Гонка на доезд

О роли «любительских» экипажей на африканском супермарафоне

Изобретенный почти три десятилетия назад рецепт большого африканского марафона сразу же пришелся по вкусу искателям приключений. Более того, очень скоро его распробовали и автомобилестроители. Казалось, наступили времена «профессионалов» выяснять отношения на бездорожье. Но, несмотря на то, что сегодня у «любителей» не осталось никаких шансов противостоять заводским командам, число желающих принять участие в легендарном марафоне год от года растет.

Одним из ингредиентов, определяющих популярность «Дакара», является его открытость. В этой внедорожной гонке может принять участие любой желающий, способный собрать необходимую сумму на покупку (или аренду) соответствующего техническому регламенту автомобиля (мотоцикла, грузовика) и оплатить заявочные взносы. Понимая, что массовость гонки, а заодно и значительную часть финансовых поступлений (по некоторым оценкам более 10 миллионов евро) обеспечивают именно «любители», организаторы предусматривают для них льготный тариф на участие. В последние годы дополнительным барьером стал и наплыв желающих выйти на старт марафона – необходимо не только не опоздать с подачей заявки, но и пройти отбор.

А теперь попытаемся разобраться с терминологией. Если в случае с заводскими командами все ясно, то к какой категории отнести гонщика, самостоятельнофинансирующего свои выступления, но при этом добившегося высоких результатов? Именно такой головоломкой для судей в этом году стал экипаж Сергея Шмакова и КонстантинаМещерякова. На первых этапах гонки они оказались во главе зачета дебютантов. Правда, потом умные головы обратили внимание на парадоксальность ситуации: как можно отнести к разряду «новичков» обладателя Кубка мира FIA по внедорожным ралли? Тем более что в соответствии с регламентом самого «Дакара», к категории любителей относятся: вопервых, «любой пилот автомобиля или грузовика, нефинишировавший в первой десятке абсолютного зачета «Дакара» на протяжении последних пяти лет», а вовторых, «любой пилот, нефигурировавший (на протяжении трех последних лет) или нефигурирующий в списках приоритетных пилотов FIA». А вот настоящих «авантюристов», таких, кто отправляется в дорогу дальнюю, поднакопив денег (или даже найдя спонсора), а потом самостоятельно обслуживает свое транспортное средство и пишет пресс-релизы, становится, увы, все меньше. Причина проста – в таком формате очень трудно удержаться в ритме марафона, отводящем строго определенное время на прохождение каждого этапа. Впрочем, встречаются еще и подлинные романтики африканской гонки. Характерный пример: владелец турфирмы на Канарах Рафаэль Лесмос и не помышлял оказаться в числе лидеров на своем, по сути, серийном, Nissan Navara. Кстати, по поводу «серийности»: кроме установки обязательных спортивных сидений, каркаса безопасности и топливного бака (200 литров), в машине изменена только задняя подвеска. Будучи ограниченным бюджетом в 150 000 евро, он рассматривает свой второй « Дакар» (в 2004 году он продержался пять этапов) с весьма лирических позиций. Что по-своему сочетается с трезвым расчетом: «Мои инвестиции рентабельны. Но главное – получить удовольствие от приключений на африканских просторах». А спортивная составляющая его мало волнует.

Не за наградами отправился в Африку и бретонский дуэтДидье Калвэ – Стефан Сачетини. Вы бы слышали, с каким мазохистским наслаждением они рассказывают о своих мучениях… «Уже на первом СУ мы ошиблись с выбором резины и не поставили песчаные шины. Стартовав в хвосте, мы тут же засели в глубокой колее. На 117 километров у нас ушло около пяти часов. В самом начале этапа Атар – Тишит отказал усилитель рулевого управления, и стало греться сцепление. Ночьюнас вытащил грузовик, но когда мы доехали до контрольного пункта, судьи уже спали. На финиш мы добрались уже под утро, и времени осталось лишь на то, чтобы получить роудбук, заправиться и выйти на старт следующего участка».

Да, в условиях «Дакара» такое можно услышать только от истинных любителей. Но самое интересное состоит в том, что именно из таких приключений складывается вся история марафона. Не иначе как настоящим детективом можно назвать то, что произошло с дебютировавшими на «Дакаре» россиянами Павлом Логиновым и Алексеем Кузьмичом. Перед очередным этапом штурман не обнаружил в автомобиле спутниковый маяк (прибор, служащий в экстренных случаях для передачи в штаб гонки сигнала бедствия и географических координат своего местонахождения). Кому он мог понадобиться? Логичнее было предположить потерю. Однако «маячок» нашелся самым неожиданным образом: он стал взывать о помощи откуда-то из пустыни. Но, увы, поднятый по тревоге вертолет так и не смог обнаружить «шутников», приведших его в действие…

Поскольку выбор техники «джентльменами-драйверами» обусловлен прежде всего финансовыми возможностями, то многие ищут бюджетные варианты. Так, организатор рейдов-приключений Доминик Ба и врач Франсуа Фокенье остановили свой выбор на Mitsubishi L200 с 2,5-литровым 180-сильном двигателем. После того как будет налажена серийная подготовка, стоимость такого автомобиля не будет превышать 85 000 евро. Не перевелись пока еще и умельцы, конструирующие свои болиды. Здесь мы имеем в виду не Жан Луи Шлессера, всю свою жизнь посвятившего автоспорту и способного заручиться определенной поддержкой завода. Речь идет о приехавшем из Польши Альберте Грищуке, который самостоятельно подготовил к ралли Range Rover, уложившись в 16 000 евро! Такой экономии он добился, используя недорогие, но простые и надежные оригинальные детали и узлы, выпущенные в 80-е годы. Что ж, смекалка и по сей день пользуется большим спросом на африканском бездорожье.

Книга рекордов «Дакара»

В 1988 году был побит рекорд по числу поданных на « Дакар» заявок. Из Версаля стартовали 183 мотоциклиста, 311 автомобильных и 109 грузовых экипажей. То есть общее число спортивных транспортных средств перевалило за шесть сотен! Естественно, обеспечить такую массовость за счет одних только профессиональных структур в принципе невозможно. Впрочем, большинство из любительских экипажей тогда завершили гонку досрочно – первый, алжирский этап оказался слишком сложным.


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Константин КОМКОВ
ABACA PHOTAS

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты