Затерянные земли

Рассказ о путешествии по Сибири длиной в 13 800 км

Это рассказ о путешествии длиной в 13 800 км и 32 дня, совершенном на УАЗе « Патриот» мною и моей семьей, о чарующих горах, диких степях и безумных красках удивительного уголка планеты. За месяц мы проехали через Алтай, Тыву, вдоль границы с Монголией въехали в Хакасию и ушли на Байкал. Это место, где нет дорог, а погода меняется каждые полчаса. Здесь нет Интернета, зато всегда свежий хлеб. Здесь в июле лежит снег, а вода чиста как слеза. Здесь, в затерянных землях нашей необъятной Родины…

Проехать по самому югу Сибири хотелось давно. Однако идея этой поездки возникла спонтанно. Она родилась вечером за ужином, и на подготовку было всего несколько дней, что изредка нам аукалось в пути. Из родной Уфы мы выехали 1 июля и с удивлением обнаружили, что с придорожной инфраструктурой в Сибири плохо. Заправки, конечно, есть, а вот нормально питаться почти негде. С мотелями вообще туго…

Край ручьев и рек

Первые впечатления от Республики Алтай ужасны. Все населенные пункты кишат туристами, музыка гремит. Берега Катуни заполнены отдыхающими… Однако километров через 70 все эти издержки цивилизации идут на убыль.

На четвертый день начинают сбываться мечты — мы катим по Чуйскому тракту. Вне всяких сомнений, он просто великолепен. Горы все выше, вот и Семинский перевал — 1790 м, — а на нем рыночек сувениров. За коготь медведя просят 800 руб., а самая маленькая безделушка идет от 100.

За перевалом Чуйский еще краше. Поднимаемся на перевал Чике-Таман, где встречаем голландца на мотоцикле — едет в Китай один. Интересный мужик.

Дорога идет вдоль Катуни, очень красиво. Горы еще выше. С огромной скалы падает водопад Ширлама. Вдоль трассы всюду горные речушки, одна стремительнее другой. Первый раз видим Чуйские Белки (их называют еще Чуйскими Альпами), и они впечатляют.

Вечером подъезжаем к Акташу (это почти последний оплот цивилизации на трассе М52) и уходим вглубь Алтая, к первой цели — Телецкому озеру. Асфальт кончается, и начинается неплохой грейдер. Сразу же первая достопримечательность — «Красные ворота» между высокими скалами с ярко выраженным красноватым оттенком. Цветом они обязаны киновари, в изоболии содержащейся в породах. Ранее пеше-конная тропа проходила по гребню Айгулакского хребта, а река Чибит протискивалась в узкое ущелье. Позже оно было взорвано, через реку проложен мост.

Прошли перевал Улаган. Быстро добрались до одноименного села. Проезжаем Пазырыкские курганы.

Отличная колея через лес! Но внезапно он обрывается, и я вижу что-то сказочное — перевал Кату-Ярык. Это единственный автомобильный путь в долину реки Чулышман. Место, где безумно красиво! И страшно. Огромная высота — 800 м от подножия! Орлы парят чуть выше лобового стекла. Длина перевала 3,5 км; 9 поворотов; уклон в 10 градусов. На другой стороне шикарно падает водопадом река.

Страх быстро забывается. Мы идем по долине Чулышмана… Это — ЖЕСТЬ. Река зажата в скалах, дорога проходит вдоль нее. Со скал высотой в 2500– 3000 м низвергаются водопады. Этого не описать словами… Чулышман дик и красив. Очень бы хотелось сплавиться по нему.

На пограничной заставе под Акташем забрали пропуска в погранзону. Заправляемся доверху и выдвигаемся на ледники Актру (или Актуру).

Выходим в Курайскую степь. Все, что пишут, правда: она красива. Летим со скоростью 80 км/ч и радуемся. Долина Актру сводит с ума. Широкая галечная гряда, сотни ручьев с ледника и река. Мы, как слон, разбрызгивая воду, несемся по долине. Высота — 2090 м.

Бесспорно Северо-Чуйский хребет — жемчужина. При его легкой доступности можно увидеть и заснеженные вершины, и ледники. Всего ледников в этом бассейне пять. Малый отлично виден из долины и заканчивается на высоте 2115 м, далее в закрытой котловине находится Большой Актру, его максимальная толщина достигает 360 м. Это больше высоты Эйфелевой башни.

Далее едем по указателям на Джазатор. Выехав за поселок, останавливаемся, смотрим в карты, забиваем ключи в навигатор. Проезжаем информационный щит начала погранзоны. Огромное плато испещрено сотнями ручейков речки Тархаты.

Отъехав буквально километров 15 от Кош-Агача и взлетев на холм, видим забор из колючей проволоки и шлагбаум с прилегающей к нему погранзаставой. Выходит пограничник, записывает нас, проверяет свидетельство ребенка, сверяет наши паспорта, смотрит багажник, спрашивает про оружие и пропускает. Пригодились пропуска…

Дорога — зубодробилка. Огибаем Южно-Чуйский хребет. Вдали озеро Зерлюколь-Нур. Проходим половину пути до перевала Теплый Ключ. Вскоре мы у щита «Джумалинские источники». Время 23:20. Нам дают пустой домик-сарайчик за 150 руб. в сутки. Но охапка дров стоит уже 300! Напротив вдалеке — шахта, где добывают вольфрам и молибден.

После обеда едем посмотреть хребет Сайлюгем и горы Таван-Богдо-Ула. Пробиваемся через Теплый Ключ. Такого я еще не видел. Даже подъем на ледники Актру по сравнению с этим можно считать асфальтом. Нет ни сантиметра чистой колеи — сплошные валуны и камни. Смотришь вверх — шапка падает. Высота 2925 м. Вдали — Таван-Богдо-Ула. Начинаем спуск.

Я не знаю, как это описать. Вот место, о котором я мечтал много лет. Место, где нет людей. Здесь дороги не похожи на дороги. Или их просто нет. Это Укок. Зона покоя. Место, где сходятся границы четырех государств. Где ветер так же вечен, как и снег в июле. Это великолепно!

Мы проходим заставу Аргамжи и доезжаем до реки Музды-Булак. Решаем съездить посмотреть Аргут, приток Катуни, где живет снежный барс — ирбис.

Теперь уже и дорога на Кату-Ярык кажется гладким асфальтом. Но и награда так же велика, как риск. Это удивительное место называется степь Самаха. Я буду помнить ее долго.


Здесь рядом граница…

Большая часть нашего пути пролегала вдоль Монголии по так называемой пограничной зоне, которая на нашем маршруте началась от Кош-Агача. Для въезда туда нужны пропуска. Они заказываются в Погрануправлении ФСБ России, в филиалах в Акташе или Кош-Агаче. Лучше в Акташе (Парковая ул., 32, тел. 8 (38846) 2-35-55, 2-36-54). Я из дома по факсу и электронной почте оправил за пять дней до выезда заявление. Мы ночевали в Акташе, ждали утра, но, повидимому, пропуска можно было забрать и ночью, так как они лежали на КПП у дежурного. Получили быстро — расписались и ушли. Если пропуска не заказаны — плохо. Дежурный смотрит на тебя, как на «большой геморрой», рычит. Ты ждешь на улице, пока он их подготовит и потом подпишет у начальника, которого может и не быть на месте. Без пропусков невозможно попасть на Укок. В 26 км от Кош-Агача стоит погранзастава со шлагбаумом, сначала проверяют документы, даже на ребенка, осматривают машину, записывают и только тогда пропускают. В самой зоне нас проверяли еще 2 раза и на въезде в Тыву еще раз.


В краю чистых озер

В Кош-Агаче забиваем холодильник и уходим в Тыву. До свидания, Алтай. Следы людей практически пропадают — небольшая колея и пара летних кошар. Вдали — огромные стада.

Начинается перевал Бугузун. Вопреки страшилкам в Интернете мы влетели на него влегкую — после Теплого Ключа это было просто. Дорога идет прямо по реке Бугузун. Природа меняется. Полностью пропали деревья, сменившись степью с горами. За хребтом Чихачёва — другой мир. Здравствуй, Тыва.

Здесь нет окружения снежных вершин, трава теплее, а пространства шире. Ехать по Тыве проще, колея еле заметна и не глубока. Любое проявление цивилизации пропало вообще. Мы минуем сопку за сопкой, но нет и намека на человеческое жилье, лишь иногда редкие следы. Если Алтай — это край ручьев и рек, то Тыва — край чистых озер.

В седловине, урочище Сарыг-Хову, десятки колей, и мы вроде едем правильно. Впереди небольшая лужица. Мы и так идем на пониженной из-за камней, начинаем движение и... садимся. Вот тут меня прошиб холодный пот. Сразу ясно, что машина села «от души». Крен огромен, дверь открывается с трудом. Порог полностью в воде. Самому выбраться не удалось — ни с лебедкой, ни с «хай-джеком». Вдруг вижу фары — уазик с тувинцами. И « буханка». Дикими рывками спарка из уазика и «буханки» и 15 человек выдергивают меня.

Утром идем на озеро ХиндиктигХоль. За 20 км бьемся полтора часа. Двигаемся в гору прямо по степи и через высоту 2448 выходим к озеру. От озера через село Кызыл-Хая, где никто не говорит по-русски, наш путь идет вдоль хребта Цаган и заканчивается перевалом Коге-Дава (2400 м). Перевал красив, дорога отличная.

Западная Тыва… Это реально дикий край с не всегда дружелюбным населением. Это безлюдная территория с полным отсутствием дорог, связи и какойлибо элементарной инфраструктуры. Здесь может быть реально жутко от того, что, если что-то случится, получить помощь просто неоткуда. За 2 суток и 400 км пути мы встретили всего 6 автомобилей. Это полное отсутствие дорожного покрытия. 140 км я ехал вдоль государственной границы, считая пограничные столбы. И там не было никого — ни пограничников, ни тувинцев — только суслики в неимоверных количествах.

Природа тут своеобразна. Практически полное безлесье, сопки и немного воды — это Западная Тыва. После Алтая грустно. Хотя, конечно, все равно красиво и необычно.

Возвращение в цивилизацию

Въехали в Хакасию. Особенно ярко заметна смена географии из-за того, что двигались всю ночь. Появляются нормальный асфальт, указатели, заправки. Вновь обнаружилась сотовая связь. Заехали в село Имек. На центральной улице, уже отвыкнув от «лежачих полицейских», не успеваю притормозить, и у нас откалывается кусок пружины, который скачет по дороге и звенит.

Время к вечеру. Непонятно, где ночевать — совсем густонаселенная часть За нами Хакасии. Внезапно понимаем, что Саяногорск находится всего в 68 км от нас, а это уже Енисей. Великая сибирская река. Едем туда. Хотим встать на берегу, но замечаем небольшой указатель к турбазе «Кедр». Кажется, мы где-то рядом с раем...

Утром постояли на Енисее, посмотрели на ГЭС. Не сказать, что сильно зацепила. Стоять можно только на смотровой площадке, но она далеко — «запретка» просто огромна. Съездили на Саяно-Шушенское водохранилище. Видимо, чтобы увидеть красоту, надо куда-то идти на катере.

Решили рвануть к Байкалу через Западный Саян — так короче, всего 1300 км. С утра стартуем. По пути, конечно же, заезжаем в музей в Шушенском. Экскурсия не понравилась.

Дорога — неплохой грейдер. Заправок крайне мало. К вечеру выходим на М53 уже за Красноярском. Дорога — атас. Не ожидал такого от федеральной трассы. Нет целых кусков, много ремонтов, строительная техника, иногда грейдер — не больше 40 км/ч. Попутные городки — Канск, Тайшет, Тулун — производят удручающее впечатление.

К вечеру на горизонте Иркутск. Идем по М55 на Улан-Удэ. На спуске к Слюдянке беру знаменитого байкальского омуля горячего копчения прямо с мангала. Обжигаясь, ем во время движения. Идем вдоль Транссиба. Встать просто негде — нет переезда через железную дорогу к берегу. Проходим от Иркутска 320 км. Приезжаем в Песчаную бухту. Там огромное количество бурятских турбаз и машин.

В конце концов мы доехали до Байкала! Пять дней на жемчужине Сибири прошли быстро…

« Патриот» привез нас домой. За время путешествия он стал для меня чемто большим, чем просто автомобиль. Экспедиционник — это друг. Только ТАМ понимаешь, что почти все зависит от него. Он часть тебя самого. И эта часть уже не кусок железа. Ты надеешься на нее так же, как на себя.

Позади 13 860 км. Это было увлекательное путешествие. Мы прошли четыре республики, кучу областей. Мы видели разных людей: алтайцев, тувинцев, хакасов, бурят... Почти все удивлялись, узнавая, откуда мы. Еще больше — узнавая маршрут. Много дней без связи. На своей еде и своем электричестве. (Холодильник, кстати, «умер» прямо на подъезде к Байкалу.) Мы много увидели. Реки, которые хочется пить. Горы, на которые хочется смотреть. Озеро, на котором хочется жить. Места, где очень мало людей.

Я навсегда запомнил красоту Чулышмана — яркую зелень и тысячеметровые стены. Я буду помнить, как рассекал колесами Актру. Навсегда врезалась в память мечта юности — вечный покой Укока, место, куда трудно попасть и откуда еще труднее уехать. Дикость Тывы, и ее первобытная красота. Долгий путь и чистые слезы Байкала.


Средство передвижения

Машина — самый ответственный элемент экспедиции. Совет один: готовьте ее очень тщательно и берите запчасти. Дорог чаще всего просто нет. Главный фактор успеха — клиренс. Чем больше — тем лучше. За всю поездку мы видели всего четыре «нивы», и лишь одну из них на бездорожье. Еще нам встретились на Укоке две «Навары». Водители рассказали, как они «договаривались» с каждым камнем на дороге. Резина Mud крайне желательна, но можно и на АТ попытать счастья.

Берите запчасти для подвески и трансмиссии. «Грейдеры» и бездорожье разбивают все — амортизаторы, резинки, подшипники. За время поездки пригодились резинки в «амы», рессоры, запасные болты и гайки. Откручивалось ВСЕ — гайки рессор, торсиона, крепления генератора, радиатора. Имейте запас крепежа. Берите больше тросов. У меня был запас 45 м + 25-метровая лебедка — много по нашим, «уральским», меркам. Здесь это — ничто. В Тыве нужен якорь, даже если вы не одни. Не факт, что идущая с вами вторая машина легко вас вытянет. Мой якорь из 40-сантиметровых уголков оказался несостоятельным, его сразу же выдергивало. Из вроде бы незначительной лужицы меня с трудом достали два уазика.


текст: Алексей ТУЛУПОВ
фото из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты