Земля ниже ветров

Рассказ об автомобильном приключении Borneo Safari

Радуйтесь, поклонники экстрима и энтузиасты офф-роуда! В малайзийском штате Сабах происходит событие, которое просто не может оставить вас равнодушными. Да, да, речь идет о возрожденном и изменившемся Borneo Safari, одном из самых старых и изнурительных внедорожных мероприятий на планете.

Начало в 1988 году было довольно скромным: просто два местных любителя полного привода решили организовать для своих друзей серию семейных выездов за город. Вскоре поездки на воскресные пикники превратились в куда более серьезное предприятие, ну а завершилось все проведением в 1990 году первого соревнования под названием Borneo Safari International 4x4 Challenge. Прошло два десятилетия, и гонка превратилась в международное экстремальное внедорожное приключение. И вот мы здесь, на старте 22-го Международного Borneo Safari Xtreme Kinabalu Off Road Challenge. Присоединяйтесь! Мы вместе пройдем этот крутой маршрут по штату Сабах, который называют Землей ниже ветров. В путь!

Участникам Borneo Safari предстояло не просто за 8 дней преодолеть 650 км сложнейшего маршрута через горные джунгли. Организаторы припасли для них специальные задания — «таски»: преодоление глубоких бродов, ориентирование по карте, строительство мостов, прокладка дороги с террасированием склонов и многое другое. Что же касается маршрута, то он огромной петлей огибал величественную гору Кинабалу. В джунглях, покрывающих предгорья этого массива, проложено множество лесовозных дорог, большая часть которых давно заброшена.

На Borneo Safari все искатели приключений сражаются за обладание специальными призами. Эти призы вручаются экипажам, доказавшим свое превосходство в технике вождения и прохождения отдельных препятствий, во владении приемами эвакуации застрявших машин. Но, безусловно, главной наградой считается приз за командный дух и сотрудничество. Помимо пряника, участникам положен и кнут: например, за превышение скорости, опасное вождение и повреждение машин можно лишиться части с таким трудом заработанных очков. Впрочем, в борьбе за спортивные призы участвовали далеко не все. В соревновательной программе значилось только 18 экипажей. Для всех остальных Borneo Safari оставалось просто приключением в красивейших местах.

Итак, в воскресенье 28 ноября 2012 года конвой из более 200 подготовленных внедорожников взял курс в горные леса штата Сабах, чтобы в течение 8 долгих дней вести бой с джунглями. Чуть ранее в лагере «Алам Месра» был поднят официальный флаг мероприятия, и 18 экипажей со спортивными амбициями стартовали на 2 первых СУ. Все это происходило на глазах жителей Кота-Кинабалу, столицы штата Сабах, и они смогли хотя бы приблизительно представить, что же будет происходить в джунглях в течение ближайших дней.

Змея в джунглях

Но вот спортивная часть позади, и змея, состоящая из 200 с лишним машин, втягивается в джунгли. Наша цель — кампонг (так в Малайзии называют деревни) Пулутан-Менггатал, где состоятся заезды на четвертый и пятый спецучастки. После этого конвой повернет на север, чтобы по пока еще вполне приличным дорогам добраться до первого полевого лагеря, который должен расположиться около деревни Гондукут в префектуре Кота-Белуд. Пожалуй, это самая живописная дорога во всем штате Сабах. Взгляд буквально завораживают виды горы Кинабалу, плавные очертания холмов, скромные, но опрятные деревни и речки с кристально чистой водой. Но вот и Гондукут... Здесь, в первом полевом лагере, когда я устроился на ночь в гамаке под звездами, слушая звуки ночных джунглей под аккомпанемент звона мириад комаров, ко мне наконец пришло хорошо знакомое чувство. Я снова в пути, я снова в джунглях, и этот путь ведет к настоящим приключениям.

День второй начался с раннего подъема и быстрого завтрака: рис, лапша... Пакуем лагерь — и вот конвой снова в пути. Ночью поливало как из ведра — матушка природа вновь показала свой характер, так что на грунтовках нам явно придется совсем не просто. Вот и первые броды через речки с заболоченными берегами. А ведь мы прошли только 2 км, отделяющие Гондукут от Рособ-Бади. Все работают так согласованно, как будто уже много лет являются членами одной команды. Никто не сомневается, что день получится длинным — ведь нужно протащить через размытые участки 200 автомобилей.

Вечером с вершины холма наблюдаем роскошный закат. Нам остается лишь спуститься ко второму лагерю около Ньямана. Но до этого 18 спортсменам предстоит стартовать на шестом, седьмом и восьмом СУ, размеченных на пути к ночлегу, и пополнить свои копилки очков. Впереди еще долгий путь и множество спецучастков, так что не стоит даже гадать, кто станет победителем.


Важно

По маршруту следования Borneo Safari Xtreme Kinabalu Off Road Challenge 2012 было размечено 20 спецучастков. Места для некоторых из них были определены заранее, но решение об организации многих СУ принималось главным маршалом мероприятия Атуном Гохом прямо на месте. Разметка и подготовка СУ, как правило, занимала не более получаса. Для этого в штате маршала было 25 человек на 10 внедорожниках — передовой дозор, который всегда отправлялся в разведку до того, как на маршрут выйдет основной конвой.

Borneo Safari 2012 стало самым массовым за все 22 года существования этого мероприятия. В нем приняли участие 512 человек и 217 автомобилей.

В ходе выполнения социальных, природоохранных и благотворительных программ было посажено 150 деревьев и собрано 10 000 рупий для поддержки детей общины «Тогоб Дарат».


Время скользить

Утренние сборы и упаковка лагеря становятся привычным ежедневным ритуалом. Все готово — и вот уже первый внедорожник скрывается под зеленым пологом джунглей. На маршруте нас ждет исключительно сложный участок протяженностью 6 км. Множество крутых склонов и глубоких бродов. «Время ползти, скользить и вообще проверить, насколько хорошо ты умеешь водить машину!» — так отреагировали участники. А от разведчиков пришло следующее донесение: «Как минимум в двух-трех местах придется использовать лебедку». Все шло к тому, что нас ждала настоящая работа. Хлопот добавило и то, что к этому моменту конвой уже вовсе не был единой колонной. Часть экипажей успешно прошли отведенный на этот день отрезок маршрута. Другая часть все еще пробивалась через те самые 6 км, причем не всегда успешно. Некоторые команды решили заночевать прямо на трассе, чтобы продолжить движение утром, а другие вообще еще не выехали из предыдущего лагеря. В общем-то, это можно было понять. Протащить 200 машин через игольное ушко технически сложного участка в джунглях не шутка.

Нас ждет следующий, очень-очень длинный день... Он несет с собой новые испытания. По ночам матушка природа заботливо поливает прохладной водичкой. Но вот днем... днем она от души жарит нас в безжалостной парилке под названием «джунгли». Бутылки с питьевой водой пустеют с невиданной скоростью. К счастью, любой опытный путешественник на запасе питьевой воды не экономит, так что бутылок этих у нас с собой много. За день нам нужно проехать солидный кусок маршрута по восточным предгорьям Кинабалу. Но до того как мы прибудем в лагерь «Тогоб Дарат» (кстати, самый красивый на всем маршруте Borneo Safari 2012), нам нужно пре одолеть сложнейший отрезок между «Расоб Рантай» и деревушкой Гана. Основные препятствия — скользкие крутые подъемы и спуски. Зато потом можно будет два дня наслаждаться красотами природы, а заодно участвовать в общественно-полезной деятельности, например в строительстве местного медицинского центра. Ну а спортсменам будут предложены очередные спецучастки с номерами с девятого по двенадцатый. На этих триальных секциях длиной не более 500 м им придется мобилизовать все свое водительское умение и продемонстрировать виртуозную технику работы с лебедкой.

День единения с природой

Первое ноября значится в календаре мероприятия как «День единения с природой». В этот день участники посетили биостанцию «Монггис» национального парка «Кинабалу» (внесенного, кстати, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) для того, чтобы принять участие в посадке деревьев. Еще недавно окружающие биостанцию густые леса сильно страдали от незаконной вырубки, так что теперь наш общий долг — вернуть природе то, что у нее отняли. Монггис — это место, откуда начинаются все восхождения на пик Тамбуюкон (2580 м). Это третья по высоте гора в Малайзии. На биостанции базируются охраняющие национальный парк егеря и ведется большая научная работа.

Завершив свою почетную миссию в национальном парке, конвой вернулся в лагерь «Тогоб Дарат» для того, чтобы дать спортсменам возможность пройти СУ с номерами с 13-го по 18-й. Эти спецучастки, на радость фотографам и телеоператорам, получились исключительно зрелищными — ведь в основном они располагались непосредственно в протекающей вдоль лагеря стремительной горной речке.

Холод по-малайзийски

Весь шестой день прошел в прямом смысле слова на подъеме — конвой повернул на юг и упорно карабкался вверх, от лагеря «Тогоб Дарат» к медному руднику «Мамут». Здесь, около карьера, превратившегося в горное озеро, был запланирован следующий лагерь. Нас заранее предупредили, что источников пресной воды на этой высоте практически нет, так что питьевой запас придется экономить. А еще всем порекомендовали приготовить теплые вещи, потому что в горах царит жуткий холод — температура опускается аж до +20° C. Что же, для коренных малайзийцев, а также для гостей из Индонезии и Таиланда такая температура действительно может показаться экстремальным холодом. Но мне, как европейцу, холодно не было. Лето как лето... А вот от открывшегося из лагеря вида на западный кряж массива Кинабалу действительно захватывало дух.

На следующее утро мы переместились в Ранау-Таму, где были размечены следующие два СУ. Когда спортсмены закончили свои упражнения, мы продолжили движение на юго-запад, вдоль подножия горы Кинабалу. На этом пути нас поджидал очередной шестикилометровый экстремальный участок, на котором водителям вновь пришлось мобилизовать все свои навыки, а штурманам — побегать с лебедочными тросами. И вновь наградой за ударный труд стали восхитительные виды горы Кинабалу, открывающиеся из лагеря «Месилау», который оказался самым высокогорным из всех наших полевых лагерей.

Последний, восьмой день нашего похода начался с эффектного шоу на СУ-20. Когда соревнующиеся экипажи завершили выступления, конвой направился в сторону Кота-Кинабалу, где должна была пройти официальная церемония закрытия мероприятия.

Так что же у нас есть в сухом остатке? Borneo Safari — это экстремальная внедорожная экспедиция с элементами соревнования. Ее задачи — всемерно способствовать развитию духа приключений, повышать уровень водительского мастерства и выявлять лучшие черты, которые есть у людей и их машин. Это не гонка и не ралли, а увлекательное путешествие по сложной, но исключительно красивой местности. Собственно говоря, именно поэтому абсолютно всех участников, мужчин и женщин, любителей и профессионалов можно смело называть победителями. Они сумели пройти свой путь, потому что были готовы. А вы готовы выйти на старт Borneo Safari 2013?


Мое дело — быстро принять решение

Атун ГОХ,
главный маршал Borneo Safari

Как мы готовим спецучастки? Маршрут Borneo Safari Xtreme Challenge готовится главным скаутом мероприятия господином Ли Юн Сангом. Затем он делает мне доклад о топографии, дорожных условиях и протяженности каждой секции маршрута. Где именно будут размечены спецучастки, можно решить только тогда, когда конвой отправится на маршрут. Моя команда, состоящая из 25 маршалов, идет в авангарде. Принимая во внимание скорость движения основного конвоя, мы решаем, где именно стоит организовать СУ. Выбор места очень важен, ведь каждый СУ должен иметь свою изюминку. Мы стараемся максимально использовать особенности местности. В одном месте главным препятствием становится крутой скользкий склон, в другом — груда огромных валунов, в третьем — брод через реку, а какой-то СУ может представлять собой сочетание всех возможных типов препятствий. Что же касается графика, то у нас есть 8 дней, в течение которых спортсмены должны стартовать на 20 СУ. Но иногда матушка природа вмешивается в наши планы и предлагает собственные трудности в виде оползней, ливней или вышедших из берегов рек. Все это может привести к задержкам в графике движения основного конвоя. Тогда, например, мы можем организовать ночной СУ, который нужно будет пройти в то время, как основные участники отдыхают. Все это — часть того, что называется Borneo Safari. Вы никогда заранее не знаете, какие именно испытания вам предстоит пройти. Да и мы как организаторы этого не знаем. Мое дело — быстро принять решение о проведении СУ, а дело моей команды — не более чем за полчаса разметить участок и организовать заезды. После этого мы можем выдвигаться в район следующего возможного спецучастка.


текст/фото: Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты