Хождение за три моря

На «Евротриал» и обратно. Путешествие российских спортивных машин в Республику Сан-Марино. Путевые заметки «триалиста, сопровождающего грузы»

В позапрошлом номере мы рассказывали о выступлении российской триальной команды на чемпионате Европы в Сан-Марино. При этом за кадром осталось то, как наши спортсмены доставляли туда свои автомобили. А между тем история с переброской «боевой» техники вышла весьма любопытная. Более того,затянись «дорожные» приключения чуть дольше, и нашим триалистам пришлось бы проходить ворота, установленные на склонах горы Монте-Титано... на своих двоих. А начиналось все просто: десять триальных «болидов» были погружены в Москве на два автовоза, и один из спортсменов, Андрей Егоров, принял на себя обязанности по сопровождению груза. Ну что, похоже, пришло время дать слово «сопровождавшему»...

Сопровождать грузы мне еще не приходилось. Ну что тут скажешь... Если бы знать все заранее, то отправляться в путь надо было в другой день, по другому маршруту и с другими документами. Но лучше по порядку... Для перевозки наших машин на «Евро-триал» мы договорились с транспортной компанией «Вега-Маш». Одной из причин такого выбора было то, что ее директор, Александр Цветков, сам в прошлом автогонщик, и проблемы наши ему были знакомы. В общем, загрузились на два автовоза, оформили таможенные документы, и, невзирая на все приметы, стартовали в пятницу тринадцатого июля в семь часов вечера. По нашим прикидкам получалось, что шести дней нам будет более чем достаточно, чтобы добраться до места.

Четыре яйца и кошка

Первые сутки пути прошли без приключений. Разве что в кафешке на трассе мне нахамили в лучших советских традициях. После Брянска остановились поесть. Заказываю двойную яичницу. Приносят - там три яйца: два целых, а одно размазанное. Говорю: а что ж вы четвертое не положили? Официантка показывает на размазанное - вот оно. Я их тогда по кусочкам порезал - одно, второе, третье... А для четвертого места уже и не остается. Нет его...
Официантка повару кричит:
   - Ты сколько яиц положила?
   - Четыре!
   - А тут говорят, что только три!
   - Пошел он... Пусть ест, что положили.

Честно говоря, я был в шоке. Да и водители автовозов, Коля Аносов и Виталий Баранов, мне потом еще долго эти яйца припоминали.

А когда до границы России осталось 12 километров, дорогу нам перебежала черная кошка. Коля говорит: все, попали! Отвечаю: ерунда и суеверия. Но не тут-то было. Нашу границу мы прошли быстро (минут за сорок), а вот на украинской стороне с оформлением, всеми очередями потеряли около полутора суток. К тому же выяснилось, что нам не совсем правильно оформили документы. Дело в том, что мы везли наши спортивные автомобили по карнету АТА, выданному Торгово-промышленной палатой (этот документ предназначен специально для случаев временного вывоза). Без него нам пришлось бы оставлять за машины в Италии денежный залог. И лежала бы эта сумма (ее размер был бы определен итальянскими таможенниками) до нашего возвращения обратно. Таков порядок: европейцы страхуют себя от ввоза автомобилей для продажи в обход таможенных пошлин. Кстати, если бы мы оформляли более распространенный карнет TIR, то в Италии нам надо было бы груз растаможить, а на обратном пути заново оформить и растаможить снова у нас.

Звонок в Кремль

Так вот, на границе выяснилось, что Украина сама по себе не признает карнет АТА. Их таможенники знают, что такая вещь существует, но по нему не работают. В результате, когда после суток томления в очереди на нейтральной полосе мы наконец-то зашли на украинский терминал, нам объявили: «Свой карнет АТА вы можете оставить в России либо в Европе. Нам он не указ. Для транзита по Украине нужен карнет TIR либо финансовая гарантия». Мы отослали запрос в Чоп (город, через который собирались выезжать), а там ответили: «106 тысяч евро залога-и пе ресекайте Украину на здоровье. Эти деньги потом вам вернутся». Но, во-первых, такую сумму сначала надо еще найти, а во-вторых, после перевода в гривны и обратно она автоматически уменьшится. К тому же воскресенье, и вся российская команда уже в Сан-Марино. В общем, с кем этот вопрос решать - тоже непонятно.

Что делать? Пришлось пешком возвращаться четыре километра на нашу границу, чтобы там открыли карнет TIR. Но российские таможенники нам ответили: «У вас есть АТА - по нему и езжайте. Как мы можем вам открыть на один груз два карнета?» Вернулись вдоль очереди обратно на Украину и пошли к начальнику смены. Он - ни в какую: или открывайте в России TIR или возвращайтесь. Мы, конечно, прикинули, что есть и другие пограничные переходы, но до одного 300 км, до другого -400, да и правила, скорее всего, на них действуют единые. Снова пошли к нашим и начали им объяснять. Они говорят: ничего сделать не можем, время - ночь с субботы на воскресенье, нигде никого нет, а решать вопрос нужно в Брянске в управлении таможни. С такими темпами мы бы прошли украинскую таможню в лучшем случае в понедельник к вечеру, и то если не надо было бы машины с украинской территории возвращать для проверки груза и заново стоять очередь. Пришлось проявить чудеса дипломатии. И -о чудо! - в конце концов нам TIR открыли! Когда же мы через несколько часов пришли обратно на Украину к начальнику смены, он был просто в шоке.
   - Как, - говорит, - вы это смогли сделать? Три человека пешком без груза сходили и вернулись со всеми бумагами?!
Отвечаю:
   - Пришлось звонить в Москву, подняли на ноги все руководство таможенной службы. У нас же дело национальной важности.    - Ну ладно, тогда идите заполняйте декларации.

И тут выявился еще один промах таможенника, который наши документы в Москве оформлял. То ли из-за лени, то ли еще из-за чего, он указал в инвойсах машины не так, как они стояли на автовозах, а в алфавитном порядке. Теоретически - ничего страшного. Практически - еще один повод зацепиться. Почему груз, который должен был быть в одной машине, находится в другой? Более того, из-за этого у нас не сходился заявленный вес автовозов с реальным. Все, говорят, контрабанда у вас - одна машина везет груз, которого на ней не должно быть. Нет, отвечаю, не контрабанда. Сорок минут на калькуляторе считал, сколько какая машина весит и где стоит. В конце концов все-таки убедил.

Обмануть «шайбу»

Въехали на территорию Украины и принялись «топить». Причина проста: если еще и на выезде потеряем время, то нагнать отставание от графика в Европе не удастся. Ехать без отдыха там просто запрещено. График такой: девять часов за рулем - 11 часов должен отстояться. При этом непрерывно за рулем больше четырех часов находиться не имеешь права. Успел - не успел, это уже твои проблемы. Как хочешь, но отдохнуть обязан. Иначе нельзя - штрафы очень большие. Способов обмануть тахограф, который следит за графиком твоей езды, целая куча, но они действуют только у нас и на Украине. В крайнем случае дал немножко денег транспортному инспектору, и он «забыл» проверить твою «шайбу». У венгров уже очень сложно. До шести минут «лишнего проезда» - штраф 200 евро, свыше 15 минут - счет уже идет на тысячи. С другой стороны, пока по Европе ехали, не видел ни одной аварии с дальнобойщиками. А у нас только на пути до Брянска три или четыре машины валялись в кювете. Так что, может, и есть смысл в этих «шайбах», которые заставляют водителя отдыхать... Кстати, дороги на Украине делают турки и македонцы. Причем делают хорошо. Там, где асфальтовое полотно новое, едешь, как по столу - приятно. Вошли в график легко. Спали прямо в машинах. В кемпингах останавливаться дорого - порядка ты-сячи-двух за ночь на человека. А ведь надо еще кормиться, да и душ тоже денег стоит -70-120 рублей в среднем по Украине.

Топливные расклады

Под Львовом когда ехали, там как раз перевернулись цистерны с желтым фосфором. Облако этого пожара еще только шло к дороге. Я водителю говорю: посмотри, что-то там серьезное горит. Клубы дыма двигались плотные, как вата, с желтоватым оттенком. Позже на заправке в кафе в новостях про эту катастрофу услышал. А заправку эту перед самой границей мы чуть не пролетели. Но на наше счастье, не пролетели... Дело в том, что в Венгрию разрешен заход с полным баком, а поляки разрешают ввозить только 200 литров солярки. Похоже, наши перевозчики и решили сэкономить, отправляя нас в Европу на дешевом отечественном и украинском топливе: баки-то у автовозов по 550 литров (итого 350 литров разницы по сравнению с путем через Польшу). Польские таможенники, по словам водителей, сразу опускают щуп в бак и считают. Разницу, которую они найдут, придется проплачивать через банк по их цене либо надо будет вернуться обратно через границу, слить лишнее топливо и заново вернуться, отстояв все очереди. И еще на этой самой заправке мы получили очень важную информацию. Один брянский дальнобойщик рассказал, что отстоял десять суток на штрафстоянке в Венгрии из-за того, что у него не было техосмотра на прицеп. Наши водители про эту бумагу, как выяснилось, не знали. Более того, как оказалось, у них уже месяц просрочки техосмотра, выданного заводом-изготовителем. А между тем мы уже в двух с лишним тысячах километров от Москвы. И где его взять? Впрочем, если есть деньги, то можно сделать все что угодно. Водители на одном автовозе развернулись и куда-то уехали, оставили меня сторожить вторую машину. А еще почти через сутки вернулись с нужными бумагами.

Очередь

Подъезжаем к границе и упираемся в четырехкилометровую очередь. Встали в нее. Ребята по рации попросили - так и так, едет сборная России на чемпионат Европы по джип-триалу, сутки потеряли на российско-украинской границе, теперь вот не успеваем. Нам три-четыре человека ответили, мол, проезжайте. Мы -на левую полосу, и по ней пошли. Только заехали на терминал, сразу к пограничникам - они нас ставят в первый ряд. В общем, прошли быстро. Въезжаем в Венгрию. А там... нюансы по распределению осевой массы. На всякий случай мы раздвинули платформы прицепов, чтобы снять нагрузку с задней оси тягача. Заехали на весы, которые сразу показывают полную массу и осевую нагрузку-по весу проходим. Венгры замерили длину автопоезда - получилось на 20 сантиметров больше, чем положено. Тогда мы сдвинули платформы и поместились в габарит. Второй водитель увидел, что мы длину убираем, и сделал это заранее. А в результате получил перевес на ось. Штраф -625 евро. Мы отдаем таможенникам эту сумму, а они давай чуть не «ласты нам крутить». Оплата только через банк, а им квитанция нужна. Ну что делать? Нашли банк, заплатили. Венгры сделали нам отметку о переходе по карнету АТА. Спрашиваю, надо ли делать отметки на переходах в Словении и Италии - говорят, нет. «Евросоюз - как бы одна страна. Пока есть время - колесите по всей Европе. Назад будете выезжать через нас - сделаем отметку о вывозе груза».

Венгрия

В Венгрии жара градусов за сорок. Держим не больше 80. Иначе от перегрева могут взорваться колеса. Внимательно слушаем рацию: дальнобойщики предупреждают друг друга о радарах, мол; через два километра по вашей стороне меряют скорость. Хотя, несмотря на штрафы, сами венгры ездят как хотят. Я уж считать перестал, сколько раз нас обгоняли через двойную сплошную. Знак ограничения скорости висит, а им по барабану - вываливает на встречку и пошел...

Вдоль Балатона дорога очень красива. Всю страну проехали за день, а перед границей встали на специальную ночную парковку. Заехали на стоянку, заплатили 2000 форинтов за постой. За эти же деньги на стоянке был бесплатный душ и бесплатная еда. Душ такой - стоят баки большие, от солнца греются, и ты моешься в кабинке типа переодевалки на пляже. Потом зашли в их кафешку бесплатную. Они откуда-то достают бадью алюминиевую, как в пионерлагере, - огромную, и там такая похлебка - свиней лучше кормят... На следующий день пролетели все одним махом. На переходе Венгрия - Словения даже не останавливались. Показываем на границе паспорта, пограничники нам - проезжай. А в Италии - даже в будках никого не было. Словению и Италию прошли за один замес. В Италию заехали - тахографы просто вырубили. Потому что не успевали вообще, а с итальянцами можно договориться - денег дать. Хотя денег у нас после всех штрафов и границ тоже оставалось в обрез. Да к тому же в Словении все автобаны платные. Они обошлись нам в 80 евро с каждой машины, и это при том, что по стране мы проехали всего 340 километров.

На путь по Италии у нас оставалось всего 80 евро на всех. Поэтому, чтобы не платить за итальянские автобаны, мы поехали по местной дорожке вдоль побережья. Она не очень хорошая, но бесплатная. Ехали уже вечером поздно, и пробок не было. В итоге до Сан-Марино добрались после полуночи.

Путь назад

Дорога домой заняла еще больше времени, чем путь в Сан-Марино. Оно и понятно - очереди на границах никто не отменял, а проблемы с таможней - подавно. В общем, та же самая бодяга, только в обратном порядке. Да еще в Венгрии история приключилась. По звонку нам должны были подготовить документы в Будапеште, чтобы без проблем пересечь венгеро-укра-инскую границу. А в результате мы просидели в Будапеште сутки в ожидании курьера. В конце концов подъехал какой-то знакомый знакомых, взял с меня 200 евро и исчез. А когда мы на границу подъехали, то выяснилось, что никто ничего не оформил...

С Украиной и Россией тоже «песни с плясками». Хотя на этот раз мы уже были ученые. При погрузке машин и с весом разобрались и расставили их так, чтобы не было превышения по осям. Зато таможенники увидели запасные колеса и полезли по всем машинам смотреть, что там внутри кто везет. Я таможенникам объясняю: это спортивные машины. На одну должно быть два комплекта колес. Один - на ней, другой - в запасе. Они подходят к машине Гавинского (около нее лежат старые ProComp):
   - Да, - говорят, - вот это - запасные колеса, а там у вас новые, вы их в Европе купили. Видите, вот шипики остались.
   - Остались, - говорю, потому что колеса новые, в этот раз не пригодились, мы их туда-обратн о свозили.

В общем, и у украинцев, и у наших - одна и та же песня. А в довершение всех бед «всплыл» еще один инвойс на две машины. То есть фактически все было верно: у нас был единый груз, но распределенный по двум автовозам. А вот формальный повод зацепиться возник: если два автовоза, значит, два груза. Мы объясняем, что груз один, неделимый, только в одну машину он не вошел и его распределили на две, и так прошли всю Европу, проехали туда, сейчас возвращаемся. Ну и хорошо, говорят, что вас там пропустили. А сейчас мы вас запускаем по закону. В общем, все трактуют правила как хотят... Кстати, вся этатаможен-но-транспортная эпопея еще не закончилась. Дело в том, что нам закрыли карнет АТА в Венгрии, но отметку о вывозе поставили на лист... ввоза. И обнаружили мы это уже дома. Так что нам еще предстоит с этим разбираться в Торгово-промышленной палате и с таможенными органами.

Только «финны» и «инвентарь»

Теперь если я и в следующий раз поеду сопровождающим груза, то, во-первых, постараюсь оформить триальные машины не как автомобили, а как спортинвентарь (таким образом можно будет избежать большинства проблем с карнетами и залогами), а во-вторых, буду самостоятельно выбирать маршрут (с минимумом границ и обязательно в обход Украины). Да и вообще, мне кажется, что в Европу оптимально ездить через Финляндию. Пусть там дальше и придется за паром заплатить, но зато никаких проблем, головной боли и унижений.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты