В свете софитов

Почему Volvo — лидер по безопасности

Автомобили Volvo всегда слыли одними из самых безопасных. Большая доля правды в этом есть. Начиная с 1966 года компания тратила значительные средства (в том числе и государственные) на развитие систем, способных сохранить жизнь пассажирам в самых безнадежных ситуациях. В 2000-м, уже год находясь под крылом Ford, шведы успели достроить и открыть ультрасовременный Safety Centre. В отличие от основного производства ему не грозит переезд на территорию Китая

Первую круглую дату создания своего Safety Centre (Центра по изучению безопасности автомобилей) в Volvo отмечают в не слишком-то веселом настроении. Компания переходит под контроль Zhejiang Geely Holding Group, часть персонала в Швеции готовят к сокращению, а в Китае строят завод, производственная мощность которого сопоставима с ежегодным объемом продаж автомобилей скандинавской марки. Китайцам, нужны готовые технологии, а вот заниматься «ниокром» им, пожалуй, недосуг. Неужели через несколько лет Volvo превратится в компанию, предоставляющую другим автопроизводителям услуги по исследованию пассивной и активной безопасности машин? Скорее всего Safety Centre – единственное, что оставят китайцы шведам.

Приборы и материалы

В 2000 году король Швеции Карл XVI Густав в торжественной обстановке открывает Центр безопасности Volvo в Торшланде. Интересно, что в истории скандинавской фирмы до 2000 года отмечен только один случай, когда в презентации подразделения участвовал действующий монарх – это было при запуске завода в том же Торшланде.

На Safety Centre возлагались большие надежды. Еще бы, ведь исследования по пассивной и активной безопасности – это не только элемент инженерной деятельности фирмы, но и серьезная подмога для ее PR-службы. Действительно, за десять лет испытатели провели громадный объем работ. Достаточно сказать, что только одних краш-тестов выполнено более 3000!

Safety Centre Volvo практически сразу же оказался востребован и компанией Ford, инженеры которой начали пользоваться им уже через год после открытия. Частые гости здесь и британцы: свои машины испытывают Aston Martin, Land Rover, Jaguar. Более того, исследуют грузовики и бывшие коллеги специалистов Volvo Cars – работники из Volvo Trucks.

В распоряжении инженеров два тоннеля для битья машин – стационарный длиной 154 м (в нем можно разгонять грузовик до скорости 80 км/ч) и передвижной длиной 108 м. Подвижный тоннель можно поворачивать на угол от 0 до 90 градусов, воссоздавая таким образом большое количество сценариев реальных дорожных происшествий. С помощью этого сооружения автомобили разгоняют по рельсу, сталкивают их под разными углами и с различной скоростью. В 2002 году инженеры начали исследовать пассивную безопасность кузовов при опрокидывании машины – с того времени процедура стала стандартной для всех моделей компании.

Разработчикам важно понимать, насколько адекватно работают зоны программируемой деформации. Для этого была разработана высокоскоростная камера, фиксирующая 200 000 кадров в секунду! Обычная киносъемочная аппаратура фиксирует только 24 кадра. При замедленном воспроизведении отснятого краш-теста в мельчайших деталях можно отследить процесс деформации тех или иных элементов кузова.

Еще одним мощнейшим инструментом исследований является комплекс электронных программ, позволяющий проводить виртуальные краш-тесты. С помощью систем конечно-элементного анализа специалисты не только разбивают машины, но и стараются понять, что чувствует пассажир. Так, одной из последних разработок программистов является модель женщины на позднем сроке беременности. Специалисты изучают воздействие на ее тело и на тело будущего ребенка ремней и подушек безопасности в тех или иных режимах движения автомобиля или при аварии.

Кстати, модель S60 – ее называют «последней надеждой» марки – создавалась с помощью всех имеющихся тестовых устройств. Начинали с компьютерного моделирования, закончили реальными тестами. Гвоздем бортового комплекса S60 является система распознавания пешеходов с последующим автоматическим торможением (до полной остановки). При скорости до 35 км/ч система, обнаруживая по курсу пешехода, останавливает машину полностью, при скорости выше 35 км/ч она лишь сбрасывает скорость.

Текущий фон

Старая шутка, говорящая о том, что сталкивать машины «лбами» у инженеров Volvo получается куда лучше, чем эти машины производить, сегодня актуальна как никогда. Не много сегодня встречается охотников выкладывать за шведский автомобиль денежки, сопоставимые со стоимостью модели германской премиум-тройки. Окунувшись с головой в заботу о пассажирах, скандинавы забыли о безопасности собственной компании и не подложили себе соломки… точнее, эйрбэга. Но все же хочется надеяться, что эмблема Volvo (и не без помощи деньжат из Поднебесной) еще долго не померкнет на автомобильном небосклоне!

текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты