«Бабета» идет на войну

Почему внедорожник Skoda так и не попал в армию

Жизнь этого по-армейски сурового и грозного внешне автомобиля оказалась недолгой, хотя он и родился в очень подходящее для таких новинок время – в начале 1950-х. Правда, военная карьера Skoda 973 не удалась, а гражданскую версию и не планировали. А еще машина получила очень странное, особенно для «грубоватого солдата», прозвище.

Конечно, прямого отношения к автомобилю это не имеет, но все же… Почему «Бабета»? Чехи, кстати, пишут это имя именно так — через одно «т»: Babeta. Оно написано даже на табличке в заводском музее в Млада-Болеславе, не говоря о том, что растиражировано десятками статей, в той или иной мере подробно упоминающих этот автомобиль. Наиболее популярна версия о влиянии знаменитого некогда чехословацкого киномюзикла «Если бы тысяча кларнетов» с набирающим известность Карелом Готтом и Ханой Хегеровой. В «Кларнетах» и фигурировало это имя. Только мюзикл-то появился в 1965-м — через десятилетия после того, как карьера Skoda 973 закончилась.

Мир, правда, знал, причем куда лучше героини чешского мюзикла, другую Бабетту (вот теперь с двумя «т») в исполнении Брижит Бардо. Но фильм «Бабетта идет на войну» вышел тоже после окончания истории чехословацкого армейского автомобиля — в 1959-м.

Вероятно, имя к машине прилепилось не при ее короткой жизни, а уже после, благодаря какомунибудь острослову. Кстати, много позже «Бабетой» назвали и чехословацкий мопед. Что касается Skoda, о которой пойдет речь… Babeta так Babeta. Прозвищами обычно наделяли автомобили, если и не популярные с точки зрения массовости, то уж точно с некой харизмой. Так что в этом смысле Skoda повезло.

От «горячей» к «холодной»

Какие только фирмы не взялись за создание армейских полноприводных моделей после Второй мировой войны! Люди едва-едва перевели дух, стали потихоньку вживаться в мирную жизнь, а политики и военные не могли остановиться. Над всем светом нависла холодная война, всерьез грозившаяся перерасти в горячую. Ну а какая компания откажется от выгодных государственных заказов? Вот и стали появляться полноприводные автомобили всех марок, классов и размеров.

Завод Skoda выпускал неплохие и недорогие «народные» автомобили, большую часть которых в конце 1940-х — начале 1950-х продавали на экспорт, поддерживая этим не слишком сильную экономику послевоенной Чехословакии. Но без армейско-полицейских машин ни одно государство жить не может. Желательно своего производства. Чехословакии такой автомобиль иметь вроде бы сам бог велел. Ведь еще до войны промышленность страны производила самые разные машины всех классов. Были бы средства…

Машина narodni bezpecnosti

В апреле 1948-го на конвейер встал автомобиль narodni bezpecnosti, т. е. «народной безопасности»: Skoda с заводским индексом 938. Кстати, это, по сути, первый автомобиль после событий февраля 1948-го, а значит новой социалистической Чехословакии. Машина представляла собой то, что немцы обычно называли kubelwagen: максимально упрощенный кузов на стандартном шасси. Skoda 938 базировалась на узлах заднеприводной модели 1101 Tudor с 32-сильным мотором объемом 1,1 л. Шасси венчал простенький и даже страшненький открытый кузов (официальное название автомобиля было, кстати, Skoda 1101 VO, что расшифровывалось всего-навсего как vojensky otevreny — «военный открытый») с быстросъемными дверями.

Для парадов и путешествий не самых старших офицеров по хорошим дорогам такая машина, конечно, подходила. Но для серьезной службы явно не годилась. Не спасал и более мощный 1,2-литровый мотор в 45 л.с. В 1950-м сделали три прототипа с такими двигателями. Но в работе была уже куда более серьезная модель.

Призывной возраст

Первый прототип с заводским индексом Skoda 973 построили в конце 1951 — начале 1952 года. Внешне машина напоминала модель 1101 VO, но выглядела повнушительней, а уж конструктивно была совсем другой. Главное: автомобиль имел полный привод. Двигатель, коробка и двухступенчатая «раздатка» были собраны в один блок. Передний и задний межколесные дифференциалы имели блокировки, причем каждый — отдельным рычагом. В отличие от большинства полноприводных моделей того времени у Skoda был не подключаемый, а постоянный полный привод. Раздаточная коробка, как и положено агрегату настоящего вседорожника, имела понижающую передачу.

Торсионная подвеска позволяла регулировать дорожный просвет от 360 до 380 мм. Геометрия кузова и конструкция шасси обеспечивали практически одинаковые углы въезда и съезда — около 55 градусов.

Машина с 45-сильным мотором рабочим объемом 1,2 л на шоссе могла развить 90 км/ч. На крейсерских 75 км/ч Skoda 973 расходовала около 12,5 л бензина, на бездорожье — до 16 л. Более чем приемлемо для автомобиля такого класса, способного нести полезную нагрузку 500 кг.

От присяги до запаса

Машина прошла всесторонние испытания, в том числе на территории дружественной ГДР, на полигоне в районе Дрездена. Американскому Willys — всемирному эталону автомобилей повышенной проходимости того времени — Skoda 973 практически не проигрывала. В частности, преодолевала броды глубиной до 600 мм. Разве что мощность и момент чехословацкого вседорожника для езды по бездорожью были маловаты. Но эту проблему можно было решить установкой 52-сильного полуторалитрового, правда, пока не серийного, мотора.

Советское наследие

Холодная война была в разгаре. В Млада-Болеславе уже вовсю работали над целым «армейским семейством». Изготовили три амфибии Skoda 972 (MOZ 2), сделали длиннобазный вариант базового автомобиля с цельнометаллическим кузовом для радистов, испытывали даже небольшой бронетранспортер. Готовили и версию 6х6 с мотором 1,8 л мощностью 54 л.с., правда, не понятно, существовал ли такой автомобиль в металле или лишь в чертежах.

Но в 1956-м, сделав лишь 30 экземпляров, тему Skoda 973 закрыли. Теперь во многих статьях л юбят обвинять в этом СССР. Ведь в 1955-м социалистическая Чехословакия вошла в Варшавский договор и ее армию решено было комплектовать советскими ГАЗ-69. Вероятно, так и было. Но проблема сбыта «газиков», как, впрочем, и любых других товаров, в СССР, как известно, не стояла. Союз прекрасно мог обойтись без поставок в ЧССР.

А для завода в Млада-Болеславе, поименованного теперь народным предприятием — AZNP, да и для всей чехословацкой экономики производство вседорожника стало бы обузой. Еще свежи были в памяти забастовки после смерти Сталин а в 1953 году, в том числе и на богемском автозаводе. Рабочие протестовали против низких зарплат и высоких цен.

Легковые Skoda в те годы очень неплохо продавались на экспорт, принося стране столь необходимую валюту. Завод ждала реконструкция для наращивания выпуска востребованных моделей. Новая, к тому же столь сложная в производстве, как Skoda 973, отняла бы у предприятия и всей Чехословакии немалые силы и ресурсы…

Сегодня несколько (говорят, четыре) чудом сохранившихся машин комфортно живут в музеях в Праге и Млада-Болеславе, в частных собраниях. Интерес к ним, как и к другим автомобилям времен разделенного на два лагеря мира, нынче особенно велик. Кстати, и фильмы того времени теперь тоже вспоминают все чаще. Чехословацкой военной «Бабете» в отличие от одноименной героини Брижит Бардо из французской комедии 1959-го на войну, правда, идти не пришлось. Оно и к лучшему…

Технические характеристики Skoda TYP 973 Babeta
Масса снаряженная/полная, кг1190/1690
Длина/ширина/высота, мм3500 / 1670 / 1785
Колесная база, мм2200
Колея спереди/сзади, мм1350/1350
Дорожный просвет, мм360–380
Размерность шин7,5–16,0
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндровБензиновый, P4
Рабочий объем, см31221 (1500)
Мощность, л.с./кВт при об/мин45,0/33,1 (52,0/38,3) при 4200 (н.д.)
Крутящий момент, Нм при об/мин 84,3 (н.д.) при 2500 (н.д.)
Коробка передачМеханическая 4-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая
Тип полного приводаПостоянный
Максимальная скорость, км/ч90 (96)
Расход топлива, л/100 км12,5–16,0

Аналоги 1955 года
МодельSkoda 973 Land Rover 86Willys CJ-3BГАЗ-69
База, мм2200218420322300
Тип полного приводаПостоянныйПостоянныйПодключаемыйПодключаемый
Двигатель1,5 л, 52 л.с.2,0 л, 50 л.с.2,2 л, 75 л.с.2,1 л, 52 л.с.

текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты