Кавказский конвой

Абсолютно неспортивная экспедиция «Северный Кавказ – 2007». Борьба с экстремальным бездорожьем в условиях горной местности

В то время когда многочисленные внедорожные клубы, открывшиеся почти по всей стране, зачастую с трудом находят новые маршруты для внедорожных соревнований, в труднопроходимых дебрях Кавказских гор существует необъятный простор для покорения бездорожья. Этим обстоятельством не преминул воспользоваться краснодарский трофи-клуб «Скиф 4х4», пригласив всех желающих испытать свои силы в непривычных для многих условиях высокогорья.

Старт первого кавказского марафона состоялся на площади Революции в центре Краснодара. В общей сложности в этом семидневном мероприятии приняли участие 26 экипажей на автомобилях и четыре мотоциклиста из разных городов России. Цель экспедиции руководители кавказского марафона определили как спортивно-познавательную и, можно сказать, развлекательную. В это трудно поверить, но, судя по выданному маршруту, на высокогорных бивуаках в качестве средств увеселения участников планировались: дискотека, водные велосипеды, баня, рыбалка и бар. Забегая вперед, скажу, что на деле все оказалось намного суровее. Дневные маршруты были настолько сложными, что к концу любого из семи дней пробега ни сил, ни времени на развлечения не оставалось. И вот еще какой момент: поскольку желающих пройти всю трассу на секундомер не нашлось, зачет был объявлен один - «Экспедиция». Впрочем, и этого оказалось более чем достаточно, чтобы каждый получил свою дозу адреналина.

Вверх по Крученой Щели

По ходу шестисоткилометрового маршрута предполагалась возможность посещения археологических и природных памятников. Нашему экипажу первый день хорошо запомнился тем, что после долгих самостоятельных поисков мы обнаружили-таки обещанные организаторами дольмены в верховьях реки Абин. Эти уникальные каменные гробницы, ровесницы египетских пирамид, мы обследовали уже ночью, но впечатления остались очень яркими.

Задачей второго дня путешествия был подъем по Щели Крученой на вершину Главного Кавказского хребта и далее продвижение вдоль него до реки Папай. Двигались бампер в бампер. Любая остановка одного из экипажей, и замирает вся колонна. Крутой подъем осложнялся не только колеями, углубленными горными потоками, но и температурой воздуха в 35 °С (последнее обстоятельство крайне способствовало перегреву двигателей). В таких условиях технические проблемы, естественно, не заставили себя ждать. Например, на хорошо подготовленной «Ниве» московского экипажа Кибовских выскочила полуось. Ремонт на месте, благодаря техничке организаторов, был недолгим. Причем стопорное кольцо подшипника (виновника поломки) заварили намертво.

В горах никого не бросим

После продолжительного подъема участники были награждены восхитительным видом, открывшимся им с хребта Абин. Укатанная дорожка на многие километры бежала по вершинам, а захватывающие воображение дали открывались то справа, то слева. В конце жаркого дня караван из разномастных автомобилей спустился в ущелье, промытое рекой Папай. Из-за жары ее русло почти высохло, но в нем оставались ямы, заполненные прозрачной прохладной водой. В сумерках добрались на вторую ночевку в районе поселка Новосадовый, где часть участников занялась мелким ремонтом. Уже ночью состоялся брифинг, где руководитель экспедиции заверил присутствующих, что в горах никого не бросит, и в случае поломки гарантировал доставку запчастей и ремонт сломавшихся машин. Тут же были подведены итоги дня и намечены дальнейшие планы горного автопробега.

Несмотря на то что всем экипажам были выданы GPS-треки и карты местности, заблудиться в серпантинах горных дорог было очень легко. Поэтому, чтобы не ехать в одиночку, мы разбились на несколько групп, созданных по принципу «кто раньше проснулся, тот и готов к выезду». Кстати, в этот же день произошел весьма показательный случай - экипаж вашего покорного слуги и еще четыре краснодарские машины просто-напросто заблудились. И это при полной навигационной экипировке (а может быть, как раз именно из-за этого!). Все случилось так. В глубоком ущелье с нависающими кронами деревьев надолго пропал сигнал спутников, и все пять экипажей тут же почувствовали себя «ежиками в тумане». В результате весь следующий час пять ежиков - простите, машин - метались по руслам рек в поисках нужной дороги или... сигнала GPS.

Леденящий холод пещеры

Третий день экспедиции запомнился нам тем, что удалось посетить Фанагорийскую пещеру. Она находится так далеко в горах, что туристы бывают здесь нечасто. Даже подъехав вплотную, мы со штурманом в течение получаса искали неприметный вход в более чем двухкилометровое подземелье. Искали и нашли... Причем мы не увидели его, а скорее почувствовали -из небольшого отверстия на склоне горы дул ледяной воздух. Включив фонари, мы с радостью окунулись в бодрящий холод. Скажу сразу, большим и полным людям протиснуться в узкие щели длиннющих ходов Фанагорийской пещеры будет нелегко. Пройдя по виляющим зигзагами ходам метров двести, мы вошли в огромный зал. В дальнем углу обнаружился незаметный ход, продолжение пещерного пространства, но он оказался настолько узким, что позволял двигаться только боком. Вскоре под ногами появилась вода, еще метров через сто мы увидели каменный уступ, с которого стекал ручей. Карабкаться вверх по мокрым и скользким камням в полной темноте (луч фонаря поглощался черными стенами) почему-то не захотелось, и мы повернули обратно.

К подножию горы Фишт

Шел уже пятый день экспедиции, но нас не покидало ощущение, что самое интересное еще впереди. Мы уходили все дальше и выше в горы. Как-то незаметно исчезла изнуряющая жара, воздух стал прозрачен, а окружающие деревья и скалы обрели более яркие краски.

В этот день экспедиция понесла существенные потери. Сначала Nissan Terrano из Краснодара наскочил на пень и оторвал у машины поперечную балку. И все бы ничего, но вместе с ней он сорвал двигатель, раздатку и коробку передач. А вскоре сломалась вторая из шести участвующих « Нива». Тольяттинский внедорожник неудачно приземлился после прыжка...

Двигаясь во главе колонны, чуть не упал в пропасть командор гонки Андрей Котельников. Его УАЗ попал левым колесом в промоину. От падения спас только выступ бетонной трубы. В результате автомобиль зацепился порогом за бетон и повис над обрывом. Тремя лебедками машину вернули обратно на дорогу. Наш экипаж также понес некоторые потери. Был оторван задний бампер и сломан шток переднего амортизатора. Как стало понятно позже, все это просто входная «плата» за проезд в одно из самых живописных мест Кавказа - южный склон горы Фишт (высота - 2884 м над у.м.). Эта огромная, почти отвесная 500-метровая скала светло-серого цвета хорошо видна за многие десятки километров. В ее верхней части имеется отверстие, из которого мощной струей вытекает вода. После чего струя воды низвергается вниз, стекает по камням и вскоре рассыпается на мелкие брызги. Но ближе к подножию скалы поток вновь «собирается» и падает на площадку, покрытую темно-зеленым мхом, уже почти настоящим водопадом.

Финиш на плато Лагонаки

Северная часть Фишта и хребта Нагой-Чук достаточно полога. Здесь берет начало плато Лагонаки, являющееся частью Кавказского заповедника. Снег у северного отрога хребта лежит круглогодично. С востока плато окаймляет хребет Каменное Море. На его вершине с великолепным видом на бескрайние просторы альпийских лугов и был назначен финиш экспедиции. Но для того чтобы попасть туда, нам пришлось спуститься с гор в Адыгею и подняться вновь, но уже по асфальту, идущему от Майкопа вдоль реки Белой.


Андрей КОТЕЛЬНИКОВ
Руководитель клуба «Скиф 4x4»

Мы хотим сделать марафон ежегодным

Наш клуб существует уже третий год, и после участия в «Ладоге» нам захотелось кроме клубных выездов создать глобальное трофи-мероприятие, тем более что условий для этого на Кавказе достаточно. Так родилась идея проведения ежегодного соревнования «Северный Кавказ». Условия рельефа у нас достаточно разнообразные, богатая природа... Несомненно, участникам понравится такой трофи-рейд. В этом году «Северный Кавказ» мы осуществили в формате экспедиции, маршрут и график движения были полностью выполнены, нам это необходимо для накопления опыта организации. На будущий год планируем спортивный зачет с гарантией эвакуации машин в случае поломки.


текст: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ
фото: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ
Николай ШАРАФАН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты