А под нами — километр воды

Путешествие по замерзшему Байкалу

Пройти весь Байкал по льду на автомобилях? Заманчиво! А если это самые что ни на есть обычные кроссоверы без какой бы то ни было подготовки? Тем интереснее!

Экспедиция «Байкальский лед 2010», организованная компанией LAV-Productions, стартовала из Москвы на трех Audi Q5. Автомобили различались лишь двигателями и комплектациями: два из них с бензиновыми моторами 2.0 TFSI и 3.2 FSI, а третий с трехлитровым турбодизелем. Основная идея мероприятия — пройти все озеро по льду на абсолютно стандартных машинах, обутых в самую обычную зимнюю резину «из магазина», ну и, конечно, познакомиться с зимним Байкалом.

Шаманка, дай нам удачу

Шесть дней езды в хорошем темпе – и мы в Иркутске. Здесь к нам присоединяется Андрей Леонтьев с телеканала «Авто Плюс», который будет снимать фильм об этом путешествии, а также две барышни из автоклуба «Байкальские амазонки». В таком составе мы и отправляемся на южную оконечность озера — в небольшой городок Слюдянка, где должны встретиться с провожатым и сойти на лед величайшего пресноводного водоема планеты.

Нашим проводником стал Александр Бурмейстер — один из самых опытных байкальских ледовых капитанов — людей, досконально знающих свойства и поведение местного льда. А в том, что у последнего непростой характер, нам удалось убедиться на собственном опыте.

Спустившись с берега на лед озера, мы сразу же отправились к расположенному неподалеку мысу Шаманский, или попросту Шаманке, чтобы задобрить духов. К этому обряду здесь относятся очень серьезно, и мало кому придет в голову, не совершив его, отправиться в подобное путешествие.

Вдоль Кругобайкалки

Маршрут проходил возле крутого и обрывистого западного берега Байкала. Глубина здесь большая. Вроде вот он, берег, рукой подать: метрах в 200– 300. А до дна, если верить сведениям навигатора, местами уже около километра!

По берегу проходит трасса Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Причем ее участок, вдоль которого мы едем, Култук – Маритуй — поселок Байкал, сейчас является тупиковым. Прежде он совпадал с основным ходом Транссибирской магистрали, который перевели на новый участок от Иркутска до Слюдянки в 1949 году. А в 1956-м в связи с постройкой Иркутской ГЭС разобрали железную дорогу от Иркутска до Байкала, проходившую по берегу Ангары. После этого участок КБЖД длиной 89 км превратился в тупиковую ветку, по которой и сейчас курсирует состав, связывающий береговые поселки. На местном сленге он зовется «мотаня» — мотается туда-сюда. Время от времени, впрочем, встречаются здесь и туристические поезда, в том числе на паровозной тяге.

Сама Кругобайкалка объявлена архитектурно-ландшафтным заповедником в составе Прибайкальского национального парка и находится под охраной государства. По насыщенности инженерными сооружениями — тоннелями, мостами, галереями, виадуками и подпорными стенками — КБЖД одна из самых сложных в мире. А если вспомнить, что строилась она в начале прошлого века практически вручную, невольно проникнешься уважением к нашим предкам, создавшим эту удивительную трассу.

Подальше от цивилизации

После съезда на лед мы некоторое время шли по наезженной в снегу колее, и навстречу иногда попадались машины. Нельзя сказать, что движение на льду оживленное, но оно есть. В основном, конечно, это местные жители, выходящие туда для рыбалки. Но встречаются и туристы. Причем и пешие, и на снегоходах, и даже на велосипедах. Правда, последние оказались иностранцами, коих здесь тоже немало — Байкал притягивает к себе людей буквально со всего света.

Ближе к истоку Ангары мы удалились от берега из соображений безопасности — лед в этом месте не слишком прочный. После Листвянки — довольно крупного населенного пункта — признаки цивилизации встречаются все реже. Где-то здесь попадается первая трещина во льду. Капитан внимательно обследует ее, после чего объясняет технику форсирования: «Разгоняйтесь не менее чем до 70 км/ч и заходите под таким вот углом — чуть наискось».

На первый взгляд ничего сложного, но неопытному человеку трудно понять, как быстро и по какой траектории проходить разлом. Вдобавок после каждой прыгнувшей машины капитан снова осматривает трещину, чтобы определить, не разбиты ли колесами края льдины. При необходимости следующий автомобиль преодолевает щель уже в другом месте.

Нелетная погода

Вскоре сплошной снежный покров заканчивается и сменяется голым льдом с плотными снежными наметами. Езда превращается в скачки по этим своеобразным буграм. Болтанка ужасная! Снежные кочки порой попадаются весьма приличные по высоте. Но издалека ее точно не определишь, а на небольшом расстоянии осадить машину на льду успеваешь не всегда: скользко, однако! В итоге седоки достают головами до потолка, а поклажа в багажнике живет собственной непредсказуемой жизнью.

Вдобавок время от времени возникают снежные заряды, и видимость падает почти до нуля. Заканчивается снегопад так же внезапно, как и начался. Появляется солнце, ветер стихает. А через пять минут все повторяется. Погода здесь переменчива донельзя. Закрадывается нехорошая мысль: неужели всю дорогу по Байкалу придется вот так в метель скакать по снежным барханам?

Однако батюшка Байкал смилостивился — началась, как здесь говорят, гололядка, то есть голый лед. Иногда снова встречались плотные снежные переметы, но уже не столь большие и расположенные не так часто. Их можно объезжать или перепрыгивать без чрезмерного дискомфорта. А маневры на голом льду, напротив, доставляют огромное удовольствие. Подумать только: вокруг сотни квадратных километров льда — просто мечта дрифтера!

В общем, теперь половину времени автомобиль идет с боковыми скольжениями. Управляется Audi Q5 в таких условиях очень неплохо. Жаль только, ESP полностью не отключается — она позволяет уйти в занос, но стоит начать его коррекцию рулем, тут же вступает в дело и одергивает, выборочно задействуя тормозные механизмы. Черт бы побрал эту электронику и чайников, из-за которых ее нынче ставят на все машины кряду!

К вечеру добираемся до поселка Бугульдейка, названного так по одноименной речке. Здесь у нас ночевка на турбазе «Имение Заречное». Турбаза — это, конечно, громко сказано. Небольшой сельский клуб превращен в некое подобие гостиницы с весьма скромным набором услуг и практически не изменившимся совковым интерьером. Большой холл, столовая с кухней и несколько комнат с кроватями — вот и весь сервис. Но здесь тепло, хозяева гостеприимны, кормят вкусно, а нас интересует не сервис, а возможность просто отоспаться после тяжелого длинного дня (и предыдущих тоже — большинство членов экспедиции уже ровно неделю в пути).


Агрегатное состояние

Толщина льда на Байкале доходит до 100–120 см, а в заливах может достигать двух метров. В сильный мороз лед разрывает, а трещины, которые из года в год образуются примерно в одних и тех же местах, здесь называют становыми щелями. Их длина — десятки километров, а ширина может быть и 2–3 м. Байкальский лед обладает высокой прозрачностью, и сквозь него легко проникает дневной свет. Благодаря этому водоросли постоянно насыщают воду кислородом.

Физика говорит нам, что лед — это всего лишь одно из агрегатных состояний воды — ее твердая фаза. Однако уважаемая наука ничего не сообщает о разновидностях льда, а их существует множество, причем на Байкале встречаются такие ледяные образования, которых нет больше нигде в мире. К примеру, «сопки» — полые ледяные шатры в форме конуса. Особо красивым может быть наплесковый лед по берегам, принимающий подчас весьма экзотические формы.


Байкальская олимпиада

Наутро грузим свой нехитрый скарб в машины и выдвигаемся дальше. Но не по льду, а по вполне добротной грунтовке. Наш путь лежит к местным достопримечательностям. Первая — священная гора Ёрд. Она находится в паре километров от озера, на правом берегу речки Анги. Правильной куполообразной формы холм высотой около 40 м сложен из гранитных плит и одиноко возвышается над ровной долиной. В старину у его подножия проходили общебурятские игрища, которые после долгого перерыва были возрождены в нашем веке и теперь, подобно олимпиаде, проходят раз в четыре года.

Следующая «точка интереса» — наскальные рисунки на горе Сахюртэ. Местным петроглифам, по всей видимости, несколько тысяч лет. На камне высечены изображения животных и сцены охоты. Картинки, разумеется, не васнецовские, но Малевич вполне мог бы позавидовать: это тебе не геометрические фигуры раскрашивать в мрачные цвета.

Налюбовавшись древней живописью, продолжаем свою ледовую эпопею, снова съезжая на лед в так называемом Малом море — обширном заливе между островом Ольхон и Большой землей. Здесь нас встречает абсолютно чистый, без всякого снега, лед с невиданной по красоте структурой.

Пока коллеги с телевидения занимаются съемкой, есть возможность вдоволь накататься по нему: поскользить «боком» и покрутить замысловатые па. После очередного продолжительного вальсирования на приборке загорается желтая контролька — ESP Off. Ура!!! Электроника сошла с ума и отключилась, а я наконец-то избавился от этой удавки. В результате весь день не глушил мотор, чтобы драгоценный глюк не пропал, и до самого вечера наслаждался чистой незамутненной цифровыми технологиями управляемостью.

Где вы, звери Икс?

Ближе к вечеру добираемся до импровизированного рыбного промысла и договариваемся с местными фишерменами о том, что на рассвете приедем снимать, как они вынимают из глубины сети с омулем. А пока изучаем технологию ловли. На лед рыбаки выезжают на машине с прицепом-волокушей, который представляет собой обычный вахтовый домик. В нем они укрываются от мороза и ветра, спят и едят и здесь же достают сети с уловом: в полу есть люк, который находится непосредственно над прорубью. Рядом тарахтит портативный электрогенератор, так что в импровизированном рыбацком домике имеются свет, тепло и даже телевизор — надо же себя чем-то развлекать в ожидании улова.

От рыбаков до нашей следующей остановки на ночлег уже совсем недалеко, и мы быстро добираемся до бухты Заворотная. Когда-то в этом месте был небольшой поселок геологов, которые добывали в окрестных горах минерал, использовавшийся для абразивной обработки твердых материалов. Теперь в поселке — база ледовых капитанов и несколько рыбацких домиков. По словам нашего провожатого, в лесах на склонах Байкальского хребта полно медведей и другого зверья. Есть росомахи. Впрочем, ни один местный «хью джекман» к нам на огонек так и не забрел. Оно и к лучшему...

Авария на льду

Поутру, как и планировали, выдвигаемся в сторону рыбацких вахтовок, но по дороге случается ЧП: один из трех наших Audi Q5 жестко приземляется после незапланированного прыжка на оказавшемся отнюдь не маленьким снежном намете. Осмотр машины после этого небольшого ДТП выявил течь в системе охлаждения. В попытках докопаться до «источника» разбираем «полморды», после чего становится ясно: треснул один из бачков радиатора. Это меняет наши планы. Возвращаемся в Заворотную. Раненый Audi болтается на галстуке за Nissan Patrol ледового капитана.

Из состава экспедиции выделили ремонтную бригаду, которая занялась дальнейшей разборкой автомобиля в целях демонтажа поврежденного радиатора, после чего его на Patrol везут заклеивать в Северобайкальск, до которого только по прямой около 160 км, а с учетом петляний в торосах — порядка двухсот.

Остальные «зависают» в Заворотной на целый день. Незапланированная остановка не отменяет наших намерений в отношении поездки к рыбакам и к нерповой пещере. Зимой в ней, конечно, нет никаких нерп, а вот в теплое время года симпатичные зверьки заплывают туда искупаться в охристой ванне, что помогает им избавиться от паразитов. Причем эта пещера — единственное известное на планете место, где происходит подобное самолечение ластоногих.

Прощай, Байкал!

Последний день на льду. Ремонтная бригада инсталлирует обратно заклеенный кустарным способом радиатор. К середине дня процесс завершен. Система охлаждения заполняется антифризом с бойким названием «Челси», закупленным там же, в Северобайкальске. Решающий момент: будет держаться заплатка или нет? Запускаем мотор, прогреваем, проверяем. Течь все-таки есть, но незначительная. Если усиливаться не будет, должны доехать как минимум до Большой земли. Так что в путь.

Простившись с Заворотной, двигаемся к финалу нашей ледовой эпопеи. Погода портится: начинается снегопад, а вместе с ним ухудшается видимость. Вдобавок машины колесами поднимают со льда только что выпавший снег, и за ними тянется здоровенный шлейф, еще больше ухудшающий видимость. С трудом различимы лишь габариты впереди идущего автомобиля, головного уже не видно совсем (дистанцию-то на льду приходится держать довольно большую). Но деваться некуда — ехать необходимо. Запас продовольствия, прихваченный на три дня, уже израсходован, да и топлива в обрез. Надо добираться, несмотря ни на что.

Через некоторое время ровная гололядка, присыпанная свежим снежком, заканчивается и снова начинаются наметы и болтанка. Правда, снегопад прекратился, и теперь мешает только шлейф от впереди идущих машин. Это не так страшно — можно немного сместиться в наветренную сторону. Ехать таким своеобразным «пеленгом» уже можно. Попетляв меж торосов, находим путь в сторону берега и теперь едем в непосредственной близости от него. До чего же все-таки красиво!

Несколько раз останавливаемся, чтобы проверить уровень охлаждающей жидкости в пострадавшей машине: все в порядке. На берег выезжаем возле Северобайкальска. Вот и финиш.

На следующий день прощаемся с нашими попутчицами-амазонками и выбираемся на трассу «автоБАМа», идущего вдоль железной дороги. Впереди — долгая дорога домой...


Объем имеет значение!

Многие считают Байкал самым большим озером на планете. Это верно, но лишь отчасти — все дело в том, в чем измеряется величина. По площади водного зеркала Байкал далеко не на первом месте — его опережают Каспийское море (считающееся соленым озером), Великие озера в Северной Америке и африканские Виктория и Танганьика. Однако по запасам пресной воды и максимальной глубине (1642 м) с Байкалом не может соперничать ни одно из озер в мире. Объем Байкала — 23 615 куб. км, что составляет примерно 19% всех мировых запасов пресной воды. Вот уж и впрямь — национальное богатство! Байкал протянулся на 636 км с юга на северо-восток между Иркутской областью и Республикой Бурятия. Максимальная его ширина — около 80 км. В него впадает 336 рек и ручьев, а вытекает лишь одна — Ангара. Поверхность озера на 455 м выше уровня моря, а котловина, в которой оно образовалось, со всех сторон окружена горными хребтами и сопками, что создает на Байкале свой особый климат. В немалой степени он определяется также ветрами, которые, как и многое здесь, имеют собственные имена: Верховик, Култук, Сарма...


текст: Александр СТОЛЯРОВ
фото: автор и Алексей МОЧАЛОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты