Не ту страну назвали Гондурасом

«Гондурас-трофи», Липецкая область

Текст: Леонид Миндель
Фото: Андрей Куприн

Неподалеку от города Липецка есть небольшой населенный пункт с забавным названием Желтые пески. Казалось бы – если песок, то он по умолчанию желтый, а если в названии еще раз об этом упоминается, значит, желтый он неспроста... Вы спросите, какое отношение вся эта «песчаная желтизна» имеет к формату журнала? Так я вам отвечу: никакого. Но то, что происходило близ Желтых песков, имеет, и самое прямое. Я говорю о «Гондурас-трофи» – новом соревновании Липецкого Трофи Клуба. Но только не надо меня спрашивать, какое отношение имеет вышеозначенная центральноамериканская республика к... Липецкой области.

Как ни крути, но до этого эпохального события ни в чем таком Липецкая область замечена не была. Мало того, она наверняка числилась на хорошем счету у партии и правительства. Но коли есть бездорожье (а в России оно встречается практически повсеместно), то рано или поздно находятся странные люди, которые начинают по нему самозабвенно лазить. Более того, на мой взгляд, в липецких лесах эти самые люди появились аккурат вовремя...

Ночной опрос и... непрозрачные картонки

До места мы добрались поздней ночью. Утомленный лагерь был окутан туманом. До старта оставалось всего несколько часов, и надо было идти спать. Но спать, как обычно, не хотелось, и я «пошел в народ». Первыми на моем пути встретились ребята из Тамбовского клуба «4х5». Мы очень мило посидели у мангала, поговорили о предстоящей гонке, будущем российского офф-роуда и методах подготовки машин. Когда же ребята разбрелись по палаткам, я, с целью продолжения... перекочевал к команде из Старого Оскола.

Проснувшись, я первым делом обобщил полученную ценой бессонной ночи информацию в два чрезвычайно коротких тезиса. Во-первых, гонка предстоит интересная, а во-вторых, мешать спиртные напитки разной крепости – это большая ошибка.

Утро прошло в довольно бодром темпе. Холодная минералка. Брифинг. Короткий завтрак и вновь холодная минералка. Объявили, что старт задерживается на час. Что ж, это дело обычное. Правда, как показывает практика, если старт задерживается на час, то финиш «опаздывает» на сутки. Ну да ладно, задерживается так задерживается. А мы пока что вокруг оглядимся... Что за странное дело? В толпе внедорожников белыми пятнами выделяются двое «Жигулей» восьмой модели (машины оборудованы каркасами безопасности и... непрозрачными картонками вместо фар)! На поверку все оказалось очень просто: для участия в близком по духу соревновании на «самопровозглашенную территорию Гондураса» прибыла липецкая команда по... автокроссу. Забегая вперед, скажу: «моноприводные кроссмены» всех не на шутку удивили – по ходу действа они не только обошлись без помощи тракторного эвакуатора, но и заняли не самое последнее место в «Стандарте».

Взболтать, но не перемешивать

Первый этап «Гондурас-трофи» представлял собой 73 контрольные точки, разбросанные на обширной лесной территории. В зависимости от сложности, они стоили 10, 50 или 100 очков. Из этого «рейтинга» выпадала только одна особенная точка, за взятие которой полагалось целых 300! Причем, заметьте, как и в предыдущих случаях, речь шла о реальных гондурасовских очках, а не о каких-то там условных североамериканских единицах... Перед участниками стояла задача набрать за отведенное время максимальное количество баллов, традиционно подтверждая факт своего присутствия на точках цифровыми снимками композиции, состоящей из номера точки, члена экипажа и машины.

Наконец, долгожданный старт дан. Мама дорогая! Вот это старт! Под громкую зажигательную музыку вокруг машин прыгают полуголые девчонки и активно размахивают черно-желтыми флагами. Да, с такого стартового створа уходишь конкретно заряженный положительной энергией! Уходишь, и тут же оказываешься... в правильном болоте. Нет, ну правда, это же в сущности первое мероприятие клуба. Разве ж можно так сразу и в трясину?! Ведь как принято: для начала тихонечко покататься по сухим грунтовочкам, а потом написать в интернет-отзывах, что гонка – отстой, и все такое. А в «Гондурасе» все наоборот – стартовавших практически сразу ожидало глубокое болотное месиво диаметром метров пятьдесят...

Пляжный альпинизм

Час, проведенный мною на болоте в окружении мечущихся штурманов и орущих на них пилотов, показал следующее: во-первых, судя по тому, что все (!) попадавшие в поле зрения корозащитные стропы были совершенно новые, в обычной жизни ими никто не пользуется, а во-вторых, комплект портативных радиостанций с гарнитурой здесь заменяют (правда, без особого успеха) луженые глотки членов экипажа. В итоге, форсировав болото с легкими потерями (два обездвиженных автомобиля), участники продолжили борьбу.

После водных процедур участникам было предложено заняться... пляжным альпинизмом. Дело в том, что следующая точка находилась на стволе дерева, которое, в свою очередь, росло на вершине крутого песчаного склона. Бедным штурманам пришлось напрочь забыть о прямохождении и начать, подобно далеким предкам, карабкаться наверх в полноприводном режиме (при этом их тела вместо шкур были обмотаны лебедочными тросами). Сергей Савенко на своем прототипе сделал несколько попыток взять подъем ходом, но удержаться наверху ему так и не удалось. А единственными, кто смог добраться до точки без помощи лебедок, оказались... кроссовые «восьмерки». Произошло это, видимо, потому, что лебедок у них просто не было.

Весь дальнейший сбор точек проходил уже в произвольном порядке, и участники дружно разбрелись по лесу. Я же отправился на старт «Стандарта». На этот раз все было чинно и пристойно. Никаких голых девок! Но поскольку их место органично заняли слегка одетые судьи того же слабого полу, одинокому мужчине в самом расцвете сил и здесь было на что посмотреть. Как ни крути, а нравится мне эта страна...

Танкисты и фея

Среди разнообразия точек имелись две примечательные «особи». А особенность их заключалась в том, что они были спарены (нет, не как собачки), и брать их нужно было строго подряд (за пару полагалось 300 очков). Находились они рядом, буквально в десяти метрах друг от друга, и разделял их всего на всего... пятиметровый «арык» (метра полтора глубиной!) с совершенно вертикальными берегами. Как вы догадываетесь, берется сие препятствие исключительно на лебедке, следовательно, ни о каком драйве (ходом пошел, ходом!) в данном случае даже речи не было. Впрочем, в подобной размеренности есть и положительная сторона – можно из первого ряда (с высокого берега) наблюдать за работой экипажей. С поставленной задачей справились все... кто осмелился пойти на «300-очковую». Правда, у брянских ребят при этом порвался трос, и им пришлось немного повозиться, а у тамбовской «семидесятки» срезало шпонку, и экипажу пришлось проводить ремонтные работы чуть ниже ватерлинии. Да, штурман, передвигающийся по шею в воде под раскоряченной машиной, произвел на зрителей совершенно неизгладимое впечатление! И вообще, эти шпонки – настоящая головная боль джипера, режет их постоянно, а процедура замены тесно перекликается с известным анекдотом про фею и танкистов. А поскольку здешние леса с избытком населены «добрыми волшебницами», башню у танка, то есть лебедочную шпонку, срезало регулярно...

А был ли мальчик?

К вечеру интенсивность машинного потока на точках пошла на убыль. Гондурасцы заметно подустали, да и контрольное время подходило к концу. А уже по дороге в лагерь (я ехал в Defender руководителя гонки Сергея Хальзева) пришла информация, что один из членов экипажа англичанина пропал. Кстати, совсем забыл сказать, что в «Гондурас-трофи» принял участие самый что ни на есть настоящий англичанин. Зовут этого британского героя Саймон Шекилс, а катался он на (внимание, друзья) самом обыкновенном УАЗе! Так вот, у нашего импортного товарища кончилось топливо, и тогда его штурман, мальчик... 20-ти лет, отправился «в лес». Зачем он пошел, лучше не спрашивайте, на этот вопрос ответа не существует. Пошел, и все... Машину нашли, заправили, а парня все нет. А тем временем в далеком базовом лагере мать юного штурмана, ломая руки, слезно просила возвратить кровиночку. Организаторы в принципе были не против, но они понятия не имели, где искать этого чебурашку. И тут он позвонил сам, сообщив, что вышел к какой-то высоковольтке! Мол, все время шел в направлении «на солнце»... Был организован брифинг на тему «Что делать, блин!?». Кстати, среди вопросов прозвучали весьма любопытные. Во-первых, «Сколько лет заблудившемуся ребенку?», во-вторых, «Зачем он шел на солнце?», в-третьих, «Зачем он вообще куда-то шел?», в-четвертых, «А на хрен так делать?!». Но один вопрос мне особенно понравился: «А куда он выйдет, если пойдет вдоль высоковольтки?». Это было выше моих сил, и я не удержался... «Если он пойдет вдоль ЛЭП, то рано или поздно обязательно выйдет либо к ГЭС, либо к ТЭС, либо к АЭС, либо к какому-нибудь иному источнику электроэнергии».

Мне сверху видно все

Утром, построившись в колонну, участники отправились на второй этап. Сюжет заезда, носившего имя джип-спринт, был предельно прост: требовалось собрать точки, расположенные на склонах большого оврага. И гонщики взялись за дело энергично: белгородцы положили свой УАЗ на бок, а Савенко порвал отремонтированный накануне кардан. Засим второй этап можно было считать завершенным.

Что же до третьего этапа «Гондурас-трофи», то он представлял собой ориентирование в его лучших традициях. А от всех подобных соревнований его отличала «карта», выдаваемая участникам. Она была не чем иным, как аэрофотосъемкой! На мой вопрос: «А она свежая?», Сергей Хальзев ответил: «На прошлой неделе летал».

Контрольные точки третьего этапа располагались с двух сторон лесного массива, а соединяла их широкая просека. Но она была... «заманухой». В реальности просека представляла собой заболоченные дебри. Кстати о болотах. Меня удивили две особенности «черноземских трофистов». Во-первых, ребята не спускают колеса, и второе: по болоту народ предпочитает ездить след в след. Но как бы там ни было, но в конце концов на финиш пришли все. Все, кроме двух автомобилей. На их вызволение и были отправлены ГАЗ-66 и трактор «Беларусь»...

Нет, ребята, пулемета я вам не дам...

Подсчет результатов соревнования затянулся до глубокой ночи, и выдача призов состоялась в кромешной «гондурасской» темноте. Тем не менее, все прошло весело... Под радостные возгласы массовика-затейника призеры, зацелованные специально обученными девушками, растаскивали по машинам наградные автоматы (муляжи) и конверты с «хрустящими призами»...

P. S. Уже после награждения я узнал, что трактор, отправленный на спасение засевшего УАЗа, утонул, чем полностью подтвердил официальный слоган соревнования «Гондурас-трофи – здесь тонут трактора».

«Гондурас-трофи», личный зачет (ТР2, ТР3)
Категория ТР2
1 УШАКОВ Павел / СИДОРЕНКО Артем Белгород УАЗ-31512
2 СКУЛКОВ Олег / КРЮКОВ Олег Курск УАЗ
3 НИКИТИН Андрей С. / НИКИТИН Андрей А. Брянск УАЗ-3151

«Гондурас-трофи», командный зачет (ТР2, ТР3)
1-е место – Белгород
УАЗ-31512 УШАКОВ Павел / СИДОРЕНКО Артем
УАЗ-31519 ЧЕРКЕСОВ Алексей / ОРЕХОВ Юрий
УАЗ-31512 ЧЕРКЕСОВ Дмитрий / МАСЛЕННИКОВ Павел
2-е место – Тамбов
УАЗ-469 ХВОСТОВ Михаил / КУЗНЕЦОВ Игорь
ГАЗ-69 КОШЕЛЕВ Дмитрий / ФИЛАТОВ Лев
Toyota LC-2 ЗАЙЦЕВ Александр / ЕЛАГИН Павел
3-е место – Курск
УАЗ-315192 САМАРИН Александр / САМАРИН Андрей
Nissan Patrol СКУЛКОВ Олег / КРЮКОВ Олег



Я изредка выбирался из леса
Сергей Хальзев, Организатор гонки

В любом деле важен маркетинг – будь то продукт, товар, услуга или мероприятие. А значит, сначала надо выявить целевую аудиторию и потом придумать хорошее название. От того, насколько удачно ты подберешь название, зависит многое. В результате у меня родился «Гондурас», ассоциирующийся у нас с тяжелой работой. К тому же в нем присутствует дух латинос и раздолбайства. Гражданская война, разбитые машины и прочее. Чем не название для трофи?!

Основная причина организации соревнования – отсутствие в Липецке команды. По сути, в городе всего два подготовленных автомобиля, причем оба они мои... Штурманов я ищу, но пока безрезультатно. Людей в команде не хватает, не хватает механиков. Нам важно внимание интересных людей, которые в дальнейшем могут стать членами нашей команды. Вторая причина: этапы Кубка Черноземья есть в любой области, на многих организация мне категорически не понравилась, захотелось сделать свою гонку, чтобы показать, что мы это можем, а когда мы начинаем что-то делать, хочется все сделать как можно лучше.

Решение о проведении гонки было принято в очень короткий срок. Подготовка заняла две недели. Срок нереальный. Пахали круглыми сутками. Я изредка выбирался из леса в офис на часик, посмотреть, чего там у меня происходит, и снова исчезал.

Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в будущем планируем организовывать более серьезные гонки. Цель – выйти на серьезный профессиональный уровень. Надеюсь, что наша гонка со временем дорастет до статуса этапа Чемпионата России.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 октябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты