт пробега был назначен на утро 10 марта от Ольхонских ворот. Кстати, летом попасть на автомобиле на остров Ольхон (самый большой и популярный из 37-ми байкальских островов) весьма проблематично – обитаемость здешних мест растет год от года, а курсирующий между материком и островом паром берет на борт только шесть автомобилей (местные маршрутки имеют приоритет). Говорят, дело иногда доходит до драк…Но как бы там ни было, а увидеть Ольхон непременно стоит. Ведь попав впервые в этот природный храм, волей-неволей начинаешь задумываться о смысле жизни и бренности всего земного. Но что-то мы отвлеклись от нашего главного повествования…Колонна стартовала в начале десятого утра, и в то же мгновение два секундомера начали отсчитывать отпущенные нам сутки. Кстати, всего в большом байкальском «заплыве» приняли участие шесть автомобилей: Nissan Patrol, Mitsubishi Delica, Suzuki Vitara, Toyota LC70, Nissan Terrano и ВАЗ2121 « Нива». Причем, все эти, мягко говоря, разные машины к тому же были «обуты» в совершенно разную резину. Здесь и признанная Nokian Hakkapeliitta, и BFG AT, и даже отечественная «Кама EURO».

Большая озерная левитация

Когда дорогу нам преграждает первая трещина, все экипажи проходят инструктаж, а после один за другим играючи ее «перепрыгивают». Происходит это следующим образом: машина отъезжает на достаточное для набора необходимой скорости расстояние (в зависимости от ширины трещины, это может быть и 40, и 120 км/ч). Затем автомобиль как бы проскакивает над трещиной... С одной стороны, это напоминает преодоление открытых канализационных люков, с той разницей, что под «откинутой ледяной крышкой» – километр чистой байкальской воды и любая ошибка может обойтись очень дорого. Дополнительная сложность заключается еще и в том, что при движении по льду колонной края трещины после проезда очередного транспортного средства все больше разрушаются. А теперь минуточку внимания – ширина преодолеваемых таким способом трещин колеблется от 15 сантиметров до…7 (семи!) метров! Да, это не описка, и такие многометровые разломы льда можно преодолеть на автомобиле. Но, увы, увидеть воочию (а стало быть, и сфотографировать) столь длинные «прыжки» мне не довелось – на маршруте нам встречались трещины максимум двухметровой ширины. С другой стороны, может, оно и к лучшему, что наша, ведомая опытными ледовыми капитанами, колонна находила объезды наиболее опасных мест. Кто знает, не дарили ли они мне тем самым возможность и дальше наслаждаться радостями нелегкого пути, смотреть по сторонам во все глаза, вдыхать полной грудью свежий байкальский воздух, думать, анализировать, запоминать (а стало быть, и фотографировать).

1637 метров воды

Это, наверное, звучит странновато, но главная опасность трещин заключается как раз в отсутствии в их зеве открытой воды. Промежуточный вариант – открытая вода есть, но ее совсем мало, например, полоска 20–30 см при общей полутораметровой ширине трещины. Тем самым создается иллюзия безопасности – человека тонкий слой льда чаще всего в состоянии выдержать, а автомобиль неминуемо проваливается. И это вовсе не пустые слова – каждый год местный отряд МЧС проводит операцию по очистке Байкала от автомашин. В год водолазы поднимают со дна до 10 затонувших автомобилей. И как вы догадываетесь, такие работы ведутся отнюдь не на отметке в 1637 метров (максимальная глубина Байкала): подъем ограничен 200 метрами от поверхности. При этом легковые автомобили вызволяют из водного плена так называемым «бурятским методом»: вручную с помощью простой рамы с блоком и ворота (с грузовиками сложнее – тут не обойтись без понтонов). Причем, технологии подобных работ вполне налажены. К примеру, подъем Toyota Land Cruiser 80 с 40 метров занимает три часа. А так как по составу вода в Байкале напоминает дистиллированную, то есть в ней низкое содержание солей, то автомобили не ржавеют. Но увы – после подъема на сушу они начинают делать это с удвоенной скоростью. Поэтому во избежание дополнительных проблем, свежевыловленных «утопленников» желательно сразу же отправлять в покраску...

ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ НА ДНЕ ОЗЕРА

Байкал хранит много тайн. И одна из них была сокрыта на глубине 38 м... Июль 2004 года – экспедиция по очистке дна озера от затонувших объектов. Обнаружив «объект», я и Алексей Садовский пошли под воду. Пока Алексей делал зацеп, я поднялся над крышей УАЗа и разрезал тент. В машине находился человек!.. По номеру было выяснено, что это почтовая машина, пропавшая 15 лет назад. В ней ехали инкассатор, перевозивший деньги, водитель и женщина-шаманка. Было принято решение поднять тело – судя по всему, той самой шаманки. Тело женщины на удивление хорошо сохранилось… Под воду пошли Семен Белокуров и Виталий Тихонов. Но как только они прикоснулись к шаманке, она стала... рассыпаться. Тем не менее, водолазы сумели собрать останки в мешок, используемый при подъеме людей. В тот же день ее опознали и захоронили. А во время похорон кто-то из местных вспомнил, что при жизни эта шаманка предсказала: в день, когда ее предадут земле, пройдет сильный ураган. И действительно, к вечеру началось невообразимое: подул сильнейший байкальский ветер «сарма». На этот раз он был такой силы, что рвал палатки туристов, уносил лодки и срывал крыши с домов в поселке.
P.S. Тела водителя и инкассатора так и не обнаружили. Не нашли в поднятой со дна машине и перевозимых денег. В общем, милиция считает, что в данном случае без криминала не обошлось…

В снежном плену

Тем временем, штурмуя одну трещину за другой, наш караван продвигался все дальше на север. Областей открытого льда становится все меньше, а глубина снега продолжает увеличиваться. Принимаем решение попробовать пробиться к восточному берегу озера (в район населенного пункта Давша), а затем продолжить движение вдоль береговой линии (там из-за постоянных ветров должно быть заметно меньше снега). Идущий первым Nissan Patrol (автомобиль на «33-х» колесах) постоянно останавливается и сдает назад: снег слишком глубокий, а старенький двигатель объемом 2,8 литра уже далеко не так бодр. Неожиданно вперед вырывается Delica, которая, даже на штатной резине, за счет небольшого веса легко штурмует все препятствия. Увы, продолжается это недолго – у «автобусика» перегревается АКПП. Пробуя то один, то другой автомобиль в качестве ведущего, останавливаемся на TLC 70 президента иркутского клуба «Протектор». С переменным успехом Land Cruiser, в конце концов, пробивает дорогу всем остальным. Но тут становится очевидным еще одно обстоятельство…Как известно, при движении колонны по глубокому снегу важно, чтобы колея у всех автомобилей была приблизительно одинаковой. Так вот, в нашем случае налицо были, по крайней мере, три размера.

Книга Гиннесса

Когда снега стало меньше, наша скорость выросла до вполне крейсерских 80–90 км/ч. Трещины вновь стали видимыми, а значит, более безопасными. А когда до конечной цели нашего путешествия – поселка Нижнеангарск – остается все меньше километров, мы понимаем, что засветло нам не успеть... Ну а раз так, то пришло время подробнее остановиться на организационных моментах всего мероприятия. Так вот: лимит времени в 24 часа обусловлен не прихотью организаторов пробега, а требованиями Книги рекордов Гиннесса (а заодно и Книги рекордов России). То есть, за сутки нужно пройти не менее 400 километров по льду, ни разу не выезжая на берег. В Нижнеангарске прибытие автомобилей фиксирует администрация, нотариус и телевидение. К заявочным документам должны быть приложены треки, фото-видео материалы и целая куча официальных бумаг. Затем все это «хозяйство» отправляется в Англию, где, в случае положительного решения, в течение полугода и оформляется установление рекорда.

P.S. До Нижнеангарска участники рекордного пробега добрались за двенадцать с половиной часов. Автомобилем, который первым коснулся колесами берега после четырехсоткилометрового пробега по льду Байкала, стала « Нива», пилотируемая ледовым капитаном Андреем Бурмейстером. Парни, вы сделали это! А я, стало быть, сфотографировал…


текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты