Судейский вопрос

Интервью с председателем президиума Всероссийской коллегии судей РАФ Игорем Суховым

Подготовка квалифицированных судей — важная проблема в автоспорте. Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает председатель президиума Всероссийской коллегии судей РАФ Игорь Сухов

В 2008 году в РАФ произошли изменения в системе подготовки и лицензирования судей. Сравните, пожалуйста, старый и новый подходы к судейству.

За последние 10 лет в РАФ неоднократно менялись и судейские категории, и условия их присвоения. При этом практически отсутствовал контроль над выдачей лицензий, выполнением квалификационных требований, правильностью оформления документов и т.д. В прошлом году Министерством спорта РФ были прияты «Методические рекомендации по разработке квалификационных требований к спортивным судьям». 24 марта 2009 года вышел Приказ Минспорта России № 118 «Об утверждении квалификационных требований по автомобильному спорту». (Кстати, наша федерация первая удостоилась такой чести среди аккредитованных в Минспорте России.)

Параллельно с этим документом (с учетом его требований) разрабатывались и новые «Правила учета и лицензирования спортивных судей РАФ» (ПУЛСС-09). Дело в том, что квалификационная категория и лицензия спортивного судьи — разные вещи: судейская категория присваивается Минспортом России и свидетельствует о квалификации судьи, а лицензия выдается РАФ и подтверждает право судьи занимать определенные должности на соревнованиях, проводимых под эгидой РАФ. Простой пример: судья дисквалифицирован, удостоверение Минспорта России (как собственность судьи) остается на руках у владельца, а лицензия (как собственность РАФ) сдается в федерацию до окончания срока дисквалификации.

Кроме того, с 2009 года вводятся судейские книжки, где фиксируется работа судьи на соревнованиях, участие в семинарах, поощрения и взыскания, выдача лицензий, то есть весь «послужной список» человека. Сейчас выпущен «пилотный» тираж таких книжек, и выдаются они на семинарах, проводимых федерацией. В дальнейшем планируется их выдача, так же как и лицензий, через региональные отделения РАФ. При этом вместе с правом выдачи лицензий и судейских книжек организация получает обязанность вести учет спортивной деятельности судей. К сожалению, в ряде регионов нет представительств РАФ, а некоторые представительства территориально удалены от сложившихся и реально работающих судейских коллективов. В этом случае предусмотрена возможность делегирования полномочий по учету и лицензированию судей непосредственно в существующие судейские коллективы.

Предположим, некий человек захотел себя попробовать в качестве судьи на внедорожных соревнованиях. Что он должен сделать, куда обратиться?

Можно обратиться в постоянно действующий судейский коллектив либо, проштудировав спортивный календарь РАФ, предложить свои услуги непосредственно организатору конкретного соревнования. В любом случае необходимо ознакомиться с базовыми нормативными документами по выбранной дисциплине, а в идеале — пройти судейский семинар. Зачастую именно семинар становится кратчайшим путем в спортивное судейство.

В нашей стране много организаторов внедорожных «покатушек». Если кто-то из них решил повысить свой статус и зарегистрировать свое соревнование в РАФ, то какие шаги должен предпринять организатор, и каковы требования к судьям данного соревнования?

Первый шаг — это подача заявки в РАФ (минимум за три месяца до даты проведения) с просьбой включить соревнование в спортивный календарь (для начала в качестве традиционного). Для этого необходимо наладить контакт с профильным (по данной дисциплине автоспорта) комитетом и понять, к кому конкретно обращаться за консультацией. Так как в заявке указываются фамилии спортивных комиссаров и руководителя гонки (а для традиционных соревнований они должны обладать лицензией не ниже «ВС»), то организатор должен подумать, где он возьмет таких судей: либо пригласит «со стороны», либо «бабу ягу вырастим в собственном коллективе».

После этого начинается работа над основным документом соревнования — регламентом. Для того, чтобы правильно написать регламент даже для традиционного соревнования, необходимо глубокое знание Спортивного кодекса, правил по конкретной дисциплине, технических требований, приложений к Спортивному кодексу и т.д. Поэтому проще обратиться в профильный комитет РАФ с просьбой подсказать, регламент какого соревнования лучше всего взять за основу.

Когда регламент, программа соревнования, план безопасности утверждены, необходимо сформировать судейскую бригаду. Требования по квалификации судей изложены в Приложении 1 к ПУЛСС-09. Если для присвоения или повышения категорий необходим семинар, значит, надо подготовить его и провести. Профильные комитеты и президиум ВКС всегда готовы оказать в этом содействие. Ну а дальше — на старт!

А если идти «от обратного»: человек имеет опыт судейства в течение нескольких лет, имеет лицензии. Что ему сейчас надо делать, чтобы повысить свою судейскую категорию?

Принципиальным отличием нынешней системы учета и лицензирования судей от предшествующих является то, что для повышения или подтверждения категории необходимо не только отработать судьей на оговоренном количестве соревнований соответствующего статуса, но и обязательно принять участие в семинарах в качестве слушателя или преподавателя. При этом замечу, что сейчас семинар засчитывается как пройденный только при наличии отметок по теории и практике не ниже «хорошо».

Таким образом, человек, имеющий необходимый стаж и опыт судейской работы, подает заявку на прохождение семинара, проходит его и подает заявку на выдачу новой лицензии. Сейчас отработаны методики преподавания и контроля знаний в ралли-рейдах и трофи-рейдах, написаны правила с разъяснениями и комментариями по данным дисциплинам, разработаны методические материалы. Информация о проводимых семинарах категорий «АС» и «БС» публикуется на сайте РАФ, а также на сайтах организаторов. Методика преподавания строится таким образом, что любой слушатель получает определенный объем знаний, соответствующий его судейской категории.

Что касается заполнения судейских книжек: в них предусмотрен раздел «Общие данные о судейской подготовке». В этот раздел вносятся сведения о семинарах и соревнованиях за период, предшествующий выдаче судейской книжки, которые человек самостоятельно вносит в заявление о выдаче. За какой срок — определяет сам заявитель, но не менее двух предшествующих лет.

Предположим, у человека был перерыв в судействе — один или два года, лицензий за этот период нет. Что ему делать?

Необходимо написать заявление на выдачу судейской книжки, в котором указать стаж в автоспорте, обладателем какой лицензии (очень желательно — с номером) он являлся, свой «послужной список» в части судейства и семинаров. Понять по Приложению 1 к ПУЛСС-09, на какую лицензию он претендует, и написать заявление на ее выдачу. Текст этих документов можно найти во втором томе ежегодника РАФ за 2009 год. Кроме того, в ближайшее время на сайте федерации появится «вкладка» президиума ВКС, где все эти документы будут представлены в электронной форме.

Как поступать судьям высших категорий, например, судьям с лицензиями «АС» и «БС», имеющим многолетний опыт суднаейства в самых высших должностях? Каким образом им привести свои документы в соответствие с новыми нормативными документами?

В первую очередь внимательно изучить «Правила учета и лицензирования спортивных судей РАФ» и приложения к ним. Уверен, что у судей такого уровня 90% вопросов просто отпадут. На оставшиеся вопросы ответят члены президиума ВКС РАФ. Связаться с ними можно, позвонив в РАФ и получив информацию о том, кто курирует данную дисциплину, его телефон или электронный адрес.

А вообще-то, судьи «АС» и «БС» — это «золотой фонд» российского судейского корпуса. И помимо квалифицированного судейства на соревнованиях именно на них, на мой взгляд, лежит ответственность за подготовку и проведение семинаров, за передачу своего опыта, за обучение новых судей. По крайней мере в ралли-рейдах и трофирейдах это уже так!

Спасибо за ответы, коллектив журнала ORD надеется, что с судейством отныне будет полный порядок.

Российская автомобильная федерация
Москва, ул. Яузская, д. 5
телефон: (495) 917-3352, 917-3482
сайт: www.raf.su, e-mail: lemberg-raf@mail.ru


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Мария ГОРШКОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты