К самому югу Евразии

Через Гималаи, Тибет и пустыню Такла-Макан

Когда говоришь о Китае, то местоимение «самый» добавляется практически к каждому прилагательному или определению: Такла-Макан — одна из самых больших песчаных пустынь мира, Гималаи — высочайшая горная система, Тибет — одно из самых загадочных и притягательных мест на Земле. Ну разве может настоящий путешественник не посмотреть все это по дороге Сингапур?!

Мы мчим по степям юговосточного Казахстана к пограничному переходу, расположенному на реке Хоргос. За ней лежит Китай. Маршрут нашей экспедиции, готовившейся целый год, окончательно созрел. Цель у нас вполне амбициозная: пересечь Центральную и Юго-Восточную Азию от края до края и достичь мыса Пиай в Малайзии — самой южной точки материка Евразия. Нам предстоит преодолеть более 15 тыс. км по разнообразным природным ландшафтам: от лесов, степей и пустынь до высокогорных перевалов, рисовых террас и джунглей, — встретиться с самыми разными религиями и культурами. Нас ждут пески и горы, Великая Китайская стена и Тибет, загадочные буддистские монастыри, Лаос, Таиланд и Малайзия...


В Китай на авто

Передвижение по КНР на собственном автомобиле, строго говоря, запрещено. Для получения разрешения необходимо через специализированного китайского туроператора подать на предварительное согласование маршрут движения, разбитый по дням, с указанием мест ночевок. Для посещения отдельных регионов, например Тибетского автономного района, помимо общего согласования маршрута необходимо получить дополнительные разрешения на въезд. А вот наличие г идасопровождающего совсем не обязательно. Любому полицейскому или военному контролю достаточно предъявить паспорт с визой, права, талон техосмотра и собственно разрешение на въезд. Все это можно делать и без гида, достаточно знать... китайский язык. В большинстве случаев при пересечении границы придется оформить депозит в размере 5 тыс. долларов США на каждое авто. Если вы не сможете в установленный срок покинуть территорию КНР, то расходы по перемещению через границу вас и вашего автомобиля будут оплачиваться именно из этих средств. В редких случаях удается договориться, чтобы депозит оформил ваш китайский контрагент.


Путь в Поднебесную

По размерам своей территории Китайская Народная Республика занимает третье место в мире, уступая только России и Канаде. Планируя маршрут, мы не собирались посещать Пекин и Шанхай, Гуанчжоу и другие крупные города. Туда можно прилететь на самолете и предсказуемо путешествовать, взяв в прокат автомобиль или пользуясь сетью скоростных железных дорог. Мы же стремились попасть в наименее развитые и одновременно наиболее труднодоступные регионы Китая и выбрали для себя тяжелые полноприводные внедорожники — УАЗ « Патриот», Toyota Land Cruiser и Land Rover Defender, на которых было бы не страшно съехать с дороги в китайской глубинке.

В путешествии приняли участие три автомобиля, каждый из которых претендует на звание Легенды. « Toyota Land Cruiser 105» 2005 года выпуска — самый «пожилой» автомобиль в команде. Под капотом простой надежный атмосферный дизель 1HZ объемом 4,2 л и мощностью 131 л.с. УАЗ « Патриот» — молодой и стремительно набирающий популярность отечественный внедорожник. Силовой агрегат — бензиновый объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с. Land Rover Defender — проверенный временем английский «проходимец» с мотором TD4 Puma нового поколения объемом 2,4 л, с системой управления common rail и мощностью 122 л.с. Каждая из машин обладала своими очевидными преимуществами и недостатками, что создавало дополнительную интригу. Забегая несколько вперед, скажу сразу, что миф о чрезмерной «ломучести» УАЗа оказался весьма сильно преувеличен!

К переходу границы между Казахстаном и Китаем мы готовили себя задолго. О каких только ужасах пограничного и таможенного беспредела не рассказывали нам «знающие» люди! На деле же все оказалось иначе. Пограничные формальности на казахской стороне решились просто и быстро, и вот, уже промчавшись несколько километров по нейтральной полосе, мы въезжаем в Поднебесную. Все обставлено торжественно и помпезно: высокие ворота, стоящий на специальной тумбе пограничник в парадной форме отдает нам честь. Теперь необходимо быстро найти нашего сопровождающего. Дело в том, что, попадая в Китай, вы словно оказываетесь на другой планете. Все надписи вокруг — исключительно иероглифами, привычной речи не слышно. Абсолютно ничего невозможно понять: куда идти, что делать. Но вот появляется наш гид-проводник на ближайшие несколько дней — милейшего вида девушка по имени Гленда — и кишащий вокруг муравейник начинает принимать осознаваемые очертания. Документы на машины, паспорта, маршрут, разрешения, согласования... Проходит несколько часов, и мы покидаем пограничный пункт: таможня дает добро! Строгость китайской границы определяется не произволом служащих, а необходимостью четко и буквально следовать заведенным правилам. Забираясь все дальше и дальше вглубь Китая, мы будем постоянно сталкиваться с этой отличительной чертой китайской бюрократической машины: невозможно сделать ни одного шага без предварительного согласования, однако если разрешительные документы в порядке, никакой полицейский, военный патруль или прочий страж закона не имеет права вас задерживать.

Следующий день начинается с получения местных автодокументов — водительского удостоверения и талона техосмотра. Дело в том, что пересечение границы и получение заветного штампа в паспорте еще не дает вам права нажать на газ и рвануть, наконец, по утвержденному маршруту. Скорее всего, дальше первого же поста вы не уедете. Для управления транспортным средством в Китае, так же как и у нас, вам нужны права. Только китайские. И талон технического осмотра, тоже китайский. Получение этих заветных документов, в отличие от нашей страны, организовано четко и предельно ясно, как, впрочем, и многое другое. Например, место проведения инструментального контроля: большая стоянка, движение автомобилей по кругу, две автоматизированные линии. Свет фар, ручник, равномерность срабатывания тормозов, СО. И тут же результат: две машины свободны, а Defender отправляется в расположенные рядом мастерские подтягивать ручной тормоз и регулировать пучок света фар. Спорить не с кем, и взятку никому не дашь. Да и смысла нет: уже через 25 минут мы готовы к повторному прохождению.

Выдача водительских удостоверений организована не менее просто. Огромное здание, ясное и понятное движение людей: ресепшен, заявление, фотография, окулист и... «подойдите, распишитесь»! Кстати, читать буквы на китайском языке нам не пришлось: у окулиста была страничка с прямоугольниками, разомкнутыми в ту или иную сторону. Ну что ж, вот теперь мы абсолютно готовы.

Первые километры по Китаю

Они ошеломляют. А где же грунтовые дороги или пыльные асфальтированные проселки, к которым мы уже привыкли в Казахстане? Вместо них шикарные многополосные автобаны с европейского уровня развязками, отличным качеством дорожного покрытия и разрешенной скоростью движения в 120 км/ч. Мосты, эстакады, туннели... Еще в 1995 году в Китае была всего одна дорога такого уровня, и китайская делегация приезжала в Москву изучать опыт строительства только что введенной в строй МКАД... Опыт северного соседа был усвоен очень быстро, и теперь в Китае 84 тыс. км шикарных дорог. И каждый год вводятся в строй все новые и новые трассы.

Правды ради необходимо отметить, что культура вождения отстает от уровня дорог довольно серьезно. Зачастую складывается впечатление, что правила дорожного движения в городах существуют только на бумаге, на деле же кто первым нажал на сигнал — у того и преимущество. Ну или еще у кого гудок громче... На дорогах, особенно в городах, помимо машин зачастую можно встретить велосипеды, мопеды, мотоциклы, мотоповозки, гужевой транспорт, и у каждого будет свое мнение о том, кто и кого должен пропускать вперед. Однажды на скоростной автостраде мы наткнулись на стадо овец, мирно бредущее по обеим полосам дороги во главе с пастухом! Но что удивительно, при всей этой неразберихе и чехарде количество дорожно-транспортных происшествий крайне невелико. Видимо, местные жители имеют какоето внутреннее чутье, которое помогает им ориентироваться в столь сложной для европейского восприятия дорожной обстановке. Вместе с тем ездить по китайским дорогам довольно просто — все знаки и принципы организации дорожного движения интуитивно понятны, а при сегодняшнем уровне развития GPS-технологий ориентирование в городах не составляет большого труда.

Несколько дней мы мчим по скоростному шоссе G30, на 4 тыс. км протянувшемуся от северо-западной границы Китая до Тихого океана. Пейзажи за окном сменяют один другой. На смену кукурузным полям пришли хлопковые плантации и посадки красного переца чили, каждый квадратный метр земли ухожен и обработан. Но вот постепенно пустыня начинает наступать на плодородные земли, и за окнами уже проносятся абсолютно безжизненные каменистые равнины, плотно заставленные ветрогенераторами. За последние 5 лет Китай увеличил мощности ветропарков в 33 раза и вышел на второе место в мире после США по объему электроэнергии, производимой за счет ветра.

После города Урумчи — столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района — начинается спуск в Турфанскую впадину. Абсолютная высота поверхности земли здесь составляет 154 м. Температура начинает стремительно расти — летом она достигает 49 градусов. Турфан — одно из самых жарких мест на земле. Собственно, здесь и начинается пустыня Такла-Макан. Нам повезло: шел дождь и теплового удара удалось избежать.

За спиной остались первые тысячи километров. Главное впечатление этих дней — небольшие (по китайским меркам) города, где мы останавливались на ночевки, — по 500–900 тыс. жителей, красивые, опрятные, сияющие ночью огнями подсветки, — да западные останки той самой знаменитой Великой Китайской стены. Здесь, между северными отрогами Тянь-Шаня и пустыней Так ла -Макан, стена сохранялась в первозданном виде на протяжении веков. На самом деле внешне она не выглядит неприступным сооружением наподобие крепостных стен европейских замков. Основное ее предназначение — задержать стремительное движение неприятельской конницы, сорвать внезапность набега. И пока противник разносил в клочья сплошную стену, тянущуюся на тысячи километров, китайская армия успевала подготовиться либо эвакуировать жителей ближайшего города и лишить врага добычи.

Песчаное море

Теперь наш путь ведет в пустыню. Как известно, пустыня — это далеко не всегда песок. Пустыни бывают каменистые, галечные, глинистые и даже солончаковые. Но все же самое сильное впечатление оставляет бескрайнее песчаное море. Дюны Такла-Макан высотой в несколько сотен метров мы увидели как-то внезапно и просто — они открылись в конце главной улицы Дуньхуана. Перед нами предстали огромные массы песка — высота отдельных дюн может достигать размеров Останкинской башни — 400–500 м, выше, чем в Северной Африке или монгольской Гоби. Невозможно отказать себе в удовольствии погонять на джипе по песчаным дюнам! Но езда по песку требует определенных навыков. Основная нагрузка лежит на штурмане: двигаясь по гребням дюн, необходимо постоянно держать в голове истинное направление движения, т. е. то, куда нам собственно нужно ехать, и сопоставлять его с тем, куда уводит машину извилистый гребень. Ну а пилоту остается не дать автомобилю завязнуть в сыпучем песке, не сорваться с гребня и не перевернуться.

Неподалеку от Дуньхуана расположен один из самых ранних буддистских монастырей в Китае — пещерный комплекс Могао. Его возраст около 2 тыс. лет, здесь же находится одна из самых больших и известных статуй Будды.

Наш же путь лежит дальше на юг, через пески, к уже показавшимся на горизонте отрогам горной системы Куньлунь. Появились первые перевалы высотой выше 3 тыс. м — хорошая возможность опробовать технику и подготовить себя к предстоящему высокогорью.

Тибетское плато

На очередном перевале, высотой 3650 м, температура падает до нуля, дует пронзительный ледяной ветер. Спешно распаковываем вещи и достаем пуховые куртки, в машине снова работает печка вместо кондиционера. А ведь утро начиналось среди бескрайних песков! После перевала дорога пошла по горным равнинам, кое-где припорошенным снегом, — впереди перед нами лежало Тибетское нагорье. Эта «крыша мира», расположенная на высоте порядка 4 тыс. м, занимает площадь, фактически равную площади Западной Европы. К удивлению многих, несмотря на значительную высоту, здесь почти нет заснеженных вершин и ледяных равнин. Но секрет этого прост: влажному воздуху, основному источнику льда и снега, здесь попросту неоткуда взяться — с юга неприступной стеной высятся Гималаи.

Посетив Лхасу (для этого нам пришлось прокатиться на знаменитом поезде Цинхай-Тибетской железной дороги), мы продолжаем движение на восток, краем Тибета, огибая нагорье с севера и востока. С одной стороны дороги — пески, поросшие саксаулом, с прогуливающимися дикими верблюдами, с другой стороны — горы. Живописная дорога является как бы границей между Такла-Маканом на севере и отрогами Куньлуня на юге. На наших глазах происходит схватка двух могучих стихий: бескрайние пески наступают на мощнейшие горы, местами пленяя их своей бесконечной желтой массой. Небольшие горные хребты, целиком заметенные песчаными бурями, обрастая мхом, приобретают неповторимый леопардовый оттенок. Честно говоря, не было и намека на сожаление, что холодному величию тибетской равнины мы предпочли этот удивительный путь через пески и горные серпантины.


Правила адаптации

На высоте 5 тыс. м количество кислорода в воздухе составляет примерно половину от привычного для нас уровня на равнине. Такой разреженный воздух может вызвать серьезное ухудшение самочувствия — горную болезнь, осложнения которой имею т самые неприятные последствия. Максимальная высота горных перевалов на нашем маршруте достигала 5 тыс. м, и для исключения осложнений горной болезни требовалось пройти высотную акклиматизацию. Алгоритм ее прост: поднявшись на очередную высоту, побудьте там некоторо е время, сделайте несколько физических упражнений, чтобы нагрузить организм, а потом обязательно спуститесь на ночевку на несколько сотен метров вниз. Тогда следующий подъем дастся вам гораздо проще.


Вглубь Тибета

Провинции Цинхай и Сычуань, которые нас окружают, по-прежнему мало населены и относительно труднодоступны. Высота на протяжении уже нескольких дней не опускается ниже 3200 м, а отдельные перевалы немного не дотягивают до 4 тыс. Осталось за спиной самое большое в Азии бессточное горное озеро Кукунор — «зеленое море» длиною более 105 км, — тибетские глиняные хижины, украшенные свастиками — символом благополучия, добра и света, — аккуратные посадки марихуаны с большими, более 2 м, подвязанными кустами, Великая Желтая река Хуанхэ, несущая свои воды сквозь глубочайшие каньоны. Удивительно, но где-то здесь, в горах, в 9 тыс. км от дома, на высоте более 3 тыс. м, мы решили «срезать» и благополучно заблудились! А дальше было действие, хорошо знакомое каждому джиперу: наступила ночь, дорога «неожиданно» сначала перешла в грейдер, а потом и вовсе закончилась рядом глубоких промоин, превратившись то ли в мотоциклетную, то ли в ослиную тропу. Тут-то и закипела работа... Мы копали, ворочали камни, строили мосты, занимались проводкой автомобилей буквально в миллиметре от зияющей пропасти. Но все закончилось хорошо.

День за днем мы упрямо ползли через перевалы и горные долины. За стеклом автомобиля — будто поздняя осень, иногда даже идет снег. Всех гложет одно сомнение: мы действительно едем на юг, к океану? Высоты перевалов и ночевок растут практически каждый день. Вот и абсолютный рекорд: перевал 4708 м. Давно уже исчезли признаки какойлибо растительности, только огромные камни, поросшие мхом. Ощущается недостаток кислорода: атмосферный дизель нещадно коптит, расход топлива зашкаливает за 30 л/100 км. Людям тоже не просто — сердце бьется чаще, дыхание становится резче. Очередная ночевка на высоте выше 4000 м — укутавшись в отсыревшие одеяла в маленькой гостинице, пытаемся как-то заснуть. Не сразу пришло понимание, что шнур, торчащий из матраса, — это электрический подогрев кровати. На дворе же XXI век, даже в Тибете...


Центр мироздания

Территория древнего Тибета сегодня разделена между пятью провинциями Китая. Крупнейшая из них по площади — Тибетский автономный район, именно там находится древний административный центр Тибета — город Лхаса. Его название переводится с тибетского языка как «место богов». Здесь сосредоточено огромное количество древнейших памятников и святынь местного буддизма: резиденция далай-ламы дворец Потала, храм Джоканг, монастыри Дрепунг и Рамоче. В 2006 году самая высокогорная в мире железнодорожная ветка, проходящая через перевал Тангла (5072 м над уровнем моря), связала ранее недоступную Лхасу с континентальным Китаем. Сегодня Лхаса не только духовная столица и культурная сокровищница, но и вполне европеизированный город с широкими зелеными бульварами, англоговорящими работниками отелей и ресторанами с европейской кухней. Сюда летают самолет ы и приходят поезда, но, тем не менее, это место по-прежнему хранит в себе загадочное незабываемое ощущение, что мироздание началось именно здесь. Чтобы составить собственное мнение об этом городе контрастов, абсолютно необходимо хоть раз побывать там самому.


Южный Китай

Снова сменилась провинция — мы въехали в Юньнань. Где-то за облаками остался укрытый от остального мира высочайшими горными пиками Тибет с его причудливыми деревушками, иероглифами на указателях, монастырями и паломниками... Мы покидали «крышу мира». Спускаясь вниз вдоль другой великой реки Азии — Янцзы, мы замечаем, как нам навстречу разворачивается новая, совсем другая реальность. Изменилось все: дома, пейзажи за окном, люди... Ведь на протяжении всех предыдущих дней мы больше встречали на своем пути этнических казахов и монголов, тибетцев и уйгуров. Теперь же начали попадаться этнические китайцы — ханьцы. На дорогах появились дорогие автомобили, ощутимо возросла плотность населения. Китайцы очень любят путешествовать, и внутренний туризм в стране развит достаточно сильно. Большинство отелей в небольших городах ориентировано в первую очередь на удовлетворение спроса именно «внутреннего» туриста. Как результат — на дорогах первые пробки. Снова вернулось лето — столбик термометра уверенно перевалил за 25 градусов. Горы ушли далеко на задний план, уступив место широким долинам. Угрюмые серые каменные россыпи сменились рисовыми террасами и плантациями табака. Безудержная зелень вытеснила бордово-красную листву. Тысячи людей в смешных тростниковых шляпахдомиках копаются в воде от рассвета до заката. Здесь каждый квадратный метр земли ухожен и обработан. Появились пальмы и бамбуковые рощи, а место яков заняли буйволы. На них здесь и пашут, и перевозят грузы, и в пищу их употребляют. В Южном Китае земля обрабатывалась столетиями, и люди жили на ней с очень давних пор. Свидетельство тому — архитектурный ансамбль «Три пагоды» недалеко от города Дали. Его возраст — около 1200 лет!

Прошли тропик Рака. Бескрайние рисовые поля заняли все свободное место от горизонта до горизонта, бамбук превратился в обширные заросли с высотой стеблей более 10 м, появились алоэ и обширные посадки сахарного тростника. Временами складывалось впечатление, что мы едем через джунгли. Остался позади городок Пуэр — столица знаменитого чайного региона, начало великого чайного пути. На склонах невысоких холмов обозначились плантации каучуковых деревьев; то тут, то там натыкаемся на предупреждение: «Осторожно! Слоны!». За спиной 21 день пути по Китаю, более 8 тыс. трудных километров. Впереди нас ждут граница с Лаосом, настоящие джунгли, Юго-Восточная Азия и Индийский океан.

текст: Аркадий КОЛОДКИН
фото: Илья КОНДРАШОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты