Угол падения

«Приз академика Е.А. Чудакова». Кубок России по автокроссу. Дмитров

В конце января на Дмитровском полигоне прошел очередной этап Кубка России и Юниорского Первенства России по автокроссу. Причем, публика была заворожена не только выступлениями мэтров. Порадовали и заезды молодых спортсменов, выступавших в классе «Ока». И все бы хорошо, но тут начались… редакционные сложности. Оказалось, что выбрать генеральную тему для статьи в такой ситуации – задача непростая. А может, нужно что-то большее, чем просто повествование о фонтанах песка из-под колес? И да, и нет. Тем более, что гонка удалась на славу. Лишь один грустный момент – изначально планировалось, что соревнование порадует нас «профильной» схваткой в классе УАЗов. Но обещанная битва не состоялась...

Скажем сразу: несмотря на то, что на этот раз на кроссовой трассе в Дмитрове иностранная автотехника практически отсутствовала (в стартовых ведомостях значилась лишь одна Subaru Impreza), а иноземных гонщиков не было вовсе, гоночный уикенд удался на славу. И хотя в моей памяти еще свежи картинки осенних баталий проходившего здесь же Чемпионата Европы, ряды изрядно побитых жизнью ВАЗ-2108, мягко говоря, не воодушевляли. Понятно, что первое впечатление обманчиво, но нужно признать, что на фоне осенних стартов все выглядило слишком уж буднично. Даже девушки с барабанами и табличками отсутствовали (впрочем, какие мини-юбки в январе месяце). Но, чу, грозное порыкивание того, что когда-то было полуторалитровыми вазовскими двигателями, настраивало на нужный лад.

В программе второго дня соревнований (первый мы «проигнорировали» по ряду причин организационного плана) значились полуфинальные и финальные заезды. Гонку открывали представители класса Д1А. Иначе говоря, подготовленные переднеприводные автомобили. Выглядело это интересно, но вместе с тем чувствовалосьжелание гонщиков сберечь машины к финальным заездам. То есть накал борьбы ощущался, но постольку поскольку (для участников было важнее вкататься в трассу при изменившихся со вчерашнего дня погодных условиях). И только схватка Руслана Пушкаря и Олега Жаркова держала зрителей в напряжении…

И вот пришло время финальных заездов. Тут настрой участников изменился, словно по мановениюволшебной палочки. Стоявший рядом со мной журналист из дружественного издания, глядя на жесточайшую контактную борьбу двух участников, сопровождающуюся летящими кусками пластика и металла, невольно процитировал строчку из знаменитой сказки Леонида Филатова: «Мне терять таперя неча, кроме собственных оков…» Одновременно начались и позиционные перестановки: в результате главныешоумены полуфиналов (Жарков и Пушкарь) уступили свои позиции. Олега подвела техника, а с Русланом и вовсе стало твориться что-то неладное. В конце концов, хорошенько приложив к отбойнику свой болид, он умерил пыл. А за места в переднеприводном классе предстояло биться уже Олегу Аксенову, Александру Борисенкову и Владимиру Кузьмину. Чем они, собственно, и занялись, разыграв между собой места в первой тройке.

В классе Д1 между тем творилось нечто невообразимое. Да, полуфинальные заезды, как и в случае с младшим дивизионом, проходили в осторожном ключе и лишь изредка баловали зрителей красивыми схватками. Но вот финал… Олег Жарков (сойдя в классе Д1А, он продолжил борьбу в «полноприводном зачете») на своей бешеной полноприводной «восьмерке» в эффектном стиле буквально разорвал соперников, не допустив даже намека на возможность потери лидерства. Налицо была очевидная совместимость несовместимого, этакий коктейль из эффектного и эффективного. Результат закономерен – первое время с Олегом пытался соперничать старший Пушкарь, но ни опыт, ни Subaru ему не помогли. Более того, японский автомобиль, судя по всему, никак не хотел «ехать в поворот», тем самым демонстрируя недостаточную поворачиваемость. Да, мощности японского «оппозита» хватало для создания солидного отрыва от соперников на прямых, но в поворотах Жарков уходил все дальше и дальше. Что ж, второе место – тоже результат, но небольшое колдовство с подвеской Subaru могло бы сильно улучшитьшансы Пушкаря на победу. Внешнимже проявлением постоянного «запихивания» Impreza в поворотыстала оторваннаяфара и подпорченный вид недешевого болида.

Особо, как мне кажется, стоит отметить класс «Ока». Очень уж толково ребята пилотировали свои «игрушечные» автомобильчики. И вообще, похоже, что не в мощности счастье. Посудите, каков накал борьбы – ведь здесь нет технического превосходства. А есть только сила духа и степень мастерства. В итоге отчаянный «бой» за каждый поворот, но в то же время желание по возможности сохранить автомобиль. Как следствие, жесткая борьба москвичей Алексея Матвеева, Кирилла Кириллова,Юрия Лобода и АлександраФилатова на протяжении всей гонки не давала зрителям расслабиться. Эти разноцветные «букашки» совсем не вызывали ощущения, что едет самый малый класс. Горстка разноцветных адреналиновых «комбайнов», ведомых «молодыми и горячими», составила, пожалуй, наиболее серьезную долю положительных эмоций, полученных за весь день. Несмотря на удачный старт Кириллова, он постоянно сдерживал преследователей, атаковавших его в каждом повороте. Особенно примечателен тотфакт, что класс юниоров был представлен не только сильным полом. На равных боролась с соперниками (пусть и не заняв призовых мест) хрупкая девушка – Ксения Буторина. Да, ей пока не хватает опыта, траектории прохождения поворотов не всегда выверены, а торможения неуверенны, но «лиха беда начало». Ведь Юта Кляйншмидт когда-то тоже брала уроки вождения и делала ошибки.

А теперь сделаем небольшое отступление и вернемся к тому, с чего, собственно, все и началось – то есть к отмененной гонке в классе « УАЗ»…Грустно, но что делать. Если раньше в этом классе проводился отдельный Чемпионат, то в этом году все держится на «кубках чего-то там» и голом энтузиазме участников. Причем, этот самый энтузиазм, похоже, начал иссякать. Вообще-то причина сегодняшнего срыва проста – банальное отсутствие участников. Конечно, можно сказать, что сезон оказался загубленным небесной канцелярией, но, увы, не все так просто. И у сложившейся ситуации есть не только климатическая составляющая...

Так, несмотря на хорошее качество местной кроссовой трассы, выезд в Дмитров у кроссменов традиционно считался не слишком престижным. Правда, еще в прошлом году в Дмитрове собиралось гораздо больше пилотов. На этот раз из «дальних» были только Александр и Руслан Пушкари из Иркутска и «не сильно дальние» участники из Твери, Смоленска и Черноголовки. Частично это объясняется новыми правилами с делением на зоны, частично – погодой, а частично – падением популярности кросса как такового. И если с погодой и правилами все ясно, то исход спортсменов в другие дисциплины (ралли-кросс и ралли-рейды) – явление не радующее. Взять хотя бы потерю этапов Чемпионата Европы как в Дмитрове, так и в целом в России (после отмены этапа в Дмитрове отказалась и Казань). Но не будем углубляться в причины и следствия.Жаль, что уходят в прошлое не только чемпионские традиции, но и автокросс как явление. Ведь если в 1980 году, после разгромной статьи в «Правде» о том, как калечат грузовики и сколько вреда приносит кросс народному хозяйству, этот вид спорта выжил и выбрался из небытия, то падение популярности может иметь более тяжелые последствия. В общем, без активных действий со стороны РАФ и владельцев трасс у нас налицо все шансы увидеть последнюю гонку в истории дисциплины. Вопрос – стоит ли?

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА

Класс «Ока-Юниор» задуман как первая ступень в профессиональном автоспорте для юношей и девушек от 12 до 20 лет. Регламент класса составлен таким образом, чтобы максимально уравнять шансы участников. Это позволяет сгладить различия в технике и выдвигает на первый план пилота. Для того чтобы успешно выступать на «Оке», гонщику требуется не меньшее мастерство, чем при управлении гоночными автомобилями «взрослых» классов. По соотношению массы к мощности подготовленная «Ока» ненамного уступает той же «восьмерке». А небольшой вес и габариты позволяют развивать на прямых приличную скорость и позже тормозить в поворотах. Кстати, триумфатор дмитровского этапа Олег Жарков – тоже выходец из гонщиков «ОкаЮниор», и практика езды на маленьких машинках, бесспорно, повлияла на его сегодняшние результаты.

Важнейшим требованием в классе «Ока-Юниор» является безопасность. Согласно нормативам РАФ, в машине должен быть установлен каркас безопасности, состоящий из двух дуг с распорками, а также должны иметься сиденья и ремни безопасности и противопожарные средства. В классе «Ока-Юниор» не используются дорогостоящие детали, а подготовка может производиться в условиях, близким к «гаражным». Все подчинено одному принципу – равенство шансов, вне зависимости от финансовых возможностей. Здесь и ограничение на доработку двигателя (разрешается небольшая расточка). Оговорено и использование стандартной трансмиссии. По тюнингу подвески свободы чуть больше, но только в пределах замены упругих элементов и стабилизатора поперечной устойчивости. Также разрешается использовать колеса на 13-дюймовых дисках.


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты