Продолжение истории

Репортаж из музея "Прорыв блокады Ленинграда"

Текст: Андрей Аксенов
Фото: Андрей Аксенов, Сергей Лунин, Александр Смирнов, архив музея

Сегодня, в завершение рассказа о поднятом со дна Невы танке БТ-5 (см.: ORD. 2007. №9), мы познакомим вас с дальнейшей судьбой этой машины, а заодно и поговорим о ее гусеничных «собратьях», застывших у Ладожского моста на площадке перед музеем. Скажу сразу: эти боевые машины прошли сквозь огонь великой войны и холодную невскую воду, вполне заслужив хор медных труб в свою честь.

Но рассказ о машинах мне бы хотелось начать с истории о людях, без которых вообще бы ничего не состоялось… Более 30 лет назад главный архитектор Ленгипромостстроя Юрий Иванович Синица закончил проект нового моста через Неву. Он пересекал реку практически в том самом месте, где в январе 1943 года бежали по льду бойцы Красной армии, прорывавшие блокаду Ленинграда. Уже в ходе строительства архитектор предложил на одном из высоких насыпных пандусов моста выложить мозаичное панно, посвященное этим событиям. Движение по мосту открылось в 1981 году, а идея панно постепенно трансформировалась в создание музея-диорамы. А поскольку музей разместился в пандусе моста, это наложило определенные ограничения на размер и конструкцию диорамы. Холст закреплен на специальном подрамнике, гасящем вибрации от идущего транспорта. Художественное полотно размером 40 на 8 метров выполнено ленинградскими мастерами. На роспись ушло более трех лет. Полотно необычно и с композиционной точки зрения, поскольку оно отражает не конкретный момент времени, а события, происходившие в течение семи дней боев. Такой прием известен еще со средневековья, однако используется нечасто. Для воссоздания картины сражения художники не только использовали кинохронику и архивные фотографии, но и встречались с реальными участниками тех боев.

Музей открылся 7 мая 1985 года, а его коллектив возглавила Вера Ивановна Позднякова, до этого работавшая директором Дома культуры Невского судоремонтно-судостроительного завода в Шлиссельбурге. Что же касается танков, находящихся на речном дне, то о них было известно со слов ветеранов, прорывавших блокаду города. Сотрудники музея обратились за помощью к командованию Ленинградского военного округа. Военные пошли навстречу и попытались что-то поднять, но с первой попытки не удалось. А потом в стране началась перестройка, и им вовсе стало не до этого. Но кто бы тогда мог подумать, что пауза затянется на добрых 15 лет.

Первый КВ-1
Поворот событий, изменивший жизнь как самого музея, так и множества людей, ранее не имевших к нему никакого отношения, произошел лишь весной 2003 года. История с затонувшими во время переправ танками, как оказалось, не давала покоя многим энтузиастам. В частности, волновала она и дайверов из команды «Открытое море» и поискового отряда «Мга». В августе 2002 года они приступили к серии погружений в районе «Невского пятачка». Подводный поиск увенчался успехом – на глубине 10 м недалеко от левого берега был обнаружен тяжелый танк КВ-1. Но только по прошествии времени ребята смогли оценить, насколько им повезло.

Дело в том, что река Нева – не лучшее место для развлечения дайверов: вода мутная, течение сильное, а дно захламлено. Мимо этого КВ-1 могли проплыть в трех метрах, ничего не заметив. Но найти танк оказалось еще не самым сложным. На тот момент никто не представлял, как его достать. Стали искать специалистов и в итоге вышли на военно-патриотический клуб «Поиск» из белорусского города Шклова. Операция началась в марте 2003 года. Для начала пришлось расчищать от бревен 50-метровую «дорогу» на дне реки и размыть ил и песок вокруг корпуса танка. Об объеме выполненных задач хорошо говорит следующая цифра: в ходе проведения подготовительных работ одни только гидропомпы израсходовали более 600 л дизтоплива. Но лишь спустя месяц можно было приступать непосредственно к подъему танка.

Скажу честно, у меня нет никаких оснований не доверять рассказам непосредственных участников тех событий (тем более что они подтверждены видеосъемкой), но все равно, удивление не проходит. Вы только представьте, 48-тонный танк, к тому же дополнительно «загруженный» речным песком, был вытащен на берег при помощи автомобиля ЗиЛ-157, оборудованного 5-тонной лебедкой! Естественно, трос заводили не напрямую к буксирным серьгам танка, а через достаточно сложную систему блоков и полиспастов. На выходе эта стальная «паутина» дала усилие около 200 тыс. кгс, и 15 апреля КВ медленно, со скоростью минутной стрелки часов, пополз к берегу. Дополнительную помеху движению создавал и уклон дна, доходивший местами до 45 градусов. Через сутки непрерывного движения из воды показался ствол орудия. Но уже около самого берега один из тросов все же не выдержал и порвался. Танк откатился на 3–4 метра назад, натянув страховочные тросы. После устранения неполадок работа продолжилась, и к вечеру машина уже стояла на берегу.

А дальше началось самое неприятное… Как только подъем успешно завершился, у танка появилось сразу несколько «хозяев». Права на него заявили Министерство обороны, музей БТВТ в подмосковной Кубинке и музей Победы на Поклонной горе. Естественно, непосредственные участники полуторамесячной эпопеи, затратившие на подъем огромное количество сил и средств, встретили эти притязания «в штыки» и не собирались отдавать КВ. Развивающееся противостояние вышло на уровень представителя Президента по Северо-Западному региону Валентины Матвиенко, которая и приняла окончательное решение в пользу музея «Прорыв блокады Ленинграда». Военным же в качестве утешения позволили восстановить машину на 61-м танкоремонтном заводе в Стрельне. Кстати, в ходе работ оригинальный двигатель В-2 изъяли, заменив его более современным аналогом от среднего танка Т-55. Эта операция позволила «ветерану» после завершения ремонта съехать своим ходом с трейлера и добраться до места последней стоянки перед музеем. А поскольку в дальнейшем танк эксплуатировать не собирались, то на следующий день представители завода двигатель… изъяли.

Т-26
В мае 2003 года был найден следующий танк. Причем на сей раз даже нырять не пришлось. Сильно обмелевшая Нева далеко отступила от обычной кромки берега, обнажив остов корпуса легкого танка Т-26. Башня и часть верхних листов корпуса отсутствовали, зато, как выяснилось при раскопках, полностью сохранилась ходовая часть. Поскольку опыт восстановления КВ военными оказался неоднозначным, Вера Ивановна обратилась за помощью на Невский судостроительно-судоремонтный завод (НССЗ), начальство которого пошло навстречу и предоставило крышу и техническую поддержку бригаде Игоря Девятникова. Недостающие бронелисты вырезали заново, а башню с вооружением удалось найти позднее. Оказалось, ее в свое время подняли на Арбузовском плацдарме, расположенном ближе к городу по течению реки, и передали в питерское НПО «Спецматериалов» (о каких «материалах» идет речь, красноречиво свидетельствует современный танк Т-80БВ перед проходной института). Руководство объединения передало башню музею, и реставрация продолжилась. Всего, с учетом перерывов, на восстановление Т-26 ушел год. Кстати, одну из пробоин в правом борту корпуса специально оставили нетронутой. Для наглядности...

Т-38
Легкий плавающий танк Т-38 был обнаружен не менее случайно. На него наткнулся водолаз «Невской водолазной компании» Сергей Корчак во время подводной охоты в 2004 году. В феврале следующего года специалисты компании приступили к подъему. Поскольку машина находилась относительно недалеко от берега, ее также удалось вытащить с помощью автомобиля. Благодаря небольшому собственному весу танка (около 3,5 т) и более мощному балластному тягачу Tatra 815, оснащенному лебедкой с усилием 20 тыс. кгс, на этот раз обошлось без полиспастов. Но не все шло гладко: в самом начале буксировки не выдержала петля на корпусе, и трос пришлось заводить за картеры бортовых передач гусеничного движителя танка. Дальнейший путь по дну прошел под наблюдением водолазов. После подъема машина попала на НССЗ.

Тем временем выяснилась причина ее затопления. Корпус Т-38 на плаву почти полностью находился в воде (запаса плавучести не хватало даже для перевозки пары солдат на его крыше). Так вот, угодивший в танк немецкий снаряд не пробил броню, а ударил вскользь по броне под пулеметной маской. От такого толчка башню сорвало с креплений, а танк качнулся. Вода тут же хлынула через открытые люки, и машина ушла на дно. Вполне возможно, именно об этом танке упоминается в отчете «Невской оперативной группы» как о «наскочившем на подводный предмет и затонувшем». Кстати, такое «разночтение» вполне возможно. Дело в том, что переправа происходила ночью под огнем противника, и ход событий восстанавливали по словам уцелевших участников. Что же до судьбы экипажа этого танка, то она так и осталась неизвестной. Но скорее всего танкисты погибли.

Судя по некоторым деталям, этот Т-38 был выпущен до 1939 года (клеймо на картере двигателя имеет дату «VI-1937»). В ходе ремонта танк отреставрировали почти до первоначального состояния, не считая изъеденной коррозией поверхности брони и поврежденного мотора. В принципе, найти запчасти к 40-сильному автомобильному двигателю можно (такой же стоял на легковом ГАЗ М-1). Но в тот момент подобная задача не стояла. Получив надежное антикоррозийное покрытие, Т-38 отправился в музей накануне 60-летия Победы, 5 мая 2005 года.

КВ-1С
Единственный танк в экспозиции музея, найденный не под водой, а на земле, – это КВ-1С. Так называемый «скоростной» танк был найден в болоте на краю урочища Карбусельские поля Кировского района Ленинградской области. Машину уничтожил внутренний взрыв, далеко отбросивший башню и разогнувший борта толщиной 60 мм. Нижняя часть корпуса постепенно оседала в мягкий грунт. Последнее обстоятельство и спасло танк от охотников за металлом. Но верхние ветви гусениц все же сняли, разбив на отдельные траки. Часть корпуса также успели порезать. И вот 22 октября 2005 года найденные обломки эвакуировали на НССЗ. А когда при разборе деталей стали появляться лишние «дубли», стало понятно, что подорванных танков было два, просто один практически полностью «ушел на металл». Эта машина стала, наверное, самой сложной в работе: сказывалась степень разрушения. «Заплаты» на борта изготовили из толстого стального листа так, что теперь невозможно определить места повреждений ни на взгляд, ни «простукивая» корпус. Из уцелевших траков удалось собрать только одну гусеницу на правый борт, на противоположную сторону почти ничего не осталось. 17 января 2007 года тяжелый танк погрузили на трейлер и повезли в музей. Операция по его транспортировке и установке осложнилась капризами погоды. Скачки температуры превратили все дороги в каток. Кроме того, если на заводе танк грузили одним огромным краном на причале, то около музея пришлось задействовать два крана на автомобильных шасси. Крановщики должны были действовать абсолютно согласованно, чтобы не завалить собственные машины и не уронить экспонат.

БТ-5
О подъеме быстроходного танка со дна Невы ORD рассказал в № 9 за 2007 год. В течение летних месяцев он был полностью разобран и очищен от следов коррозии. Как оказалось, нарекания военпредов 30-х годов на качество брони были вполне справедливыми: некоторые детали покрылись трещинами от внутренних напряжений в металле, а на других ржавчина проела замысловатые рисунки, свидетельствующие о неравномерной структуре материала. В то же время, часть болтов удалось открутить даже без прогрева, обычными гаечными ключами. Солидол под крышками ступиц колес надежно защитил подшипники от речной воды. Кстати, один из них, к удивлению всей бригады, оказался итальянским! Еще одной интересной деталью, свидетельствующей об уровне технологий 70-летней давности, была прокладка подшипника переднего управляемого колеса, вырезанная из… фанеры. Повреждения оборудования внутри корпуса, к сожалению, были много сильнее, чем показалось сразу после подъема. В местах соприкосновения различных металлов возникла электрохимическая коррозия, превратившая, например, пушечный прицел в труху. Приемник радиостанции уничтожили его собственные щелочные батареи. Передатчик на машине отсутствовал (этот БТ-5 был линейным, а не командирским). Остается открытым вопрос и с датой «рождения» танка. Неясен был и еще один момент – когда в конструкции машины появилось столько нововведений от следующей модификации БТ-7? Такое могло произойти как при капитальном ремонте с модернизацией, так и в конце серийного выпуска БТ-5, при плавном переходе на следующую модель. Зато историки пришли к определенным выводам о дате затопления, по совокупности причин просчитав, что танк ушел под лед при прорыве блокады в январе 1943 года. Восстановление танка закончилось к осени. Полностью сгнившие детали крыльев и надгусеничных полок изготовили заново, после чего всю машину покрыли «корабельной» грунтовкой, имеющей высокие защитные свойства, и покрасили. И вот 19 сентября 2007, в канун 66-й годовщины образования плацдарма на Невском пятачке, БТ-5 замер в строю боевых машин на площадке перед музеем.

КВ-1, дубль два
Передача танка в музей сопровождалась встречей ветеранов Великой Отечественной, речами районного начальства на митинге, прохождением роты почетного караула и фейерверком. А после окончания «официальной» части началась «неофициальная» встреча людей, имеющих непосредственное отношение как к уже найденным машинам, так и к дальнейшим поискам. Оно и правильно, от стихийных «набегов» на невские глубины пора переходить к нормальной работе. Андрей Лукошков, научный руководитель проекта «Балтийское морское общество», занимающегося поиском затонувших кораблей в акваториях Балтики, Ладожского озера и Невы, пообещал предоставить координаты объектов, представляющих интерес. Айвар Степанов из ЗАО «Искатель», обеспечивавший проведение водолазных работ при подъеме БТ-5, в свою очередь подтвердил готовность продолжать сотрудничество в интересах музея.

И сказанные слова не были пустым звуком: ровно через месяц из Невы удалось поднять очередной танк. Это был еще один КВ-1. Но до того как почти 50-тонная махина вынырнула из воды, вися на стропах плавучего крана, модель танка не была определена, поскольку он лежал на дне вверх гусеницами, с башней, зарывшейся в грунт. По всей видимости, машина ушла на дно при попытке эвакуировать ее с плацдарма для ремонта. Вероятно, танк был поврежден минометным обстрелом, о чем свидетельствуют отметины на крыше башни и корпуса. Часть деталей были демонтированы ремонтниками еще на «пятачке» и находились внутри машины.

Теперь перед бригадой Игоря Девятникова поставлена задача провести комплексную реставрацию танка, включающую не только приведение внешнего облика в порядок, но и восстановление работоспособности механизмов. Сколько времени продлятся работы, предугадать трудно – сроков сдачи КВ никто не устанавливал. И вот еще информация к размышлению – в музее подготовлен проект закрытого павильона, дающего возможность посещать танковую экспозицию круглый год и в любую погоду. Продолжается и разведка под водой, так что следите за новостями – они обязательно будут.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты