Тяжелый грунт

WAT-Challenge C10. Московская область

Текст: Евгений Константинов
Фото: Евгений Константинов, Ирина Королева

За свою историю Дмитровский автополигон повидал много разных соревнований. Автокроссы, ралли, горные гонки… Не проводили тут разве что трофи-рейдов. И это при том, что все возможности для этого есть. Взять хотя бы так называемый «тяжелый грунт», где в свое время отрабатывали проходимость грузовиков и спецшасси для армии. Правда, последние лет двадцать эту трассу не использовали, но колеи, достойные современных прототипов, сохранились. Да и рельеф Клинско-Дмитровской гряды, где расположены спецдороги, позволяет разнообразить препятствия болотного происхождения, характерные для остального Подмосковья. В общем, после разведки местности, проведенной командой под руководством Ильи Савельева, было решено возродить «тяжелый грунт» к жизни. Но прежде чем давать старт, оргкомитету пришлось немало поработать бензопилами.

Разведка трассы выявила еще одно неприятное обстоятельство: трасса «тяжелого грунта» недостаточно обширна для суточной борьбы с бездорожьем. А потому географию расширили. Собственно, с «внеполигонной» части все и начали...

За забором
На этот раз WAT был устроен в формате свободного суточного ориентирования, и точки первого СУ расположились широким веером к западу и югу от огороженной территории. Всего 36 пунктов разной «стоимости», среди которых часть была обязательной для всех, часть – факультативной, а часть предназначалась для каждого зачетного класса в отдельности. Причем многие контрольные пункты было сложнее найти, чем взять: оттепель осадила снег, а земля под ним еще не успела как следует раскиснуть. Но если ТР2 и ТР3 прямо после старта прямиком отправились на поиски КП, то для ATV и ТР1 организаторы придумали своеобразный пролог – километровую гонку с общим стартом. По сигналу спортсмены ринулись вниз по заснеженному полю, подобно атакующей коннице. Но коварство трассы заключалось в том, что ближе к финишу путь участникам пересекал не до конца замерзший ручей. В нем-то лихая атака и захлебнулась. Лишь пара-тройка квадроциклистов смогли сходу форсировать водную преграду. Все остальные, включая автомобильные экипажи, стали раскатывать русло взад-вперед, сажая себя все глубже. Вскоре дело дошло до лебедок. Из автомобилей своим ходом удалось перескочить ручей лишь тульской Toyota Александра Телышева и Дмитрия Пичугина. Кстати, этот экипаж опоздал на общий старт и выехал на трассу, когда соперники уже выбирались из коварного ручья и сматывали лебедки. А потому ребятам надо было во что бы то ни стало их догонять. Что, собственно, они и сделали.

Тем временем, двигаясь вокруг автополигона, спортсмены во всех классах бодро собирали «урожаи» точек. КП прятались в заброшенных коровниках, среди кустарника, в мелколесье и других укрытых от постороннего взора местах. Но была среди этого разнообразия одна точка, которую организаторы преподнесли в качестве главного офф-роуд «блюда». Во-первых, она была отмечена в центре едва замерзшего болотца, а во-вторых, время ее «работы» было ограничено всего двумя часами: строго с тринадцати до пятнадцати, за чем следил специально выставленный судья. Уже в половине первого вокруг вмороженного в болотную жижу пенька на льду плотно стояли квадроциклисты с фотоаппаратами наголо и ждали сигнала. А чуть дальше, из кустов, растущих на твердой земле вокруг низины, жадно выглядывали автомобильные фары, а экипажи приводили лебедки в состояние готовности.

Гулять по холодной воде
По сигналам точного времени все ожило, и соискатели со всех сторон ринулись к заветному пню. Проще всего было пилотам ATV, заранее занявшим выгодные позиции в первом ряду. Им надо было лишь сделать фото на память и ретироваться по уже выступившей над поверхностью льда воде. Тем, кто подъехал позже, было хуже. Под весом едущих ATV лед стал ломаться, и «квадрики» начали проваливаться. Но и этим еще повезло. Потому как сзади напирали не оставляющие за собой ни льда, ни шансов автомобили. Машины всех трех классов одновременно тянулись на лебедках к точке, словно ледоколы. Ледяные торосы перед бамперами превращались в горы, требуя новых блоков, а за кормой оставались открытые поля жидкой грязи. Экипажи сосредоточенно работали по пояс в ледяной воде, всеми силами стремясь выбраться на оставшиеся плавучие льдины. Вновьприбывшие смотрели на все это широко открытыми от ужаса глазами, после чего отправлялись искать счастье и очки в более проезжих местах. Некоторые, правда, пробовали побороться на подступах и уезжали, только поняв тщетность попыток. И лишь самые сильные духом оставались, чтобы присоединиться к уже имеющимся «ледоколам». В общем, за первые полчаса все подъезды были основательно размешаны, натянутые тросы пересекались над болотом во всех направлениях, а ни один автомобиль так и не смог приблизиться к точке на расстояние вытянутого штурмана. И вдруг очень тихо и буднично, без всякой лебедки лавируя между утопающими, к точке подъехала почти стандартная Toyota Виктора Можарова и Ивана Грошева. Зачетный снимок, и автомобиль так же тихо уезжает. Секрет оказался отнюдь не в волшебных пузырьках, а в самых обыкновенных дюралевых сенд-траках, которые штурман не поленился достать из багажника и подкладывать под колеса. Остальные, видя такое чудо, ускорили трудовой процесс и тоже попытались использовать доселе лежавшие мертвым грузом сенд-траки. Помогло. И хотя на лед никто так и не выбрался, безнадежно проваливаться в болотную бездну машины перестали. Когда же вокруг точки болото размесили до такой степени, что оно стало казаться непроходимым без лебедки даже с сенд-траками, в «зону боевых действий» вкатился УАЗ Константина Михайлова. Его штурман, Игорь Дементьев, сходил на разведку, после чего экипаж сдул колеса в ноль, выставил автомобиль на «финишную прямую», включил первую пониженную, вышел из машины и буквально руками затолкал ее к пню.

Пока шла война моторов и лебедок, время незаметно тикало и, наконец, подошло к тому моменту, когда в Петропавловске-Камчатском наступает полночь. Суровый судья достал бензопилу и, переступая через натянутые тросы, подошел к пню. Не слушая раздающихся с разных концов болотца просьб добавить еще хотя бы минут пять, в несколько движений он уничтожил всеобщий фетиш спортивной мечты последних двух часов.

Страсти вокруг ужина
Несколько других довольно сложных КП такого ажиотажа не вызывали. Во-первых, их «цена» была все-таки ниже, а во-вторых, они продолжали работать до закрытия всего спецучастка. То есть до одиннадцати вечера. Спортсмены рассредоточились по квадрату поисков, зная о том, что следующая их временная привязка – точка «Ужин», находящаяся уже внутри автополигона. Ее требовалось посетить с 21 до 23 часов. По программе она завершала первый спецучасток, и все «непоужинавшие» вовремя к дальнейшей борьбе на СУ-2 не допускались. Наиболее рациональный путь сбора точек начинался от самых дальних КП по отношению к неофициальной «дырке в заборе», через которую спортсменам и надлежало попасть на закрытую территорию. Но у каждого было свое мнение на этот счет. Тем временем подморозило, и нечищеные дороги местного значения превратились в настоящий каток, по которому скользко было перемещаться даже на своих двоих.

Пока же участники блуждающими огнями люстр пугали впечатлительных местных жителей, в лагере соревнований собралась колонна зачета «Челлендж». А собравшись, она отправилась на полигон официальным путем через главную проходную. Этих спортсменов ждала сокращенная программа: только полигон. Впрочем, учитывая, что многие участники этого зачета боролись за победу на машинах, не дотягивающих по подготовке даже до ТР1, организаторы были уверены, что «развлечений» на трех десятках одинаковых со «Спортом» полигоновских точек им хватит по полной. А чтобы избежать столпотворения в промежуточном лагере и на ближайших к нему КП, старт СУ-2 для «спортсменов» и «неспортсменов» развели по времени. «Челлендж» должен был отправляться в путь на три часа раньше. Но случилось так, что первые экипажи «Спорта» въехали на спецдороги с полным набором точек СУ-1 еще до этого события. Строго говоря, сделали они это очень разумно, так как, собственно, въезд на полигон занимал немало времени и сил. Путь туда лежал через широкую сырую канаву с крутыми склонами, где без долгого и нудного лебежения было не обойтись. Эта канава стала неприятным сюрпризом для экипажей, собравших первый СУ заранее и отправившихся перед «Ужином» поспать пару часов в тепле в лагерь. В результате через канаву им пришлось «рубиться» в удвоенном темпе, чтобы успеть. Впрочем, все обошлось. Кроме нескольких машин, по разным причинам вообще не ставших финишировать на СУ-1, не уложились в норматив только два экипажа (они отправились покорять какую-то дальнюю точку и увязли в завалах бурелома).

На дальнем конце петли
Ночной лес был почти тих. Лишь кое-где из темноты раздавалось завывание лебедки. И больше никаких посторонних звуков. Белые колеи в свете фар вели куда-то вперед между склоненными деревьями. Иногда от «магистрали» отворачивал одинокий след в сторону. Порою такой след был накатан сильнее или за деревьями виднелись фары. Я сворачивал туда, но обычно так и доезжал до КП, не видя материала для красивой ночной фотографии, после чего вновь выбирался на «магистраль тяжелого грунта» в погоне за участниками. Но едва я подумал, что здесь как-то уж слишком просто, как засыпанные снегом колеи в свете фар стали глубже, а кое-где в них проступила вода. Еще один поворот, и в ночи открылось феерическое световое шоу. Десяток автомобилей, подсвечивая друг друга фарами и яркими огнями стоп-сигналов, медленно ползли на лебедках в разных направлениях. Одни, таким образом, спускались с крутой насыпи, а другие поднимались обратно. В общем, здесь была настоящая жизнь. Спортсмены всех зачетов и «Челлендж» хаотично смешались в стремлении к общим целям. А так как целей этих было на нескольких десятках квадратных метров сильно пересеченной местности не меньше трех, то жизнь кипела, как вода в кастрюле. Судя по GPS, еще несколько точек скрывалось в глубине леса, и кто-то пытался пробиться к ним напрямую. Другие, решив избежать проезда через текущий в овраге ручеек, выходили обратно на насыпь и нащупывали путь с другой стороны. Впрочем, там тоже было не легче.

Чем дальше заводила в глубь полигона «тяжелая магистраль», тем сложнее становились точки. Ну а самую сложную организаторы отметили в дальнем конце петли, которую делает по полигону трасса «тяжелый грунт». Этот КП был спрятан за баррикадой бурелома, которую специально не стали разбирать. Но участников это не остановило: сквозь завал пробрались даже машины ТР1, не говоря уже о прототипах.

P.S. Когда во втором часу ночи стали финишировать участники «Челленджа» с полным комплектом собранных точек, стало ясно: гонка опережает график. Вскоре к ним присоединились и спортсмены, лидирующие в своих классах. В общем, все решилось еще до рассвета. Но награждение задержалось: возникли неожиданные трудности при разборе сданных фотографий. Дело в том, что качество иных снимков не позволяло вообще идентифицировать изображенный объект, не говоря уже о том, чтобы разглядеть в темной абстрактной композиции номера и лица…

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты