Вдоль экватора

Экстремальный вояж по джунглям острова Борнео

Этот рассказ о самом экстремальном путешествии по джунглям на мистическом острове Борнео. Оно может конкурировать разве что с Camel Trophy. А началось все два года назад с идеи, возникшей у нескольких человек, пройти с одного конца острова до другого по линии экватора. Мы считали экспедицию важнейшим событием своей жизни. Участники из Азии, Европы, Америки и Австралии заявились на старт не только ради того, чтобы испытать себя, но и чтобы увидеть неповторимую красоту этого острова и ознакомиться с разносторонней индонезийской культурой

Идея объехать земной шар по экватору возникла два года назад, в путешествии по джунглях Сумбавы, Ломбока и Бали. Мы решили сколотить группу избранных — людей с достаточным опытом экстремальных внедорожных вылазок, способных пробиться через девственные тропические леса. Набралось 25 экипажей. Что мы знали о маршруте? Как известно, экватор — это воображаемая линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр нашей планеты перпендикулярно оси ее вращения. Она делит планету на Северное и Южное полушария. Длина — примерно 40 075 км. Проходит через Индонезию, Эквадор, северную часть Бразилии, Конго, Кению и другие страны. А еще известно, что на этой линии в дни солнцестояния — 21 марта и 21 сентября — в полдень светило находится точно над головой. В ходе нашей поездки в декабре температура воздуха поднималась выше 36°С — нам следовало быть осторожными и пить как можно больше жидкости. За 14 дней я осушил 96 полуторалитровых бутылок воды — дневную норму рассчитайте сами!

Шестое декабря: все участники экспедиции готовы к бою. Когда я прибыл в Понтианак, Западный Калимантан, мне выкатили целый список местных табу: НЕТ вареным яйцам, липкому рису, соленой рыбе… НЕТ лагерю на горе Иблис (то бишь дьявольской горе). Даяки (островитяне-аборигены) предупредили нас, что любой предмет из черного списка накликает НЕУДАЧУ или даже КАТАСТРОФУ на весь наш караван. Но мы, пропитавшись духом авантюризма, решили убедиться, что мифы правдивы.

Пристрелочный день

Итак, день отъезда. Скромная церемония в Понтианаке, затем официальный старт у монумента экватору. Отсюда начнется настоящее путешествие — первый отрезок пути по джунглям к финишу на другой стороне острова. Наша цель — достичь Бонтанга — города на линии экватора. Первые отрезки бездорожья легки — здесь все должны «пристреляться»: привыкнуть к движению в караване, проверить работоспособность узлов машин, подобрать правильное давление в шинах и т.п. Сегодняшняя цель — дойти до первого базового лагеря в Римбе, расположенного на одной из многочисленных пальмовых плантаций. Там нам предстоит провести первую ночь в джунглях.

Природа встречает экспедицию проливным дождем. Натягиваем брезент между двумя машинами, чтобы сохранить клочок сухой земли, где можно приготовить ужин и поставить палатки. Потихоньку подтягиваются остальные автомобили. Дождь идет всю ночь, и мы почти уверены, что колеи впереди будут скользкими и трудными. Так и есть — плывем в грязи и вынуждены тормозить перед, казалось бы, совершенно безобидными препятствиями. Оползни образуют глубокие промоины, тут и там встречаются деревянные мостики, многие из которых буквально разваливаются на глазах. Используем деревья, чтобы восстановить переправы, иногда орудуем лебедками. Пока все идет как по маслу: в конце концов дождь прекратился и солнце потихоньку стало подсушивать землю, тем самым облегчая нам путь.

Вслед за лагерями №2 и 3 нам предстоит последняя основательная подготовка. В городке Нанга Пинох будет отведено около часа на заключительный шопинг. Предстоит не только заправить машины и взять с собой по 40 л дизельного топлива или 60 л бензина, но и пополнить запасы воды, а также провести мелкий ремонт машин. Следующие четверо-пятеро суток мы посвятим автономному плаванию.

Жаркие ливни

С каждым днем жара усиливалась, но к ней теперь присоединялись сильнейшие ливни, напрочь размывающие дороги. Порой приходилось прокладывать альтернативную «трассу» — это настоящая коллективная работа. При помощи лебедок мы спускались с 80-метровой высоты, каждый следующий автомобиль помогал идущему впереди. Когда весь караван оказался в низине, мы решили: прокатимся вдоль берега небольшой реки, а затем попробуем забраться обратно — таким был план, но мы еще не знали, что матушка-природа готовит нам кошмар. Она развернула над нами дождевой фронт и обрушилась ливнями: час, второй, третий… Часть машин застряла у подножия холма на берегу реки, наверху выстроилась очередь из желающих съехать вниз, а дальше ждали те, кто успешно обогнул рельеф местности. Работали не покладая рук, восстанавливая караван. Чтобы протащить семь автомобилей, потребовалось 10 часов работы лопатами, лебедками, тросами… Водителям-дублерам едва ли было слаще: они бегали с тросами вверх-вниз, цепляя очередного «утопленника». Первые машины засели в три часа пополудни, а завершилась эпопея лишь к часу ночи. И это всего семь из 25 машин! Наутро те семеро тащили первых представителей новой партии. Человек и машина против природы!

И все-таки мы медленно двигаемся вперед, навстречу очередному холму. Опять работаем командой, валим деревья и восстанавливаем мостки. Моторы молотят без перерыва. По сути, мы заново прокладываем каждый километр маршрута! Еда и вода расходуются явно быстрее запланированного. Большинству участников не хватает сил, чтобы разбить полноценный лагерь на ночь, и постелью им служит кресло машины. С восходом солнца все повторяется: лебедки работают на пределе, тросы натянуты, как струны. Так или иначе, за пятеро суток мы смогли преодолеть… 36 км джунглей. Уже потом выяснилось, что по этим тропам никто не ездил с 80–90-х годов прошлого века. Еще одна деталь: здесь когдато проходил маршрут Camel Trophy, но он был заброшен, так как оказался непроходимым для них. Многие машины тогда пришлось вытаскивать из плена тропического леса по воздуху. А мы прошли! Не важно, что угробили столько времени и пролили столько пота. Зато наш подвиг стал темой дня для местных радиостанций!

Переправа, переправа...

Далее экспедиции предстояло пересечь на паромах несколько крупных рек. На каждом из них умещались три-четыре машины. Но, когда паромной переправы не существовало в принципе, приходилось самим строить плоты на одну машину. Нам охотно помогали местные жители — для них это был почти праздник. Аборигены удивлялись: «Откуда вы взялись? Проехали через джунгли? Не-е-ет, этого не может быть!» Когда же в конце концов нам удавалось убедить их, удивлению не было предела.

После пересечения рек Махоп и Баканон мы подошли к Муаратевеху. Это относительно большой город, так что вновь заправляем машины, запасаемся едой, водой и свежими фруктами. Несколько «железных коней» требуют внимания: ремонтируем колеса, подвариваем детали шасси, чиним уставшие лебедки и меняем тросы — несколько дней они работали беспрерывно. Здесь же вновь выстраиваем караван, так как автомобили выезжали из джунглей в разное время.

Время поджимает: по нашим расчетам экспедиция отстает от графика на полтора-два дня. Из Муаратевеха устремляемся к реке Махакан и далее к городу Мелек. Стараемся нагнать график, но природа вновь отворачивается от нас: опять вязнем в скользкой глине и оползнях. Похоже, прийти в срок к нашей цели — Бонтангу — не получится. Участники экспедиции собираются для выработки нового плана. Решено: необходимо найти большой паром, который довезет нас до конца джунглевого участка. Мы также решили отменить короткий визит в Бонтанг и устремиться непосредственно в Самаринду — место официального финиша.

И вот мы на месте! Правда, первые машины прибыли в отель не в 15 часов, как рассчитывали организаторы, а в 22. Мы стартовали в Понтианаке и спустя 14 дней прибыли в Самаринду, пройдя более 2000 км по грунтовкам и джунглям… Лишь две из 25 машин вынуждены были вернуться на базу. Остальные участники, в том числе шесть мотоциклов, сумели пересечь остров. Два автомобиля были не индонезийские — они прибыли из Австралии и США, остальные прошли неплохую местную подготовку.

На следующий день мы отправились из Самаринда в Баликпапан, чтобы переправить машины в Джакарту по воде, а сами воспользовались самолетом. Там и пришло время попрощаться до следующих приключений со всеми, кто по ходу этой нелегкой эпопеи стал друг другу практически родным.

Продолжение следует!

Экспедиция по экватору завершилась успешно только благодаря командной работе всех ее участников. На год текущий у нас намечено еще одно дельце: Borneo Equator Expedition II! Теперь мы хотим пройти с востока острова на запад, но на сей раз вдоль границы между Сараваком — малайзийской частью острова — и Брунеем. Экспедиция займет больше двух недель. Пока это лишь проект, но мы весьма активно работаем над ним!


Этнокультура Борнео

Культура и история острова Борнео (Калимантан) уходят далеко в прошлое. Это третий в мире по размеру (после Гренландии и Новой Гвинеи) остров. Он входит в состав Малайского архипелага (Юго-Восточная Азия). Политически Борнео разделен на Сабах и Саравак — это штаты Малайзии, Бруней — независимый султанат и Калимантан — часть Индонезии. Площадь — 743,325 км2. Население — 16 миллионов. Это родина трех народностей, коллективно именуемых даяки.

По большей части аборигены живут в длинных коммунальных домах, называемых «ламин» или «умак дару», построенных на высоких сваях (иногда до 3 м высотой) для защиты от диких животных и паводков. По традиции жилища поделены на части для каждой из семей и имеют общую коммунальную зону, в которой проходят собрания селян. Первооткрыватели в свое время очень впечатлились от домов на длинных ногах-сваях, прекрасных образцов искусства и неповторимого охотничьего образа жизни людей. Кроме того, даяки весьма привлекательны внешне, что лишь подогревало интерес к ним.

На Борнео примерно 200 родовых кланов даяков, наиболее значимые из них живут в городах Саравак и Кадазан. Другие малые группы — кеньях, каян и пенан. Главный родовой клан из штата Саравак — ибан — насчитывает 395 000 человек. В большинстве своем это обитатели территорий по берегам рек Реджанг и Барам.

С образом жизни даяков Южного и Западного Борнео неразрывно связаны татуировки и смерть. Существует поверье, что, когда душа покидает тело, она путешествует по темным глубинам загробного мира в поисках рая — земли предков. Души даяков преодолевают множество препятствий в своем сверхъестественном полете. Река Смерти — самое жуткое из них. И лишь души татуированных женщин, которые беззаветно отдавали себя семье, и мужчин с татуированными руками — свидетельством успеха — способны пересечь бревенчатый мост над страшными водами. Малиганг — злобный охранник моста — часто отказывает в переходе и заставляет души спускаться в пучину реки, где их поедает гигантская рыба патан. Но, если душа правильно татуирована, для нее переход на другой берег всегда открыт. И хотя тот мир темен, безмолвен и некомфортен, татуировки начинают ярко светиться, указывая дорогу к священному упокоению среди предков.


текст: Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN)
фото: автор
перевод: Михаил БЕЛИК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты