По следам капитана Моргана

Exide Istra Challenge - 2007. Хорватия

Текст: Мартин Бринк, Андрей Судьбин (перевод)
Фото: Мартин Бринк

Полуостров Истра в Хорватии полон истории и легенд. Достаточно сказать, что где-то здесь, в каньонах залива Лим-фьорда, прятался известный пират капитан Морган, причем его так никто и не поймал. Залив Лим-фьорд имеет в длину около 25 км и впадает в пролив Лимский канал. Так вот, на берегу этого залива стоит деревушка Моргани. Считается, что она названа в честь знаменитого пирата, и охотники за удачей до сих пор стекаются в ее окрестности в поисках клада – бесследно исчезнувших сокровищ Моргана. Но скажу сразу: я приехал в Моргани не за золотом. Мною руководило желание увидеть, как бьются за награды Exide Istra Challenge любители бездорожья со всей Европы.

Лимский фьорд был прорыт в незапамятные времена крохотной речушкой, несущей свои воды в Лимский канал. Но вследствие геологической активности где-то в 1600 году нашей эры речка исчезла. О тех днях напоминают развалины Двиграда – города, стоявшего на обоих берегах ущелья под названием долина Драга. Когда-то основным источником дохода для жителей Двиграда была плата за проезд: через этот город проходила единственная дорога, которая вела от побережья в глубь полуострова Истра. Этот населенный пункт возник еще в доисторические времена, перенес множество войн и эпидемий и в конце концов был брошен жителями в 1630 году. Сегодня мы можем увидеть только развалины города, находившегося на северной стороне каньона. От города Парентин, стоявшего на другом берегу, и вовсе осталось лишь каменистое плато.

300 евро за четыре дня
Базой для трофи-рейда Exide Istra Challenge 2007 стало селение Тиньян, расположенное чуть севернее Двиграда. Кстати, одновременно с трофи-рейдом в Тиньяне проходит большой ежегодный деревенский праздник, и это совсем не случайность. История Exide Istra Challenge началась в 2001 году, когда Вильям Укушич и несколько его друзей решили собраться вместе и покататься по бездорожью. Для справки: в свое время Вильям серьезно занимался мотокроссом и даже входил в десятку лучших спортсменов Европы, но потом его привлек внедорожно-автомобильный спорт, и он открыл в одном из курортных городов Истры, Фунтане, магазин офф-роудного оборудования и аксессуаров. Но вернемся собственно к соревнованиям. Проведенные «покатушки» настолько всем понравились, что уже на следующий год, в 2002-м, они превратились в настоящее соревнование. Надо сказать, что организаторы Istra Challenge традиционно уделяют большое внимание вопросам безопасности (имея опыт участия в различных внедорожных дисциплинах, Вильям отлично представлял, что именно может пойти не так). Соответственно на трассу не может выехать ни один автомобиль без надлежащего каркаса безопасности, ремней, огнетушителя и аптечки. При этом как находясь в кабине, так и работая вне машины, пилот и штурман обязаны быть в шлеме и перчатках. Но на Istra Challenge хорошо продуманы не только вопросы безопасности. Например, на старте последних СУ каждого дня спортсменам нередко приходилось достаточно подолгу ждать, когда трасса освободится. И что же вы думаете, к их услугам был и мангал с барбекю, и палатка с прохладительными напитками. Ну а вечером, после окончания соревнования, всех участников ждал ужин под огромным навесом, примыкающим к местному ресторанчику «Коноба Диди». Сколько вся эта роскошь стоила? Триста евро с человека за четыре дня. Много это или мало, решайте сами, но лично мне кажется, что в реалиях Европы сумма эта достаточно скромна. По крайней мере ни один из представителей Германии, Венгрии, Словении, Италии, Голландии и Бельгии (участники именно из этих стран собрались на Istra Challenge 2007) ни разу не пожаловался на дороговизну.

Охладить пыл
Непосредственно гоночные трассы прошли по ущелью и его ближайшим окрестностям. А это, в свою очередь, означало, что на трассе было множество участков с большими перепадами высот. В первый день гонки спецучастков было только два, во второй – десять, в третий – четыре, а в четвертый – снова два.

Чтобы несколько охладить боевой пыл спортсменов, первый спецучасток организаторы сделали исключительно сложным. Представьте: крутой скользкий подъем и не менее крутой поворот со спуском. А затем еще один экстремально крутой склон, покрытый раскисшей глиной и мокрыми опавшими листьями. Следующий подъем, более пологий, но после дождя гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд. И еще один совершенно невероятный поворот, за которым, в кустах, таится идущий перпендикулярно курсу ров. Выбраться из него можно, лишь вскарабкавшись на огромный булыжник, но чтобы это сделать, нужно еще как-то выставить автомобиль в правильное положение (ров очень узкий, и маневрировать в нем практически невозможно).

Но, как известно, между спецучастками есть «лиазоны», и они тоже могут быть достаточно непростыми. Хотя, конечно, таких экстремальных препятствий, как на СУ, здесь не встретишь. Организаторы назвали эти промежуточные отрезки трассы «секциями с лимитом времени». Расчет последнего производился достаточно просто: во время подготовки организаторы проезжали эти участки в спокойном режиме. Если прохождение участка потребовало от них, например, три четверти часа, то участникам предоставлялся лимит в час с четвертью. Как следствие, у экипажей было достаточно времени для мелкого ремонта, а вот съездить в ближайшую деревню за запчастями они уже не успевали. Кстати, кроме всего прочего, в тот же день и в том же месте стартовал и этап национального чемпионата Хорватии. Что означало существенный прирост машин на старте. Однако, поскольку и стартовали они после того, как последний участник Istra Challenge ушел на трассу, да и «поле боя» у них было несколько иное (имеется в виду конфигурация трасс), то ни один из хорватских спортсменов не участвовал в Istra Challenge 2007. Все они предпочли побороться за очки в национальной серии.

Уж лучше помучиться
Только два СУ были проложены по относительно открытой местности. Причем один из них находился в огромной яме, склоны которой были покрыты травой и одиночными деревьями. Трасса еще одного СУ была размечена в расположенном неподалеку лесу. Командам нужно было несколько раз пересечь эту гигантскую воронку, ну а чтобы выбраться из нее, им неизбежно приходилось прибегать к помощи лебедки. А так как в районе подъема не оказалось ни одного удобного дерева, организаторам пришлось поставить трактор в качестве «якоря». Далее спортсменов ждали скользкие после дождя поросшие лесом склоны, а затем упражнения в стиле американского рок-кроулинга. Ну а на последнем отрезке этого спецучастка находилась огромная яма с крутыми и сыпучими склонами. Только у одного экипажа хватило смелости спуститься вниз без помощи задней лебедки. Все остальные предпочли более безопасный способ более быстрому. На выезде из ямы (нужно ли говорить, что сделать это без помощи лебедки было нереально) штурманов вновь ждала отчаянная работа: им приходилось затаскивать трос вверх по песчаному склону.

Еще один интересный участок был предложен на второй день соревнования. Трасса вела по узкой колее среди заросших лесом холмов. Весь день шел дождь, и глина была дьявольски скользкой. И спрашивается, что делать экипажу, когда он видит, что добрая половина дороги превратилась в огромную промоину? Эффективное решение этой проблемы предложили итальянцы Лоренцо Савини и Сауро Мауле. Сначала они опустили машину в яму (задним ходом, на передней лебедке, закрепив трос за дерево, которое росло позади них), затем перенесли трос и зацепили его на другой стороне промоины. Конечно, угол получился слишком большой, и экипажу пришлось помучиться, выставляя машину в нужную позицию, но это уже было не самой сложной проблемой для опытных гонщиков. Дальше участникам предстояло преодолеть очень длинный, очень крутой и очень скользкий после прошедших дождей подъем. К тому же он был буквально усыпан торчащими из земли то тут, то там валунами. Никто из организаторов даже и не надеялся, что кому-нибудь удастся преодолеть это препятствие без помощи лебедки. Но не тут-то было: Марио Экхард и Дросс Орхидеа все-таки сумели ходом покорить коварный подъем на своем монстроподобном Jeep, оснащенном портальными мостами Unimog.

Кто-то должен был попытаться…
А на следующий день, в субботу, представители Германии Раймондо де Гроот и Ханс Донкерс весьма эффектно показали, что они не зря приехали на Istra Challenge. Ближе к вечеру они добрались до старта третьего СУ. Этот спецучасток был относительно коротким, но на нем имелось несколько коварных препятствий, пройти которые было совсем не просто. Прямо после старта участникам нужно было перебраться через узкий валун. За ним следовал крутой правый поворот и крутой спуск. Спускаться нужно было по ведущим вниз промоинам, и машина на спуске сильно кренилась. Спуск заканчивался каньоном, в котором пилотам, чтобы не упереться в песчаную стену, нужно было резко, под 90 градусов, повернуть налево, причем в момент поворота задние колеса их машин все еще находились на склоне. Естественно, передние колеса автоматически поднимались в воздух, и многие экипажи здесь были очень близки к тому, чтобы положить свою машину на бок.

Но когда автомобиль, наконец, падал всеми четырьмя колесами на грунт, оказывалось, что это еще не все. Перед финишем требовалось преодолеть четырехметровую стену. И если внизу это препятствие представляло собой обычный 45-градусный склон, то вторая его часть была живым воплощением легендарной «Лестницы в небо» (Stairway to Heaven, помните такую песню Led Zeppelin?). Казалось бы, выбора нет, и здесь не обойтись без разматывания лебедки. Но Раймондо и Ханс решили совершить невероятный штурм ходом! Решение оказалось не слишком правильным… В результате Jeep CJ 7 немецкой команды ракетой взлетел в воздух, перевернулся через задний бампер и рухнул – сначала на крышу, а затем на бок. К счастью, машина не получила каких-либо фатальных повреждений, а улыбающиеся Ганс и Раймондо выбрались из кокпита абсолютно невредимыми. «Кто-то же должен был попытаться!» – объяснили свой поступок упрямые немцы…

Несмотря на потерю пальца…
Но, как выяснилось, в этом благородном порыве они оказались не одиноки. Похожий «спектакль» на этом же подъеме показали два брата из Бельгии – Хендрик и Андриес Деньи. Их Daihatsu Rocky сделал свечку примерно таким же образом, но тут стало ясно, что хитрые бельгийцы все-таки подстраховались и закрепили на вершине подъема трос передней лебедки. Собственно, он и не дал завалиться машине на «спину». А вот настоящие победители Exide Istra Challenge 2007 – Ксаба Борос и его дочь Мелинда, представлявшие Венгрию, таких шоу не устраивали. Эти опытные спортсмены, выигравшие летом Transilvania Adventure Trophy 2007, отлично контролировали свой подготовленный Jeep Wrangler в большинстве ситуаций. И это несмотря на то, что за четыре недели до Istra Challenge Мелинда, выступая на одном из домашних трофи-рейдов, не слишком удачно управилась с тросом лебедки и… лишилась фаланги на одном из пальцев (было заметно, что рука девушки еще не зажила). А теперь представьте, каково ей было выполнять обязанности штурмана и работать с тросом?

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты