Кубок первого снега

Баха «Болгое-зима 2007». I этап Кубка России по ралли-рейдам

27 января 2007 года в окрестностях поселка Выползово, что под Бологое, прошел первый этап Кубка России по ралли-рейдам. Несмотря на довольно скептические метеопрогнозы, гонки в стиле «грязь из-под снега» не получилось. Гидрометцентр «дал добро», и честные минус 34 градуса по Цельсию накануне соревнований успокоили даже самых больших скептиков. В итоге в категориях Т1 и Т2 на старт вышли 19 машин, а «Рейд» оказался представлен… одиноким экипажем Евгения Павлова из Твери.

Наша цель – самая середина занесенной снежной кашей и покрытой полированным льдом трассы М10 (будь она неладна). А пока тестовый Ford Ranger литр за литром превращал дизтопливо в уверенное поступательное движение, редакционный десант журнала ORD в составе вашего покорного слуги и фотографа озабоченно поглядывал на низкое серое небо, то и дело извергающее из своего нутра плотные заряды снега. И заметьте, что все это «антифотографическое безобразие» происходило при вполне адекватных минус пятнадцати! Конечно, хорошо, что не слякоть, но тоже перебор. По крайней мере, для осуществления «спортивной фотосъемки на свежем воздухе». Что же касается участников бахи «Бологое–зима 2007», то, учитывая аномально теплую первую половину зимы, они скорее испытывали радость из-за возможности прокатиться, наконец, по настоящему снегу.

Трасса гонки традиционно пролегала по живописным лесным дорожкам, изобилующим как участками, где можно почувствовать всю мощь заряженного двигателя, так и приятными «рулежками». Жаль лишь, что внедорожная сложность трассы была, как бы это помягче сказать, ну, совсем «легковая». По крайней мере, эти заботливо укатанные дорожки едва ли выглядели намного сложней карельских трасс классического ралли. Не думайте, однако, что все так просто. Ледяная колея, особенно на скоростных участках, заставляла сконцентрироваться – мотало не на шутку, причем, всех без исключения. А стоило покинуть эту накатанную колею (шипованные шины отрабатывали в ней на все двести процентов), как автомобиль тут же «утаскивало» на снежный бруствер без шанса на восстановление траектории. Результат не заставил себя долго ждать – уже после первого круга порубленные кусты и взрытые обочины оказались многочисленными свидетельствами такого рода «мотательных упражнений». Ну а самым адреналиновым местом трассы назовем, пожалуй, длинный лесной прямик, на котором скорость можно было поддерживать в районе 140–160 км/ч. И все бы хорошо, если бы не деревья…Вокруг такие основательные сосны, что малейшая ошибка может привести к сходу уже с жизненной дистанции.

В целом же скажем, что трасса вышла действительно «улетной». Непонятно, кто именно и где поскользнулся, но за ее пределами удалось побывать многим. Не вылетали, пожалуй, только особо опытные и… хитрые. Тут, вероятно, требуется небольшое разъяснение. С опытом – оно все понятно, а вот хитрость… Намеренно не будем называть имен и стартовых номеров, но когда по возвращении в редакцию мы просматривали отснятый материал, то выяснилась любопытная деталь – количество шипов, торчащих из протекторов некоторых сфотографированных на трассе машин, было раза в полтора больше положенного по регламенту!..

Но вернемся собственно на трассу. Надо сказать, что на этот раз лидеры шли очень плотно (разрыв у финишной тройки уложился в семь минут). А остальные отсекались как-то сами собой... Вот «прикорнул» у сосны со сломанной рулевой сошкой Pajero Sport Семена Смирнова, Bowler Wildcat Михаила Анциферова застыл у КП. Подвела электрика и на Jeep Grand Cherokee, пилотируемом обозревателем нашего журнала Алексеем Исаевым. В итоге, трасса потихоньку пустела, предоставляя лидирующим экипажам все больше свободы. Кстати, в такой ситуации особенно остро встала проблема обгона «круговых». Например, я оказался невольным свидетелем растянутой во времени «психологической атаки» Биньямина Джепаева на позиции Арниса Пунки. Буквально зависший в поднятом латышским прототипом снежном буране серый УАЗ Джепаева «намекал» о своем желании поехать чуточку быстрее с помощью мигания фар и рева звукового сигнала. Но вот что удивило – даже после такой психологической встряски Пунка и не подумал «отступить». Тем самым Арнис грубо нарушил правила гонки...

Пожалуй, самым забавным эпизодом прошедшей гонки можно считать «несостоявшийся сход» экипажа Игоря Козлова. Произошло следующее: волею судеб и по законам сопромата, на его легендарном белом Cherokee сорвало с опор двигатель. Утратившему способность к самостоятельному передвижению экипажу оставалось только смиренно ждать эвакуации. И тут случилось неожиданное – дотащить машину Игоря до лагеря вызвались Алексей Исаев и Андрей Слепов (к тому времени этот экипаж находился на последнем зачетном круге после вынужденного двухчасового ремонта). Зацепили, значит, и потащили. По ходу они, естественно, отмечались на КП…А судьи, ничтоже сумняшеся, ставили отметки о прохождении и «тягачу», и «прицепу». Вы спросите, что в итоге? В итоге у обоих – у Исаева и у Козлова – четвертые места (у каждого в своем классе)! Век живи – век удивляйся. Или учись?..

«Бологое–зима 2007». I этап Кубка России по ралли-рейдам
МестоЭкипажКомандаКлассАвтомобиль
Абсолютный зачет
1ВОЛИКОВ Виктор / ТИТОРЕНКО АнтонASGТ2 Mitsubishi Pajero
2НОВИКОВ Андрей / СОЛОВЬЕВ Александр«Ивановское СТК РОСТО»Т2 Toyota Land Cruiser
3ВАРЕНЦОВ Артем / ЕЛАГИН Роман«Гео-Рейд»Т1 Mitsubishi Pajero
Зачет Т1
1ВАРЕНЦОВ Артем / ЕЛАГИН Роман«Гео-Рейд»Т1 Mitsubishi Pajero
2САВЕНКО Сергей / СИДОРОВ Олег Off-road WolvesТ1ГАЗ-3110
3ПУНКА Арнис / РУМБА Райнидс Т1 Toyota Land Cruiser
Зачет Т2
1ВОЛИКОВ Виктор / ТИТОРЕНКО АнтонASGТ2 Mitsubishi Pajero
2НОВИКОВ Андрей / СОЛОВЬЕВ Александр«Ивановское СТК РОСТО»Т2 Toyota Land Cruiser
3ЖУРАВЛЕВ Сергей / ЖУРАВЛЕВ Валерий«Русь-Спорт»Т2 Mitsubishi Pajero
Зачет «Национальный»
1ДЖЕПАЕВ Биньямин / ШУБИН КириллОАО « УАЗ»Нац. УАЗ-3151.20
2КУПЦОВ Константин / НИКОЛАЕВА ЕкатеринаГруппа компаний «Виноградов»Нац.ВАЗ-21213
3ТЮПЕНКИН Владимир / ПЕТЕНКО Игорь Нац.ВАЗ-21218

Командный зачет
МестоОчкиКоманда
1215«Русь-Спорт»
2188«Гео-Рейд»
3100ASG


ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН, ЭТОТ КУБОК?

Изначально идея организации соревнования более демократичного, чем Чемпионат России по ралли-рейдам, возникла после того, как этапы последнего постепенно становились заметно труднее и длиннее (началась активная «гонка вооружений»). В связи с этим, реально претендовать на приличные места в итоговой таблице Чемпионата могли только экипажи, имеющие очень солидную финансовую поддержку, которая была необходима: во-первых, для покупки конкурентоспособной техники, во-вторых, для финансирования этапов, проходящих вдалеке от Центральной части России, и, в-третьих, для содержания большого штата механиков и подготовки техники. Результат не заставил себя ждать – если в 2001/2002 годах на старт некоторых этапов Чемпионата России выходило больше сотни экипажей, то за последующие год-два их число едва достигало тридцати. Причем везде фигурировали одни и те же фамилии. Так ралли-рейды из первоначально демократичной автодисциплины стали превращаться в некий закрытый вид спорта. А тут еще РАФ решил быть «святее папы римского» и подлил масла в огонь, потребовав омологации FIA на автомобили класса Т2, участвующие в Чемпионате России. А надо заметить, что к этому моменту самым массовым автомобилем в российских ралли-рейдах был Pajero II, у которого омологация FIA закончилась в принципе. Такое решение грозило тем, что в этом классе на старт Чемпионата России выйдут только гонщики, могущие себе позволить омологированный автомобиль из приличной «конюшни», без которого рассчитывать на успех не приходится. Что же касается некогда массового «национального класса», то его ряды «выкосили» расходы на дальние многодневные поездки. Из ралли-рейдов стали уходить не самые худшие гонщики. Нужно было что-то предпринимать. Для привлечения новых сил созрело решение сделать серию коротких однодневных гонок с упрощенными техническими требованиями к машинам (по примеру многочисленных европейских бах). Кстати, тут надо заметить, что в национальных чемпионатах большинства европейских стран действуют именно национальные технические требования (они существенно мягче, чем требования FIA). И если даже чемпионат проводится по правилам FIA, то в нем, как правило, есть «национальный класс», в котором стартуют не столько машины местного производства, сколько те, у которых нет или закончилась омологация FIA. По этому пути решили пойти и в России, но получилось… как всегда. Так, например, при создании Кубка России декларировалось, что участие в его этапах обойдется как минимум вдвое дешевле, чем в Чемпионате. В принципе так и вышло, но не потому, что Кубок стал доступной альтернативой для многочисленных любителей. Случилось это из-за того, что в Чемпионате цены взлетели до уровня, подчас превосходящего европейский, еще раз подтвердив факт, что в некоторых областях мы впереди планеты всей. В итоге Кубок России 2005 и 2006 годов не оправдал возлагавшихся на него надежд и использовался в основном гонщиками ведущих команд для тренировки. Надежды на привлечение к участию в раллирейдах новых имен и, главное, гонщиков «национального класса» также не сбылись (в этапах Кубка в «национальном классе» заявлялось меньше всего экипажей). Но не обошлось и без положительных результатов. Так, упрощенные технические требования дали вторую жизнь уже списанным из Чемпионата, вследствие особенностей регламента, машинам. Например, Jeep Cherokee Игоря Козлова построен в соответствии с требованиями группы Production, но в Чемпионате из-за отсутствия омологации FIA он оказывается в Super. Аналогичная ситуация сложилась и со многими «боевыми» Pajero II. В общем, появилась реальная надежда на то, что российское ралли-рейдовое движение, наконец, выйдет из кризиса. Вот только путь этот, похоже, не близкий...

текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты